Курсовая работа|Физическая культура

Диагностика готовности детей к участию в соревнованиях по художественной гимнастике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 63

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические аспекты исследования готовности спортсмена к участию в соревнованиях

1.1.      Особенности психического развития детей в возрасте 7-8 лет

1.2.      Особенности физического развития детей в возрасте 7-8 лет

1.3.      Показатели готовности детей  к участию в соревнованиях

Глава 2. Эмпирическое исследование готовности детей к участию в соревнованиях по художественной гимнастике

2.1. Констатирующий эксперимент

2.2. Формирующий эксперимент

2.3. Контрольный эксперимент

Глава 3. Практические рекомендации по подготовке детей к соревнованиям по художественной гимнастике

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы   

Актуальность темы. В основе современного общества лежат демократические преобразования. При этом педагоги нацелены на построение личностно – ориентированной формы взаимодействия с детьми. Основной целью такой формы работы является утверждение и развитие личности ребенка, охватывающее все сферы современной жизни. В первую очередь особое внимание уделяется формированию у ребенка общечеловеческих чувств, ценностей и идеалов, формированию психической устойчивости и полноценного физического развития. Такие ценности являются основой формирования нравственных идеалов, физического совершенства и гармоничной личности. Под современным идеалом, обладающим различными ценностями понимают всестороннюю реализацию интеллектуально-нравственной свободы, эстетической, творческой самостоятельности и высокой активности [1].

Одним из средств формирования всесторонне развитой личности, как в физическом, так и в психическом смысле, является художественная гимнастика.

Особенно актуальны занятия художественной гимнастикой в младшем школьном возрасте. В этом возрасте развитие наблюдается во всех сферах жизни. В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции, развиваются разнообразные двигательные навыки и физические качества, такие как ловкость, быстрота, выносливость, гибкость, сила, равновесие [2].

Важной составляющей профессиональной деятельности спортсменов в области художественной гимнастики является участие в соревнованиях. Для участия в соревнованиях важно иметь физическую и психологическую подготовленность. Готовить детей к участию в соревнованиях необходимо еще на начальных этапах обучения художественной гимнастике. Известно, что полноценное развитие физических и психических качеств ребенка является залогом успешного участия в соревнованиях, позволяет достигать высоких результатов.

Проблематика исследования. В результате осуществлённого анализа литературных источников, нами сформулирован основополагающий вопрос– методические особенности освоения детьми младшего школьного возраста художественной гимнастики как вида спорта, направленного на комплексное развитие физических качеств и двигательных навыков ребенка младшего школьного возраста [1].

Объект исследования – подготовка детей к участию в соревнованиях по художественной гимнастике.

Предмет исследования – физическая и психологическая подготовка детей младшего школьного возраста к участию в соревнованиях по художественной гимнастике.

         Цель работы: разработать психолого-педагогическую систему подготовки детей в возрасте 7-8 лет к участию в соревнованиях по художественной гимнастике.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме.
  2. Провести диагностику физических качеств детей.
  3. Осуществить подбор специальных средств и методов для диагностики психологической готовности детей к участию в соревнованиях по художественной гимнастике, провести диагностику.
  4. Проанализировать действующую программу подготовки воспитанников по художественной гимнастике и разработать методику, направленную на повышение качества подготовки детей к участию в соревнованиях.
  5. Апробировать предложенную методику в ходе педагогического эксперимента и сформулировать рекомендации по совершенствованию подготовки детей к участию в соревнованиях по художественной гимнастике.

Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в основе качественной подготовки детей к участию в соревнованиях по художественной гимнастике лежит правильно разработанная методика диагностики и преподавания, направленная на специальную физическую и психологическую подготовку обучающихся.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, ФГОСа); эмпирические (педагогический эксперимент; психологическая диагностика; тестирование; методы математической обработки результатов).

Научная новизна. На основе учебной программы подготовки детей по художественной гимнастике разработали инновационную методику преподавания художественной гимнастики младшим школьникам и апробировали ее на детях.

Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций и практических занятий по художественной гимнастике.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических занятий по художественной гимнастике. Могут быть использованы преподавателями физической культуры и художественной гимнастики для подготовки обучающихся. Также результаты могут быть полезны для самостоятельной подготовки учащихся к участию в соревнованиях. Результаты могут быть полезны родителям занимающихся художественной гимнастикой.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты исследования готовности спортсмена к участию в соревнованиях

1.1.          Особенности психического развития детей в возрасте 7-8 лет

Дети 2009-2010 г.р., в возрасте 7-8 лет относятся к младшему школьному возрасту. Младший школьный возраст является очень ответственным и важным периодом развития личности ребенка. В этот период особенно аккуратно следует относиться к ребенку, его чувствам, переживаниям, поскольку ребенок в это время очень чувствителен и раним. На это время приходится обучение ребенка в начальных классах. Как правило, ребенок переходит из детского сада в школу, при этом происходит смена коллектива, изменяются требования и ожидания по отношению к ребенку.

         На каждой возрастной стадии происходит смена ведущей деятельности. Это необходимо учитывать при планировании, как школьной программы, так и дополнительных занятий, секций, в том числе и занятий по художественной гимнастике. Широко известны работы Леонтьева А.Н., который в своих исследованиях отмечает, что различные возрастные категории имеют ведущий тип деятельности. В младшем школьном возрасте формируются также новые виды деятельности, новые формы взаимоотношений в коллективе, именно эти их качества и рекомендуется использовать в качестве базы, на основе которой будет происходить дальнейшее развитие личности ребенка [3].

Преподаватель должен помнить о том, что в младшем школьном возрасте у детей изменяются и перестраиваются психические процессы. Именно от психических процессов зависят изменения личности ребенка. Не стоит забывать о том, что младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов жизни. К числу психологических новообразований мышления младшего школьника принято относить анализ, планирование и рефлексию, становление конкретных операций и переход к развитию формальных операциональных структур, интенсивное развитие креативности. Наиболее интенсивно все вышеперечисленные качества развиваются на занятиях художественной гимнастикой, при тщательно спланированном ходе занятия и правильно подобранной технологии обучения и формы взаимодействия со школьниками [4].

На этот период приходится интенсивное развитие личности. Ребенок стремится к познанию и изучению окружающего мира, на основании полученных сведений анализирует и интерпретирует информацию на столько, насколько развито его мышление и представления. В этот период происходит прогрессивное развитие, которое наблюдается во всех сферах жизни.

В первую очередь совершенствуются основные психофизиологические функции. Конечным этапом является возникновение у ребенка сложных личностных характеристик и новообразований. При этом для ребенка в процессе формирования качеств важным этапом является развитие непроизвольного характера обучения и познания. У ребенка, как правило, повышенное внимание, которое связано с познанием и попытками ориентироваться в окружающей среде, весьма незнакомой для ребенка. Также ребенку характерно эмоциональное отношение к окружающему миру. Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности. С возрастом эмоциональность и впечатлительность изменяются. Неизменным при этом остается непроизвольное внимание, которое достаточно интенсивно развито у детей еще с дошкольного возраста [5].

Перечисленные выше факты свидетельствуют в пользу того, что именно в младшем школьном возрасте можно с минимальными усилиями и потерями развить у ребенка способность красиво двигаться, ценить эстетические чувства, умение учиться, используя естественные психические и психофизиологические процессы. Однако при развитии универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте многие педагоги отмечают не только преимущества, но и ряд трудностей.

Так, сложности при обучении детей этого возраста художественной гимнастике состоят в том, что для младших школьников характерной чертой является невозможность длительно сосредоточиться на одном предмете или действии. Детям в таком возрасте трудно и практически невозможно сосредоточиться на однообразной и неинтересной работе. Также интересен тот факт, что в процессе интересной игры и разнообразных движений внимание ребенка очень сосредоточено, и он непроизвольно способен запомнить большие объемы информации.

Для ребенка очень важны внешние впечатления, полученные из окружающей среды, они же обеспечивают дальнейшее развитие личности.

Именно по этой причине эффективным средством развития физических качеств ребенка является применение инновационных методов преподавания, применение различных технологий, нового оборудования на занятиях, интересное для ребенка построение занятия, позволяющее поддерживать высокий уровень интереса у детей и положительный эмоциональный фон [6].

Для нервной системы младших школьников характерна высокая пластичность, благодаря чему у ребенка легко формируются условные связи. Это свойство позволяет сформировать большое разнообразие двигательных навыков и легко их закрепить, довести до автоматизма. Однако необходимо учитывать, что организм школьника еще не полностью сформирован, восприимчив к действию различных повреждающих факторов. К примеру, организм восприимчив к ряду инфекционных заболеваний, часто наблюдаются нарушения нормальной деятельности желудочно-кишечного тракта. При целенаправленном развитии физических качеств ребенка и тех изменениях, которые наблюдаются в младшем школьном возрасте, происходит ряд изменений в психике ребенка.

 Результатом соотношения между произвольной и непроизвольной формой внимания является воображение, которое также хорошо развито у младших школьников. Именно это психическое новообразование педагоги часто вовлекают в работу при проведении занятия.

 Большой скачек в развитии воображения играет игра, которая является формой развития восприятия. В игровой форме деятельности используют замещающую деятельность, различные предметы – заместители. В процессе игры формируется творческое объединение детей. В ходе игры важно то, что ребенок выполняет определенные роли, подчиняется определенным правилам, устанавливает свои правила и отношения в пределах группы [4].

При помощи игры формируется также интерес к миру взрослых. В понимании ребенка, он должен учиться жизни именно у взрослого, близкого ему человека. Совместные игры детей и взрослых, особенно родителей, крайне важны для полноценного развития ребенка, установления доверительных отношений. После частичного познания поведения взрослого у ребенка формируется мотивация к познанию и всего окружающего мира, установлению общих закономерностей.

Таким образом, появляется ряд возможностей, при помощи которых становится возможным дальнейшее воспитание ребенка, а также формирование у него доброжелательного отношения, любви к близким, друзьям, формируется понятие долга, чести, ответственности. Важным этапом является формирование эмоционального сопереживания, отзывчивости.Также знакомство ребенка с окружающей действительностью происходит посредством продуктивных видов деятельности. В ходе таких видов деятельности развивается восприятие, мышление, воображение [7].

Ребенок в младшем школьном возрасте в состоянии учитывать и анализировать свойства отдельных предметов, а также осмысливает и оценивает информацию, полученную о предметах. Для ребенка важны сенсорные, тактильные ощущения, величина, цвет, форма предмета. Отдельные предметы, со свойствами которых ребенок был ознакомлен в первую очередь, в дальнейшем становятся для него эталонами и образцами, по которым он оценивает другие подобные предметы и окружающий мир.

Формируется воображение, которое позволяет предоставить дальнейшую информацию и обеспечить ее переработку и оценку, как качественную, так и количественную. Важную роль в формировании познавательных навыков играет речь ребенка, способность мыслить, рассуждать, анализировать факты, сопоставлять их, делать логические умозаключения. Эти навыки являются одними из основных средств взаимодействия человека с окружающей средой, окружающими людьми, между собой.

Широкое и безграничное воображение дает ребенку намного больше возможностей для познания окружающего мира по сравнению со взрослым. Именно по этой причине основное развитие и познание окружающего мира, заложение основ понимания своего ближайшего окружения происходит в младшем школьном возрасте. Развитие представления формирует мышление ребенка [6].

Широко известны работы Н.Н. Поддъякова, который экспериментальным путем доказал, что у ребенка в младшем школьном возрасте интенсивно формируются различные навыки и умения. Они способствуют дальнейшему развитию личности ребенка и основным психическим процессам. 

  1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010.
  2. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации фи­зического воспитания детей и молодежи// Физическая культура: воспита­ние, образование, тренировка.— 2006.— № 1, 2.
  3. Барамидзе А.М., Годик М.А, Киселева Т.Г., Стретчинг. - М.: Изд-во «Советский спорт», 2015.
  4. Бондаревский Е. Л. Физическое воспитание.— М.: Просвещение, 2015.
  5. Борисова Н., Асташкина Б. Новый подход в проведении занятий// Дошкольное воспитание.— 1990.— № 1.
  6. Буцинская П. П. и др. Общеразвивающие упражнения в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.
  7. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. - М.: Просвещение, 2011.
  8. Винер, Ирина Александровна: Джесси Рассел — Москва, Книга по Требованию, 2012 г.- 54 с.
  9. Волевая гимнастика: А.К. Анохин — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2012 г.- 48 с.
  10. Волосникова Т.В., Филиппова С.О., Москаленко В.И., Лебедева Н.В. Физическая культура в семье, ДОУ и начальной школе. -М.: Школьная пресса, 2005.-64 с
  11. Воспитание и обучение детей пятого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада/ А. Н. Давидчук, Т. И. Осокина, Л. А. Парамонова и др.; Под ред. В. В. Холмовской. - М.: Просвещение, 2012.
  12. Воспитание и обучение детей шестого года жизни: Кн. для воспитателя дет. сада / Н. А. Ветлугина, Р. С. Буре, Т. И. Осокина и др.; Под ред. Л. А. Парамоновой, О. С. Ушаковой. - М.: Просвещение, 2010.
  13. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
  14. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2015, № 10, с. 26-36.
  15. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание, 2012, № 11, с. 3-10.
  16. Ефименко Н. Н. Методика игрового тестирования двигательного развития школьников в норме и при патологии.— Одесса, 2013.
  17. Ефимов О.И. Школьные проблемы глазами врача. – СПб.: «ДИЛЯ», 2007. – 144 с.
  18. Зайченко Е. Повышение двигательной активности детей в самосто­ятельной игре// Дошкольное воспитание.— 2011.— № 4.
  19. Зуев Е.И Волшебная сила растяжки. М.: Изд-во «советский спорт», 2013.
  20. Каштанова Г.В., Мамаева Е.Г., Сливина О.В., Чуманова Т.А. Лечебная физкультура и массаж. Методики оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: АРКТИ, 2016. – 104 с.
  21. Клименкова О. Игра как азбука общения.//Дошкольное воспитание, 2012, № 4, с. 7-14.
  22. Королева гимнастики, или Дорога к победе: Вера Иванова — Санкт-Петербург, Эксмо, 2013 г.- 320 с.
  23. Кулагина Е. «Физическая культура для детей от 2 до 9 лет». – Москва: Астрель: АСТ. 2010г. – 110 с.
  24. Кэпрару Э., Кэпрару Г. «Мать и дитя». Медицинское издательство, Бухарест, 1989г. – 520 с.
  25. Лечебная гимнастика цигун (комплект из 3 книг): Инка Йохум — Москва, Попурри, 2009 г.- 240 с.
  26. Лучше чем йога. Гимнастика на каждый день: Лана Палей — Москва, Оникс, Мир и Образование, 2014 г.- 96 с.
  27. Мировая художественная культура. 10 класс. В 2 частях. Часть 2. Русская художественная культура: Л. А. Рапацкая — Москва, Владос, 2007 г.- 320 с.
  28. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
  29. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2013. - кн. 2: Психология образования.
  30. Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой. – СПб.: КАРО, 2016. – 136 с.
  31. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика: Ю. В. Менхин, А. В. Менхин — Санкт-Петербург, Феникс, 2002 г.- 384 с.
  32. Потапчук А.А. Лечебные игры и упражнения для детей. – СПб.: Речь, 2007. – 99 с.
  33. Рунова М.А. Движение день за днем. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 96 с.
  34. Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол-аэробика для детей «Танцы на мячах» учеб. -метод, пособ. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 209 с.
  35. Смирнова, Е., Гударева О. Современные семилетние дети: особенности игры и психического развития. // Дошкольное воспитание, 2013, № 10, с. 63-73.
  36. Фурни Д., Фрадетт Б., Гунель Ж. «Спорт. Большая иллюстрированная энциклопедия». – Москва: Астрель: АСТ. 2003г. – 371 с.
  37. Художественная гимнастика на летних Олимпийских играх 2004: Джесси Рассел — Санкт-Петербург, Книга по Требованию, 2013 г.- 102 с.
  38. Художественная гимнастика. История, состояние, и перспективы развития: И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Е. Медведева, Р. Н. Терех — Санкт-Петербург, Человек, 2014 г.- 216 с.
  39. Художественная гимнастика. Теория и методика: И. А. Винер-Усманова, Е. С. Крючек, Е. Н. Медведева, Р. Н. Терех — Москва, Человек, 2014 г.- 120 с.
  40. Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 7-8 лет.- М.:ВЛАДОС, 2013.- 320 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское