Введение
Глава 1. Административно-правовой режим регистрации транспортных средств
1.1. Сущность и правовые основания государственной регистрации транспортных средств
1.2.Особенности регистрационных действий
Глава 2. Правоотношения, возникающие на основе государственной регистрации транспортных средств
2.1.Последствия государственной регистрации транспортных средств
2.2. Совершенствование законодательства в сфере транспортных средств
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования. Произошедшие в последние годы изменения во всех сферах государственного управления не могли не сказаться на содержании административного и административно-процессуального права, не вызвать трансформации системы административных процедур. Наряду с традиционными административными производствами отмечается появление новых административных процедур, осуществляемых в сфере государственного управления уполномоченными на то органами исполнительной власти, - это, прежде всего, регистрационное, лицензионное и исполнительное производство.
Несмотря на значительное количество принятых в последнее время законодательных и иных нормативных правовых актов, включающих отдельные нормы, регламентирующие регистрационное административное производство, их содержание зачастую способствует не разрешению, а возникновению новых вопросов, как в теоретическом плане, так и в правоприменительной деятельности. В этой связи объективно существует потребность в более четком регулировании норм административного производства, не позволяющем допускать их произвольное толкование.
Сложность решения данной проблемы состоит в недостаточной разработанности теоретических вопросов относительно некоторых административных производств, в частности государственной регистрации транспортных средств (ТС). Существующие разнообразные позиции ученых-правоведов в различных отраслях права, практиков правоприменения и производства транспортных средств по вопросам толкования терминов и понятий усложняют задачу совершенствования норм в названной сфере.
В настоящее время государственную регистрацию ТС все чаще упоминают в свете систематического несоблюдения прав собственников со стороны органов исполнительной власти либо как специфичный способ легализации похищенного транспорта. Глобальные масштабы проблемы подтверждают сведения ИНТЕРПОЛа о том, что оборот рынка похищенной автотехники составляет около 21 млрд долларов США. Данный вопрос актуален и для России. Практика показывает, что именно в процессе регистрации ежегодно выявляется более 70 тысяч ТС с признаками такой преступной легализации, и лишь 0,5 % таких фактов доводятся до рассмотрения в судебных инстанциях.
Возникает вопрос о необходимости совершенствования влияния процедуры государственной регистрации ТС на раскрытие их хищений, пресечение их противозаконного сбыта или приобретения. Представителями науки и практиками активно обсуждаются два варианта развития: первый вариант заключается в совершенствовании деятельности нынешней системы органов регистрации ТС за счет четкой регламентации административных процессуальных норм и специализации соответствующих подразделений; второй вариант - создание специализированных органов, осуществляющих регистрацию по единым процессуальным правилам, систематизированным в специальном кодифицированном акте.
Актуальность исследования определяется как неблагоприятными тенденциями в сфере незаконного оборота ТС, так и недостатками нормативно-правовой регламентации в области противодействия этим негативным процессам, а также отсутствием соответствующих научно обоснованных методик и рекомендаций.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с особенностями регистрации транспортных средств.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, иные источники, регламентирующие особенности регистрации транспортных средств.
Цель работы – охарактеризовать сущность и особенности регистрации транспортных средств.
В соответствие с указанной целью в работе поставлены следующие задачи: 1) изучить сущность и правовые основания государственной регистрации транспортных средств; 2) рассмотреть особенности регистрационных действий; 3) проанализировать последствия регистрации ТС; 4) исследовать перспективы совершенствования законодательства в сфере транспортных средств.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Административно-правовой режим регистрации транспортных средств
Сущность и правовые основания государственной регистрации транспортных средств
На сегодняшний день государственная регистрация ТС представляет собой обеспечивающий комплексный административно-правовой режим, регулирующий деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, а равно порядок реализации ими обязанностей, прав и ответственности в целях осуществления контроля и учета прав собственности на ТС и сделок с ними либо самого ТС (как предмета, являющегося источником повышенной опасности), реализуемых путем вынесения уполномоченным органом индивидуальных административно-правовых актов в рамках процедуры, урегулированной пятиуровневой системой нормативных правовых актов. Указанную систему образуют:
1) Конституция РФ[1], Гражданский кодекс РФ (статьи 130[2] и 1079[3]) и акты международного права;
2) положения федеральных законов, уточняющие вопросы регистрации отдельных видов ТС (Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»[4], Кодекс внутреннего водного транспорта[5], Кодекс торгового мореплавания[6] и Воздушный кодекс Российской Федерации)[7];
3) акты органов исполнительной власти - Правительства РФ либо иных органов, на которые закон возлагает нормотворческие функции в области регулирования транспортной деятельности или непосредственно в сфере регистрации ТС;
4) межведомственные и ведомственные нормативные акты, устанавливающие непосредственно процедуру регистрации, порядок принятия индивидуальных административно-правовых актов путем оформления документов и т.п.;
5) ведомственные приказы, инструкции, указания, письма и т.п., определяющие внутреннюю организацию деятельности подразделений, осуществляющих регистрацию ТС.
С 15 октября 2013 года вступил в силу новый административный регламент регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции (далее – Регламент). Документ утвержден приказом МВД России от 7 августа 2013 г. № 605 и принят во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, который установил принципы межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и новые требования к качеству оказания государственных услуг. Корректировке также подверглись и соответствующие правила регистрации (далее – Правила), утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001[8].
Как отмечает Госавтоинспекция, данные меры должны привести к существенной экономии временных затрат собственников и владельцев транспорта при совершении регистрационных процедур. При этом потребность в новом регламенте – объективная, поскольку количество транспортных средств в России растет, а значит – увеличивается и нагрузка на регистрирующие их органы. Так, по данным ведомства, за 2013 года в России было зарегистрировано более 2,1 млн автомототранспортных средств, а снято с учета выбывших из эксплуатации – более 395 тыс. Таким образом, прирост количества транспорта за указанный период составил более 1,7 млн единиц.
Рассмотрим ключевые изменения, которые произошли в порядке регистрации транспортных средств.
Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Собственник транспортного средства – физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться транспортным средством (например, на основании договора купли-продажи, мены, дарения, свидетельства о праве на наследство, решения суда).
Владелец транспортного средства – физическое или юридическое лицо, от имени собственника владеющее, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортным средством (например, на основании права хозяйственного ведения или оперативного управления, доверенности, договора поручения).
- Пересмотрены сроки оказания госуслуги по регистрации транспортного средства. Новый регламент устанавливает четыре вида регистрационных действий (п. 31 Регламента):
- регистрация транспортного средства;
- изменение регистрационных данных;
- прекращение регистрации транспортного средства;
- снятие с учета транспортного средства.
Для их совершения используются девять административных процедур (п. 32 Регламента):
- прием заявления – до 5 мин.;
- проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах – до 20 (при отсутствии возможности проведения автоматизированной проверки – до 30 мин.).;
- осмотр транспортного средства – до 20 мин. (срок действия результатов осмотра составляет 30 суток с даты его проведения);
- принятие решения о проведении регистрационных действий либо об отказе в проведении регистрационных действий – до 10 мин.;
- оформление документов, подлежащих выдаче заявителю – до 10 мин.;
- проверка и подписание документов – до 5 мин.;
- введение информации в автоматизированные информационные системы – до 10 мин.;
- выдача документов и государственных регистрационных знаков – до 5 мин.;
- сохранение документов, послуживших основанием для предоставления государственной услуги, прием регистрационных знаков для хранения и (или) утилизации – до 5 минут.