ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы
1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
1.2. Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
1.3 Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе
Выводы по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса
2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса
2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4-го класса
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения
Одной из главных задач современного российского образования является социализация школьников. Сегодня важно не только вовремя сориентировать ребенка в социокультурной среде, но и создать условия для его саморазвития и творческой самореализации. Такая возможность представилась образовательным учреждениям после введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения, в соответствии с которым внеурочная деятельность школьников стала неотъемлемой частью образовательного процесса и характеризуется как «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения». Внеурочная деятельность позволяет рационально решать задачи воспитания, саморазвития и социализации школьников.
Актуальность данной работы определяется необходимостью повышения интереса школьников к изучению народного творчества, восстановлению традиций, развития интереса к этому виду творчества, и в связи с этим потребностью создания методики взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности по художественно - эстетическому направлению.
Кроме того, результативность внеурочной деятельности, в частности по организации эстетического развития школьников, требует разработки качественного программно-методического обеспечения этого процесса.
Данные положения обусловили выбор темы нашего дипломного исследования: «Методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников по программе « Лоскутная пластика».
Цель исследования: теоретически выявить, обосновать и экспериментально проверить условия организации внеурочной деятельности младших школьников по программе «Лоскутная пластика».
Объект исследования: процесс организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению.
Предмет исследования: методическое обеспечение внеурочной деятельности младших школьников по программе «Лоскутная пластика».
Гипотеза исследования: организация внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению может быть результативной при соблюдении следующих условий:
- формирование эстетических знаний через изучение традиций лоскутного шитья;
- формирование эстетических потребностей через самостоятельное художественное творчество в технике «лоскутная пластика».
Задачи исследования:
- Определить базовые понятия и изучить особенности эстетического развития детей младшего школьного возраста.
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме организации внеурочной деятельности младших школьников по художественно-эстетическому направлению.
- Выявить исходный уровень эстетического развития детей младшего школьного возраста.
- Разработать и апробировать программно-методическое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Лоскутная пластика».
- Выполнить анализ результатов экспериментальной работы.
Методологической основой исследования явилось следующее:
- теория Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, Б.М. Неменского об особенностях и условиях художественного развития ребенка;
- исследования Б. М. Теплова, который представил глубокое научное обоснование факторов эстетического развития ребенка, важнейшими из которых выступают «окружение, в котором он проводит первые годы», а также характер «планомерной педагогической работы», где непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества;
- психологические подходы А.А. Мелик-Пашаева, Г.Н. Кудиной, З.Н. Новлянской, А.Я. Михайловой, посвященные эстетическому развитию младших школьников, где рассматриваются механизмы развития эстетического восприятия.
Методы исследования: анализ и обобщение психолого-педагогических исследований; анкетирование; беседа; наблюдение; педагогический эксперимент.
База исследования: МОУ СОШ деревня Бадар, в экспериментальной работе принимали участие учащиеся 4 класса примерно одного возраста 9-10 лет в количестве 15 человек.
Этапы и сроки исследования:
Этап 1. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2015 г.). Сформулирована проблема и тема исследования, на основе изученной специальной и психолого-педагогической литературы разработан методологический аппарат исследования: определение объекта и предмета, гипотезы, цели и задач исследования. Обоснована актуальность работы и намечен проект экспериментальной работы.
Этап 2. Основной (ноябрь 2015г. – февраль 2016г.) Проведен констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса. Обобщены полученные результаты, уточнены основные положения исследования. Разработано и апробировано методичекое обеспечение внеурочной деятельности по курсу «Лоскутная пластика».
Этап 3. Заключительный (март – апрель 2016г.) Проведен сравнительно-сопоставительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента. Выполнено окончательное оформление дипломного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методического обеспечения программы внеурочной деятельности учеников 4-го класса, которое может быть использовано учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы, приложениями.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Значимость этой деятельности подтверждена и временем, отводимым на неё, – до 1350 часов на весь период начального обучения. [43, с. 28 - 30].
Целью организации внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, интересах внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи внеурочной деятельности:
1 Выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;
- Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
- Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
- Развитие опыта творческой деятельности;
- Создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
- Развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
- Расширение рамок общения ребенка с социумом;
- Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности. Работа с одаренными детьми.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. [5, с.33]
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность и включает в себя все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Так как в урочное время больше внимания уделяется изучению наук, поэтому важно эстетическому воспитанию уделять больше времени на внеурочных занятиях. [41,с. 76-79]. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся, является художественный труд. Данный процесс позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждает в них радость труда и жажду творчества. Такие занятия продолжают формировать у детей эстетическое отношение к искусству и действительности, духовно обогащают их, это деятельностный способ отражения и познания мира. Через участие в художественном труде ребенок может самовыражаться и самоутверждаться, самодеятельность расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям посредством личных переживаний более глубоко познать искусство, постичь серьезное художественное творчество. С помощью творчества расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний, развивается воображение, при этом порождается желание понять и почувствовать красоту, созданную своими руками и бережное отношение к продуктам человеческого труда.[8,с. 27]. Таким образом, решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется ФГОС общего образования. Внеурочная деятельность - многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических материалов по организации внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что в рамках ФГОС общего образования уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе с позиции духовно-нравственного развития и воспитания, предусматривающее системность в его реализации.
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой - воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы, «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы и рациональнее использовать в этих целях возможности внеурочной деятельности. [4,с 26].
Системообразующие направления воспитания определенные в стандарте (гражданское, патриотическое, нравственное, эстетическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внеучебную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка.