Актуальность исследования продиктована существенными изменениями института брака: количество разводов в последние два года в некоторых регионах превышает количество заключенных браков. Семейная жизнь отходит на второй план, уступая место личностным интересам, карьере, саморазвитию, путешествиям.
В нестабильных условиях современности людям необходимы ценности, на которые можно надеяться и которые не разрушаются ни при каких политических и социально – экономических переломных моментах. Такие вечные ценности, безусловно, в личных отношениях – дружба, любовь, и особенно семьи. Семейная жизнь для человека открывает возможности для личностного роста, счастья, но в, то, же время представляет для него много требований. Готовность молодых людей вступать в брак является одним из важнейших факторов, определяющих стабильность молодой семьи.
Как альтернатива традиционному браку появились новые формы отношений и виды браков (гостевой брак, «гражданский» брак, брак на время и т.д.). Это также связано с трансформациями самой семьи как социального института. Меняется иерархия функций, которые выполняет семья и каждый ее член. Когда речь идёт о функциях брака, имеется в виду социальное назначение этого института.
Современные исследования показывают, что в настоящее время хозяйственно–бытовая, экономическая, сексуально–эротическая и детородная функции не являются основными, на первый план выходят психологическая и воспитательная функции семьи. Они являются основой гармоничных семейных взаимоотношений. С точки зрения общества, цель брака – обеспечение контроля над воспроизводством населения и сексуальным поведением. С точки зрения индивида, брак является межличностным отношением, удовлетворяющим потребности в чувственном наслаждении, эмоциональной привязанности и индивидуальной любви.
Анализом личностных особенностей молодых людей и их влиянием на степень готовности к браку в своих исследованиях занимались и занимаются многие психологи. Так, Семина М.В., Москвичева И.Л., Жолудева С.В., Психа В.Л. в своих исследованиях, изучая готовность к браку, выделяют личностные психологические особенности как один из факторов ее формирующих. В контексте социальной психологии В.А. Сысенко подходит к определению психологической готовности к семейной жизни через понимание социально–психологических характеристик брака и семьи. Зудилина И.Ю. считает, что психологическая готовность к брачным отношениям – это интегральная характеристика. Она объединяет знания, умения, навыки, психологические мотивы.
Помимо этого, в последние десятилетия XX века отечественные психологи и педагоги (Выготский Л.С., Гребенников И.В., Калмыкова Е.С., Сысенко В.А., Сизанов А.Н., Маляров Н.В., Панкова Б.Л., Торохтий B.C., Земская М., Шапиро Ю., и др.) пытались определить критерии подготовленности к браку и семейной жизни, описывая способности, навыки и умения, которые необходимо формировать у молодежи.
Вместе с тем, до сегодняшнего дня до сих пор не определено, какие именно личностные особенности являются факторами психологической готовности к браку в большей или меньшей степени. Именн этим обусловлен выбор темы настоящего диссертационного исследования.
Таким образом, стратегия проводимого исследования носит прикладной характер и нацелена на выявление личностных особенностей как фактора психологической готовности к браку.
Цель исследования состоит в выявление личностных особенностей как фактора психологической готовности к браку.
Объект исследования – личностные особенности лиц, не состоящих в браке.
Предмет исследования – мотивы вступления в брак, уровень коммуникативной интерактивности и модели личности, отражающие восприятие людей друг другом, как факторы психологической готовности к браку.
Гипотеза исследования: предполагаем, что личностные психологические особенности определяют психологическую готовность индивида к браку.
В соответствие с поставленной целью, объектом и предметом исследования, выдвинутой гипотезой сформулируем задачи:
- Проанализировать теоретические подходы к проблеме психологической готовности к браку;
- Провести эмпирическое исследование личностных особенностей респондентов;
- Провести анализ готовности к браку респондентов;
- Проанализировать влияние личностных особенностей на готовность к браку.
Методологическую основу исследования составили положения о социокультурной детерминации развития личности (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.), принцип системности в изучении личности (Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф., Мясищев В.Н. и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
- основные психологические концепции семьи (Акивис Д.С., Алешина Ю.И., Андреева Г.М., Антонов А.И., Голод С.И., Дружинин В.Н., Ковалев С.В., Кон И.С., Овчарова Р.В., Орлов Ю.Б., Пезешкиан H., Спиваковская A.C., Сатир В., Эйдемиллер Э.Г. и др.);
- отечественные традиции консультативных технологий работы с семьей (Алешина Ю.И, Захаров А.И., Личко А.Е., Спиваковская A.C., Эйдемиллер Э.Г. и др.);
- структурная, коммуникационная и стратегическая модели работы с семьей (Бендлер Б., Ватславик П., Герни Б., Гриндер Д., Гринштейн С., Минухин С., Сатир В., Сельвини Палаззоли М., Хейли Д.);
- концепция Л.Я. Гозмана по развитию эмоциональных отношений в семье;
- концепции удовлетворенности браком мужчин и женщин (Андреева Т.В., Бакулина Ю.А., Шишкина О.В.).
Методологическую базу исследования составили как общенаучные методы познания, так и ряд частнонаучных методов исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, метод анкетирования, математиско–статистические методы для обработки результатов.
Теоретическая значимость исследования. В работе проанализированы существующие в отечественной и зарубежной психологии теоретические подходы к рассмотрению вопроса готовности молодых людей к браку, систематизированы имеющиеся теоретические и эмпирические исследования, раскрывающие содержательные характеристики личностных особенностей и их влияния на готовность к браку и семейной жизни.
Практическая значимость работы. Материалы исследования могут быть использованы практическими психологами в процессе консультативной работы в системе как добрачного, так и семейного консультирования. Так, выявленная степень влияния личностных особенностей поведения на готовность к браку по результатам регрессионного анализа, могут послужить психологу при выборе коррекционного воздействия на супругов. Иными словами, полученные результаты могут представлять интерес для будущих исследователей психологической готовности к браку и семейных отношений.
Помимо этого, материалы исследования могут стать основой для проведения просветительской работы в системе среднего и высшего образования, курсов подготовки старшеклассников и студентов к семейной жизни, т.к. одним из фактором, оказывающем влияние на готовность к браку является мотивация к браку, а она должна формироваться с раннего возраста.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1 Теоретические аспекты личностной готовности к браку
1.1 Анализ теоретических подходов к проблеме психологической готовности к браку
Современная система воспитания подрастающего поколения предполагет, в том числе, подготовку молодых людей к браку и будущей семейной жизни. Вместе с тем, до недавнего времени считалось, что молодой человек определенного возраста полностью готов для семьи. Тем не менее, многие социологические, психологические и педагогические исследования убедили нас, что это не так, и поэтому готовность молодых людей вступать в брак и создать семью должно быть целью психологической работы.
На сегодняшний день в психологической науке выделяются два основных направления к рассмотрению психологической готовности. Первое, является понятие готовности человека к деятельности (Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л. и др). Готовность к действию здесь предполагает состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, которые обеспечивают эффективное выполнение определенных действий [6].
Известны исследования, посвященные проблеме готовности человека к педагогической (Манасян Р.Х., Горелова Т.И.), трудовой (Левитов Н.Д., Платонов К.К.), спортивной (Пуни А.И., Генов Ф.), военной (Дьяченко М.И., Масюченко К.К.), управленческой (Ливенцева О.В., Ильин С.С.) и др. видам деятельности.
Что касается психологической готовности в личностном аспекте развития человека, то здесь актуальным является второй подход, который рассматривает готовность как личностное новообразование. Понятие психологической готовности используется в психологии, преимущественно для характеристики перехода субъекта из одного возрастного периода в другой. Наличие/отсутствие психологической готовности означает наличие/отсутствие у субъекта определенных характеристик, способствующих/препятствующих формированию новых образований, способностей, деятельностей и т.п. [21]
Готовность к созданию, развитию и сохранению семьи и семейных отношений связана с вопросом личностного развития и личностной зрелости взрослого человека. Семейная жизнь – это необходимое условие обретения человеком личностной зрелости; это та деятельность, в которой проявляется зрелость личности. Таким образом, благополучие семейной жизни является одним из основных критериев достижения личностной зрелости взрослым человеком. Человек, у которого благополучная семья, пользуется особым доверием и уважением в социуме. Изучение психологической готовности поэтому, к созданию и сохранению семьи является актуальным для понимания закономерностей достижения акме – вершины жизни и развития человека, считает Семина М.В. [37]. Исследоватпелем вводится понятие личностной готовности к браку, под которой понимается комплекс нравственнопсихологических качеств зрелой личности, которые основаны на адекватном восприятии требований и обязанностей.
Москвичева И.Л. рассуждая о факторах, который оказывают влияние на стабильность и благополучие молодых семей, указывет на такие параметры, ценности брака, психологические и эмоциональные отноешния партнеров, а также систему индивидуальных и социальных связей. По мнению этого исследователя, готовность к браку представлянт собой интегральную характаристику, состоящую из:
- Формирования определенного нравственного комплекса – готовность человека взять на себя обязанности новой системы по отношению к их партнеру, будущих детей. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, будет связан с распределением ролей между супругами.
- Готовности к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.
- Возможности пожертвовать по отношению к партнеру. Возможность почувствовать это включает в себя возможность соответствующих мероприятий на основе, прежде всего, от качества и свойств альтруизма любящего человека.
- Наличия качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека – эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта заключается в том, что брак по своей природе является более психологический эффект изысканности человека как личности. В этой связи, роль психологических функций брака, которые способствует успеху развития способности к сопереживанию, чувствовать эмоциональный мир партнера.
- Высокой эстетическая культура чувств и поведения личности.
- Возможности разрешения конфликтов конструктивным способом, способность самостоятельно регулировать свои собственные психику и поведение. Возможность конструктивно решить межличностные конфликты и их использование для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимной адаптации молодоженов [55].
Жолудева С. В. Проводя исследование научных трудов по проблемам психологической готовности к браку, указывает на тот факт, что на сегодняшний день еще недостаточно изучены особенности данного вида готовности на разных этапах периода взрослости. Психологическая готовность к браку – это сложное личностное образование, представляюш;ее собой систему, взаимосвязанных компонентов. Основными компонентами психологической готовности к браку являются: ценностные ориентации, брачная мотивация, представления о супружеской иерархии, супружеские установки и ожидания, представления о супружеских отношениях. Каждый компонент имеет собственную психологическую структуру. Уровень психологической готовности к браку на разных этапах периода взрослости определяется уровнем сформированности и структурной организацией ее компонентов. Основными факторами, влияющими на психологическую готовность к браку, являются возраст человека, его половая принадлежность, наличие постоянного партнера и опыт совместной жизни с партнером [14].
В ряде исследований, в частности в работе Ярыгиной Н.Ю., психологическая готовность рассматривается как один из видов общей готовности к семейной жизни. Также указанный автор отдельно акцентирует внимание на мотивационно–смысловой готовность к семейной жизни [54]. По этой готовности семьи разделяются на благополучные/неблагополучные. Мотивационно–смысловая сфера благополучных семей характеризуется удовлетворенностью семейной жизнью, осознанностью и желанием иметь семью, отчетливым и развитым представлением о будущем семьи, принятием себя и партнера как равного члена семьи. Неблагополучные люди в семейной жизни не удовлетворены браком, эмоционально не принимают семью, не несут ответственность за семью, не имеют четких представлений о семье, рассогласованны семейные ценности.
Помимо психологической науки, психологическая готовность к браку является предметом исследования педагогов. Так, Ступиина В.Н. в своем исследовании рассматривает готовность старшеклассников к семейной жизни при определенных условиях [39]. Принятие и присвоение старшеклассниками общечеловеческих ценностей на основе удовлетворения ведущих возрастных потребностей, позитивной «Я» концепции.
Существенный вклад в изучение особенностей представлений молодежи о будущей семейной жизни внесли А.М. Прихожан, П.М. Якобсон, Т.И. Юферева и др. Вопросы формирования нравственных чувств, взаимоотношения девушек и юношей представлены в трудах И.В. Дубровиной, Т.Ф. Абаевоей, Е.Н. Богдановой. Формированию личности будущего семьянина на разных этапах развития уделяли внимание большое количество исследователей: И.С. Кон, В.С. Круглова, А.В. Мудрик, Ю.М. Орлова, В.С. Мухина.
Зудилина И.Ю., как и Москвичева И.Л. определяет психологическую готовность к брачным отношениям как интегральную категорию. В отличии от исследований Москвичевой И.Л., Зудилина И.Ю. включает в эту интегральную категорию такие факторы, как знания, умения, навыки, психологические мотивы и качества личности, обеспечивающие построение отношений брачных партнеров. Причем, выражение этих качеств происходит в когнитивном, мотивационном, эмоциональном и поведенческом компонентах. При этом формирование психологической готовности происходит при освоении специальной программы. Когда студенты будут овладевать знаниями и навыками необходимыми в брачных отношениях. Освоение программы будет сочетаться с развитием у студентов самосознания и постижения собственных взглядов, которые выступает как средство их личностного роста и формирования [17].
Иванова Е.Н. в своих исследованиях определяет, что готовность к браку и семейной жизни проявляется в активности субъекта в семейном самоопределении. Семейное самоопределение автор оперделяет, как:
- поиск смысла брака;
- построение и развитие Я–образа, Я–концепции, самооценки себя как семьянина;
- выбор партнера по браку;
- построение личной позиции по отношению к семье;
- механизмы семейного самоопределения [18].
Здесь в механизм семейного самоопределения включаются установка на семью, научение, идентификация, подражание, освоение ролей, рефлексия, разрешение противоречий между «Я–идеальное» и «Я–реальное», долженствованиями, желаниями и возможностями [18].