Курсовая работа|Физическая культура

Влияние физической культуры на состояние здоровья дошкольников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 38

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты влияния физической

культуры на здоровье дошкольников

1.1 Состояние здоровья дошкольников

1.2 Задачи физического воспитания в дошкольном возрасте

1.3 Компоненты здоровьесберегающих технологий на занятиях

физической культурой с дошкольниками

Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физической

культуры на состояние здоровья дошкольников

2.1 Организация и методы исследования

2.2 Экспериментальная технологи здоровьесбережения в процессе

физического воспитания детей дошкольного возраста

2.3 Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Актуальность исследования особенностей влияния физической культуры на состояние здоровья дошкольников обусловлена тем, что в настоящее время происходит неизбежное усложнение содержания воспитания и обучения детей в условиях интенсификации образовательных программ, что является серьёзным фактором риска для  их здоровья[5].

Данная  проблема приобретает  все  более  актуальный характер  в связи  с тем,  что  в  последние десятилетия наблюдается  активный рост заболеваемости  у детей  и  подростков.

 Взрослый  человек  сам  влияет  на собственное здоровье своим образом жизни, а ребенок с первых дней своей жизни зависит  от  условий  и  факторов  среды,  в  которой он проживает.

Проведены многочисленные педагогические и медицинские научные исследования в период с 2004 г. по 2017 годы выявили ряд отклонений в функциональном состоянии организма дошкольников, что в числовом выражении составило повышение на 82,3%.

Беспокойство вызывает увеличение количества длительно и часто болеющих детей, их процент увеличился на 32%, при этом, хроническая патология составила 78,8% соответственно [16, с. 94].

Исследования физического развития детей основаны на измерении группы антропометрических показателей,  которые  выступают  в качестве индикаторов физического развития. Некоторые антропометрические показатели,  а  именно  длина  тела  и  масса  организма,  окружность  грудной клетки и другие, позволяют сделать вывод об основных свойствах организма.

Явно выявляются противоречия между возрастающими требованиями педагогического процесса в области физического воспитания и спорта с  одной стороны, и повышением требований к сохранности воспитанников , с другой стороны.

Теоретико-методологической базой исследования выступают концепция единства двигательного и психического развития (А.Р. Лурия, П.К. Анохин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов), теория спортизации физического воспитания (В.К. Бальсевич, Л.В. Лубышева), теория моторно-висцеральных и висцеромоторных рефлексов (М.Р. Могендович), представления о роли регуляторных систем организма в управлении функциональным состоянием организма (Р.М. Баевский, Н.И. Шлык, Н.А. Агаджанян), теория антистрессорных реакций (Л.И. Гаркави, Е.Б. Квакина, Т.С. Кузьменко), теория физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Ю.Ф. Курамшин, В.И.Лях, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов).

Объект исследования – процесс проведения занятий физической культуры у дошкольников.

Предмет исследования – средства и методы, влияющие на состояние здоровья дошкольников.

Цель данного курсового  исследования – изучить влияние физической культуры на состояние здоровья дошкольников.

Гипотеза исследования – занятия физической культурой повышают физические и функциональные параметры (ЧСС, ЧД, ЖЕЛ, КВ) дошкольников.

Задачи исследований:

  1. Выявить параметры здоровья у детей дошкольного возраста в течение года.
  2. Изучить параметры кардио-респираторной системы у детей дошкольного возраста в течение года.
  3. Изучить физическую подготовленность детей в течение года.

Научная новизна исследования: определены особенности здоровья дошкольников в течение года. Показано, что занятия физической культурой положительно влияют на состояние кардио-респираторной системы у детей. Доказана положительная динамика роста показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста в течение года.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Проведенные исследования показали, что занятия физической культурой повышают физические и функциональные показатели детей дошкольного  возраста. Поэтому, необходимо количество занятий физической  культуры увеличить, а лучше всего ввести каждодневные занятия с различными упражнениями и играми.

База исследования: исследования проводились .............................................................................

Структура и объем работы: курсовая работа изложена на 63-х листах машинописного текста введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 95 источников и приложения.

 

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты влияния физической культуры на здоровье дошкольников

1.1 Состояние здоровья дошкольников

Анализ состояния здоровья детского населения России по данным официальной статистической отчётности и результатам многочисленных эпидемиологических исследований свидетельствует о снижении константных показателей здоровья дошкольников [1, с. 128].

Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности показывает, что страна быстро «стареет», поэтому проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.

Структура причин смертности детей такова: ведущее место занимают несчастные случаи, отравления, травмы, на долю которых приходится 41,6% всех случаев смерти детей в возрасте от 1-4 лет, 76% случаев смерти подростков 15-19 лет – результат «социальных сокращений» дошкольных и школьных учреждений, спортивно-технического и художественного характера, а также за счет новых реформ школьного образования. Как итог – почти 2 млн. детей оказались на улице [18].

Прогноз специалистов на 2017 г. таков: доля здоровых новорожденных снизится по сравнению с 1997 г. до 15-20%, а уровень заболеваемости детей других возрастных групп тоже вызывает тревогу. За последние 5 лет частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13%, болезней эндокринной системы – на 29,5%, болезней крови – на 35,4%, астмы – на 40%, болезней органов пищеварения – на 21,6%. Особую тревогу вызывает здоровье школьников.  В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми [1, с. 14; 2; 15; 27; 36, с. 67; 46; 55, с. 12]:

По данными Министерства здравоохранения РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были  зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии [1, 27].

Сказанное выше говорит, прежде всего, о том, что современное общество больно, больна экономика, социальный быт, производство и здравоохранение.

Здоровье по определению ВОЗ – это состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Человеческое здоровье – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических характеристик, оптимальной производительности и социальной активности при высокой продолжительностью жизни.

В понятие «здоровье» выделяют три состояния по Баевскому:

- состояние здоровья с высоким уровнем адаптации;

- состояние болезни со срывом адаптационных резервов организма;

- пограничное состояние между здоровьем и болезнью [15, с. 12].

В настоящее время интерес, с точки зрения физиологии и физической культуры представляют функциональные состояния организма дошкольников при воздействии физической нагрузки на их организм во время занятий физической культурой.

Среди факторов, влияющих на здоровье дошкольников выделяют:

- экологические;

- генетические;

- социальные [13, 46-47].

Науке известно, что здоровье генетически обусловлено. В XXI веке общество «трясет» от различных политических событий, связанных с войнами, различными сменами политических и экономических регионов,  перестройками, введением различных новшеств в образование и воспитание дошкольников и т.д.

В настоящее время, эти сложности не устранен, что безусловно, затрудняет процесс реализации генетического потенциала, отрицательно сказывается на биологических характеристиках, что ухудшает генофонд народа в целом.

Генофонд является качественный состав и относительное содержание всех форм генов и популяций. Около 10 миллионов генов и белков форм, которые они производят образуют биологическую систему человека.

Функционирование этой системы зависит от полезности генов, которые очень чувствительны к вредным токсичные вещества проникают в клетки организма с воздухом, водой, пищей. Эти вещества могут вызывать мутации гена, который делает белок в организме или не формируется, или полностью утрачивает свою биофункцию, что приводит к снижению активности организма, снижению его сопротивляемости и разливным острым, хроническим, инфекционным заболеваниям.

В популяции, таким образом, возрастает число детей с врожденными умственными и физическими недостатками, а также увеличивается количество детей, попавших в группу длительно и часто болеющих (ДЧБ)[1, с. 15].

Отрицательное влияние экологических факторов окружающей среды, социальные и экономические бумы отрицательно сказываются на здоровье детей.

На здоровье дошкольников  влияют проблемы образовательного воспитательной направленности, это  нарушение норм дневного отдыха и ночного сна, режима питания, различные нарушения жизненных норм и т.д. [28]. Это и гиподинамия, это и несоответствие программа обучения психофизиологическому статусу ребёнка [14, c.123].

Из вышесказанного вытекает: состояние здоровья детей резко падает; растет число относящихся ко II и III группам здоровья, при резком сокращении числа детей, входящих в I-ю группу здоровья [19].

  1. Агаджанян Н. А. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России [Текст] / Н. А. Агаджанян, А. А. Желтиков, А. Е. Северин. – Тула: Изд- во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. – 309 с.
  2. Акилов М. В. Индивидуальный стиль здорового образа жизни- цель обучения в системе физкультурного образования [Текст] / М.В. Акилов // Теория и практика физ. культуры. – 2013. – № 9 -10. – С. 10.
  3. Ахундов Р. А. Школьное оздоровительное воспитание [Текст] / Р. А. Ахундов, Е. В. Воронин // Физическая культура - основа здорового образа жизни: материалы всерос. науч.-практ. конф. – М., 2015. – 4. II. – С. 68-69.
  4. Ахутина, Т.В. Здоровье сберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход [Текст] / Т.В. Ахутина // Школа здоровья. 201. – Т. 7. – №2. – С.21-28.
  5. Бабенков, Е.А. Методологические основы оздоровительных систем в дошкольном и школьном возрасте [Текст] / Е.А. Бабенков, Г.Н. Лежова // Физ.культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 1. – С. 20- 24.
  6. Бабенкова Е. А. Здоровьесберегающие технологии в образовании [Текст] / Е.А. Бабенкова// Образование и воспитание детей и подростков: гигиенические проблемы: Материалы Всероссийской конференции с международным участием. – М.: Издатель НО НЦЗД РАМН, 2016. – С.39-40.
  7. Бабенкова Е. А. Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье [Текст] / Е. А. Бабенкова. – М.: Вентана Граф, 2014. – 24 с.
  8. Бабенкова Е. А. Оздоровительная физическая культура в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида [Текст] / Е. А. Бабенкова, О. М. Федоровская // Учитель Кузбасса, 2015. – № 1. – С. 65-72.
  9. Вельтищев Ю. Е. Экология и здоровье детей (экотоксическое направление). К концепции Республиканской научно-практической программы [Текст] / Ю. Е. Вельтищев, В. В. Фокеева // Материнство и детство. – 2016. № 12. – С. 30-35.
  10. Венедиктов Д. Д. Глобальные проблемы здравоохранения и пути их решения [Текст] / Д. Д. Венедиктов, А. М. Чернух, Ю. П. Лисицын, В. И. Кричагин // Вопросы философии. – 2016. – № 7. – С. 106.
  11. Виленская Т. Е. Объективные риски процесса физического воспитания и педагогические способы их минимизации : на примере процесса физического воспитания младших школьников : диссертация ... док.пед.наук [Текст] / Виленская Т.Е.. – Краснодар, 2017. – 574 с.
  12. Виленская Т. Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей младшего школьного возраста : диссертация ...докт.пед.наук [Текст] / Виленская Т.Е.. – Краснодар, 2017. – 515 с.
  13. Виноградов П. А. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Учебное пособие [Текст] / П. А. Виноградов, А. П. Душанин, В. И Жолдак. – М.: Советский спорт, 2016. – 592 с.
  14. Глазырина, Л.Д. Физическая культура – дошкольникам [Текст] : программа и программные требования : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2016. – 143 с.
  15. Дмитриев А. А. Оздоровление учащихся средствами физической культуры [Текст] / А. А. Дмитриев. – Красноярск: Изд-во Сибирь, 2017. – 80 с.
  16. Жуков О.Ф. Профессиональная готовность учителя к здоровьесберегающей педагогической деятельности [Текст] / О.Ф. Жуков // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 9. – С. 41-44.
  17. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях [Текст] / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 9. – С. 23-25.
  18. Иванова М. В. Мониторинг функционального состояния детей, обучающихся по разным программам [Текст] / М.В. Иванова, С.И. Малафеева // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. – 2014. – Т. 90. – № 8. –С. 382.
  19. Колесникова, Т. Воспитание у ребенка раннего возраста потребности быть здоровым» [Текст] / Т. Колесникова // Дошкольное воспитание. – 2017. –№1. – С. 83-87.
  20. Левина М. И. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ [Текст] / Левина М.И. // Актуальные проблемы современных социальных и гуманитарных наук: материалы третьей междунар. науч.-практ. конф. – Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2013. – С. 155-162 (182 с.).
  21. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. – № 1. – С. 11-17.
  22. Лубышева Л. И. Массовый спорт как основа здоровья нации и будущего процветания России [Текст] / Л.И. Лубышева, С.Н. Литвиненко // Теория и практика физ. культуры. – 2018. – № 12. – С. 52-54.
  23. Макарова З. С. Комплексная оценка состояния здоровья детей раннего возраста [Текст] / З.С. Макарова, В.А. Доскин, Л.Г. Голубева // Поликлиника.-2015. – № 1. – С.8-13.
  24. Малова Г. И. Основные проблемы оздоровительно-воспитательной работы в детском саду [Текст] / Г.П. Малов // Дети России образованны и здоровы: матер. – VI Всерос. науч.-практ. конф. – М., 2016. – С. 258-260.
  25. Мальков М. Н. Динамика показателей физического здоровья и подготовленности людей разного пола и возраста [Текст] / М.Н. Мальков, С.И. Логинов // Теория и практика физ. культуры. – 2017. – № 7. – С. 94.
  26. Новикова И. М. Экспериментальная диагностическая программа исследования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольноговозраста [Текст] / И. М. Новикова // Коррекционная педагогика.
  27.  – 2017. – №6. – С. 15-22.
  28. Резникова O. C. Комплексный подход к укреплению здоровья, старших дошкольников [Текст] / О.С. Резникова, Т. Дядинчук // Физическая» культура дошкольников: сб. трудов всероссийской научно-практической конференции. – Волгоград: Изд-во ВГЛФК, 2016. – С. 211-214.
  29. Рябцева Т. А. Комплексный подход в организации здоровьесберегающей деятельности ДОУ [Текст] / Т.А. Рябцева // Дошкольное физическое воспитание: матер. II Всерос. науч.-прак. конф. – Липецк: Изд-во ЛГПУ, 2017. – -С. 108-117.
  30. Сергиенко Т. Е. Новые подходы к взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни [Текст] / Т.Е. Сергиенко // Дошкольная педагогика.
  31. –2018. – №1. – С.58-62
  32. Тихомирова Л.Ф. Теоретико-методологические основы здоровьесберегающей педагогики. Монография. [Текст] / Л.Ф. Тихомирова. –
  33. Ярославль, 2014. – 239 с.
  34. Федоровская О. М. Технологии здоровьесбережения в дошкольном образовании [Текст] / О. М. Федоровская // Дошкольное и начальное образование : пути развития : материалы Междунар. конф. – СПб., 2014. – С. 96-99.
  35. Федоровская О. М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ [Текст] / О. М. Федоровская // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 33.
  36. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты [Текст] / А.Г. Щедрина. – Новосибирск: Наука, 2016. – 136 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское