Введение
Глава 1. Анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме
1.1. Общее представление о здоровом образе жизни
1.2. Особенности развития детей среднего школьного возраста
1.3. Формирование здорового образа жизни в процессе физического воспитания у школьников 13-14 лет
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования
2.1.Методы исследования
2.2.1. Анализ и обобщение данных научно-методической литературы
2.2.2.Анкетирование
2.2.3.Педагогическое тестирование
2.2.4.Педагогический эксперимент
2.2.5.Методы математической - статической обработки данных
2.3.Организация исследования
Глава 3. Содержание учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни учащихся
3.1 Моделирование процесса физического воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни учащихся
3.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Выводы
Список литературы
Приложения
Актуальность. Здоровье детей относится к числу важнейших показателей, характеризующих экономическое, социальное и нравственное благополучие общества. В современной России состояние здоровья школьников вызывает тревогу у всей общественности, особенно у врачей и педагогов. Статистические данные показывают, что тенденция ухудшения состояния здоровья детей и подростков за последние 10-15лет продолжает сохраняться. Это касается, в первую очередь, их слабого физического развития, различных нарушений опорно-двигательного аппарата, прежде всего осанки, увеличение темпов роста числа хронических заболеваний и других показателей. По данным Минздравсоцразвития России, абсолютно здоровыми сегодня можно считать не более 14-16% выпускников школ (Аршавский И.А., 2012).
Таким образом, возникает необходимость радикального пересмотра и перестройки системы физического воспитания подрастающего поколения. Стратегическими целями на этом пути есть формирование у детей и учащейся молодежи морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом усовершенствовании, развитие положительной мотивации осознанной потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретения знаний и умений здорового образа жизни.
Цель исследования: разработать содержание учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни учащихся 13-14 лет.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре учащихся 13-14 лет.
Предмет исследования: содержание учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование здорового образа жизни учащихся 13-14 лет.
Гипотеза: предполагается, что разработанное содержание учебно-воспитательного процесса будет способствовать формированию здорового образа жизни, повышению уровня физической подготовленности учащихся 13-14 лет.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1.Проанализировать научно-методические источники по исследуемой проблеме.
- Разработать содержание учебно-воспитательного процесса по физической культуре, направленное на формирование здорового образа жизни и физической подготовленности школьников 13-14 лет.
3.Обосновать эффективность разработанного содержания и его влияние на формирование здорового образа жизни и уровень физической подготовленности школьников 13-14 лет.
Структура и содержание курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и 8 таблиц. Всего в работе использовано 30 литературных источников 21, из которых изданы за последние 10 лет.
Глава 1. Анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме
1.1 Общее представление о здоровом образе жизни
Человеческий организм функционирует по законам саморегуляции. При этом на него воздействует множество внешних факторов. Многие из них оказывают крайне отрицательное влияние. К ним, прежде всего, следует отнести: нарушение гигиенических требований режима дня, режима питания, учебного процесса; недостатки калорийности питания; неблагоприятные экологические факторы; вредные привычки; отягчённая или неблагополучная наследственность; низкий уровень медицинского обеспечения и др.
Одним из наиболее эффективных способов противодействия этим факторам является следование правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). Доказано, что здоровье человека на 20% зависит от наследственности, на 20% - от природного окружения, на 7-10% - от уровня здравоохранения и на 50% - от образа жизни человека (Г.К. Зайцев, Ю.П. Лисицын и др.). В свою очередь, в ЗОЖ основная роль отводится правильно организованной двигательной активности, которая составляет около 30% из пятидесяти.
Однако в определении стратегии и тактики решения задач оздоровительной направленности необходимо со всей отчётливостью понимать, что успешное решение проблемы здоровья возможно только в том случае, когда человек наряду с правильно организованной двигательной активностью будет систематически выполнять и другие заповеди сохранения здоровья: правильно дышать, правильно пить, правильно есть, правильно расслабляться, правильно беречься, правильно думать. Соблюдение этих или подобных принципов и правил имел в виду ещё в 20-е годы Нарком здравоохранения Н. А. Семашко, когда утверждал, что для укрепления здоровья человек должен заниматься физической культурой 24 часа в сутки. А для этого он должен: а) хотеть это делать; б) знать, как правильно это делать; в) умело реализовывать свои потребности и знания в своей практической деятельности в процессе самосовершенствования. Этому и должна способствовать вся система физического воспитания подрастающих поколений.
Для правильной и эффективной организации ЗОЖ необходимо систематически следить за своим образом жизни и стремиться соблюдать следующие условия: достаточная двигательная активность, правильное питание, наличие чистого воздуха и воды, постоянное закаливание, возможно большая связь с природой; соблюдение правил личной гигиены; отказ от вредных привычек; рациональный режим руда и отдыха. Всё вместе это и называется соблюдением здорового образа жизни - ЗОЖ.
Таким образом, здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это процесс соблюдения человеком определённых норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности.
Стиль ЗОЖ обусловлен личностно-мотивационными особенностями, возможностями и склонностями человека. Он предполагает активную деятельность по сохранению и укреплению собственного здоровья, в которой можно выделить следующие основные компоненты:
- осознанное, целенаправленное применение разнообразных форм физкультурной активности;
- целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья;
- использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе;
- активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение;
- деятельность по пропаганде и внедрению ЗОЖ в жизнь каждого человека и общества.
Под индивидуальным стилем ЗОЖ понимают присущий конкретному человеку способ организации жизнедеятельности, учитывающий индивидуальные интересы, потребности, возможности и связь с его учебной, профессиональной и бытовой деятельностью.
Таким образом, ЗОЖ представляет собой режим ограничений в сочетании с оптимальным режимом физических нагрузок. По поводу необходимости определённых ограничений уместно сослаться на слова известного американского писателя Марка Твена, который писал: «Единственный способ сохранить своё здоровье - есть то, что не хочешь, пить то, чего не любишь и делать то, что не нравится».
Но всё-таки ведущим из условий, которые необходимо соблюдать для сохранения и укрепления здоровья, является правильно организованная и достаточная по объёму и интенсивности двигательная активность. «Самое главное в режиме сохранения здоровья есть занятия физическими упражнениями, а затем уже режим пищи и режим сна», писал на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий Абу-Али-Ибн-Сина (Авицена) в книге: «Канон врачебной науки», в главе «Сохранение здоровья».
Физическая активность человека - главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья, ничем не заменимое универсальное средство профилактики недугов и замедления процессов старения организма. Двигательный режим человека не одинаков в разном возрасте. Однако общее состоит в том, что физическая активность абсолютно необходима ребёнку, взрослому, пожилому человеку. Она должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма.
Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ. Она представлена в нём в виде ежедневной утренней гимнастики, регулярных физкультурно-оздоровительных занятий, систематических закаливающих процедур, а также других видов двигательной активности, направленных на сохранение и приумножение здоровья.
Важным слагаемым ЗОЖ является рациональное питание. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности, продлению жизни,
ЗОЖ немыслим без соблюдения правил личной гигиены: суточного режима, ухода за телом, одеждой, обувью и т. п. Особое значение при этом имеет распорядок дня. При правильном его составлении и строгом выполнении вырабатывается чёткий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для плодотворной работы и качественного восстановления сил.
Мощным оздоровительным средством ЗОЖ является закаливание. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить высокую трудоспособность. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Закаливающие процедуры снижают их число в 2-4 раза, а в некоторых случаях помогают вовсе избавиться от них. Закаливание к тому же оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Обязательным условием ЗОЖ является отказ от вредных привычек. Алкоголь, наркотики, курение - злейшие враги человека, главная причина многих опасных заболеваний, резко сокращающих продолжительность жизни людей.
Таковы основные слагаемые здорового образа жизни. В их истинности мало кто сомневается. Однако весь парадокс в том, что для очень многих людей они ещё не стали руководством к практическим действиям.