Актуальность работы. Метод любой отрасли права – основополагающая для правовой науки юридическая категория. Метод отражает саму суть правового регулирования той или иной группы общественных отношений, и именно в методе заключена специфика, свойственная отрасли на том или ином этапе исторического развития. Трудовое право – не является исключением. Именно особый подход к регулированию трудовых отношений и набор специфичных приемов воздействия на эти отношения отражает сущностные особенности трудового права как отрасли.
Метод правового регулирования трудовых отношений в последние годы претерпел значительные изменения, а отрасль трудового права стала одной из наиболее динамично развивающихся отраслей права в Российской Федерации, в связи с чем представляет интерес становления, со- временные особенности и перспективы развития метода трудового права. Трудовое право возникло и продолжает развиваться на границе частного и публичного, отражая баланс интересов работников и работодателей, достижение которого изначально признавалось основным социальным назначением трудового права.
В соответствии со ст.1 ТК РФ,[1] основной задачей трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Ни одна другая отрасль права не ставит перед собой таких задач в регулировании отношений, составляющих ее предмет. А специфика целей, вне всякого сомнения, требует набора средств и способов для их реализации, т.е. особого правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Объект исследования - совокупность общественных отношений, связанных с методом трудового права.
Предмет исследования - сущность и особенности метода трудового права.
Цель работы - с позиции комплексного анализа охарактеризовать особенности метода трудового права.
В соответствие с указанной целью в работе поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1) дать общую характеристику метода правового регулирования;
2) рассмотреть становление и развитие метода российского трудового права;
3) охарактеризовать основные черты метода современного трудового права;
4) проанализировать сочетание централизованного, регионального и локального регулирования как важнейшая современная особенность метода российского трудового права .
Структура работы состоит из введения, двух глав, включающих два параграфа, заключения и списка использованной литературы
Глава 1. Метод трудового права как особая модификация единого метода правового регулирования общественных отношений
-
Общая характеристика метода правового регулирования
Начавшийся в 90-е гг. прошлого столетия в России процесс становления новой рыночной экономики требует эффективного правового регулирования отношений в сфере труда, что обусловлено необходимостью сохранения баланса экономических и социальных интересов, интересов работодателей и работников. Успех решения этой важной задачи зависит от того, какие правовые средства будут выбраны законодателем, какие приемы и способы будут использованы в правовом регулировании общественных отношений.
Трудовое право - это отрасль российского права, непосредственно связанная с экономическими процессами в государстве. Выступая в качестве основного правового регулятора общественных отношений в сфере труда, оно оказывает прямое влияние на уровень социально-экономического благосостояния населения, на социальный климат в обществе в целом.
Традиционно критериями деления права на отрасли и институты выступают предмет и метод правового регулирования[2]. Под предметом понимается определенная совокупность общественных отношений, а под методом - характер, способы и средства правового воздействия на эти отношения.
В ТК РФ законодательно определена структура предмета правового регулирования, согласно которой трудовое право регулирует трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
В общем виде компонентно-структурная характеристика предмета трудового права включает четыре группы: собственно трудовые отношения; отношения, предшествующие трудовым; отношения, сопутствующие трудовым и отношения, вытекающие из трудовых.[3]
Как отмечал А.И. Процевский, «сам факт участия людей в общественном труде порождает систему отношений, предшествующих и сопутствующих ему, а также за ним следующих» .
«Пཾрактически общепризнано, что предмет российского трудового права составляет достаточно обширная группа общественных отношений, включающая в себя трудовое отношение, а также ряд других, которые условно можно подразделить на отношения предшествующие, сопутствующие трудовым и вытекающие из них»[4], - подчеркивает Е.Б. Хохлов.
Предмет трудового права постоянно изменяется, и на его содержание существенно влияют происходящие в современном мире процессы глобализации, информатизации и научно-технического процесса.
Как следствие, предмет трудового права - это система (структурированная совокупность) трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обладающих специфическими особенностями и глубоким содержанием; система, базирующаяся на комплексных правовых нормах и нуждающаяся в многообразных средствах правового регулирования. Вот почему существование предмета как совокупности общественных отношений неизбежно подразумевает существование метода.
Метод правового регулирования - это основополагающая категория правовой науки. Проблемы, связанные с исследованием метода - одни из наиболее сложных в общей теории права. Подтверждение тому - многочисленные дискуссии в научной литературе как относительно самого понятия метода, так и относительно его соотношения с категориями предмета, механизма и способов правового регулирования.
В доктрине достаточно активно изучались вопросы метода правового регулирования как критерия деления права на отрасли, влияния предмета правового регулирования на метод. Первое комплексное исследование метода трудового права было осуществлено в 1972г. А.И. Процевским . В дальнейшем фундаментальных и подробных исследований по данному вопросу не было, в научных работах[5] затрагивались, как правило, лишь отдельные элементы (черты) метода трудового права.
Детальное изучение метода правового регулирования трудовых отношений и его элементов представляется сегодня чрезвычайно важным. Ведь право способно реагировать на происходящие изменения, упорядочивать их, обеспечивать развитие общественных отношений в прогрессивном направлении только применяя те или иные методы правового регулирования. Грамотно выстроенная система методов правового регулирования, ее умелое использование делают возможным наиболее результативное решение стоящих перед обществом и государством задач.[6]
В связи с этим, вопрос о методе правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений нуждается в новых фундаментальных исследованиях, так как имеет не только теоретическую, но и большую практическую значимость[7].
Метод правового регулирования рассматривается в основном при анализе системы права как критерий для дифференциации отраслей. Методы - это главное, что выражает самую суть, стержень того или иного юридического режима регулирования; следовательно, они служат именно тем объединяющим началом, которое компонует правовую ткань в главные структурные подразделения правовой системы - в отрасли права.
Как справедливо заметил А.М. Лушников, «метод трудового права есть первичная характеристика отрасли»[8]. В этой связи нельзя согласиться с точкой зрения Ю.А. Свирина о том, что «метод правового регулирования не имеет самостоятельного правового значения», а лишь «способствует более точной и строгой градации права на отрасли».[9] Это утверждение не выдерживает критики: своеобразие каждой отрасли права выражается, в первую очередь, в особенностях ее регулятивных свойств, способов и приемов регулирования, и это не второстепенные, а напротив - определяющие, существенные признаки отрасли, раскрывающие ее юридическое со держание.
Общая теория права выработала определенный взгляд на сущность метода правового регулирования. С.С. Алексеев определяет методы правового регулирования как «приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридического инструментария».ཾ[10]
Подобное определение дают и другие авторы, например, Г.Л. Осокина определяет метод как «совокупность юридических приемов, средств и способов воздействия, используемых законодателем при регулировании общественных отношений».[11]ཾ
Н.И. Матузов и А.В. Малько под методом правового регулирования понимают «определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения».ཾ[12]
Одно из первых комплексных исследований метода правового регулирования принадлежит А.М. Витченко. Он рассматривает метод правового регулирования в двух аспектах: как основной или общий метод, присущий системе права в целом, и как отраслевой метод правового регулирования. По мнению автора, «общий метод правового регулирования есть совокупность специфически- нормативных средств воздействия права на общественные отношения, позволяющие отграничить правовое регулирование от других форм воздействия права на общественные отношения»[13]. Указанное определение метода раскрывает своеобразие права среди других средств социального управления, что позволяет считать общеправовой метод важнейшей составляющей (признаком) самого понятия права.
Проведенный анализ теоретических позиций позволяет сделать вывод о значимости и многогранности правовой категории метода правового регулирования.
Метод, по нашему мнению, следует рассматривать, как минимум, в двух проявлениях.
Во-первых, метод правового регулирования - есть неотъемлемое свойство права как такового, ведь именно специфичные способы, средства, приемы регулирования, в первую очередь, позволяют отличить право от других социальных регуляторов. Правовой способ воздействия на общественные отношения отличается от всякого иного: а) четкостью нормативно-правовых предписаний, носящих характер прав и обязанностей участников регулируемых отношений; б) общеобязательностью этих предписаний; в) тем, что нормы права действуют не каждая в отдельности, а в совокупности с другими нормами как составная часть целой правовой системы;
г) реализация правовых норм обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.
Перечисленные свойства права в совокупности образуют общеправовой метод регулирования общественных отношений, который является общим для всех отраслей. Общий (общеправовой) метод регулирования отличает упорядочение общественных отношений с помощью права от других (внеправовых) способов воздействия государства и уполномоченных им организаций на волю и сознание участников общественных отношений.[14] В.М. Горшенев отмечает, что методы правового регулирования, отраженные в нормах, являются «достоянием самого права, а не регулируемых правом общественных отношени». Следовательно, метод правового регулирования выражает специфику права как такового, позволяет дифференцировать право от других социальных регуляторов.
Во-вторых, под методом понимают «способы воздействия норм данной отрасли на поведение людей, на регулируемые данной отраслью общественные отношения»[15]. В этом смысле, особый метод регулирования - важнейшая составляющая любой отрасли права, и, одновременно, критерий для разграничения отраслей. Отраслевой метод характеризует отрасль своеобразием ее воздействия на общественные отношения, и он, подобно общеправовому методу, заключает в себе основные особенности отрасли, ее важнейшие правовые свойства. Именно поэтому метод является главным юридическим критерием для разграничения отраслей права и построения системы права. Отраслевой метод объединяет нормы и институты отрасли в единое целое, раскрывает ее юридическое содержание.