Курсовая работа|Педагогика

Коллективная творческая деятельность

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 26

Введение

  1. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе

1.1 Сущность и виды коллективной творческой деятельности

1.2 Влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств

1.3 Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников

Глава 2. Коллективная творческая деятельность в классе

2.1. Задачи воспитательной деятельности

2.2. Организация взаимодействия учащихся в жизнедеятельности класса

Заключение

Список литературы

Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии. Полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых, основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В течение младшего школьного возраста на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающий собственный опыт действования в этом мире.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: познавательной, эмоционально-волевой и личностной.

Младший школьный возраст является сенситивным:

- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;

- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

- усвоения социальных норм, нравственного развития;

- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;

- развития навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

Таким образом, младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований.

Анализируя литературу и практику школы, можно заметить тенденцию на усиление развития интеллекта ребенка и снижение внимания к развитию эмоциональной и личностной сфер. А между тем, это может привести к несформированности коммуникативных навыков, организованности, самостоятельности, и, как следствие, к эмоциональной незрелости. Учитывая то, что эмоциональное восприятие действительности является у детей начальных классов опережающим, необходима работа по расширению круга нравственных знаний через измененное воздействие на чувства и разнообразие видов деятельности. Моральные ценности целесообразно представлять в конкретной форме, а их усвоение - в доступной для детей деятельности. Главным в развитии личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека в референтной (значимой для него) группе.

Актуальность данной темы определяется изменениями, происходящими в социально-экономическом развитии страны, повлекшими за собой:

- увеличение значимости творческой личности

- нахождение в более выгодном положении, по отношению к людям, пользующимися стандартными, устоявшимися методами

- ощущение эмоционального комфорта от проявленной инициативы, творчества в трудовой деятельности

- перестройка общеобразовательной школы, одной из основных целей которой является формирование и развитие творческой самостоятельной деятельности

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Проблема формирования и развития творческой коллективной деятельности решается с помощью ряда основных и вспомогательных подходов. Основные подходы - деятельностный подход (В. В. Давыдов [3], Л. С. Выготский [1], П. Я. Гальперин [2] и др.), личностный подход (В. В. Краевский[5], Л. В. Занков [4] и др.), системный подход (А. Д. Холл [8], Р. Е. Фейджин [7] и др.).

Цель курсовой работы - изучить коллективную творческую деятельность как средство формирования и развития личностных качеств младших школьников.

В соответствии с этой целью выдвинуты задачи:

  1. Определить сущность и основные виды коллективно-творческой деятельности;
  2. Рассмотреть организацию коллективной творческой деятельности;
  3. Определить значение коллективной творческой деятельности в формировании и развитии личностных качеств личности.

Объектом исследования является коллективная творческая деятельность младших школьников.

Предмет исследования - влияние коллективной творческой деятельности на формирование и развитие личностных качеств младших школьников.

 

  1. Изучение особенностей коллективной творческой деятельности в научной литературе

1.1 Сущность и виды коллективной творческой деятельности

В своих работах И.П.Иванов характеризует сущность коллективных воспитательных дел следующим образом:

КТД - это способ организации яркой, наполненной трудом, творчеством и общением жизни единого коллектива воспитателей и воспитанников, старших и младших.

Суть каждого дела - забота о своём коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далёких друзьях.

Дело это творческое, коллективное, потому что представляет совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи.

Поэтому оно творится сообща - не только выполняется, но и организуется, задумывается, планируется и оценивается также совместно.

Основатель методики Игорь Петрович Иванов.

Коллективные творческие дела - это, прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая борьба за улучшение окружающей жизни. В этой жизни, в этой борьбе педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Постоянная многосторонняя забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям - вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь, общая борьба старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших. [9]

Виды коллективных творческих дел

В настоящее время существует несколько видов коллективных творческих дел:

  • Общественно - политические
  • Трудовые
  • Познавательные
  • Экологические
  • Спортивные
  • Художественные
  • Досуговые
  • Коллективные творческие дела с целенаправленным нравственным содержанием.
  • Коллективные творческие дела в работе с активом.

Рассмотрим данные виды подробно:

Общественно - политические коллективные творческие дела.

Дети - часть общества и должны соучаствовать в решении его социальных проблем, но без принуждения. И у детей должен быть свой политический голос. Цели и задачи воспитателя - получение соответствующих знаний, умений и навыков. Коллективное творческое дело политического толка способствуют обогащению общественно - политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, учат плюрализму мнений и суждений. Например: агитбригада, агитафиша, агитпоход, аукцион идей, беседа за "круглым столом", брифинг, вечер поколений, вечер военной поэзии и песен, политвикторина, диалог, пресс-конференция и т.д.

Трудовые коллективные творческие дела. Детям нужно поручать настоящие, серьезные дела, в которых они имели бы возможность проявить свои хозяйственные способности, предприимчивость, умение преодолевать трудности. Главное в том, что, трудясь на благо людей, ребенок растет гражданином своей страны. Трудовое и экономическое воспитание детей и подростков - это то, без чего нигде не может быть нормального воспитания. Цели и задачи трудового воспитания - достижение конкретных трудовых задач. Например: аукцион трудовых сюрпризов, встречи с людьми труда, благоустройство лагеря, выставка трудовых достижение, гайдаровский рейд, город веселых мастеров, дежурство, дело по "секрету" и т.д.

Познавательные коллективные творческие дела. Даже пассивное участие в познавательных делах влияет на формирование мировоззрения, обогащает мир знаний, расширяет кругозор ребят, приобщает к тайнам мира, развивает гибкость ума, т.е. дети получают и проверяют свои знания. Например: академия веселых наук, аукцион знаний, вечер веселых задач, встреча с интересными людьми, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, викторина и т.д.

Экологические коллективные творческие дела. Природа - лучший учитель ребенка. Необходимо приобщать детей к миру природы, включать в экологическую заботу о живом мире природы. Операции "Родничок", "Муравейник", "Малая речка", "Озеро", "Поляна" - экологические КТД. Учить ребят "видеть Землю", помочь родной природе, осознавать ее значение, почувствовать красоту родного края - вот программы этой работы. Например: академия лесных наук, аукцион цветов (ягод, орехов), бал цветов, выставка лесных даров, встречи с работниками лесных хозяйств, день леса, профессиональный праздник (день рыбака, птиц), научно-исследовательская экспедиция по родному краю и т.д.

Спортивные коллективные творческие дела. Движение есть жизнь. Двигательная деятельность должна быть ежедневной и разнообразной. Например: веселые старты, спортивная спартакиада, встречи с мастерами спорта, день здоровья, запуск моделей (планеров, бумажных змеев), зарядка, игры на воде, спортивные, подвижные, на местности, конкурс знатоков спорта, конкурс пирамид, лагерь Робинзонов, малые олимпийские игры, купание и т.д.

1.Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М, 1960, с. 224--234.

2.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии: Сборник научных трудов. - М.: Наука, 1966. - С. 236-278.

3.Давыдов В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.,1990.

4.Занков Л.В. Дидактика и жизнь. - М., 1968.

5.Краевский В. В. Методология педагогики: анализ с позиции практики // Советская педагогика.1989. № 7. С. 33.

6.Стефановская Т.А. Классный руководитель: функции и основные направления деятельности /Т.А.Стефановская. - М., 2005. - С. 55-78.

7.А.Д., Фейджин Р.Е. Определение понятия системы // Исследования по общей теории систем. М., 1966, с. 252.

8.Холл А. Опыт методологии для системотехники. -- М.: Советское радио, 1975. -- 448 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2014 год 25 стр.
Курсовая Военно-педагогическая деятельность Милютина Д.А.
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2018 год 34 стр.
Развивающее обучение и деятельность
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское