Введение
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
1.1. Сущность понятия «коммуникация», «коммуникативные навыки», «социально-коммуникативные навыки»
1.2. Возрастные особенности и предпосылки развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игре-драматизации
2.1 Значение игры-драматизации для развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Методика развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игре-драматизации
2.3. Описание опыта развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игре-драматизации
Заключение
Список литературы
Актуальность формирования коммуникативных навыков дошкольников на педагогическом уровне определяется социальным заказом общества – формированием социально развитой личности ребенка. Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается необходимость обеспечения исторической преемственности поколений; сохранения, распространения и развития национальной культуры. Средством решения задач наследования служит общение. Опыт общения, его нравственные эталоны являются частью духовной культуры общества.
Одной из важных исследовательских задач остается разработка средств формирования коммуникативных навыков, что связано с разработкой и внедрением эффективных технологий, при которых ребенок способен познать мир в тех формах деятельности, которые ему близки, доступны и способствуют продвижению в развитии. Причем решающее значение должно придаваться деятельности, в которой ребенок сможет полно раскрыть свои возможности и наиболее эффективно усвоить социально-культурный опыт.
Анализу теории и практики общих проблем общения и коммуникации посвящены исследования Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, П.Я. Гальперина, А.Б. Добровича, А.В. Запорожца, И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, Е.С. Кузьминой, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, В.А. Сластенина, В.Д. Ширшова и др. Так, Б.Г. Ананьев и А.А. Леонтьев признают общение одним из главных видов человеческой деятельности, наряду с трудом и познанием. Теорию и методику коммуникативного развития формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста разрабатывали А. Арушанова, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.
Исследования Ш.А. Амонашвили, Е.И. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, Е.И. Радиной, Н.П. Сакулиной, А.П. Урусовой, Е.В. Шорохова и др. показывают, что в практике дошкольного обучения широко используются ситуации изобразительной, конструктивной и игровой деятельности в целях расширения кругозора ребенка, формирования у него новых представлений, понятий, способов общения.
Коммуникативная сфера детей рассматривается в общем контексте его социализации с учетом особенностей выстраивания межличностных взаимоотношений со сверстниками, а также со взрослыми (О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, Т.А. Репина и др.).
Использование игры-драматизации в формировании коммуникативных навыков дошкольников является, на наш взгляд, одним из решений проблемы формирования коммуникативных навыков.
Анализ состояния на практике показал, что педагоги недостаточно используют игру-драматизацию для развития коммуникативных навыков дошкольников. В связи с этим тема является актуальной.
Объект исследования – процесс развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в игре-драматизации.
Цель исследования – выявить роль игры-драматизации для развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «коммуникация», «коммуникативные навыки», «социально-коммуникативные навыки».
2. Выявить возрастные особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры-драматизации.
3. Раскрыть роль игры-драматизации в развитии социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать опыт применения игры-драматизации для развития социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Методом исследования является анализ психолого-педагогической литературы.
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Текст] / Российская газета (Федеральный выпуск) №6241 от 25 ноября 2013 г.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.
3. Барабанщиков, М.В. Развитие коммуникативных навыков обучающихся в свете требований ФГОС [Текст] / М.В. Барабанщиков // Апробация. – 2014. – № 11. – С. 100-101.
4. Волкова, Т.А. Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т.А. Волкова, К.В. Шеина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2013. – № 32. – С. 179-183.
5. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка [Текст] / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
6. Горбовская, А.Ю. Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста как одно из условий психологической готовности к школе [Текст] / А.Ю. Горбовская // Труды Братского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – Т. 1. – С. 50-54.
7. Дельгас, Г.В. Сказка в гости к нам пришла. Как можно организовать театрально-игровую деятельность в ДОУ? [Текст] / Г.В. Дельгас // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – № 4. – С. 77-80.
8. Дорожкина, А.А. Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредство театральной деятельности [Текст] / А.А. Дорожкина // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: Сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. – Чебоксары, 2015. – С.250-252.
9. Коваленко, А.И. Развитие коммуникативных навыков детей с общим недоразвитием речи III уровня средствами сюжетно-ролевой игры [Текст] / А.И. Коваленко, М.М. Панасенкова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – 2 (июнь). – С. 316-318.
10. Козловская, Е. Л. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через музыкальные игры и танцы в музыкальной деятельности [Текст] / Е.Л. Козловская // Концепт. – 2013. – Современные научные исследования. – Выпуск 1. – С. 1881-1885.
11. Лесняк, И.В. Педагогический потенциал театрализованной деятельности в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Лесняк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 7 (июль). – С. 118-125.
12. Лесняк, И.В. Социально-культурные условия формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе культурно-досуговой деятельности [Текст] / И.В. Лесняк // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2011. – № 5. – С. 207-212.
13. Мойсюк, А.А. Формирование коммункативной компетентности старших дошкольников [Текст] / А.А. Мойсюк, Э.В. Иванькова, Е.А. Колесникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2010. – № 2. – С. 28-33.
14. От рождения до школы [Текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы [и др.]. – М.: Мозаика-Синтез. 2010. – 304 с.
15. Полозова, О.В. Развитие речевого творчества в детей с системными нарушениями речи в театрализованной игре [Текст] / О.В. Полозова // Голос и речь. – 2012. – № 2 (7). – С. 61-68.
16. Руденский, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Руденский. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 1999. – 224 с.
17. Саблина, Т.Н. Развитие коммуникативных навыков детей в музыкальной деятельности [Текст] / Т.Н. Саблина // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 801-802.
18. Самарич, В.В. Драматизация как средство становления коммуникативных способностей будущих педагогов: Автореф. дисс. … канд. пед. наук [Текст] / В.В. Самарич. – Ставрополь, 2000. – 25 с.
19. Сушкова, И.В. Социально-личностное развитие: анализ программ дошкольного образования [Текст] / И.В. Сушкова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
20. Уринева, Н.И. Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников [Текст] / Н.И. Уринева // Социализация растущего человека в контексте прогрессивных научных идей XXI века: Сборник научных трудов I-ой всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Т.И. Никифоровой, Т.И. Гризик, Л.А. Григорович. – Чебоксары, 2015. – С. 672-674.
21. Фалунина, Е.В. Фольклорное воспитание – как фактор развития личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.В. Фалунина // Социально-психологические проблемы развития личности: мат-лы II Всерос. науч. конф. (сентябрь-ноябрь 2001 года). – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – Вып.10. – С. 10-11.