Курсовая работа|Физическая культура

Курсовая Развитие скоростных способностей легкоатлетов 10-12 лет

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2006 | Страниц: 31

Введение

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

    1.1.Развитие быстроты с учетом возрастных особенностей

    1.2.Формы проявления скоростных способностей

    1.3.Методика развития скоростных способностей в легкой атлетике

2.МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИИ

   2.1.Экспериментальная методика

   2.2.Организация и цели методики

3.ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Среди средств физического воспитания детей, подростков и юношей различные виды бега, прыжков и метаний занимают одно из важнейших мест. Это объясняется их доступностью, динамичностью, эмоциональностью и естественностью. Правильно организованные занятия по легкой атлетике в комплексе с другими средствами физического воспитания должны содействовать: 1. укреплению здоровья детей и подростков; 2. гармоничному физическому развитию; 3. развитию физических, моральных и волевых качеств; 4. воспитанию организационно-физкультурных и санитарно-гигиенических навыков.

Бег является действенным и доступным для всех возрастов средством физического совершенствования, способствующим улучшению состояния здоровья и гармоническому развитию.

Однако проблема спортивной тренировки юных бегунов многие годы вызывает споры и разногласия у тренеров и исследователей. Основные противоречия относятся к начальным, базовым этапам спортивной подготовки, охватывающим детский и юношеский возраст, а именно эти этапы имеют ведущее значение для достижения высоких спортивных результатов.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс в легкой атлетике.

Предмет исследования – методика развития скоростных способностей легкой атлетике.

Цель исследования – совершенствование методики развития скоростных способностей в легкой атлетике.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть общие характеристики скоростных способностей.
  2. Рассмотреть методику развития скоростных способностей легкой атлетике.
  3. Разработать методику для развития скоростных способностей в легкой атлетике.
  4. Проверить эффективность предложенной методики

Методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы.
  2. Контрольные испытания.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Математико-статистические методы.

 

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 Для характеристики возможностей человека выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин "быстроты". Учитывая множественность форм проявления быстроты движений и высокую их специфичность, этот термин в последние годы заменили на понятие "скоростные способности".

Верхошанский Ю.В. предлагает рассматривать быстроту как специфическое и многофункциональное свойство ЦНС. Оно связано с оперативностью регуляции психомоторной функции, определяющей временной параметр развертывания нервных процессов, обеспечивающих эффект двигательных действий человека в условиях лимита времени. Иными словами, быстрота-это способность человека в определенных специфических условиях мгновенно реагировать с высокой скоростью движений на тот или иной раздражитель, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц в минимальный для данных условий отрезок времени и не требующих больших энергозатрат [4].

Скоростные способности - это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени [17].

 1.1. Развитие быстроты с учетом возрастных особенностей

 Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет [15]. Уровень развития двигательных качеств у девочек всех возрастов ниже чем у мальчиков, причем эта разница с возрастом увеличивается, достигая наибольшей величины к 16-17 годам. Все двигательные качества, как и лежащие в их основе физиологические механизмы, развиваются неравномерно, то ускоряясь, то замедляясь [20]. Возрастные особенности быстроты движений характеризуют разные показатели: скорость движений, их максимальная частота, темп, скрытый период двигательных реакций. Последний отражает многие процессы: время возбуждения нервных рецепторов, воспринимающих сигнал, проведение возбуждения в центральную нервную систему, переработка информации и подготовка команды-сигнала, посылка его к мышцам, возбуждение нервно-мышечного прибора и сам сократительный акт.

Скрытый период двигательных реакции особенно интенсивно уменьшается в 9-11 лет. К 14-15 годам этот процесс замедляется, хотя и продолжается и в юношеском возрасте, что особенно проявляется при выполнении сложных двигательных реакций. Интересно, что временные показатели двигательных реакций разных мышечных групп меняется с возрастом разновременно. Более быстро уменьшается скрытый период двигательных реакций мышц, перемещающих периферические звенья тела (пальцы, кисть руки), медленнее - мышц плеча, бедра. По имеющимся наблюдениям, от 6-7 лет до подросткового возраста скорость движений различных звеньев тела повышается с 40 до 80 и более градусов в секунду. Наиболее интенсивно увеличивается скорость дистальных звеньев рук и ног. Причем прирост скорости движений продолжается до 20-30 лет и более выражен у лиц мужского пола.

Максимальная частота движений также выше в дистальных звеньях конечностей. Самая высокая частота движений присуща кисти в лучезапястном суставе и самая низкая при движениях в голеностопном суставе. У правшей максимальная частота движений выше справа, что особенно четко проявляется в движениях рук.. К 12-13 годам частота движений кистью по сравнению с возрастом 8 лет повышается на 40%, а частота шагов при беге на месте - почти на 70%.Таким образом, способность к максимально частым движениям кистью достигает к 8 годам большего развития, чем способность к частому бегу на месте, т.е. движения кисти руки развиваются у детей раньше движений ног. Нарастание темпа движений происходит неравномерно. У мальчиков 7-9 лет максимальный темп движений больше, чем у девочек. В 10-12 лет это различие сглаживается, а в 13-14 лет темп движений в большинстве случаев у девочек больше, чем у мальчиков. В 16 лет темп движений у мальчиков вновь выше, чем у девочек, и по сравнению с темпом движений у 7-летних в 2-3 раза больше. Максимальная частота движений рук более интенсивно возрастает к 11-12 годам, а ног - к 13-14 годам [2].

В возрасте 8-11 лет имеются более благоприятные возможности для воспитания быстроты движений, особенно путем увеличения их частоты и темпа бега, чем в возрасте 12-14 лет. В возрастном диапазоне 8-12 лет значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным развитием быстроты движений, в возрасте же 12-14 лет повышение скорости бега происходит главным образом на основе роста скоростно-силовых качеств и мышечной силы.

При отсутствии систематических занятий физическими, спортивными упражнениями и играми у многих школьников, особенно девочек, с 13-14 лет скоростные качества не только не улучшаются, но и регрессируют. Физиологические факторы, обеспечивающие рост быстроты движений с возрастом на фоне увеличения размеров тела: повышение подвижности, переключаемости нервных процессов, совершенствование физиологических механизмов, обеспечивающих готовность к выполнению двигательного действия, передачу нервных импульсов через нервно-мышечный прибор и само ускорение с возрастом сократительного акта мышц.

1.2. Формы проявления скоростных способностей

 Различают элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относятся четыре вида скоростных способностей:

  • Способность к быстрому реагированию на сигнал.
  • Способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью.
  • Способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью).
  • Способность к выполнению движений в максимальном темпе

Элементарные формы проявления быстроты в различных сочетаниях и в совокупности с другими способностями и техническими навыками обеспечивают комплексное проявление скоростных способностей в сложных двигательных актах, характерных для конкретного вида спортивной деятельности. К таким комплексным формам проявления относятся:

- способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности) - стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе;

- способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности) - в беге, плавании;

- способность быстро переключаться с одних действий на другие [21].

К специфическим формам проявления быстроты следует отнести: латентный период двигательной реакции (простой и сложной); быстроту реализации локального одиночного ненагруженного движения (рукой, головой, ногой или туловищем); быстроту реализации многосуставного движения, связанного с изменением положения тела в пространстве, а также переключения с одного действия на другое при отсутствии значительного внешнего сопротивления; частоту ненагруженных движений [17].

Скоростные способности человека очень специфичны. Даже в элементарных формах быстроты перенос качественных особенностей происходит лишь в координационно сходных движениях [9]. Можно очень быстро выполнять одни движения и сравнительно медленнее - другие, обладать хорошим стартовым ускорением и невысокой дистанционной скоростью, и наоборот. Тренировка в быстроте реакции практически не скажется на частоте движений. Знание этих фактов очень важно для практики. Так, при подборе физических упражнений, например, для баскетболистов, футболистов, теннисистов, для которых главной является стартовая скорость, соответственно нужно основное внимание уделять не бегу по дистанции, а стартовым ускорениям из разных положений быстрым изменениям направления движения. А в занятиях, например, с прыгунами в длину следует стремиться к повышению дистанционной скорости, а не стартового разгона [19].

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

  • состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека;
  • морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. соотношения быстрых и медленных волокон);
  • силы мышц;
  • способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;
  • энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота - АТФ и креатинфосфат);
  • амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах;
  • способности к координации движений при скоростной работе;
  • биологического ритма жизнедеятельности организма;
  • возраста и пола;
  1. Вайцеховский С. М. Книга тренера. – М., Физкультура и спорт, 1971. – 312 с.
  2. Валеологический подход к развитию физических качеств: Учебно-методическое пособие / Сост. О.Н. Московченко, Т.А. Шубина. Красноярск: КГТУ, 1999. – 40 с.
  3. Валик, Б.В. Тренерам юных легкоатлетов / Б.В. Валик. – М.: ФиС, 1974. – 244 с.
  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с., ил. – (Наука – спорту).
  5. Губа В., Никитушкин В., Гапеев В. Легкая атлетика. - М.: Олимпия Пресс, 2006.
  6. Легкая атлетика. Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.и. Воронкина, Б.Н. Примакова. - М. ФиС, 1989.
  7. Легкая атлетика. Учеб. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Вороникина. - М: ФиС, 1989.
  8. Легкая атлетика. Учеб. для институтов физ. культ. / Под ред. Л.С. Хоменкова. - М.: ФиС, 1957.
  9. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л. Б. Кофмана ; Авт. – сост. Г. И. Погадаев. – М.: Физкультура и спорт , 1998. – 496 с.
  10. Озолин Н.Г. Молодому коллеге. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 288 с., ил. – (Б-ка тренера)
  11. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с., ил.
  12. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка.- Киев: «Здоров’я», 1980. – 336 с.
  13. Попов В.Б. Специальная физическая подготовка легкоатлетов // Физкультура в школе, 2001. - № 6. - с. 57-61.
  14. Попов В.Б., Суслов Ф.П., Германов Г.Н. Легкая атлетика для юношества. -М., 1993.-220 с.
  15. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детского организма. - М.: Академия, 2009.
  16. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин–тов по спец. 03.03 «Физ. культура» / Б. А. Ашмарин , Ю. А. Виноградов , З. Н. Вяткина и др.; Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение , 1990. – 287 с.
  17. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – 2-е изд., - М.: Советский спорт , 2004. – 464 с.
  18. Физическое воспитание в 1-4 классах общеобразовательной школы: Для шк. С белорус. и рус. яз. Обучения / Е.Н. Ворсин, А.А. Гужаловский, Л.Д. Глазырина и др.; Под ред. Е.Н. Ворсина. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 176.; ил.
  19. Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М., Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
  20. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1972. – 176 с.
  21. Холодов Ж. Кузнецов В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – М., 2000.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское