Актуальность темы обусловлена, прежде всего, тем, что с момента своего появления и до настоящего времени понятие консерватизм является неотъемлемой частью жизни общества.
Долгое время отечественное обществознание видело в консерватизме лишь "приверженность к старому строю, старым, отжившим порядкам, отстаивание и стремление восстановить их", косность и вражду "ко всему новому, передовому в политической жизни, науке, литературе и т.д." В связи с активным употреблением идеологии консерватизма обострилась борьба в политической сфере, между людьми. В последнее десятилетие, когда возникла мода на консерватизм, эта дефиниция безусловно устарела в политическом отношении и абсолютно недостаточна в научном плане. При этом, чем большую популярность завоёвывает понятие консерватизма в сознании политических элит и масс, тем больше затруднений вызывает его дефиниция у научной общественности. Для характеристики отечественной историографии консерватизма достаточно привести тот факт, что основополагающие произведения классиков консервативной мысли - Эдмунда Бёрка и Жозефа де Местра - были изданы лишь после 1991 г.
Именно сегодня, крайне интересным объектом для исследования являются такие идеологии, в которых, всё вращается вокруг вопроса о власти; именно сегодня не только интересно, но и полезно выявить, благодаря чему данная идеология выходит на первый план. Консерватизм в наше время воплощается в деятельности отдельных людей, организаций и политике.
Степень изученности темы. Проблема определения сущности и раскрытия социальной роли консерватизма - это проблема, наилучшим образом поставленная в рамках политической философии и историцизма. Политические философы, как правило, не превращают идеологию консерватизма в объект социально-философского исследования: они либо соотносят те или иные ее положения со своими взглядами, либо рассматривают ее только в политическом аспекте. Таким образом, в числе предшественников автора диссертации оказываются в основном политические философы.
Роль консерватизма в общественной жизни заинтересовала политических философов довольно рано. Первыми этой проблемы коснулись: Платон, Аристотель, Цицерон, Н. Макиавелли и др. Позднее данный политический принцип, систему воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологическую ориентацию описывали в своих работах Э. Берн, Д. Юм, Жозеф де Местр, Тань Сытун, Сунь Ятсен, Цзен Гофань, Лян Цичао и др. Среди отечественных приверженцев консерватизма можно выделить Достоевского-Соловьёва, Б. Чичерина, П. Струве, Леонтьева, Тихомирова и других социально-философских и идейно-политических отечественных деятелей.
В монографии политолога В.А. Гусева, "Русский консерватизм: основные направления и этапы развития" Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь, 2001. выделен ряд этапов в развитии отечественного консерватизма. Первый - дореволюционный, по его мнению, являлся реакцией на Великую французскую революцию и на то влияние, которое оказал на Россию процесс обуржуазивания Запада. Как и большинство исследователей, Гусев считает, что русский консерватизм начал принимать форму политической идеологии на рубеже XVIII - XIX вв. Однако в дореволюционном этапе исследователем отдельно выделяется "предконсерватизм", история которого уходит в эпоху Киевской Руси и Московского Царства.
Традиции объективного, научного исследования сущности и роли консерватизма в обществе изучаются однобоко. Данная диссертация - попытка всестороннего исследования истории международного становления консерватизма как термина и понятия, опираясь на лучшие работы социально-философских и идейно-политических отечественных и зарубежных авторов, в то же время, привлекая, в числе других источников информации, работы ряда философов, политологов и социологов, писавших о консерватизме в работах других авторов:
Одним из аспектов исследования роли консерватизма в обществе является социально и политико-философский. Их центром является вопрос о социально-философской и политической обусловленности распространения консерватизма среди некоторых слоев политического общества. Консерватизм, как явление, впервые был упомянут Э. Берком, в работе которого объясняется происхождение консерватизма. Таким образом, труды Берка (в первую очередь его книга "Размышления о революции во Франции", которая с полным правом может быть названа не только политической, но и философской работой).
Объектом исследования является консерватизм в философии отечественных и зарубежных авторов, а также произведения философов и политических идеологов, программные документы и периодические издания политических организаций, являющихся приверженцами идеи консерватизма.
Предметом исследования является роль консерватизма в общественной жизни XVIII, начала XX веков.
Целью курсовой работы является изучение российский консерватизм во второй половине 19 века.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:
- Раскрыть Истоки русского консерватизма;
- Рассмотреть тенденции: либерализм, консерватизм, радикализм 19 века;
В курсовой работе используется метод исторического материализма - "философский подход" (то есть выяснение того, какую роль консерватизм играет в общественной жизни XVIII, начала XX веков). При этом авторская интерпретация "философского подхода" отличается от традиционно-политических тем. Теоретические основы консерватизма в философии европейских и отечественных общественных деятелей XVIII, начала XX веков изложены автором диссертации в двух статьях, опубликованных в ….
Работа состоит из введения, трех глав (первая включает в себя четыре параграфа, вторая - три параграфа и три подпараграфа и третья - шесть параграфов), заключения и библиографии.
Глава 1. Теоретические основы Российский консерватизм во второй половине 19 века
1.1 Истоки русского консерватизма
Исторические корни консерватизма на Руси относятся к одной из самых мало исследованных тем. Несмотря на наличие трудов по истории политико-правовой мысли России, охватывающих широкий период, начиная с древнейших времен, до сих пор отсутствует систематизированный взгляд на происхождение, природу, хронологию, основные направления и концептуальное содержание консервативной традиции в России[1].
Это обуславливает необходимость системного подхода, на основе которого истоки русского консерватизма исследуются в процессе концептуальной эволюции, выявляется их функциональная значимость как духовной основы русского общества на различных этапах его развития. Благодаря принципу системности создается целостная картина сущности, роли и места традиционалистских ценностей в политической системе русского общества[2].
Основываясь на обширное наследие представителей русской философской и политической мысли, мы можем с уверенностью констатировать, что консерватизм как полноценное общественно-политической явление в русском обществе был представлен еще с дохристианских времен. В этой связи утвердившееся в российском и западном научном сообществе мнение о зарождении консерватизма на рубеже 18-19 веков как самостоятельного политического течения и реакции на европейские социальные потрясения следует рассматривать применительно именно к западноевропейской политической школе.
Безусловно, масштаб социальных катаклизмов, вызвавших крушение французской монархии и перекроивших многовековую политическую карту Европы, не мог не затронуть Российскую империю. Влияние это было многообразным и включало в себя все политические тенденции и течения, выплеснувшиеся на поверхность общественной жизни. Итогом этого стало формирование в России нового направления политической мысли, вобравшей в себя основные черты западноевропейской либеральной и консервативной школы. Однако этот процесс может быть охарактеризован не как зарождение, а именно как развитие уже имевшейся в русском обществе консервативной традиции в новых цивилизационных условиях.
Обоснованием такого подхода служит роль и место теории и практики консерватизма, прослеживаемые на всем протяжении истории России, особенно на её переломных этапах[3].
По сути, консерватизм зародился одновременно с этногенезом восточных славян, являясь основой славянского расово-этнического и психологического типа, формой и образом мировосприятия не только на разумном, но и на подсознательном уровне.
Это дает нам основание заключить, что консервативная традиция на Руси берет начало вместе с организацией восточных славян в сообщества племенного и протогосударственного типа[4].
Начиная с древнейших времен, каждая историческая эпоха представляла собой самостоятельный этап развития уже сформировавшейся русской консервативной традиции, включая в себя все основные её показатели: общественный уклад, политическую идеологию, образ мышления и поведения на индивидуальном и общественном уровне. В связи с этим важнейшее значение имеет вопрос хронологических рамок развития русского консерватизма, которые позволят провести четкую классификацию этого общественно-политического явления по сущностным и типологическим показателям, определить его роль и место на каждом этапе русской истории.
На основании имеющихся в наличии исторических источников мы предлагаем следующую хронологию консервативной традиции на Руси.
Первый этап (дохристианский) длился с древнейших времен до Х века, наиболее длительный исторический этап, основанный на синтезе культурно-исторических традиций восточных славян, вобравших в себя веками устоявшиеся принципы совместного общежития и языческого культа.
Второй этап (христианский) охватывает период с Х до нач. XVIII века, основанный на абсолютном доминировании Православия во всех областях общественной жизни. Этот значительный этап русской истории, в свою очередь, делится на два крупных периода, охватывающих эпохи Киевской и Московской Руси[5].
Третий этап включает XVIII–XIX века и представляет собой борьбу насильственно занесенной в Россию петровскими реформами западной цивилизационной модели с историческим русским общественным укладом во всех сферах жизни. Сложность этого этапа определяется как борьбой классических русских консервативных начал с западным либерализмом, так и борьбой между различными течениями внутри самого русского консерватизма[6].
К четвертому этапу относится советская эпоха 1917–1991 гг.
Пятый (современный) этап берет начало от крушения советской системы и продолжается в наше время.
Как уже отмечалось, характерной чертой консервативной традиции на Руси с древнейших времен был её социально-политический, по сути, всеохватывающий характер. В результате этого теоретическое обоснование консервативного уклада было прерогативой не только представителей умственного труда из числа духовенства и светского общества. Значительное влияние на развитие идеологической базы консерватизма оказали и государственные деятели русского общества, вплоть до представителей высшей иерархии. Русские цари являлись не только практиками, но и теоретиками государственного управления, развивавшими основы государственно-политического и духовно-нравственного уклада вверенной им страны. Ярким примером этого является литературное наследие Ивана Грозного, в котором сформулирован целый ряд концептуальных положений:
- обоснование происхождения, характера, идеологической базы и исторической обоснованности самодержавной власти;
- роль и место монарха в социальной иерархии;
- значение Церкви и церковного учения в обеспечении полноценного функционирования государственной системы;
- характер и сферы разграничения ответственности светской и церковной власти[7].
Таким образом, исследование истоков русского консерватизма выявляет следующие закономерности развития общественно-политической системы русского общества:
- русский консерватизм изначально формировался как широкое социально-политическое явление, объединявшее в себе теоретические и практические основы бытия как отдельного индивида, так и всего общества;
- консервативная основа русского общества, уходящая корнями в эпоху язычества, оказалась универсальной базой, которая приняла и творчески развила новую – христианскую – форму цивилизации. Православие с его строгой иерархией духовно-нравственных ценностей стало не только идеологической, но и социальной базой нового консервативного уклада русского общества, объединенного под началом самодержавной монархии;
- консервативный характер русского общества основывался на сочетании неограниченной монархии с широким местным самоуправлением, а главным условием социальной стабильности являлось духовное родство всех сословий и живое общение православного монарха со своим народом;
- теоретические постулаты русского консерватизма оформились в виде православной духовно-нравственной базы русского общества, идеологический уровень которого не превзойден до сих пор;
- в отличие от западных теоретических разработок, русский консерватизм не был реакцией на социальные потрясения, а являлся отражением сути русского уклада со времен его зарождения в языческую эпоху;
- преемственность исторической традиции в России на различных этапах русской истории обусловлена самим характером русского консерватизма и общественного менталитета[8].