Курсовая работа|Русский язык

Курсовая Просторечная лексика русского языка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 31

Введение

Глава 1. Просторечие как объект лингвистического описания

1.1. Содержание и история термина «просторечие»

1.2.Русское просторечие как социолингвистическое явление. Функции просторечия

Глава 2. Практика употребления просторечной лексики в русском языке

2.1. Употребление просторечной лексики в художественной литературе

2.2. Проблемы употребления просторечной лексики в СМИ

Заключение

Список литературы

Вообще, просторечие можно изучать под различным углом зрения: 1) непосредственно в речи его носителей, 2) в речи лиц с иным языковым статусом, включая и носителей литературного языка, 3) в художественном и ином тексте, 4) в сопоставлении форм и/или просторечных значений с формами и/или значениями-аналогами в иных типах существования национального языка или других языках, 5) в плане отражения в просторечном лексиконе идеологии, мироощущения и др. его типичных носителей.

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе употребления просторечной лексики в русском языке.

Предмет исследованиясущность и специфические особенности употребления просторечной лексики в русском языке.

Цель настоящей работы – проанализировать понятие и особенности употребления просторечной лексики в русском языке.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить содержание и история термина «просторечие»; 2) рассмотреть русское просторечие как социолингвистическое явление; 3) охарактеризовать использование просторечной лексики в разговорной речи; 4) рассмотреть употребление просторечной лексики в современной литературе; 5) проанализировать проблемы употребления просторечной лексики в СМИ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Просторечие как объект лингвистического описания

1.1. Содержание и история термина «просторечие»

Просторечие — слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Носителем просторечия является необразованное и полуобразованное городское население, иногда, слова из разговорной речи употребляют высокопоставленные чиновники, с целью найти общий язык с целевой аудиторией.

Термин «просторечие» был введён Дмитрием Ушаковым в значении «речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами»[1].

От территориальных диалектов просторечие отличается тем, что не локализовано в тех или иных географических рамках, а от литературного языка (включая разговорную речь, являющуюся его разновидностью) — своей некодифицированностью, анормативностью, смешанным характером используемых языковых средств.

Просторечие реализуется в устной форме речи; при этом оно может получать отражение в художественной литературе и в частной переписке лиц — носителей просторечия. В целом сфера функционирования просторечия весьма узка и ограничена бытовыми и семейными коммуникативными ситуациями[2].

В современном просторечии выделяются два временных пласта — пласт старых, традиционных средств, отчётливо обнаруживающих своё диалектное происхождение, и пласт сравнительно новых средств, пришедших в просторечие преимущественно из социальных жаргонов.

Носителями просторечия являются горожане пожилого возраста, имеющие низкий образовательный и культурный уровень; представители среднего и молодого поколений, также не имеющие достаточного образования и характеризующиеся относительно низким культурным уровнем. Возрастная дифференциация носителей просторечия дополняется различиями по полу: владеющие просторечием — это преимущественно пожилые женщины, а среди пользующихся просторечием значительную часть составляют мужчины. В языковом отношении различия между этими двумя пластами просторечия проявляются на всех уровнях — от фонетики до синтаксиса.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов, в эпоху перестройки, в социологии получил распространение термин «простой человек», обозначающий людей, не получивших достаточного образования и занятых, как правило, неинтеллектуальным трудом. Данная группа русскоязычного населения может быть выделена по трём основным признакам: сфера деятельности, система ценностей и целей и язык. Признаки расположены в порядке убывания их значимости при определении социальной принадлежности индивидуума. Ведущим параметром, определяющим принадлежность конкретного человека к группе «простых людей», является сфера деятельности.

Основными чертами просторечия на фонетическом уровне являются:

  • общая небрежность речи. Смазанная картина речи в артикуляторном и акустическом плане;
  • малая громкость, быстрый темп, раскрытие рта минимальное. Речь неразборчивая;
  • чрезмерное упрощение групп согласных. Пример: «скока» вместо «сколько», «щас» вместо «сейчас», «када» вместо «когда»;
  • невыразительная интонация.

  1. Антропова, Л.И. Формы существования языка: социокультурно-коммуникативный подход: Дис. .д-ра филолог, наук: 10.02.19 Челябинск, 2005.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кошаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, «Высший балл», 2002.
  3. Войлова К.А. Судьба просторечия в русском языке: монография / К.А. Войлова. -М.: МПУ, 2000.
  4. Горшков А.И. Русская стилистика: учеб. пособие / А.И. Горшков. -М.: ООО «Издательство Астрель», 2001.
  5. Диановская, О.В. Лексическое просторечие и двуязычная лексикография / О.В. Диановская. Вологда: «Русь», 2003.
  6. Дьячок М.Т., Моисеев С.В. Социолингвистический портрет носителя просторечия //Сибирский лингвистический семинар. – Новосибирск,- 2003, № 5.-С.- 5. 7.
  7. Еремин А.Н. Проблемы лексической семантики русского просторечия. Дисс. канд. филолог. наук. М., 2001.
  8. Ерофеева Е.В. Статус просторечия в современном русском языке / Е.В. Ерофеева // Активные языковые процессы конца XX века: Тезисы докладов международной конференции: Шмелевские чтения. -М.: Азбуковник, 2000.
  9. Ланцова С. А сердцу по-прежнему больно… // Магнитогорский рабочий. – 2005. - № 82.С.9.
  10. Петренко В. Большое видится на расстоянии // Магнитогорский рабочий. – 2005. - № 12. С.8.
  11. Толковый словарь русского языка/ Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: Астрель, 2006.
  12. Тюплин А. Хантыйский узелок / // Магнитогорский рабочий. – 2005. - № 15.
  13. Тюплин А. Куда «убежало» молоко? // Магнитогорский Рабочий. – 2005. – № 14.
  14. Химик В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен. - М., 2000.
  15. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2009.
  16. Шукшин В.М. Рассказы. Книга для чтения с комментарием. М., 2009.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Русский язык
2014 год 28 стр.
Курсовая Работа над сочинением-повествованием в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2013 год 26 стр.
Курсовая Работа над изложением в начальной школе
Svetlana
Курсовая работа Русский язык
2019 год 23 стр.
Курсовая Активизация устаревших слов в современной речи
NataliKor

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское