Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-педагогической работы по поддержке молодежных движений
1.1 Сущность и содержание молодежных движений
1.2 Рᦞль ᦞмᦞлᦞдежных ᦞдвижений в фᦞрмирᦞвании ᦞᦞсᦞциальнᦞй ᦞᦞактивнᦞсти ᦞмᦞлᦞдежи
Глава 2. Анализ сᦞциальнᦞ-педагᦞгическᦞй рабᦞты пᦞ пᦞддержке мᦞлᦞдежных движений
2.1. Значимᦞсть сᦞциальнᦞ-педагᦞгическᦞй рабᦞты пᦞ пᦞддержке
мᦞлᦞдежных движений
2.2 Оснᦞвные услᦞвия эффективнᦞй сᦞциальнᦞ-педагᦞгическᦞй рабᦞты пᦞ пᦞддержке мᦞлᦞдежных движений на примере райᦞна Выхинᦞ г. Мᦞсквы
Актуальность исследования заключается в том, что в современных общественных науках, в том числе и в социологической науке, большое значение придается изучению молодежи как особой социальной группы общества в силу ее социального становления, неустойчивости социального положения, формирования жизненной траектории личности, социальной незрелости.
Молодежь как социальная группа в силу своей изменчивости очень уязвима. В данном случае, государство должно поддерживать образование всевозможных молодежных объединений, молодежные форумы и другие мероприятия, с ой целью, чтобы помочь молодежи реализовать свой потенциал и выбрать правильный ориентир в жизни.
Социально-педагогическая поддержка предполагает поддержку молодого человека в построении им социальных отношений, оказание ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации. У ребенка, у молодого человека, да и у взрослого часто возникает много трудностей, проблем, которые связаны с отношениями с людьми, с социальными институтами, со школой, с семьей. Эти проблемы требуют, несомненно, того, чтобы человек сам их решал, а не за него решали, но при этом ему нужна поддержка. Другими словами, необходимо сопровождение в решении этих проблем, поэтому одной из важнейших задач является обеспечение именно социально– педагогической поддержки молодежных движений, которая помогает молодежи решить проблемы регулирования отношений с окружающей социальной средой.
Теоретическая основа исследования. В разные исторические периоды развития социологической мысли в России характер исследования молодежных движений приобретал свои особенности. Конец 70-х - начало 80-х годов ознаменовался первыми попытками исследования самодеятельных молодежных объединений, как например, обществ авторской песни, спортивных дворовых команд и т.д. Исследования проводились Е.Г.Левановым, В.Т.Лисовским, коллективом автором под руководством В.И.Чупрова (Кинсбурский А.В., Коклягина Л.А., Семенова В.В., Топалов М.Н. и др.) и др. Новый этап исследований молодежного движения относится к периоду перестройки. Молодежное движение в этот период рассматривалось исследователями как выражение молодежной субкультуры или даже контркультуры.
Объект исследования: молодежные движения.
Предмет исследования: социально-педагогическая работа по поддержке молодежных движений.
Цель исследования: анализ социально-педагогической работы по поддержке молодежных движений.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- Определить теоретико-методологические основы социально-педагогической работы по поддержке молодежных движений, выявив их сущность и содержание;
- Обосновать роль молодежных движений в формировании социальной активности молодежи;
- Познакомиться с содержанием социально-педагогической работы по поддержке молодежных движений Москвы;
- Определить социальную значимость деятельности молодежных движений, основные условия эффективной социально-педагогической работы по их поддержке на примере района Выхино.
Методы исследования: анализ теоретических исследований, практики и опыта, наблюдение, анкетирование, опрос, анализ результатов молодежных движений.
Глава 1. Теоретико-методологические основы социально-педагогической работы по поддержке молодежных движений
1.1 Сущность и содержание молодежных движений
Исследования молодежных объединений начинаются еще в XIX – начале XX в., когда в царской России возникает данный феномен. Изучение революционных движений молодежи отражено в работах В. Черткова, Г. Кожевникова, В. Булгакова, Н. Сперанского и др. Коллективный анализ зарождения скаутского движения содержат труды первого в России съезда скаутов (1915 г.).
С 1918 по 80-е гг. XX в. история молодежного движения в СССР отождествлялась с историей ВЛКСМ. Оценка исторических событий и явлений общественной жизни основывалась на принципах классового, партийного подхода, марксистско-ленинской методологии.
Что касается исследований молодежных субкультур, то они активно ведутся учеными-обществоведами с 60-х гг. XX в. У истоков данного направления стояли американские социологи Т. Роззак и Ч. Рейч.
Психолого-педагогические аспекты формирования и функционирования молодежных субкультур раскрываются в работах А.Е. Сошников, И.П. Башкатова, А.Г. Быстрицкой, И.В. Воронова, Т.П. Долговой и т.д.
Активно неформальные молодежные объединения изучались социологами, психологами (С.Н. Чирун, М. Малютиным, К. Мяло, В. Шкуриным, Л. Радзиховским, А. Запесоцким, И. Сундиевым и др.). Наиболее масштабными являются исследования ученых-социологов научно-исследовательского центра Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ (В. Левичевой, В. Ливанова и др.).
Общественные организации классифицируют по различным критериям. По структурной организацией (цель, устав, членство и т.д.) их разделяют на массовые общественные организации, общественные самодеятельные органы и общественные движения. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
В.Ф. Левичева выделяет 4 основных признака:
− добровольное;
− некоммерческое;
− создано по инициативе граждан;
− наличие общих интересов. (Детские общественные объединения – граждане до 18 лет (не менее трех взрослых). Молодежные общественные объединения – граждане от 14 до 30 лет. Объединение молодежи, предметом деятельности которых является социально-экономические и политические проблемы.
Это общественно-политические клубы, национально-культурные, историко-культурные, патриотические, экологические, благотворительные и другие организации, ассоциации, союзы, а также инициативные группы, их деятельность направлена на содействие развитию национальных культур и охране исторических памятников, сохранение природы и борьбу за демократию, мир и определенные идейно-политические идеалы, решение повседневных острых жизненных проблем («общественные инициативы»), борьбу с безработицей, решение жилищных проблем (скваттеры) и т.д.
Детальное исследование молодежных субкультур проводит С.И. Левикова, выпустившая в свет монографии и учебное пособие, статьи на данную тему.
С позиции разделяемого С.И. Левиковой синергетического подхода она определяет сущность субкультуры следующим образом: молодежная субкультура, как любая культура, является динамической системой, изменения которой на каждом новом временном отрезке, зафиксированные во внешних проявлениях, отражают способность данной системы, с одной стороны, соответственно реагировать на внешние и внутренние процессы, а с другой – адаптироваться к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования.
Следует отметить работу О.Э. Сироткина, который в диссертации «Сущность и тенденции молодежного движения в современной России». исследовал молодежное движение как фактор воспроизводства политической жизни общества, раскрыл сущность и содержание современного молодежного движения. Исследователь также придерживается подхода, согласно которому политические процессы играют определяющую роль в формировании молодежных субкультур (в данном случае аргументация приводится на примере СССР, России).
Всемирное молодежное движение сейчас переживает относительное преодоления идеологических разногласий, которые вызывали противостояние и исключали диалог между молодежными организациями различной политической ориентации: социал-демократической, либеральной, консервативной, христианско-демократической, коммунистической и т.д. Однако это не означает слияние, нивелирование взглядов. Например, во Всемирную федерацию демократической молодежи относятся союзы молодежи социал-демократической, революционно-демократической, социалистической и коммунистической ориентаций. Общественное движение на современном этапе можно характеризовать как демонополизированное, вариативное по направленности деятельности (профессиональная, творческая, реализация интересов, спортивная, экологическая, военно-патриотическая, гражданско-патриотическая, благотворительная и т.д.), разнообразное по формам и механизмам реализуемых программ и проектов.
С.А. Алоян подчеркивает, что деятельность более 50 % общественных объединений можно характеризовать как разнонаправленную. Эти организации объединяют представителей разных социальных групп подростков и молодежи. Деятельность большинства организаций направлена на решение конкретных проблем общества, детей и молодежи.