Введение
1. Теоретический аспект исследования творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
1.1. Характеристика творческого воображения в старшем дошкольном возрасте
1.2. Изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте
2. Исследование сформированности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента
3. Разработка и апробация системы занятий по развитию творческого воображения посредством изобразительной деятельности
3.1. Описание системы занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
3.2. Выявление эффективности развития творческого воображения посредством изобразительной деятельности
Заключение
Список литературы
Исключительно важное место в психической жизни дошкольника занимает воображение. Многие психологи рассматривали воображение как некую детскую данность, которая по мере взросления утрачивает свою силу, так как именно в дошкольном возрасте воображение наиболее ярко и интенсивно окрашено. До сих пор проблема развития воображения является одной из наиболее спорных, а также менее разработанных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной чертой воображения является создание нового образа, своеобразный «отлет от действительности», а не простое воспроизведение известных представлений, которые характерны для процессов памяти или внутреннего плана действий [3, 260].
Особенную ценность по созданию новых образов представляет творческое воображение, так как только с помощью художественного воображения возможно создание совершенно новых предметов, явлений, ситуаций.
Данное исследование посвящено актуальной проблеме педагогики и психологии – развитию творческого воображения, которое является, во-первых, основой творческого потенциала личности и, во-вторых, центральным психологическим новообразованием дошкольного стабильного периода развития (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и их последователи).
С учётом того, что воображение в современной психологии признано «психологической системой» [1, 2], новым и перспективным направлением является исследование особенностей его развития в процессе других высших психических функций (процессов) и свойств личности посредством изобразительной деятельности.
Цель данной работы – изучить эффективность изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – творческое воображение детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: предполагается, что формирование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при использовании изобразительной деятельности.
Задачи:
1. Дать характеристику творческого воображения в старшем дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть изобразительная деятельность как средство развития творческого воображения в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести исследование сформированности творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и апробировать систему занятий по развитию творческого воображения посредством изобразительной деятельности.
5. Выявить эффективность системы занятий по развитию творческого воображения старших дошкольников посредством изобразительной деятельности.
1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 123с.
2. Белобрыкина, О.А. Маленькие волшебники, или пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. – 62с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 320с.
4. Бородай, Ю.П. Развитие воображения: Методические рекомендации – М.: ООО ЦГЛ «Рон», 2000. – 69с.
5. Венгер, А.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка – М.: Просвещение, 1988 – 245с.
6. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте: лекции по психологии // Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – С. 807-819.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997. – 98 с.
8. Григорьева, Г.Г. Развиваем дошкольников в изобразительной деятельности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений – М., 1999. – 344с.
9. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога (200 терминов) – Минск, 1998. – 660с.
10. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 – М.: Скрипторий, 2003. – 88с.
11. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 528с.
12. Диагностика познавательных способностей: методики и тесты: ученое пособие. – М.: Академический проект Альма Матер, 2009. – 533 с.
13. Дружинин, В.Н. Развитие и диагностика способностей – М.: Наука, 1991. – 156с.
14. Дьяченко О. М., Пути активизации воображения дошкольников / О.М.Дьяченко // Вопросы психологии. – 1987. – № 1 – С.45- 48.
15. Еремина, Р.А. Психолого-педагогические основы творческой деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Учебное пособие Мордовский государственный педагогический институт / Р.А.Еремина, Н.И.Кудрина. – Саранск, 2000. – 70с.
16. Жукова, А. Оранжевый лев: Заметки об эстетическом воспитание в США – М.: Педагогика, 1971. – 272с.
17. Ильина, А. Рисование нетрадиционными способами / А.Ильина // Дошкольное воспитание. – 2004. – №2 С.23 – 24.
18. Ильина, М. В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики – М.: Книголюб, 2004. – 56 с.
19. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников – М.: Педагогика, 1983. – 112 с.
20. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду /Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192 с.
21. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов/В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова. – М.: Просвещение, 1977. – 253с.
22. Колобова, Л. Путешествие по стране рисовандии / Л.Колобова // Дошкольное воспитание. – 1994. – №4 – С.21 – 22.
23. Кравцова, Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей детского сада и родителей – М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 160с.
24. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999. – 512с.
25. Крутецкий, В.А. Психология: учебник / под ред. С.Д. Крекова. – М.: Просвещение, 1980. – 352с.
26. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта: монография – М.: Педагогика, 1981. –240с.
27. Миронова, Н. Как развивать воображение в дошкольном возрасте / Н.Миронова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №1 – С.24-26.
28. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – Кн. 3. Психодиагностика. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 465 с.
29. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: Каро, 2008. – 96с.
30. Рибо, Т. Творческое воображение. – Спб., 1901. –329с.
31. Романова, Р. Чем мы только не рисуем! / Р.Романова // Дошкольное образование. – 2000. – №3 – С.14-15.
32. Савенков, А. И., Ваш ребенок талантлив. Детская одаренность домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002. – 352с.
33. Сакулина, Н.П. Умственное воспитание на занятиях изобразительной деятельностью / Под ред. Н.Н. Подьякова. – М., 1972. – 120с.
34. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1985. – 96с.
35. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду /Старшая группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 160.
36. Шклярова, М. Рисуйте в нетрадиционной технике / М. Шклярова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №11 – С.18 – 20.
37. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. Изд-во 2-е, стереотипное. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 417с.