Курсовая работа|Педагогика

Развитие творческого воображения нетрадиционными средствами рисования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2013 | Страниц: 58

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития 

творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1.Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте 

1.2. Роль ознакомления детей с нетрадиционными средствами 

рисования в развитии творческого воображения 

Выводы по 1 главе

Глава 2. Анализ результатов экспериментального изучения возможности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами рисования

2.1  Организация и методы исследования

2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента

2.3 Программа формирующего эксперимента

2.4 Анализ результатов контрольного эксперимента 

2.5 Рекомендации для воспитателей по развитию творческого воображения нетрадиционными техниками рисования

Выводы по 2 главе 

Заключение

Список литературы

Приложения

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании творческой личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития творческих процессов и нахождения путей их оптимизации.

Психологи доказали, что воображение широко включено в творческую деятельность человека на различных этапах его жизни. Особенно значимым становится выявление специфики воображения, закономерностей его развития и становления при изучении дошкольного детства, так как именно в этот период, как указывал Л.С. Выготский, закладываются основы развития данного процесса. На значение воображения, фантазии в жизни ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них (В. Штерн, Д. Дьюи) утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого, другие (Л.С.Выготский, С.Л. Рубинштейн) указывали на относительность детского воображения, которое можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Глубоко подметил это К.Д.Ушинский, который писал: «Воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека, и не заключает в себе ничего поэтического, так как эстетическое чувство развивается позже других, но дело в том, что и слабенькое детское воображение имеет такую власть над слабой и еще неорганизованной душой дитяти, какого не может иметь развитое воображение взрослого человека над его развитой душой».

Изучением воображения вообще и воображением дошкольников занимались исследователи: Дьяченко О.М., Выготский Л.С., Немов Р.С., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Рубинштейн С.Л., Вернер.

В современной психологии существует представление о воображении, как о психическом процессе создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание. Выделены виды воображения: непроизвольное или пассивное: сновидения, грезы, галлюцинации (слуховые и зрительные); произвольное или активное воображение: воссоздающие или репродуктивное и творческое.

Установлено, что воображение развивается в дошкольном детстве.

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы воображения. Для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм.

Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации деятельности дошкольников.

Формирование и развитие творческого воображения в изобразительной деятельности — наименее разработанный вопрос психологической науки, нуждающийся в тщательном опытном исследовании.

Все это и обусловило актуальность темы исследования.

При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием методических рекомендаций по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования, которая состоит в изучении влияния изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Данная проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие  творческого  воображения  нетрадиционными  средствами  рисования».

Цель работы - экспериментально изучить развитие творческого  воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий изобразительной деятельностью с использованием  нетрадиционных средств рисования и разработать рекомендации для воспитателей.

Объект исследования -  развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности нетрадиционными средствами.

Гипотеза исследования - предполагаем, что целенаправленная работа с использованием нетрадиционных способов рисования будет способствовать развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы развития воображения детей старшего дошкольного возраста.
  2. Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
  3. Разработать и апробировать систему занятий, направленных на развитие творческого воображения в процессе изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных средств рисования.
  4. Проанализировать и оценить эффективность системы занятий констатирующего эксперимента.
  5. Разработать рекомендации для воспитателей в работе по развитию творческого воображения у детей на занятиях изобразительной деятельностью.)

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, опытная работа, статистический метод обработки данных.

База исследования. Исследования проводятся на базе МДОУ общеразвивающего вида Детского сада №… города Нижнего Новгорода. Количество испытуемых 20 детей старшего дошкольного возраста.

Научная новизна исследования состоит в том, что потенциал изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у дошкольников впервые рассматривается как самостоятельная исследовательская проблема; путем опытной работы проверена эффективность мероприятий по развитию воображения в изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник рисования.

Практическая значимость заключается в том, что выводы и результаты могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольных учреждений.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения двух глав: теоретической и практической, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста

1.1.Творческое воображение, его развитие в дошкольном возрасте

Воображение – это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний и соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом творческого воображения [6].

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий [1, с.160]. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком разные психологи объясняли по-разному.

В психологии воображение трактуется как своеобразный тип синтеза чувственного и рационального, особенность которого и заключается в его субъективности. Роль воображения в процессе творческого познания можно определить как один из способов использования имеющихся у человека знаний для получения новых знаний, как перенос знаний с одной области на другую, свойства которой должны быть изучены для решения познавательных задач [4].

Создатель психоанализа З. Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания чувственные тенденции [7].

Примерно ту же позицию продолжает и развивает Пиаже. Исходной точкой развития ребенка, по Пиаже, является мышление, не направленное на действительность, т.е. миражное мышление или воображение. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению. Чем младше ребенок, тем более его мысль направлена на воображаемое удовлетворение его желаний. Лишь в более позднем возрасте ребенок начинает учитывать реальность и приспосабливаться к ней [7, с.22].

Итак, согласно этой позиции воображение отличается от реалистического мышления тем, что оно:

  • подсознательно (ребенок не осознает своих целей и мотивов);
  • направлено на собственное удовольствие, а не реальную деятельность в окружающей действительности;
  • является образным, символическим мышлением, оно не может быть выражено в словах и сообщено другим людям.

И все-таки воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого. Оно проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкий «отлет» от действительности [11, с.160]. И главное - дети верят в то, что придумывают. Воображаемый и реальный миры не отделены у них столь четкой границей, как у взрослых. Переживания, которые вызываются воображаемыми событиями, для них совершенно реальны и значительно сильнее, чем у взрослых. Дети 3-5 лет могут оплакивать судьбу серенького козлика или колобка, угрожать злому волшебнику и пытаться побить его во время спектакля, придумывать пути спасения зайчика от хитрой лисы и пр. То, что происходит в воображаемом пространстве (в сказке, не словах, на сцене), вызывает у него самые сильные эмоции, воображаемый персонаж может стать для него реальной угрозой или спасением. Известно, что взрослые из воспитательных соображений вводят в жизнь и сознание ребенка разных придуманных персонажей: Бабу Ягу или Змея Горыныча, которые забирают непослушных детей, или добрых фей, которые приносят замечательные подарки и творят разные волшебства. Эти персонажи становятся для ребенка живыми и совершенно реальными. Дети всерьез боятся выдуманную Бабу Ягу и ждут (а иногда и видят) добрую фею. Жестокие шутки старших детей на улице: «Баба Яга летит!» - вызывают слезы и паническое бегство дошкольника. Даже дома, в интимной и безопасной обстановке, может возникнуть страз воображаемых событий. Многочисленные детские страхи, которые нередко встречаются в этом возрасте, объясняются как раз силой и живостью детского воображения.

Повышенная эмоциональность - важная отличительная черта воображения дошкольника [14, с.184]. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.

Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психических механизмов творческого воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко, в которых выяснились особенности воображения детей разного возраста на материале решения воображаемых задач [6].

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции - познавательную и аффективную [23, с.302]. Основная задача познавательного воображения - это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети могут творчески овладеть схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя - чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая и других, как раз и выполняют эту функцию.

Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.

Хотя воображение относится к познавательным процессам, но в отличие от восприятия и мышления оно служит человеку не только для познания окружающего познания, но и для его преобразования, создания новых механизмов, знаний, произведений искусства, т. е. для творчества в разных областях жизни и деятельности [14, с.126].

Большинство отечественных психологов подчеркивают образный характер творческих процессов (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец и др.). О.М. Дьяченко вычленяет семь основных механизмов воображения, носящих действенный, преобразующий характер:

  • типизация (создание целостного образа синтетического характера);
  • комбинирование (осуществление анализа и синтеза элементов реальности);
  • акцентирование (подчеркивание, заострение тех или иных черт, особенностей объектов);
  • преувеличение или преуменьшение предметов и явлений;
  • конструкция (создание целого по части);
  • агглютинация (сочетание разнородных свойств реальности);
  • уподобление (использование аллегорий и символов) [11, с.55].

В исследованиях А.В. Петровского, О.М. Дьяченко выделены два вида воображения - активное и пассивное. Активное воображение подразделяется на воссоздающее и творческое. Для участия в творческой деятельности, для развития творческих способностей наиболее значимо творческое воображение, так как оно позволяет открывать новые, сущностные характеристики действительности.

В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаются эти представления по их оригинальности и реалистичности. Оригинальность, своеобразие представлений творческого воображения - это степень новизны, непохожести на то, что уже было известно, а реалистичность определяется тем, насколько представление, созданное воображением, близко к действительности. Сохраняются для творческого воображения и различия по яркости представлений. Результаты творческого воображения нельзя оценить сами по себе, вне той деятельности, которую они обслуживают [34].

В современной психолого-педагогической литературе теория становления творческой деятельности рассматривается в тесной взаимосвязи с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием творческого воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.В. Эльконин, В.В. Давыдов).

Исследуя особенности детского воображения, Л.С. Выготский писал, что продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии, то есть это воображение достигает своей полной зрелости у взрослого человека. У ребенка «не только материал, из которого строит воображение беднее, чем у взрослого, но и характер комбинаций, которые присоединяются к этому материалу, их качество значительно уступает комбинациям взрослого» [7, с.78].

Становление детского воображения подчиняется общим закономерностям развития этого процесса, но имеет свои особенности и, по мнению Л.С. Выготского, каждый период детства обладает своей формой творчества. Исследователи отмечают тот факт, что творческое воображение в своем развитии постепенно переходит из элементарных форм в сложные, от простого произвольного комбинирования к комбинированию логически аргументированному.

Анализируя механизмы продуктивного воображения, Л.С. Выготский отмечал, что уже в раннем возрасте мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх детей [9, с.15] и игра ребенка не простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их, построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка. Так же точно стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как и игра [9, с.17].

Процесс творческого воображения изучался также А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Н.Н. Поддъяковым, О.М. Дьяченко и др. В их исследованиях подчеркивается мысль о том, что творческое воображение связано с существенной новизной и неопределенностью познаваемой ситуации, разрешение которой предполагает неограниченное разнообразие возможных способов.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2003. – 429с.
  2. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  3. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  4. Бермус А.Г. Гуманитарная методология разработки образовательных программ // Педагогические технологии.- 2004. - № 2
  5. Богданов И.В., Лазарев С.В. и др. Психология и педагогика: Учебное пособие. М., 2003. – 319с.
  6. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Промм – ЕВРОЗНАК, 2006. – 310с .
  7. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112с.
  8. Бушуева Л. С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников // «Начальная школа», 2003. - № 8
  9. Выготский Л.С., Лекции по психологии. СПб., 2003. – 291с.
  10. Гамезо М., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 2001. – 331с.
  11. Дудецкий А.Я. Теоретические основы воображения и творчества. Смоленск, 2004. – 210с.
  12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание - 2004 - №2
  13. Козубовский В.М. Общая психология: Познавательные процессы. Учебное пособие. Минск, 2008. – 521с.
  14. Коршунов Л. С. Воображение и его роль в познании. М., 2004. – 294с.
  15. Крутецкий В.А. Психология. М., 2006. – 317с.
  16. Ксензова Г.Ю.Успех рождает успех.// Открытая школа.-2004 г.- №4.
  17. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
  18. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов. – СПб.; Питер, 2001. – 583 с.
  19. Мусийчук М.В. Практикум по развитию креативности личности. М., 2004. – 419с.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 2002. – 473с.
  21. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. - 5-е изд. - М., 2005. – 369с.
  22. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.
  23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004. – 467с.
  24. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования // Сост. Е.И. Рогов. М., 2006. – 301с.
  25. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской народной педагогике // Вопросы психологии. 2007. – №6. – с.21-27
  26. Психология. Учебник / Под ред. Головко С.В. – М., 2003. – 375с.
  27. Рибо Т. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 132-140.
  28. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007. – 118с.
  29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Педагогика, 2003. – 617с.
  30. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
  31. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. - М.: Изд-во МГУ, 1993.
  32. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
  33. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
  34. Хуторский А.В.Развитие творческих способностей. М.: Владос, 2000. – 213с.
  35. Шайдуровна Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. М.: – 2010. – 234с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское