Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью изучения особенностей гносеологии эллинистического периода.
С начала 3 века до нашей эры Влияние Рима в Средиземноморье, которое становится сильной силой городской республики, значительно возросло. Экономическое и политическое влияние также включает города континентальной Греции. Это начало в Риме проникновения греческой культуры, которая включала философию. Римская культура и образование развивались в совершенно иных условиях, чем в Греции несколько веков назад. Успешно развитые естественные и технические науки, политические и правовые рамки достигли до сих пор не достигнутых целей.
Решающим импульсом для расширения греческой философии в Риме стал визит афинских послов, среди которых были наиболее видные представители греческих философских школ, существовавших в то время.
В это время в Риме развились три философские тенденции, которые уже возникли в эллинистической Греции: стоицизм, эпикурейство и скептицизм.
Эллинистический период длился от начала походов Александра Македонского до завоевания римлянами Египта. Перерыв IV и III вв. до н.э. - это время, когда кризис свободной греческой политики находится на пике. Поражение в Хейроне (338 г. до н.э.). И проигранная Ламианская война означала конец свободной политической жизни на материковой части Греции.
Греческие города сначала попали под власть Македонии, а затем постепенно под влиянием римлян. Этот процесс заканчивается образованием римской провинции Ахайя в 146 году до нашей эры.
Экономический и политический упадок Греции, упадок роли полиса отражен в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия Аристотеля) и активное участие в политической жизни, проявившееся у греческих философов, постепенно сменяются индивидуализмом, этизированием и морализацией или скептицизмом и агностицизмом.
Со временем интерес к философскому мышлению в целом сильно снижается. Наступает время мистики, религиозно-философского синкретизма и христианской философии.
Степень изученности проблемы. Данная тематика была подробно изучена в трудах таких ученых как: Асмусм В.Ф., Бесса Ж.-М., Буассьера А., Дюмона Ж.-П., Казаковой Н.Т., Мамардашвили М.К., Пети П., Ларонда А., Чанышева А.Н.
Объект исследования - гносеология эллинистического периода.
Предметом работы является процесс изучения особенностей гносеологии эллинистического периода.
Целью данной работы является изучение особенностей эллинистической эпистемологии.
Задачи работы:
- исследовать эллинизм как время средиземноморской истории,
- изучить основы эллинистического общества,
- изучить особенности гносеологии эллинистического периода.
Методологической основой работы являются универсальные диалектические методы; общенаучные методы; частные научные методы: специфическое социологическое, сравнительное право.
Работа состоит из введения, основная часть которого состоит из введения, глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Общее представление о гносеологии эпохи эллинизма
1.1. Эллинизм, как период в истории Средиземноморья
Эллинистическая цивилизация упоминается как новый этап в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальных отношений народов Средиземноморья, Западной Азии и соседних регионов.
Они начались с восточной кампании Александра Македонского и массовой колонизации эллинов (греков и македонцев) на вновь завоеванных землях. Временные и географические границы эллинистической цивилизации определяются учеными по-разному, в соответствии с толкованием термина «эллинизм», введенного в науку в первой половине XIX века.
История эллинизма четко разделена на три периода:
- появление эллинистических государств (конец 4-го века - начало 3-го века до нашей эры),
- формирование социально-экономической и политической структуры и расцвет этих государств (III - начало II. до н.э.),
- период экономического спада, рост социальных противоречий, подчинение власти Рима (середина II - конец первого века до нашей эры). [2]
Упадок эллинистических держав и расширение римского владычества в Средиземноморье, на фронте и в Центральной Азии - владения восходящих местных государств не означали его смерти. В качестве составной части участвовал в формировании парфянской и греко-бактрийской цивилизаций. После того, как Рим покорил все восточное Средиземноморье, на его основаниях возник сложный сплав греко-римской цивилизации.
В ходе завоевания были основаны новые города, созданы новые каналы связи и торговли между отдаленными районами. Однако переход к мирному освоению земель произошел не сразу; Спустя полвека после смерти Александра Великого произошла жестокая битва между его командирами, Диадохами (Преемниками), как их обычно называют, чтобы разделить его наследство.
Но попытка Пердикки консолидировать свое самодержавие и распространить его на западные сатрапии закончилась его собственной смертью и положила начало войнам Диадочи. В 321 году до нашей эры В Трипарадисе сатрапии и должности были перераспределены: Антипатр стал регентом, королевская семья была переведена из Вавилона в Македонию, Антигон стал стратегом-самодержцем Азии, командующим всеми войсками, назначенным и уполномоченным вести войну с Евменом, последователем Пердикки. В Вавилоне, который утратил значение царской резиденции, командиром геты Селевка был назначен сатрап. [3]
Греция и Македония стали важным плацдармом, в который были вовлечены как королевский дом, так и македонская знать и греческий полис. Филипп Аридей и другие члены королевской семьи были убиты, а Кассандре удалось укрепить свои позиции в Македонии. В Азии после победы над Евменом и его союзниками Антигон стал самым могущественным из Диадохов, и сразу же против него сформировалась коалиция Селевка, Птолемея, Кассандры и Лисимаха. В Сирии, Вавилонии, Малой Азии и Греции началась новая серия сражений на море и на суше.
Новый этап войны в Диадохе начался после убийства молодого Александра IV по приказу Кассандра. В 306 году до нашей эры он Антигон и его сын Деметрий Полиоркет, а затем и другие Диадохи присваивают себе королевские титулы, тем самым признавая распад власти Александра и утверждая притязания на македонский престол. Наиболее активно искал его Антигон. В Греции, Малой Азии и Эгейском море происходят военные действия. В битве с объединенными силами Селевкоса, Лисимаха и Кассандры в 301 году до нашей эры.
После смерти Кассандры в 298 г. до н.э. Борьба за Македонию, которая длилась более 20 лет, возобновилась. С другой стороны, ее трон занимали сыновья Кассандры, Димитрий Полиоркет, Лисимах, Птолемей Керевн, Пиррус Эпирский. Помимо династических войн в начале 270-х годов до н.э. Македония и Греция были оккупированы кельтскими галатами. Только в 276 году Антигон Гонат (276-239 до н.э.), сын Деметрия Полиоркета, победившего Галатов в 277 году, утвердился на македонском престоле, и Македонское королевство обрело политическую стабильность.
Александр Македонский умер в 323 г. до н.э. В 33 года очень рано и неожиданно. Большинство историков считают, что он умер от малярии. Его смерть способствовала быстрому распаду обширной империи Александра Македонского, которая простиралась от Инда до Египта, от Малой Азии до песчаных пляжей Аравии. Регенту Пердикке, который должен был обеспечить передачу власти от Александра его маленькому сыну, было уже 321 г. до н. эры. Власть Александра распалась на царства во главе с диадохами - полководцами Александра, губернаторами некоторых провинций.
Рядом с библиотекой находился Музей, из которого произошло современное слово «музей». Это огромный исследовательский институт в Александрии, где собрались ученые из Греции и эллинистического мира.
Таким образом, паровой двигатель, изобретенный учеными-эллинистами, использовался только для отделения театрального занавеса. Проблема в том, что производство не требовало изобретений. Древнее производство даже в эллинистический период основывалось на дешевом рабском труде. Поэтому развитие науки не сопровождалось развитием производства.
Большие изменения происходят в культурной и религиозной сфере. Во-первых, существует культурная экспансия греческого мира на восток. Греческий язык является признанным языком на Ближнем Востоке, по крайней мере, он известен образованным классам. Есть огромные миграции населения. Из-за многочисленных войн многие нации и их представители перемещаются из страны в страну. Одно из этих движений - миграция евреев из Иудеи в Египет - привело к колоссальной культурной революции.
Время эллинизма принесло миру много изобретений и культурных достижений. Эти три столетия изменили мир (во всяком случае, мир Восточного Средиземноморья) и привели к смешению греческих и восточных идей в науке и культуре. Для нас важно, что эллинистический период обычно является примером успешного сосуществования и сотрудничества между разными культурами и культурами с разными корнями.
1.2. Основы эллинистического общества
Эллинизм - это время в истории Средиземноморья, особенно на Востоке, которое длилось от смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) до окончательного установления римского владычества на этих территориях, обычно в падении Птолемеевского Египта ( 30 г. до н.э.). Термин первоначально означал правильное использование греческого языка, особенно не греками, но после публикации работы Иоганна Густава Дройзена «История эллинизма» (1836–1843) термин вошел в изучение истории. Особенностью эллинистического периода было широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, входящих в состав государств-диадохов. [7]
Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от политической организации полиса к наследственным эллинистическим монархиям, смещением культурных и экономических центров из Греции в Малую Азию и Египет. Внезапная смерть Александра Македонского в 323 г. до н.э. послужил сигналом к началу распада его империи, которая обнаружила всю ее мимолетность. Командиры Александра по имени Диадохи начали серию кровопролитных войн и споров за престол единого государства, продолжавшегося 22 года. Поэтому ни один из диадохов не мог одержать решительной победы над всеми остальными и 301 против Лангерринген. После битвы при Ипсе они разделили империю на несколько отдельных частей. Например, Кассандра получила престол Македонии, Лисимах - Фракию и большую часть Малой Азии, Птолемей - Египет, Селевк получил расширенные земли от Сирии до Инда. Этот раскол длился недолго - еще в 285 году до нашей эры. Лисимах побеждает царя Эпира Македонии, но вскоре погибает в войне с Селевком I Никатором. Однако сама Империя Селевкидов вскоре потеряла свои владения в Малой Азии, разделив регион на несколько небольших независимых государств, из которых особенно заслуживают внимания Пон, Вифиния, Пергам и Родос.
Новые государства организованы по особому принципу - эллинистической монархии, которая основана на синтезе местных деспотических и политических традиций греческого полиса. Будучи независимым сообществом, полис сохраняет свою независимость как социальный и политический институт также в рамках эллинистической монархии. Такие города, как Александрия, пользуются автономией, а их граждане пользуются особыми правами и привилегиями.
Во главе эллинистического государства обычно стоит царь, который обладает полной государственной властью.
Греческий мир был очень тесно связан, о чем свидетельствует существование единой финансовой системы и масштабы миграционных потоков внутри эллинистического мира (эллинистический период был периодом относительно высокой мобильности населения Греции, особенно материковой части Греции в конце греческого периода).