Введение
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты влияния физической
культуры на здоровье дошкольников
1.1 Состояние здоровья дошкольников
1.2 Задачи физического воспитания в дошкольном возрасте
1.3 Компоненты здоровьесберегающих технологий на занятиях
физической культурой с дошкольниками
Глава 2. Экспериментальное исследование влияния физической
культуры на состояние здоровья дошкольников
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Экспериментальная технологи здоровьесбережения в процессе
физического воспитания детей дошкольного возраста
2.3 Мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности дошкольников
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Актуальность исследования особенностей влияния физической культуры на состояние здоровья дошкольников обусловлена тем, что в настоящее время происходит неизбежное усложнение содержания воспитания и обучения детей в условиях интенсификации образовательных программ, что является серьёзным фактором риска для их здоровья[5].
Данная проблема приобретает все более актуальный характер в связи с тем, что в последние десятилетия наблюдается активный рост заболеваемости у детей и подростков.
Взрослый человек сам влияет на собственное здоровье своим образом жизни, а ребенок с первых дней своей жизни зависит от условий и факторов среды, в которой он проживает.
Проведены многочисленные педагогические и медицинские научные исследования в период с 2004 г. по 2017 годы выявили ряд отклонений в функциональном состоянии организма дошкольников, что в числовом выражении составило повышение на 82,3%.
Беспокойство вызывает увеличение количества длительно и часто болеющих детей, их процент увеличился на 32%, при этом, хроническая патология составила 78,8% соответственно [16, с. 94].
Исследования физического развития детей основаны на измерении группы антропометрических показателей, которые выступают в качестве индикаторов физического развития. Некоторые антропометрические показатели, а именно длина тела и масса организма, окружность грудной клетки и другие, позволяют сделать вывод об основных свойствах организма.
Явно выявляются противоречия между возрастающими требованиями педагогического процесса в области физического воспитания и спорта с одной стороны, и повышением требований к сохранности воспитанников , с другой стороны.
Теоретико-методологической базой исследования выступают концепция единства двигательного и психического развития (А.Р. Лурия, П.К. Анохин, И.М. Сеченов, И.П. Павлов), теория спортизации физического воспитания (В.К. Бальсевич, Л.В. Лубышева), теория моторно-висцеральных и висцеромоторных рефлексов (М.Р. Могендович), представления о роли регуляторных систем организма в управлении функциональным состоянием организма (Р.М. Баевский, Н.И. Шлык, Н.А. Агаджанян), теория антистрессорных реакций (Л.И. Гаркави, Е.Б. Квакина, Т.С. Кузьменко), теория физической культуры и спорта (В.К. Бальсевич, Ю.Ф. Курамшин, В.И.Лях, Л.П. Матвеев, Ж.К. Холодов).
Объект исследования – процесс проведения занятий физической культуры у дошкольников.
Предмет исследования – средства и методы, влияющие на состояние здоровья дошкольников.
Цель данного курсового исследования – изучить влияние физической культуры на состояние здоровья дошкольников.
Гипотеза исследования – занятия физической культурой повышают физические и функциональные параметры (ЧСС, ЧД, ЖЕЛ, КВ) дошкольников.
Задачи исследований:
- Выявить параметры здоровья у детей дошкольного возраста в течение года.
- Изучить параметры кардио-респираторной системы у детей дошкольного возраста в течение года.
- Изучить физическую подготовленность детей в течение года.
Научная новизна исследования: определены особенности здоровья дошкольников в течение года. Показано, что занятия физической культурой положительно влияют на состояние кардио-респираторной системы у детей. Доказана положительная динамика роста показателей физической подготовленности у детей дошкольного возраста в течение года.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Проведенные исследования показали, что занятия физической культурой повышают физические и функциональные показатели детей дошкольного возраста. Поэтому, необходимо количество занятий физической культуры увеличить, а лучше всего ввести каждодневные занятия с различными упражнениями и играми.
База исследования: исследования проводились .............................................................................
Структура и объем работы: курсовая работа изложена на 63-х листах машинописного текста введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, включающего 95 источников и приложения.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты влияния физической культуры на здоровье дошкольников
1.1 Состояние здоровья дошкольников
Анализ состояния здоровья детского населения России по данным официальной статистической отчётности и результатам многочисленных эпидемиологических исследований свидетельствует о снижении константных показателей здоровья дошкольников [1, с. 128].
Статистика здоровья, заболеваемости, долголетия и смертности показывает, что страна быстро «стареет», поэтому проблема ухудшающегося здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой.
Структура причин смертности детей такова: ведущее место занимают несчастные случаи, отравления, травмы, на долю которых приходится 41,6% всех случаев смерти детей в возрасте от 1-4 лет, 76% случаев смерти подростков 15-19 лет – результат «социальных сокращений» дошкольных и школьных учреждений, спортивно-технического и художественного характера, а также за счет новых реформ школьного образования. Как итог – почти 2 млн. детей оказались на улице [18].
Прогноз специалистов на 2017 г. таков: доля здоровых новорожденных снизится по сравнению с 1997 г. до 15-20%, а уровень заболеваемости детей других возрастных групп тоже вызывает тревогу. За последние 5 лет частота онкологических заболеваний у детей увеличилась на 13%, болезней эндокринной системы – на 29,5%, болезней крови – на 35,4%, астмы – на 40%, болезней органов пищеварения – на 21,6%. Особую тревогу вызывает здоровье школьников. В России лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми [1, с. 14; 2; 15; 27; 36, с. 67; 46; 55, с. 12]:
По данными Министерства здравоохранения РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94,5% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии [1, 27].
Сказанное выше говорит, прежде всего, о том, что современное общество больно, больна экономика, социальный быт, производство и здравоохранение.
Здоровье по определению ВОЗ – это состояние полного физического душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Человеческое здоровье – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических характеристик, оптимальной производительности и социальной активности при высокой продолжительностью жизни.
В понятие «здоровье» выделяют три состояния по Баевскому:
- состояние здоровья с высоким уровнем адаптации;
- состояние болезни со срывом адаптационных резервов организма;
- пограничное состояние между здоровьем и болезнью [15, с. 12].
В настоящее время интерес, с точки зрения физиологии и физической культуры представляют функциональные состояния организма дошкольников при воздействии физической нагрузки на их организм во время занятий физической культурой.
Среди факторов, влияющих на здоровье дошкольников выделяют:
- экологические;
- генетические;
- социальные [13, 46-47].
Науке известно, что здоровье генетически обусловлено. В XXI веке общество «трясет» от различных политических событий, связанных с войнами, различными сменами политических и экономических регионов, перестройками, введением различных новшеств в образование и воспитание дошкольников и т.д.
В настоящее время, эти сложности не устранен, что безусловно, затрудняет процесс реализации генетического потенциала, отрицательно сказывается на биологических характеристиках, что ухудшает генофонд народа в целом.
Генофонд является качественный состав и относительное содержание всех форм генов и популяций. Около 10 миллионов генов и белков форм, которые они производят образуют биологическую систему человека.
Функционирование этой системы зависит от полезности генов, которые очень чувствительны к вредным токсичные вещества проникают в клетки организма с воздухом, водой, пищей. Эти вещества могут вызывать мутации гена, который делает белок в организме или не формируется, или полностью утрачивает свою биофункцию, что приводит к снижению активности организма, снижению его сопротивляемости и разливным острым, хроническим, инфекционным заболеваниям.
В популяции, таким образом, возрастает число детей с врожденными умственными и физическими недостатками, а также увеличивается количество детей, попавших в группу длительно и часто болеющих (ДЧБ)[1, с. 15].
Отрицательное влияние экологических факторов окружающей среды, социальные и экономические бумы отрицательно сказываются на здоровье детей.
На здоровье дошкольников влияют проблемы образовательного воспитательной направленности, это нарушение норм дневного отдыха и ночного сна, режима питания, различные нарушения жизненных норм и т.д. [28]. Это и гиподинамия, это и несоответствие программа обучения психофизиологическому статусу ребёнка [14, c.123].
Из вышесказанного вытекает: состояние здоровья детей резко падает; растет число относящихся ко II и III группам здоровья, при резком сокращении числа детей, входящих в I-ю группу здоровья [19].