Курсовая работа|Педагогика

Внеурочная деятельность младших школьников по программе «Лоскутная пластика»

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2014 | Страниц: 78

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы

1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников 

1.2. Возрастные особенности эстетического развития младших школьников 

1.3 Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе

Выводы по главе 1

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса

2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса

2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4-го класса 

2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 

Выводы по главе 2 

Заключение 

Список литературы 

Приложения

Одной из главных задач современного российского  образования является социализация школьников. Сегодня  важно  не только  вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, но и  создать условия для его саморазвития  и творческой самореализации. Такая возможность представилась образовательным учреждениям после введения федерального государственного  образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в соответствии с которым внеурочная деятельность школьников стала неотъемлемой частью образовательного процесса и характеризуется как  «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения». Внеурочная деятельность позволяет рационально решать задачи воспитания, саморазвития  и социализации школьников.

        Актуальность данной работы определяется необходимостью  повышения интереса школьников к изучению народного творчества, восстановлению традиций, развития интереса к этому виду творчества, и в связи с этим потребностью создания  методики взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению.

Кроме того, результативность внеурочной деятельности, в частности по организации эстетического развития школьников, требует  разработки качественного программно-методического обеспечения этого процесса.

Данные положения обусловили выбор темы нашего дипломного исследования: «Методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников по программе « Лоскутная пластика».

Цель исследования: теоретически выявить, обосновать и экспериментально проверить  условия организации  внеурочной деятельности младших школьников по программе «Лоскутная пластика».

Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению.

Предмет исследования: методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников по программе «Лоскутная пластика».

Гипотеза исследования: организация внеурочной деятельности  младших школьников по художественно-эстетическому направлению может быть результативной при соблюдении следующих условий:

- формирование эстетических знаний через изучение традиций лоскутного шитья;

- формирование эстетических потребностей через самостоятельное художественное творчество в технике «лоскутная пластика».

Задачи исследования:

  1. Определить базовые понятия и изучить особенности эстетического развития детей младшего школьного возраста.
  2. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению.
  3. Выявить исходный уровень эстетического развития детей младшего школьного возраста.
  4. Разработать и апробировать программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Лоскутная пластика».
  5. Выполнить анализ результатов экспериментальной работы.

Методологической основой исследования явилось следующее:

- теория  Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, Б.М. Неменского об особенностях и условиях художественного развития ребенка;

- исследования Б. М. Теплова, который представил глубокое научное обоснование факторов эстетического развития ребенка, важнейшими из которых выступают «окружение, в котором он проводит первые годы», а также характер «планомерной педагогической работы», где непременным условием организованной взрослыми творче­ской деятельности должна быть атмосфера творчества;

- психологические подходы А.А. Мелик-Пашаева, Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, А.Я. Михайловой, посвященные эстетическому развитию младших школьников, где рассматриваются механизмы развития эстетического восприятия.

 Методы исследования: анализ и обобщение  психолого-педагогических исследований; анкетирование; беседа; наблюдение; педагогический эксперимент.

База исследования: МОУ СОШ деревня Бадар, в экспериментальной работе принимали участие  учащиеся 4 класса примерно одного возраста 9-10 лет в количестве 15 человек.

Этапы и сроки исследования:

Этап 1. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2015 г.). Сформулирована проблема и тема исследования, на основе изученной специальной и психолого-педагогической литературы разработан методологический аппарат исследования: определение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Обоснована актуальность работы и намечен проект экспериментальной работы.

Этап 2. Основной (ноябрь 2015г. – февраль 2016г.)  Проведен констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса. Обобщены полученные результаты, уточнены основные положения исследования. Разработано и апробировано методичекое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Лоскутная пластика».

Этап 3. Заключительный (март – апрель 2016г.)  Проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Выполнено окончательное оформление дипломного исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения программы внеурочной деятельности учеников 4-го класса, которое может быть использовано учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.

 Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложениями.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного  плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности  (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Значимость этой деятельности подтверждена и временем, отводимым на неё, – до 1350 часов на весь период начального обучения. [43, с. 28 - 30].

Целью организации внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, интересах внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи внеурочной деятельности:

1 Выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;

  1. Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
  2. Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
  3. Развитие опыта творческой деятельности;
  4. Создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
  5. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
  6. Расширение рамок общения ребенка с социумом;
  7. Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности. Работа с одаренными детьми.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. [5, с.33]

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность и включает в себя все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Так как в урочное время больше внимания уделяется изучению наук, поэтому важно эстетическому воспитанию уделять больше времени на внеурочных занятиях. [41,с. 76-79].  Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся, является художественный труд. Данный процесс позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждает в них радость труда и жажду творчества. Такие занятия продолжают формировать у детей эстетическое отношение к искусству и действительности, духовно обогащают их, это деятельностный способ отражения и познания мира. Через участие в художественном труде ребенок может самовыражаться и самоутверждаться, самодеятельность расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям посредством личных переживаний более глубоко познать искусство, постичь серьезное художественное творчество. С помощью творчества расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний, развивается воображение, при этом порождается желание понять и почувствовать красоту, созданную своими руками и бережное отношение к продуктам человеческого труда.[8,с. 27].                  Таким образом, решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется ФГОС общего образования.  Внеурочная дея­тельность - многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических ма­териалов по организации внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что в рамках ФГОС общего образования уделяется большое внимание вопросам организации воспитательно­го процесса в школе с позиции духовно-нравственного развития и воспитания, предусматривающее системность в его реализации.

Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой - воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы, «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы и рациональнее использовать в этих целях возможности внеурочной деятельности. [4,с 26]. 

Системообразующие направления воспитания определенные в  стандарте (гражданское, патриотическое, нравственное, эстетическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеуроч­ную и внеучебную деятельность, создавая тем самым воспитатель­ное пространство в котором гармонично развивается личность ре­бенка.

  1. Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности / А. А. Адаскина // Вопросы психологии. – – №6. – С.100-110.
  2. Андреева, И. Шитье и рукоделие: энциклопедия / И. Антропова. – М., Большая Российская энциклопедия, 1994.
  3. Антропова, И. Шитье: энциклопедия / И. Антропова. – М., Большая Российская энциклопедия, 2004.
  4. Апанасенко, О. Н. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие / О. Н. Апанасенко, А. В. Потемкин А.В. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – С. 10-12.
  5. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – – № 4. – С. 18-22.
  6. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. –177 с.
  7. Банакина, Л. В. Лоскутное шитье. Техника, приемы, изделия / Л. В. Банакина. – М.: АСТ-Пресс, 2010. – 191 с.
  8. Бесова, М. А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2 / М. А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2004. – 104 с.
  9. Брагуца, А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа. – 2011. – №6. – с.53-55
  10. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. – – №2. – С. 28-29.
  11. Ветлугина, Н. А. Система эстетического воспитания в школе / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2002. – 79 с.
  12. Волкова, Е. Н.  Лоскутное шитье / Е. Н. Волкова. – М.: Аист , 2010. – 112 с.
  13. Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся / Х. Гаджиева // Искусство в школе. – 2007. – № 1. – С. 78–80.
  14. Герасимов, С. А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимова. – М.: Педагогика, 2008. – 264 с.
  15. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 233 c.
  16. Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. –  – №3. – С.15-26.
  17. Еременко, Т. Вышивка. Техника. Приемы. Изделия / Т. Еременко. – М.: Аст – Пресс, 2000. – 192 с.
  18. Зверев, И. Д. Эстетическое образование школьников / И. Д. Зверев. – М.: Педагогика, 1984. – 140 с.
  19. Ильенков, Э. В. К беседе об эстетическом воспитании / Э. В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. – 2002. – С. 91-94.
  20. Ильинская, И. П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника / И. П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. – № 1. – С. 20-25.
  21. Кормик, М. Лоскутное шитье. Мотивы. Узоры. Техника / М. Кормик, Г. М. – Издательство: Ниола 21 век, 2001. – 128 с.
  22. Корниенко, С. Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореф. дис. … канд. пед. Наук /  С. Г. Корниенко. - Кемерово, 2002. – 191 с.
  23. Корчинова, О. В. Декоративно-прикладное творчество / О. В. Корчинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 357 с.
  24. Костикова, И. Ю. Школа лоскутной техники / И. Ю. Костикова. – М.: Просвещение, 2004. – 199 с.
  25. Котикова, О. П. Эстетическое воспитание младших школьников / О. П. Котикова. – М.: АСТ-Пресс, 2001. – 192 с.
  26. Кузьмина, Н. Лоскутная мозаика / Н. Кузьмина. – М.: изд. Эксмо, 2007. – 64 с.
  27. Кушаев, Н. А. Основы эстетического воспитания / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2007. – 240 с.
  28. Любимова, Ю. С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. / Ю. С. Любимова, В. В. Буткевич. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 114 с.
  29. Максимова, М. В. Лоскутная мозаика / М. В. Максимова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. - 64 с.
  30. Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004. – 480 с.
  31. Нагель, О. И. Художественное лоскутное шитье / О. И. Нагель. – М.: Школьная пресса,  – 96 с.
  32. Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности / А. Нурутдинова // Искусство в школе. – 2007. – № 1. – С. 64 – 66.
  33. Обухова, Л.Г. Психология детства / Л. Г. Обухова. – М.: Просвещение, 2002. – 159 с.
  34. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М.: Эксмо, 2007. – 64 с.
  35. Поддубская, Г. С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания / Г. С. Поддубская. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010. – 52 с.
  36. Поспелова, Ю. Л. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях развития современного общества / Ю. Л. Поспелова, И. В. Груздова // Вектор науки ТГУ. – М.: Педагогика, психология, 2011. – 414 с.
  37. Привалова, В. Пэчворк / В. Привалова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 301 с.
  38. Пронина, Л. В. Уроки детского творчества / Л. В. Пронина. –  М.: Просвещение, 2001. – 242 с.
  39. Пьянкова, Н. И. Искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 178 с.
  40. Сапцина, У. В. Волшебный пэчворк. Стильные проекты / У. В. Сапцина. – М.: Контент, 2012. – 32 с.
  41. Смирнов, Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – 2-е изд. / Д. В. Смирнов, В. А. Горский, А. А. Тимофеев. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
  42. Таборидзе, М. Д. Эстетическое воспитание школьников / М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.
  43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
  44. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. –М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
  45. Черникова, Н. В. Проблема формирования эстетической культуры личности в педагогике в современном образовательном контексте / Н. В. Черникова. – Минск.: Искусство, 2010. – 38 с.
  46. Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. – М.: Школа, 2005. – 168 с.
  47. Ягупов, В. В. Педагогика / В. В. Ягупов. – К.:Либідь, 2002. – 495 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2016 год 39 стр.
Курсовая Поиск и сортировка информации в базах данных
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское