Становление российской науки в рамках информационного общества не представляется возможным без популяризации науки. Потребности общества в научно-популярных журналах обуславливается не только внешними критериями: государственным регулированием в данной сфере, запросами научных объединений, но и самим состоянием журналистики в настоящее время. Современные медийные проекты в области популяризация науки в настоящих условиях часто формируются на Западе (телевизионный аспект), или, считаясь продуктом транснациональных брендов, приспосабливаются к внешней среде России (журналы-травелоги). Одновременно традиционно российским обычаям был создан богатый опыт популяризации науки.
Особое значение задача научной пропаганды и популяризации возникает в настоящее время в сфере попыток создания в массовом сознании целесообразной, объективированной картины общества. Социологические опросы показывают, что большая часть россиян, в соответствии со средневековой геоцентрической картиной общества, думает, что Солнце совершает оборот вокруг Земли. Многие научно-популярные журналы разъясняют, растолковывают, тем самым больше запутывают, мифологизируют проблему, при этом нанося большой вред, больше всего, самой науке. Научно-популярные журналы имеют большую широту и разнообразие сферы возможностей, чем научные дискуссии. Кроме очевидной положительной стороны: канала взаимосвязи с несоизмеримо большим количеством читателей, они нужны для освещения тех аспектов, о которых трудно говорить в критериях строгой академической науке.
В этом и заключается актуальность темы исследования.
Отдельные вопросы научно-популярных журналов рассматриваются в трудах следующих авторов: Акопов А. И. , Антонова С.Г., Бекасов Д.Г., Верховская А.И., Воскобойников Я.С., Юрьев В.К., Герхард М., Горохов В.М., Журбина Е., Лазутина Г.В., Маслова Н.М., Пронин Е.И., Прохоров Е.П., Свинцов В.И., Солганик Г.Я. и др.
Исследование по данной теме необходимы для расширения теоретических представлений, а также для сравнительного анализа научно-популярных журналов «Найка в фокусе» и «Discovery».
Целью исследования является анализ научно-популярных журналов как типа современного издания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение теоретических аспектов современной научно-популярной периодики;
- анализ концепций научно-популярных журналов «Наука в фокусе» и «Discovery».
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных специалистов в области научно-популярной периодики, а также концепции, выводы и рекомендации, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблеме журналистики, программные и прогнозные разработки федеральных и региональных органов власти, научно-исследовательских центров. Также важные аспекты темы были затронуты в публикациях следующих авторов: Антонова С.Г., Белов С. В., Виноградова В.Б., Кукушкина О.В., Поликарпов А.А., Савчук С.О., Кадыкова И., Шибаева Л.. и других.
В процессе работы над работой были использованы нормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации, рекомендации региональных и российских научно-практических конференций.
Инструментарно-методический аппарат обусловлен проблематикой работы, необходимостью анализа большого практического материала. В ходе исследования применялись общенаучные методы структурного, факторного, функционального и сравнительного анализа, статистические методы.
Информационно-эмпирическая база формировалась на основе законодательства РФ, официальных статистических данных ФГСС России, статистическая информация, опубликованная в периодических изданиях, ежегодных статистических сборниках, научных публикациях, монографиях отечественных и зарубежных ученых, материалы общественных исследований, Интернет-ресурсы.
Ожидаемые результаты можно сформулировать следующим образом:
- расширение научных и методологических представлений о научно-популярной периодике;
- выводы по сравнению научно-популярных журналов «Наука в фокусе» и «Discovery».
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе рассматривается современная научно-популярная периодика, а именно дана классификация научно-популярных журналов, представлены особенности жанров в научно-популярных журналах, выявлена целевая аудитория научно-популярных журналов.
Вторая глава посвящена концепциям журналов «Наука в фокусе» и «Discovery», в частности: обозначены особенности научно-популярного журнала «Наука в фокусе», выявлены особенности научно-популярного журнала «Discovery», проведен сравнительный анализ журналов «НАУКА в фокусе» и «Discovery».
Глава I. СОВРЕМЕННАЯ НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ПЕРИОДИКА
-
1. Классификация научно-популярных журналов
Методы популяризации научных знаний в современных условиях достаточно разнообразны. Такими средствами популяризации являются кино, и телевидение, радио и периодика. Главное место занимают книжные и журнальные издания. В России существует много научно-популярных журналов. Очень известными журналами являются «Наука и жизнь», «Наука в фокусе», «Discovery» и другие [1, c. 157].
Наиболее основательным методом популяризации науки являются книжные журналы научно-популярной тематики. В широком смысле научно-популярный книжный журнал представляет собой журнал, который включает информацию о теоретических или практических исследованиях и создан с целью популяризации аспектов науки, технологий, культуры и итогов практической работы для большой целевой аудитории в удобном для них виде [28].
Предмет содержания научно-популярного журнала – это все, что связано с наукой и научными работами: итоги научных работ, научную сферы, в которой проводятся работы; объект работ; научную задачу, цель и метод работ; критерии для осуществления исследований, а также применяемая аппаратура и оборудование; данные, которые составляют базу работы, включая информацию о наблюдениях и экспериментах, изобретения, гипотезы, законы, опросы и другие. Описывая предмет содержания научно-популярных журналов, Н. Г. Чернышевский когда-то сказал: «...Популярные книги перечеканивают в ходячую монету тяжелый слиток золота, выплавленный наукою» [71, с. 426].
Проблематика научно-популярных журналов имеет очень широкий спектр. Она обусловлена потребностями и целями общества, интересами и спросом аудитории. От этого зависят цель и функции (свойства) научно-популярного журнала.
Целью научно-популярных журналов является популяризация и пропаганда аспектов и достижений науки, технологии, культуры и итогов практической работы для большой аудитории. Функциональные свойства научно-популярных журналов очень разнообразны [40, c. 154].
Главной функцией научно-популярных журналов считается популяризация и пропаганда науки. Именно в этом заключается целевое назначение рассматриваемого вида журналов. Эта функция, как и функция просвещения и ознакомления, образования, всегда считалась главной. Популяризуя науку, журналист знакомит широкую аудиторию с последними исследованиями в научной жизни и при этом дает читателю новые знания, способствуя росту их общеобразовательного уровня и выполняя просветительскую функцию. Научный опыт расширяют кругозор аудитории научно-популярных журналов, при этом возникает дальнейшая потребность к чтению данной литературы, увеличивают становление творческой активности читателя, и приобщают его к знаниям. Очень известно высказывание Крупской Н.К. к ученым, чтобы они пришли на помощь рабочим в их обучении. В своих высказываниях в печатных изданиях и в переписке с известными научными деятелями она просила их передавать свои знания читателям. Ее высказывания адресовались таким ученым как Вавилов С. И., Комаров В. Л., Бах А. Н., Зелинскому Н. Д., Ферсману А. Е. и др. [66, c. 54].
Важной целью научно-популярных журналов считается создание научного мировоззрения широкой аудитории. Функция мировоззрения представляет собой представление общих знаний и законов жизни в научно-популярных журналах, рассказ о достижениях в исследованиях теоретических вопросов, которые открывают новые перспективы научной деятельности и на ее базе инновационные возможности процесса производства. Примером научных решений, которые играли важную роль для понимания объективности и реальности мира, являются учение о естественном отборе Чарльза Дарвина, периодическая таблица Менделеева, теория условных рефлексов Павлова [70, c. 124].
Объединение научной жизни и демократии в качестве критерия создания научной картины мира являлось целью научной активности Тимирязева К. А. Он говорил, что цели и мотивы научной деятельности и демократии, истинной науки и истинной демократии имеют одинаковое значение. Цели создания научной картины мира аудитории были обусловлены популяризаторской активностью Тимирязева К. А. по пропаганде дарвинизма. С помощью его умелой популяризации учение Чарльза Дарвина о происхождении видов приобрела в России большое признание [50].
Выполнение функции создания научной картины мира прямо взаимосвязана с приобщением читателя к науке, с воспитанием у широкой аудитории восприимчивости, значения сущности науки, научно-технической революции. Научно-популярные журналы по искусству играют важную эстетическую роль [47, c. 134].
Для всех, кто имеет представление о становлении науки, научно-популярный журнал, независимо от отнесения к различным отраслям научной жизни, необходимы и интересны в качестве средства роста научно-познавательного мировоззрения. Данная функция играет не менее важную роль, чем вышеперечисленные функции. Во любом случае, можно предположить, что целью ознакомления с последними научными достижениями часто является мотивом для прочтения журнальных статей и заметок, а также для прослушивания информации по радиостанций и просмотра телевизионных передач [31, c. 167].
Помощь в расширении у аудитории научно-познавательного мировоззрения может быть связана с исполнением других функций научно-популярного журнала: помощи решению аудиторией задач а практике; профориентации аудитории; адаптации читателя к конкретным условиям и др. Значение предоставленных научно-популярными журналами возможностей будет иметь зависимости от целей интересов широкой аудитории, а также от стремления читателей к реализации приобретенной информации.
Перечисленные функции научно-популярных журналов необходимо учесть при формировании журнала для печати. Нужно знать, какой категории читателей адресуется научно-популярный журнал. Естественно, что проблема профессиональной ориентации может быть актуальной, главным образом, для молодых читателей, которые вступают на самостоятельной путь в своей жизни [33, c. 23].
Также некоторые выделяют информативную функцию научно-популярного журнала. Доказывается это следующим: каждый журнал представляет собой средство фиксирования, хранения и передачи информационных данных.
Научно-популярные журналы являются источником научных данных в образовательном процессе, при выполнении курсовых и дипломных и проектных работ.
Анализируя данных образом научно-популярные журналы, необходимо признать, что они являются средством научной коммуникации. Конечно, в меньшей мере, чем научный журнал. Они являются источником научных данных как в отрасли российской науки, так и в отрасли мировой науки. При этом важно редактору заботиться о том, чтобы научная популяризация не оставляла нетронутыми достижения зарубежной науки.