Введение
Глава 1. Теоретические и эмпирические аспекты
1.1. Исследования о влиянии характеристик населенного пункта на показатели деятельности предприятий общественного питания
1.2. Факторы эффективности предприятий общественного питания
Глава 2. Предпосылки моделей для эмпирического исследования
2.1. Гипотезы исследования
2.2. Выборка исследования
Заключение
Список использованных источников
В последнее десятилетие рынок услуг общественного питания России развивается достаточно интенсивно. В настоящее время сфера общественного питания — это совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции, то есть оказанием комплексной услуги питания. Динамичное развитие рынка способствует введению инноваций и интенсивному внедрению новых технологий в организацию снабжения предприятий питания сырьем и полуфабрикатами, материалами; в процессы производства продукции и оказания услуг, а также в организацию распределения продукции и услуг общественного питания.
Предприятие питания, занимает срединное положение в цепи поставок между поставщиками сырья, товаров и конечными потребителями кулинар-ной продукции, а, также является непосредственным поставщиком услуг об-щественного питания.
Характеристики населенного пункта являются важнейшими факторами деятельности компании, на которые она не может в значительной мере повлиять. Во многом они зависят от природных условий, государственной политики, в какой-то степени являются историческим наследием. На деятельность компании влияет масса факторов: макроэкономические показатели, особенности и динамика рынка, уровень и состав конкурентов, состояние на рынках ресурсов, инвестиционная активность и т.п. Важно понимать какое место среди этих факторов занимают характеристики населенного пункта и как они влияют на рост и развитие компаний.
Степень разработанности проблемы. Общеотраслевые исследования. Отечественные ученые: Е.Г. Анимиц, А.В. Зырянов, Т.И. Николаева, Н.В. Новикова, Е.К. Пиливанова, В.П. Степанов, М.Д. Шарыгин и др. Проводили анализ фактического размещения предприятий на конкретных примерах регионов, городов и районов с использованием картографических методов; разрабатывали теоретические модели, в основе которых лежат мотивы поведения покупателей, работников предприятий, инвесторов.
Зарубежные ученые: У. Айзард, В. Кристаллер, М. Кристофер, В. Лаундхардт, В. Леонтьев, А. Лёш, У. Рейли, И. Тюнен, П. Хаггет и др. Разрабатывали теории и модели размещения предприятий на определенной территории.
Исследования в сфере общественного питания. Советский период: В.И. Карсекин, В.С. Ковешников, А.А. Мазараки. Современники: Е.С. Богомолова, Ю.Г. Кузменко и др.
Цель работы: изучить влияние характеристик населенного пункта на показатели деятельности российских предприятий общественного питания
Задачи: анализ литературы по теме, характеристика доступных источников информации, формирование исследовательских гипотез, формулировка эконометрической модели
Объектом исследования являются российские предприятия общественного питания различных типов и форм собственности
Предмет: взаимосвязь характеристик населенного пункта и показателей деятельности российских предприятий общественного питания.
Глава 1. Теоретические и эмпирические аспекты
1.1. Исследования о влиянии характеристик населенного пункта на показатели деятельности предприятий общественного питания
Исследования о влиянии характеристик населенного пункта на показатели деятельности предприятий общественного питания проводились на стыке нескольких научных дисциплин: логистики, экономической географии и региональной экономики, экономики отдельных отраслей, градостроительных наук.
Логистика — предметом исследования является оптимизация процессов управления материальными, информационными, финансовыми потоками. Инструментами являются системный подход к созданию материало-проводящих систем, а также методы планирования и управлени логистиескими системами (Кузменко, 2001).
Экономическая география и региональная экономика — занимается выявлением особенностей, закономерностей, принципов, факторов развития размещения отраслей хозяйства. Также оценивается роль населенных пунктов как центров предоставления услуг и притяжение населенных пунктов как торговых центров. Рассматривается внутригородская иерархия зон обслуживания населения. Основными методами являются картографический метод, построение моделей размещения, расчет коэффициентов локализации, специализации и концентрации (Плисецкий, 2007).
Экономика отрасли — предметом исследования является эффективность функционирования существующей сети предприятий, оценка перспектив и разработка направлений развития сети предприятий, выявление обеспеченности и определение потребностей населения в сети предприятий, анализ и разработка основных концепций планирования и размещения сети предприятий общественного питания. Для исследования производится расчет и анализ товарооборота, издержек производства и обращения, прибыли, капиталовложений, расчет удельных показателей обеспеченности населения, расчет и анализ показателей экономической эффективности (Конькова, 2009).
Градостроительные науки — разработка схем и системы размещения предприятий сферы услуг, определение нормативов развития сети. Инструменты — схемы и модели размещения сети, нормативные показатели развития сети (Курбатов, 2007).
Территориальная логистика — определение оптимальных мест дислокации предприятий, их мощности, типов и специализации, выявление зон потенциального спроса на услуги общественного питания с учетом движения потребительских потоков, оценка влияния факторов, определяющих эффективность размещения предприятия общественного питания как существующего, так и проектируемого, определение эффективности деятельности предприятия в зависимости от характера и места его размещения. Методология территориальной логистики — анализ и разработка основных концепций планирования и размещения системы предприятий, максимизация прибыли при минимизации совокупных издержек и управлении потоками (материальными, трудовыми, финансовыми, выявление закономерностей, факторов и принципов размещения отраслей хозяйства, их оценка, а также разработка схем и моделей оптимального размещения предприятий (Конькова, 2009).
Тойн П. большое внимание уделяет таким факторам как транспортные издержки, уровень доходов населения, региональное законодательство, другим факторам, повышающим и снижающим притягательную силу города.
Новикова Н.В. предлагает систематизировать факторы, влияющие на территориальную организацию обслуживания населения городов на социальнодемографические, экономические, градостроительные.
Керачевым А.Н. при выборе оптимального места размещения предприятий торговли предложено учитывать градообразующие факторы, факторы спроса, факторы предложения и юридические нормы и правила.
По мнению Никуленковой Т.Т., характеристики населенного пункта, влияющие на показатели эффективности предприятия можно разделить на три группы: социально-демографические — численность населения и его расселение, половозрастная структура населения, изменение численности населения за счет его движения (естественного и механического), система рассления, численность трудовых ресурсов, качественная структура населения (половозрастная структура, степень образованноси, профессионально-квалификационный состав трудовых ресурсов), национальные традиции и уклад жизни; географические — климатические условия, географическое положение территории, рельеф, природные воды, растительный мир, животный мир, геологическое строение и тектонические области; логистические — структура застройки насленного пункта, структура расселения, наличие больших транспортных потоков, количество и плотность административно-деловых, спортивных и культруных центров, наличие крупных торговых культурных торговых и просветительских предприятий.
При анализе факторов влияющих на эффективность следует учитывать следующие особенности рынка услуг общественного питания:
- совмещение трех функций: производство, реализация и организация потребления
- зависимость сбыта услуг и продукции общественного питания от фактора сезонности, дней недели, времени суток
- Рынок услуг общественного питания — рынок монополистической конкуренции: Межотраслевая конкуренция с предприятиями пищевой промышленности и торгово-производственными предприятиями, а также внутриотраслевая конкуренция.
- объект рынка услуг общественного питания — «услуга-продукт»
- необходимость максимального пространственного приближения предприятия к потенциальному потребителю, вызванная отсутствием посредников, неразрывностью и одновременностью процессов производства, реализации и оказания услуг
- выполнение на рынке предприятием общественного питания разнонаправленных функций: формирование предложения на рынке услуг общественного питания; формирование спроса на сырье, товары и услуги поставщиков
- неоднозначность используемой классификации, смешение российской и зарубежной классификации предприятий питания
- внутриотраслевая конкуренция в различных сегментах рынка в зависимости от типа предприятия; специализации предприятия; контингента посетителей; территории охвата