Курсовая работа|Физическая культура

Методика обучения командным действиям защиты в волейболе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 46

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КОМАНДНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ЗАЩИТЫ В ВОЛЕЙБОЛЕ

1.1 Особенности обучения командным действиям защиты в волейболе

1.2 Методика обучения командным действиям защиты в волейболе на период обучения с 7-9 класс

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Организация исследования

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. Волейбол является физически требовательным видом спорта, требующим силы, мощи, ловкости и скорости, а также командной работы.

Систематические тренировки позволяют выработать соответствующие навыки и повысить уровень подготовки в игре. Правильно построенная командная защита в волейболе играет важную роль, давая возможность отражать удары противника. Это сложный процесс, требует слаженных действий всей команды.

Высокая прикладная и спортивная значимость различных видов спортивных игр, в том числе волейбола, предопределяет интерес к научным исследованиям по всему комплексу проблем подготовки, занимающихся этим видом спорта. В настоящее время отмечается интерес к исследованиям, связанным с организацией тренировочного процесса волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства.

Анализ специальной научно-методической литературы показал, что проблеме совершенствования индивидуальных тактических действий волейболистов ДЮСШ посвящено крайне малое количество работ, и, в основном, все они сводятся к формированию рациональной структуры двигательных действий технического приема.

Объект исследования: методика обучения игре в волейбол.

Предмет исследования: методика обучения командным действиям защиты в волейболе.

Цель исследования: рассмотреть методику обучения командным действиям защиты в волейболе на примере юных волейболистов 13-15 лет и предложить направления ее совершенствования.

Задачи исследования:

  1. выявить особенности обучения командным действиям защиты в волейболе;
  2. рассмотреть технические особенности методики обучения командным действиям защиты в волейболе на период обучения 7-9 класс;
  3. разработать методику обучения командным действиям защиты юных волейболистов 13-15 лет;
  4. провести экспериментальное исследование эффективности обучения командным действиям защиты юных волейболистов 13-15 лет.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанный комплекс занятий волейболом для подростков 13-15 лет позволит повысить уровень командных действий защиты.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы – теоретический анализ научной, учебной и методической литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы: тестирование с помощью методики диагностики показателей эффективности командных действий.
  3. Методы математико–статистического анализа: методы первичной описательной статистики (расчёт средних значений индивидуальных показателей, расчёт процентных долей лиц с разным уровнем выраженности исследуемых признаков).



    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ КОМАНДНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ЗАЩИТЫ В ВОЛЕЙБОЛЕ

    1.1 Особенности обучения командным действиям защиты в волейболе

Командные действия в защите определяются расположением и взаимодействием игроков при блокировании, страховке, приеме подач и нападающих ударов. Существуют системы игры в защите, которые определяются расположением игроков, страхующих блок [12]:

  1. Страховка игроком, не участвующим в блокировании.
  2. Страховка игроком задней линии (игрок зоны 1, или 6, или 5).
  3. Страховка игроками передней и задней линий.

Каждая система игры в защите имеет свой вариант рас­положения игроков в зависимости от того, из какой зоны противник атакует.

В рамках современной тактики защиты в волейболе предусматриваются тактические действия игроков первой и второй зоны. Здесь выделяются две стратегические группы упражнений:

– стойки (основная, низкая) и перемещения;

– основные техники противодействия: приемы и блокирования мяча.

Любые перемещения (бег, прыжки, выпады или ходьба) более стремительные, нежели в нападении. Обычно положение игрока следующее: туловище немного наклонено вперед, руки расположены на уровне пояса и согнуты, а ноги широко расставлены.

Зная главные элементы техники защиты в волейболе, и способы их осуществления, можно добиться хороших результатов. Из перемещений выделяют [14]:

  • ходьба: скрестный, обычный или приставной шаг;
  • бег: характеризуется резкими переходами, внезапными остановками и многообразием направлений;
  • прыжки: отталкиваясь 2-мя ногами, 1-ой ногой (при необходимости быстрого перемещения вбок);
  • выпады: движения характеризуются резким выставлением одной ноги вперед, понижением центра тяжести, а также стремительным разгибанием второй ноги;
  • падения: обычное, с перекатом на спину.

Что касается техники противодействия, то здесь выделяют следующее:

  • приемы мяча: при атаках противника человек принимает подачу мяча либо двумя руками сверху, или же двумя руками с нижнего уровня, однако также может принять его одной рукой снизу;
  • блокировка: главная задача – преградить путь мячу в его близости от сетки.

Следует отметить, что тактическая подготовка волейболистов, к которой относится и командная работа в защите, сильно индивидуализирована в зависимости от тренерского штаба.

В исследовании А.В. Родина установлено, что В ДЮСШ по волейболу на этапе совершенствования спортивного мастерства большинство (85,3%) тренеры составляют мужского пола, при этом у 74,6% стаж работы превышает 25 лет. Это свидетельствует о педагогическом опыте тренерского состава. Из всех респондентов только 22,6% тренеров ДЮСШ, находятся в возрасте до 30 лет [24].

При планировании тренировочного процесса волейболистов ДЮСШ большинство тренеров руководствуются собственной программой (38,6%) и тренерским опытом (30,9%), что не всегда соответствует задачам и требованиям, предъявляемым к спортсменам, которые призваны в ближайшей перспективе пополнять молодежные и взрослые команды ведущих клубов Российской Федерации.

В работе большинства тренеров ДЮСШ (78,2%) в процессе организации тренировочного процесса волейболистов на этапе совершенствования спортивного мастерства не предусматривается разграничение по годам обучения, что создает трудности рационального планирования средств, методов и тренировочной нагрузки, ввиду существующей возрастной дифференциации.

Установлено, что у 54,7% тренеров ДЮСШ состоят из 18 спортсменов и более, у 27,4% - 12 спортсменов и у 17,9% - 14 спортсменов. Такая тенденция позволяет констатировать, что, ввиду превышения количества спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства ДЮСШ затруднительно строить процесс индивидуальной подготовки, когда требуется подтянуть отстающие стороны подготовленности волейболистов [24].

Большинство тренеров (57,5%) отводят 16 часов в неделю на проведение тренировочных занятий, что на 12 часов меньше, чем требует программа подготовки ДЮСШ 1го года обучения, и на 16 часов - 2-го и 3-го годов обучения. В условиях такого незначительного количества времени тренеру тяжело осуществлять полноценную подготовку спортсменов.

Всего 48,4% тренеров при планировании подготовки руководствуются периодизацией спортивной тренировки волейболистов ДЮСШ. Ведущие специалисты (25, 138, 188) утверждают, что в группах спортсменов при организации тренировочного процесса в первую очередь необходимо четко разграничивать периоды подготовки (подготовительный, соревновательный и переходный) для подбора рационального соотношения средств подготовки.

Опрос тренеров показал, что 35,6 и 30,9%, соответственно, считают наиболее значимым в тренировочном процессе волейболистов ДЮСШ интегральную и соревновательную подготовку, которые, по их мнению, обеспечивают успешность участия в соревнованиях. Необходимо обратить внимание, что всего лишь 13,6 и 20,7% респондентов, соответственно, считают наиболее значимыми техническую и тактическую подготовку [24].

Такая тенденция дает возможность предположить, что тренеры в своей работе с волейболистами на этапе совершенствования спортивного мастерства ДЮСШ чаще используют стандартизированные игровые упражнения, которые не позволяют раскрыть у спортсменов отстающие стороны индивидуального тактического мастерства.

В процессе технической подготовки тренеры ДЮСШ, как правило, применяют основные (соревновательные) упражнения (69,3%), при этом их основная доля (86,3%) приходится на соревновательный период годичного тренировочного цикла волейболистов.

При анализе средств тактической подготовки большинство тренеров (75,8%) также отводят основным упражнениям (соревновательным), причем основная доля их, как считают 89,4% тренеров направлена на совершенствование групповых взаимодействий в соревновательном периоде.

Вспомогательным (тренировочным) упражнениям по технике и тактике отводится не значительное внимание - 30,7 и 24,2% соответственно [24].

Тренеры, работающие с волейболистами на этапе совершенствования спортивного мастерства ДЮСШ, в полной мере не используют потенциал подготовительного периода для совершенствования технических приемов игры и тактических действий. В подготовительном периоде появляется возможность, ввиду отсутствия большого количества официальных игр, использовать широкий спектр вспомогательных упражнений, причем как подготовительных по технике и тактике, так и подводящих, для развития психофизиологических способностей, обеспечивающих эффективное овладение пространственно-временной структурой движения.

  1. Абрамкин Е.В. Методика обучения индивидуальным тактическим действиям в нападении и защите волейболисток / Е.В. Абрамкин, Е.В. Харитонова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2016. – Т. 7. – № 1. – С. 134-140.
  2. Волейбол : Учебник для вузов / под общ. ред. А. В. Беляева, М. В. Савина. - 4-е изд. - М.: ТВТ Дивизион, 2009. - 360 с.: ил.
  3. Глухенький А.Н. Волейбол как один из ведущих видов студенческого спорта: история, теория и практика / А.Н. Глухенький // В книге: теоретические и практические аспекты психологии и педагогики коллективная монография. – Уфа, 2015. – С. 71-90.
  4. Замота, В. М., Анненков В. Н. Волейбол (организация и проведение соревнований, торжественные ритуалы, правила соревнований) : учеб. пособие. - Волгоград : Перемена, 2004. - 103 с.
  5. Ивойлов, А. В. Волейбол : учеб. для пед. ин-тов по спец. № 2114 «Физическое воспитание». - 3-е изд., испр. и перераб. - Мн.: Высш. школа, 1985. - 261 с. : ил.
  6. Кирова Е.В. Тренировка как компонент системы подготовки волейболистов / Е.В. Кирова // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2014. – № 31. – С. 115-119.
  7. Клещев Ю.Н. Эволюция техники и тактики волейбола: метод. Разраб. / Ю.Н. Клещев. - М., 1997. - 61 с.
  8. Кобзарь А.Э. Развитие тактических действий волейболистов на этапе начальной подготовки / А.Э. Кобзарь // В сборнике: Cовершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х томах. Под редакцией С.И. Логинова. – 2012. – С. 108-111.
  9. Коробейникова Е.И. Взаимосвязь видов подготовки волейболистов / Е.И. Коробейникова, Л.М. Лукьянова, О.В. Клычкова, О.Ф. Крикунова // Актуальные вопросы профессионального образования. – 2017. – № 1 (6). –  С. 42-49.
  10. Крапчина М.В. Особенности обучения индивидуальным тактическим действиям в нападении юных волейболистов 12-14 лет / М.В. Крапчина, А.В. Симаков, Ю.И. Тихонова // В сборнике: Современные аспекты физкультурной, спортивной и психолого-педагогической работы с учащейся молодежью материалы заочной научно‐практической конференции с международным участием. – М., 2017. – С. 60-63.
  11. Лебедь Ф. Формула игры: общая теория спортивных игр, обучение и тренировка / Ф. Лебедь. -Волгоград, 2005. - 392 с.
  12. Лукашевич В.В. Анализ результативности применения игровых технологий для повышения физической подготовленности юных волейболисток / А.В. Лукашевич, Г.Р. Данилова // В сборнике: Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. – 2015. – С. 272-273.
  13. Макаров Ю.М. Дидактические аспекты начальной тактической подготовки в спортивных играх: учебное пособие/ Ю.М. Макаров, А.А. Чуркин. - СПб.: Олимп. 2008. - 120 с.
  14. Малова А.Н. Технико-тактическая подготовка квалифицированных волейболистов с учетом соревновательно-игровой деятельности / А.Н. Малова, И.Н. Тимошина // Поволжский педагогический поиск. – 2017. – № 3 (21). – С. 125-132.
  15. Проблемы укрепления здоровья подрастающего поколения средствами физической культуры : сб. науч. ст. / под ред. А. А. Сурикова ; Чуваш. гос. пед. ун-т. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. - С. 86-90.
  16. Родин А.В. Биомеханика индивидуальных технико-тактических действий спортсменов в игровых видах спорта / А.В. Родин // Вестник спортивной науки. – 2016. – № 2. – С. 41-43.
  17. Родин А.В. Методические аспекты организации тактической подготовки волейболистов / А.В. Родин // В сборнике: Здоровье для всех материалы VI международной научно-практической конференции. УО “Полесский государственный университет”; Шебеко К.К. (гл. редактор). – 2015. – С. 313-317.
  18. Родин А.В. Периодизация процесса обучения и совершенствования тактическим действиям спортсменов в игровых видах спорта / А.В. Родин // В сборнике: инновационные технологии в системе спортивной подготовки сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – М., 2017. – С. 151-155.
  19. Родин А.В. Факторная структура индивидуальной тактической подготовки волейболистов групп спортивного совершенствования / А.В. Родин, М.В. Погорелый // Теория и практика физической культуры, 2014. - №2. - С. 15.
  20. Самойлин О.В. Методика применения подвижных игр и эстафет в подготовке волейболистов. Совершенствование тактических действий / О.В. Самойлин // В сборнике: Современные аспекты физкультурной и спортивной работы с учащейся молодежью материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию образования Института физической культуры и спорта. – М., 2016. – С. 143-147.
  21. Сыроватко З.В. Предигровая разминка волейболистов / З.В. Сыроватко // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. – № 8-3 (28). – С. 58-63.
  22. Фурманов, А. Г., Болдырев Д. М. Волейбол. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 144 с. : ил. - (Азбука спорта).
  23. Чуркин А.А. Основы тактической подготовки начинающих волейболистов: учебное пособие / А.А. Чуркин. - СПб.: СПбТЭИ, 1997. - 92 с.
  24. Швалёва Т.А. Влияние подвижных игр на развитие координационных способностей юных волейболистов / Т.А. Швалёва, З.А. Корыткова, Т.Н. Шутова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – – № 14. – С. 137-140.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское