ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КОМАНДНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ЗАЩИТЫ В ВОЛЕЙБОЛЕ
1.1 Особенности обучения командным действиям защиты в волейболе
1.2 Методика обучения командным действиям защиты в волейболе на период обучения с 7-9 класс
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Волейбол является физически требовательным видом спорта, требующим силы, мощи, ловкости и скорости, а также командной работы.
Систематические тренировки позволяют выработать соответствующие навыки и повысить уровень подготовки в игре. Правильно построенная командная защита в волейболе играет важную роль, давая возможность отражать удары противника. Это сложный процесс, требует слаженных действий всей команды.
Высокая прикладная и спортивная значимость различных видов спортивных игр, в том числе волейбола, предопределяет интерес к научным исследованиям по всему комплексу проблем подготовки, занимающихся этим видом спорта. В настоящее время отмечается интерес к исследованиям, связанным с организацией тренировочного процесса волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.
Анализ специальной научно-методической литературы показал, что проблеме совершенствования индивидуальных тактических действий волейболистов ДЮСШ посвящено крайне малое количество работ, и, в основном, все они сводятся к формированию рациональной структуры двигательных действий технического приема.
Объект исследования: методика обучения игре в волейбол.
Предмет исследования: методика обучения командным действиям защиты в волейболе.
Цель исследования: рассмотреть методику обучения командным действиям защиты в волейболе на примере юных волейболистов 13-15 лет и предложить направления ее совершенствования.
Задачи исследования:
- выявить особенности обучения командным действиям защиты в волейболе;
- рассмотреть технические особенности методики обучения командным действиям защиты в волейболе на период обучения 7-9 класс;
- разработать методику обучения командным действиям защиты юных волейболистов 13-15 лет;
- провести экспериментальное исследование эффективности обучения командным действиям защиты юных волейболистов 13-15 лет.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанный комплекс занятий волейболом для подростков 13-15 лет позволит повысить уровень командных действий защиты.
Методы исследования:
- Теоретические методы – теоретический анализ научной, учебной и методической литературы по проблеме исследования.
- Эмпирические методы: тестирование с помощью методики диагностики показателей эффективности командных действий.
- Методы математико–статистического анализа: методы первичной описательной статистики (расчёт средних значений индивидуальных показателей, расчёт процентных долей лиц с разным уровнем выраженности исследуемых признаков).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КОМАНДНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ЗАЩИТЫ В ВОЛЕЙБОЛЕ
1.1 Особенности обучения командным действиям защиты в волейболе
Командные действия в защите определяются расположением и взаимодействием игроков при блокировании, страховке, приеме подач и нападающих ударов. Существуют системы игры в защите, которые определяются расположением игроков, страхующих блок [12]:
- Страховка игроком, не участвующим в блокировании.
- Страховка игроком задней линии (игрок зоны 1, или 6, или 5).
- Страховка игроками передней и задней линий.
Каждая система игры в защите имеет свой вариант расположения игроков в зависимости от того, из какой зоны противник атакует.
В рамках современной тактики защиты в волейболе предусматриваются тактические действия игроков первой и второй зоны. Здесь выделяются две стратегические группы упражнений:
– стойки (основная, низкая) и перемещения;
– основные техники противодействия: приемы и блокирования мяча.
Любые перемещения (бег, прыжки, выпады или ходьба) более стремительные, нежели в нападении. Обычно положение игрока следующее: туловище немного наклонено вперед, руки расположены на уровне пояса и согнуты, а ноги широко расставлены.
Зная главные элементы техники защиты в волейболе, и способы их осуществления, можно добиться хороших результатов. Из перемещений выделяют [14]:
- ходьба: скрестный, обычный или приставной шаг;
- бег: характеризуется резкими переходами, внезапными остановками и многообразием направлений;
- прыжки: отталкиваясь 2-мя ногами, 1-ой ногой (при необходимости быстрого перемещения вбок);
- выпады: движения характеризуются резким выставлением одной ноги вперед, понижением центра тяжести, а также стремительным разгибанием второй ноги;
- падения: обычное, с перекатом на спину.
Что касается техники противодействия, то здесь выделяют следующее:
- приемы мяча: при атаках противника человек принимает подачу мяча либо двумя руками сверху, или же двумя руками с нижнего уровня, однако также может принять его одной рукой снизу;
- блокировка: главная задача – преградить путь мячу в его близости от сетки.
Следует отметить, что тактическая подготовка волейболистов, к которой относится и командная работа в защите, сильно индивидуализирована в зависимости от тренерского штаба.
В исследовании А.В. Родина установлено, что В ДЮСШ по волейболу на этапе совершенствования спортивного мастерства большинство (85,3%) тренеры составляют мужского пола, при этом у 74,6% стаж работы превышает 25 лет. Это свидетельствует о педагогическом опыте тренерского состава. Из всех респондентов только 22,6% тренеров ДЮСШ, находятся в возрасте до 30 лет [24].
При планировании тренировочного процесса волейболистов ДЮСШ большинство тренеров руководствуются собственной программой (38,6%) и тренерским опытом (30,9%), что не всегда соответствует задачам и требованиям, предъявляемым к спортсменам, которые призваны в ближайшей перспективе пополнять молодежные и взрослые команды ведущих клубов Российской Федерации.
В работе большинства тренеров ДЮСШ (78,2%) в процессе организации тренировочного процесса волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства не предусматривается разграничение по годам обучения, что создает трудности рационального планирования средств, методов и тренировочной нагрузки, ввиду существующей возрастной дифференциации.
Установлено, что у 54,7% тренеров ДЮСШ состоят из 18 спортсменов и более, у 27,4% - 12 спортсменов и у 17,9% - 14 спортсменов. Такая тенденция позволяет констатировать, что, ввиду превышения количества спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства ДЮСШ затруднительно строить процесс индивидуальной подготовки, когда требуется подтянуть отстающие стороны подготовленности волейболистов [24].
Большинство тренеров (57,5%) отводят 16 часов в неделю на проведение тренировочных занятий, что на 12 часов меньше, чем требует программа подготовки ДЮСШ 1го года обучения, и на 16 часов - 2-го и 3-го годов обучения. В условиях такого незначительного количества времени тренеру тяжело осуществлять полноценную подготовку спортсменов.
Всего 48,4% тренеров при планировании подготовки руководствуются периодизацией спортивной тренировки волейболистов ДЮСШ. Ведущие специалисты (25, 138, 188) утверждают, что в группах спортсменов при организации тренировочного процесса в первую очередь необходимо четко разграничивать периоды подготовки (подготовительный, соревновательный и переходный) для подбора рационального соотношения средств подготовки.
Опрос тренеров показал, что 35,6 и 30,9%, соответственно, считают наиболее значимым в тренировочном процессе волейболистов ДЮСШ интегральную и соревновательную подготовку, которые, по их мнению, обеспечивают успешность участия в соревнованиях. Необходимо обратить внимание, что всего лишь 13,6 и 20,7% респондентов, соответственно, считают наиболее значимыми техническую и тактическую подготовку [24].
Такая тенденция дает возможность предположить, что тренеры в своей работе с волейболистами на этапе совершенствования спортивного мастерства ДЮСШ чаще используют стандартизированные игровые упражнения, которые не позволяют раскрыть у спортсменов отстающие стороны индивидуального тактического мастерства.
В процессе технической подготовки тренеры ДЮСШ, как правило, применяют основные (соревновательные) упражнения (69,3%), при этом их основная доля (86,3%) приходится на соревновательный период годичного тренировочного цикла волейболистов.
При анализе средств тактической подготовки большинство тренеров (75,8%) также отводят основным упражнениям (соревновательным), причем основная доля их, как считают 89,4% тренеров направлена на совершенствование групповых взаимодействий в соревновательном периоде.
Вспомогательным (тренировочным) упражнениям по технике и тактике отводится не значительное внимание - 30,7 и 24,2% соответственно [24].
Тренеры, работающие с волейболистами на этапе совершенствования спортивного мастерства ДЮСШ, в полной мере не используют потенциал подготовительного периода для совершенствования технических приемов игры и тактических действий. В подготовительном периоде появляется возможность, ввиду отсутствия большого количества официальных игр, использовать широкий спектр вспомогательных упражнений, причем как подготовительных по технике и тактике, так и подводящих, для развития психофизиологических способностей, обеспечивающих эффективное овладение пространственно-временной структурой движения.