Введение
Глава 1. Просторечие как объект лингвистического описания
1.1. Содержание и история термина «просторечие»
1.2.Русское просторечие как социолингвистическое явление. Функции просторечия
Глава 2. Практика употребления просторечной лексики в русском языке
2.1. Употребление просторечной лексики в художественной литературе
2.2. Проблемы употребления просторечной лексики в СМИ
Заключение
Список литературы
Вообще, просторечие можно изучать под различным углом зрения: 1) непосредственно в речи его носителей, 2) в речи лиц с иным языковым статусом, включая и носителей литературного языка, 3) в художественном и ином тексте, 4) в сопоставлении форм и/или просторечных значений с формами и/или значениями-аналогами в иных типах существования национального языка или других языках, 5) в плане отражения в просторечном лексиконе идеологии, мироощущения и др. его типичных носителей.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе употребления просторечной лексики в русском языке.
Предмет исследования – сущность и специфические особенности употребления просторечной лексики в русском языке.
Цель настоящей работы – проанализировать понятие и особенности употребления просторечной лексики в русском языке.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач: 1) изучить содержание и история термина «просторечие»; 2) рассмотреть русское просторечие как социолингвистическое явление; 3) охарактеризовать использование просторечной лексики в разговорной речи; 4) рассмотреть употребление просторечной лексики в современной литературе; 5) проанализировать проблемы употребления просторечной лексики в СМИ.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Просторечие как объект лингвистического описания
1.1. Содержание и история термина «просторечие»
Просторечие — слова, выражения, грамматические формы и конструкции, распространённые в нелитературной разговорной речи, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм. Носителем просторечия является необразованное и полуобразованное городское население, иногда, слова из разговорной речи употребляют высокопоставленные чиновники, с целью найти общий язык с целевой аудиторией.
Термин «просторечие» был введён Дмитрием Ушаковым в значении «речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами»[1].
От территориальных диалектов просторечие отличается тем, что не локализовано в тех или иных географических рамках, а от литературного языка (включая разговорную речь, являющуюся его разновидностью) — своей некодифицированностью, анормативностью, смешанным характером используемых языковых средств.
Просторечие реализуется в устной форме речи; при этом оно может получать отражение в художественной литературе и в частной переписке лиц — носителей просторечия. В целом сфера функционирования просторечия весьма узка и ограничена бытовыми и семейными коммуникативными ситуациями[2].
В современном просторечии выделяются два временных пласта — пласт старых, традиционных средств, отчётливо обнаруживающих своё диалектное происхождение, и пласт сравнительно новых средств, пришедших в просторечие преимущественно из социальных жаргонов.
Носителями просторечия являются горожане пожилого возраста, имеющие низкий образовательный и культурный уровень; представители среднего и молодого поколений, также не имеющие достаточного образования и характеризующиеся относительно низким культурным уровнем. Возрастная дифференциация носителей просторечия дополняется различиями по полу: владеющие просторечием — это преимущественно пожилые женщины, а среди пользующихся просторечием значительную часть составляют мужчины. В языковом отношении различия между этими двумя пластами просторечия проявляются на всех уровнях — от фонетики до синтаксиса.
В конце 1980-х — начале 1990-х годов, в эпоху перестройки, в социологии получил распространение термин «простой человек», обозначающий людей, не получивших достаточного образования и занятых, как правило, неинтеллектуальным трудом. Данная группа русскоязычного населения может быть выделена по трём основным признакам: сфера деятельности, система ценностей и целей и язык. Признаки расположены в порядке убывания их значимости при определении социальной принадлежности индивидуума. Ведущим параметром, определяющим принадлежность конкретного человека к группе «простых людей», является сфера деятельности.
Основными чертами просторечия на фонетическом уровне являются:
- общая небрежность речи. Смазанная картина речи в артикуляторном и акустическом плане;
- малая громкость, быстрый темп, раскрытие рта минимальное. Речь неразборчивая;
- чрезмерное упрощение групп согласных. Пример: «скока» вместо «сколько», «щас» вместо «сейчас», «када» вместо «когда»;
- невыразительная интонация.