Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. О чём свидетельствуют статистические данные, представленные в ежегодных государственных докладах «О положении детей в Российской Федерации». Причём лишь небольшое число этих детей остались без попечения в результате смерти их родителей. Остальные относятся к явлению так называемого «социального сиротства», то есть являются сиротами при живых родителях, и число их растёт катастрофически. Это вызвано продолжающимся ухудшением жизни российской семьи, её нравственных устоев и, как следствие, изменением отношения к детям[1].
По статистике в наши дни в детских домах России находятся почти 700 тысяч воспитанников в возрасте от 7 до 18 лет. Это столько же сколько в послевоенном 1946 году. И еще один важный и в то же время печальный момент: подавляющее большинство из них сироты при живых родителях или ближайших родственниках. Потрясает еще один статистический факт: 30 % воспитанников детских домов заканчивают жизнь самоубийством. Во многих случаях это результат того, что они не знают своих прав. Отсюда - актуальность социальной работы в учреждениях государственной поддержки несовершеннолетних[2].
В детский дом направляются дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вследствие лишения родительских прав; признания родителей недееспособными; отсутствия данных о месте нахождения родителей; длительной их болезни, отбывания наказания, нахождения под стражей в период следствия и по другим причинам.
Основными направлениями деятельности для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей, являются осуществление социальной защиты детей, находящихся в этих учреждениях; осуществление мероприятий реабилитационного, медицинского и социального характера; организация получения детьми общего образования.
Потребность и необходимость в социально - педагогической деятельности в детском доме постоянна в силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей должного социального опыта. Иначе говоря, основной целью социально - педагогической работы в детском доме является успешная социализация воспитанников.
Таким образом, целью курсовой работы является теоретическое изучение содержания социально-педагогической работы в детском доме.
Исходя из цели работы, можно выделить ее объект и предмет:
Объект: социально-педагогическая деятельность.
Предмет: специфика социально - педагогической работы в условиях детского дома.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- Проанализировать социально-педагогическую и психологическую литературу по проблеме.
- Описать социально - психологические особенности воспитанников детских домов.
- Проанализировать особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Раскрыть основное содержание социально - педагогической работы в условиях детского дома.
Данное исследование в большей степени носит теоретический характер, и основываются на изучении литературы, посвященной социально-педагогической деятельности, на отборе необходимой информации, её анализе, на синтезе и сравнении различных фактов, подходов, мнений и т.д.
Данная работа состоит из следующих частей: введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы.
Глава 1. Особенности процесса социализации воспитанников детского дома
1.1. Социально-психологический портрет воспитанника детского дома
Анализ проблемы сиротства привёл к пониманию того, что условия, в
которых живут эти дети, тормозят их умственное развитие личности, Дети, попадающие в дома ребёнка, в детские дома и школы-интернаты, как правило, имеют непростые показатели в своём анамнезе. У них могут быть отклонения в физическом и психическом развитии, нередко выявляется задержка умственного развития, личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации и др. Зачастую у детей появляется склонность к наркотизации и криминогенности[3].
Ребёнок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, помимо прочих дефектов, не умеет общаться. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны - он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребёнок занимает по отношению к другим негативную позицию.
У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.
В детском доме жестоко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.
Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде[4].
Без этих новообразований ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.
Особая проблема - феномен «мы» в условиях детского дома. У детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. В нормальной семье всегда есть чувство фамильного «мы», отражающее причастность к своей семье, Это очень важная, организующая эмоционально и нравственно сила, обеспечивающая ребёнку защищённость. В условиях жизни ребёнка без родительского попечительства стихийно складывается детдомовское (интернатское) «мы» - совершенно особое психологическое образование. Дети охраняют друг друга в школе, на улице, все вместе готовы извлекать свои выгоды от чужих. У них особая нормативность по отношению ко всем «чужим» и своим - детдомовцам. При этом внутри своей группы они могут жестоко общаться со сверстниками или детьми младшего возраста. Эта позиция формируется по многим причинам, но прежде всего вследствие нереализованной потребности в любви и признании, эмоционально - нестабильного положения ребенка, лишенного родительского попечительства.
Еще одна проблема - это отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы отдохнуть от других детей. Каждому человеку необходимо особое состояние одиночества, когда происходит внутренняя работа, формируется самосознание. Отсутствие условий для внутреннего сосредоточения стандартизует определённый социальный тип личности.
Современные воспитанники детских домов в большинстве своем являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Среди них все меньше становится детей хронических алкоголиков, больных наследственными болезнями, и все больше тех, чьи родители вполне здоровы психически и физически, но являются социально депривированными личностями. Воспитанники нового потока отличаются более широким кругозором, опытом потребления материальных благ, отсутствием интеллектуальных потребностей[5].
Рассмотрим краткую характеристику детей разных возрастов, которые могут находиться в детском доме. Проблемы детей, находящихся в детских домах, довольно подробно исследованы учеными М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, Е.О. Смирновой и др[6].
Для детей дошкольного возраста, как отмечается в исследованиях ученых, доминирующей и подчас неудовлетворенной выступает потребность во внимании и доброжелательности со стороны взрослых. Стремление к сотрудничеству и к совместной деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. Эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.
Особенно заметные отличия в развитии общения у воспитанников детского дома и детей, живущих в семье, проявляются в личном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании. Это вызвано, главным образом, тем, что в детском доме по сравнению с семьей значительно меньше практика общения ребенка и взрослого: ребенок получает меньше личного внимания со стороны взрослых, воздействия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей.
Для воспитанников младшего школьного возраста характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с их повседневной деятельностью в детском доме: выполнением режима проживания в детском доме, правил поведения в детском доме и в школе, тогда как у семейных детей этой возрастной группы мотивы их деятельности и общения значительно богаче и разнообразнее. Такая ограниченность и бедность мотивационной сферы связаны с условиями проживания детей в детском доме и их недостаточно полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведении воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения. Таким образом, учёные обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома[7].
В подростковом возрасте эти причины вызывают определённые трудности в утверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я».
К интеллектуальным, поведенческим, мотивационным характеристикам воспитанников детского дома прибавляются проблемы, связанные со здоровьем ребёнка. Фактически здоровых детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность - задержка психического развития ребёнка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др[8].
Наряду с этими медико-психолого-педагогическими проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем: личные - получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.);