ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Роль информационно-коммуникационных технологий в образовании в условиях современного общества
1.2. Особенности применения ИКТ на уроках физической культуры
1.3. Основные направления использования ИКТ в обучению игры в футбол
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИКТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ КОМАНДНОЙ ИГРЫ НА ПРИМЕРЕ ФУТБОЛА
2.1. Возрастные особенности юношей 12-14 лет
2.2. Организация и методы исследования
2.3. Результаты констатирующего эксперимента
2.4. Анализ результатов формирующего эксперимента
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы настоящего исследования продиктована тем, что современный этап образования диктует новые условия работы. Многие столетия процесс передачи знаний и опыта происходил с помощью личного общения. Со временем основной объем знаний мы стали получать из книг. Однако книга не всегда заменяет диалог и дает возможности наглядно представить, увидеть и понять написанное в ней. Сейчас век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе - процесс объективный и вполне закономерный.
Специфика каждого предмета своя, но общий принцип, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения знаниями. Применяя этот принцип к уроку физической культуры, можно отметить, что задача учителя, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Поэтому современный урок физической культуры значительно выигрывает при использовании новых информационных технологий. Не является исключением и обучение навыкам командной игры в рамках занятий по футболу.
Каждый ученик должен получить за время учебы знания, которые понадобятся ему в дальнейшей жизни. При этом учитель должен работать так, чтобы обучение не причиняло вреда здоровью. Важная роль при этом отводится здоровьесберегающим технологиям, целью которых является формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, развитие двигательных способностей, которые так необходимы в жизни. Дефицит движения школьников могут покрыть только занятия физической культурой и спортом, а в условиях школы это уроки физической культуры, секции по разным видам спорта, а также подвижные игры.
Информационные технологии позволяют существенно повысить эффективность физкультурно-оздоровительной деятельности, стимулируют личную заинтересованность, повышают интерес к собственному здоровью, способностям и демонстрируют возможности для их дальнейшего развития. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов, что современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
На занятиях по футболу с целью формирования навыков командной игры информационные и коммуникационные технологии могут использоваться по различным направлениям. Например,:
- Ознакомление начинающих футболистов с основным группами технических приемов, позволяющих успешно вести элементарную игровую деятельность, способствуй формированию интереса детей к футболу.
- Овладение тактическими действиями следует начинать с изучения индивидуальных и групповых тактических действий в игровых групповых упражнениях 2x2, 3x3, 4x4, 5х5, 6x6, на площадках с ограниченными размерами, а также подвижных играх.
- Для воспитания игрового мышления необходимо широко использовать различные средства, в том числе и ИКТ, направленные на визуализацию задания, схемы расстановки игроков на поле,
- В качестве инструкции к тому или иному упражнению.
Таким образом, актуальность применения ИКТ в образовательном школьном процессе на уроках физкультуры при занятиях по футболу определяется их преимущественными возможностями по сравнению с традиционными формами педагогического воздействия
Объект исследования – процесс обучения игры в футбол.
Предмет исследования – навыки командной игры у учащихся.
Цель исследования состоит в выявление эффективности использования информационно-коммуникационных технологий на занятиях по футболу для формирования навыков командной игры.
Гипотеза исследования: информационно-коммуникационные технологии являются эффективным средством для формирования навыков командной игры у учащихся 7 класса общеобразовательной школы.
В соответствие с поставленной целью, объектом и предметом исследования, выдвинутой гипотезой сформулируем задачи:
- Изучить роль информационно-коммуникационных технологий в образовании в условиях современного общества;
- Рассмотреть основные направления использования ИКТ в обучению игры в футбол;
- Провести опытно-экспериментальное исследования эффективности применения ИКТ для формирования навыков командной игры на примере футбола.
Методологическую базу исследования составили как общенаучные методы познания, так и ряд частнонаучных методов исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, метод наблюдения, математиско-статистические методы для обработки результатов.
Теоретическая значимость исследования. В работе проанализирована роль ИКТ в образовательном процессе, систематизированы имеющиеся теоретические и эмпирические исследования по вопросам применения ИКТ в обучении физической культуре в школе, а также определены основные направления применения ИКТ в обучении игре в футбол.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы педагогами в процессе работы в системе среднего общего образования в рамках курса физической культуры, и тренерами, осуществляющими подготовку юных футболистов. Так, выявленная эффективность разработанной программы обучения учащихся 7 класса общеобразовательной школы командным навыкам игры в футбол, может послужить педагогу при выборе средств проведения урока физической культуры. Иными словами, полученные результаты могут представлять интерес для будущих исследований эффективности ИКТ в физической культуре.
Помимо этого, материалы исследования могут стать основой для проведения просветительской работы в системе среднего и высшего образования, курсов подготовки старшеклассников и студентов к педагогической деятельности, т.к. одним из факторов, оказывающем влияние на выбор будущей профессии является возможность применения современных методов обучения в школе.
Структур работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Роль информационно-коммуникационных технологий в образовании в условиях современного общества
Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времени, таков социальный заказ общества. Одно из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение компьютерных технологий.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией[1].
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации[2].
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) разные авторы определяют по своему.
В Гуманитарной энциклопедии под ИКТ понимается процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер[3].
ИКТ – это совокупность технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение[4].
В целях настоящего исследования, под ИКТ будем понимать комплекс учебно – методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.
При компьютерной форме обучения сохраняются все основные закономерности учебного процесса, в том числе и дидактические принципы (рис. 1).
Рисунок 1 – Дидактические принципы учебного процесса с применением ИКТ[5]
Специалисты образования идут следующими путями в применении новых информационных технологий:
- Компьютер, как средство для обучения, как инструмент поддержки предметных уроков;
- Использование компьютера для выполнения учебных и реальных задач, для реализации различных видов деятельности;
- Компьютер и информационные технологии как объект изучения в рамках предмета «Информатика»;
- Компьютер как средство развития ребенка[6].
Компьютерные технологии можно использовать на различных типах уроков:
- комбинированном;
- при изучении нового материала;
- на этапе закрепления знаний;
- на уроках контроля и оценки знаний[7].
В школьном курсе физической культуры заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий.
Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажера, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, к тому же это – идеальная электронная доска[8].
Применение информационных технологий дает возможность в большей степени использовать некоторые универсальные особенности личности ребенка – естественный интерес и любопытство ко всему, что лежит вне и внутри их, потребность в общении и игре, стремлении к порядку, способность создавать неожиданные и эстетически значимые произведения[9]. Основа человеческого развития – стремление и способность к обучению в течение всей жизни – должна закладываться в школе.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий:
- уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
- уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
- уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет[10].
К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;
- интерактивные доски;
- электронные энциклопедии и справочники;
- тренажеры и программы тестирования;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника;
- интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы;
- интерактивные конференции и конкурсы;
- научно-исследовательские работы и проекты[11].
Несмотря на то, что в нашей стране за много лет накоплен богатый опыт использования информационно-коммуникационных технологий в обучении, многие педагоги с осторожностью относятся к возможности применения компьютерных средств обучения. Это относится и к физической культуре, в которой наряду с традиционными формами, методами и средствами обучения, заложены огромные возможности для применения компьютерных технологий и мультимедийных средств. Однако, нет достаточного количества исследований в области доказательства эффективности ИКТ в курсе физической культуры в школе.