Введение
Глава I. Отцовство как психологический феномен
1.1. Психологические аспекты изучение феномена отцовства
1.2. Исторический и социокультурный аспект феномена отцовства
1.3. Исследования личностных аспектов отцовства
Выводы по I главе
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи включенности в отцовство и личностных характеристик мужчин
2.1. Характеристика выборки, базы исследования и описание методик
2.2. Результаты исследования включенности в отцовство
2.3. Результаты исследования личностных характеристик мужчин
2.4. Результаты исследования взаимосвязи включенности в отцовство и личностных характеристик мужчин
Выводы по II главе
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение 1. Данные по опроснику «Утверждения об отцовстве» К. Браунсона, Л. А. Гилберт в адаптации Е. Н. Красильниковой, Д. С. Корниенко
Приложение 2. Результаты, полученные по тест-опроснику cамоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)
Приложение 3. Данные по опроснику «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А М. Эткинда
Приложение 4. Результаты методики личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.М. Бехтерева)
Приложение 5. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена
Актуальность темы исследования «Взаимосвязь включенности в отцовство и самоотношения личности мужчины» обусловлена тем, что происходящая трансформация семейных отношений, изменения роли матери и отца, увеличение разводов и неполных семей приводят к изменениям самой природы участия отца в жизни семьи, что влияет на формирование жизненных установок и траекторий всех участников семьи. Несмотря на возросший интерес к данной теме в последнее десятилетие остается много нерешенных вопросов, в частности взаимосвязь включенности в отцовство и самоотношения личности мужчины, следовательно актуализируется проблема изучения самоотношения личности мужчины, особенностей его включения в отцовство.
Исследования о роли матери в развитии ребенка изобилуют, в основном потому, что теория привязанности дает основу для проведения таких исследований. Теория взаимосвязи включенности в отцовство и самоотношения личности мужчины менее развита, что, возможно, является одной из причин того, что влияние отцов на своих детей не было так хорошо изучено до недавнего времени, когда исследователи начали отходить от рассмотрения отцов как “других родителей".”
Теперь, вместо того чтобы рассматривать отцов только через призму того, что известно о матерях, исследователи рассматривают уникальные и важные способы влияния отцов на своих детей.
В результате этого исследования в настоящее время установлено, что отцы играют существенную роль в воспитании своих детей. И они могут быть такими же чуткими и заботливыми по отношению к своим детям, как и матери. Заботливое присутствие отца может продолжать приносить пользу детям и помогать им развиваться познавательно, социально и эмоционально по мере их взросления.
Следует отметить, что отцовство, заметно влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, на его мировоззрение, а также его удовлетворенность жизнью. Учитывая данные факторы можно сделать вывод, о значительном влиянии включенности в отцовство на самоотношение личности мужчины. При этом, стоит отметить, что традиционно, вопросы семейных отношений изучаются с позиции матери или ребенка, роль отца в условиях трансформации современного общества изучена слабее.
В ряде современных работ отцовство изучается как междисциплинарный феномен [2], особое внимание уделяется психологии отцовства [1]. Амирходжаев Ш.К. рассматривает социально-философскую интерпретацию феномена отцовства [4], Борисенко, Ю. В. разработана модель взаимосвязи факторов, определяющих специфику отцовства [10]. Предметом исследования Горбачевой В.И. стали социальные функции отца в современной российской семье [15]. Евсеенкова Ю. В. обратила свое внимание на отцовство как структурно-динамический феномен [17]. Различные исследования были проведены на такие важные и актуальные темы как социальный портрет современного отца [18], формальное и фактическое присутствие отца в семье [22], проблема отцовства как феномен родительства: социализационный подход [23], социальные нормы института отцовства и реализующие его практики [28], отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности [30], эволюция социологических объяснений отцовства: от Г. Спенсера до Р. Коннелла [31], специфика отцовской роли: традиционный и новый взгляд на проблему [35], трансформация института отцовства в современных отечественных условиях [38] и др.
Систематизация и обобщение точек зрения указанных авторов позволяют выявить фундаментальные свойства и характеристики отцовства – прежде всего – представления о роли отца в семье и взаимодействия с ребенком в контексте семейной среды. Такова обобщенная роль отцовства, которой мы будем придерживаться далее.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи включенности в отцовство и личностных характеристик мужчин.
Объект исследования–феномен отцовства.
Предмет исследования- взаимосвязь включенности в отцовство и личностных характеристик мужчин.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Исследовать психологические аспекты изучение феномена отцовства.
- Рассмотреть исторический и социокультурный аспект феномена отцовства.
- Проанализировать исследования личностных аспектов отцовства.
- Провести эмпирическое исследование взаимосвязи включенности в отцовство и личностных характеристик мужчин.
- Провести качественно-количественный анализ результатов проведенных методик.
- Провести статистический анализ результатов.
- Проинтерпретировать результаты исследования взаимосвязи включенности в отцовство и личностных характеристик мужчин.
- Разработать рекомендации для педагогов и психологов участвующих вмероприятиях направленных на гармонизацию семейных отношений и оказании психологической помощи участникам внутрисемейных отношений.
Гипотеза исследования - предполагается, что у мужчин, которые активно вовлечены в воспитание своих детей, чувство собственной значимости, самооценка, самоотношение будет выше, чем у тех, кто по каким-то причинам уделяет своим детям недостаточно внимания.
База исследования - Московский институт психоанализ, адрес г. Москва, Кутузовский проспект, д.34, стр.14.
Характеристика выборки. Исследуемая группа представлена 32 испытуемыми – мужчинами в возрасте от 29 до 63 лет. Мужчины находятся в браке в среднем 7 лет. Подчеркнем, что у всех участников исследования существующий в настоящее время брак – официально зарегистрированный. Все мужчины имеют детей: у 37,5% мужчин (12 человек) – 1 ребенок, у 53,1% мужчин (17 человек) – 2 ребенка, у 6,3% мужчин (2 человека) – 3 ребенка, у 3,1% мужчин (1 человек) – 4 ребенка.
Методы и методики исследования.
Решение поставленных задач предусмотрено при использовании следующих методов и методик:
Теоретические методы анализа данных:
изучение и анализ научно-психологической литературы, монографий и периодики.
Эмпирические методы анализа данных:
Опросник «Утверждения об отцовстве» К. Браунсона, Л. А. Гилберт в адаптации Е. Н. Красильниковой, Д. С. Корниенко
Тест-опросник cамоотношения (В.В. Столин, С. Р. Пантелеев).
Опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А М. Эткинда.
Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева) [37].
- Статистические методы анализа данных:
методы математической статистики: среднеарифметическое и коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена.
Для представления данных в сводной таблице нами был использован MS Excel. Эта программа позволила нам в расположенных данных увидеть выраженность тех или иных показателей включенности в отцовство и личностных характеристик мужчин. На следующем этапе, для математико-статистической обработки данных, была использована программа SPSS version 22.0. Для выявления взаимосвязи включенности в отцовство и личностных характеристик мужчин, был применен критерий Спирмена.
Научная новизна исследования состоит в обнаружении новых взаимосвязей в характеристиках личности отцов, позволяет расширить представления о проблеме взаимосвязи включенности в отцовство и самоотношения личности мужчины.
Практическая значимость результатовисследования заключается в том, что достигнутые результаты могут быть применены в дальнейшем педагогами и психологами для гармонизации семейных отношений и оказании психологической помощи участникам внутрисемейных отношений.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Глава I. Отцовство как психологический феномен
1.1. Психологические аспекты изучение феномена отцовства
На каждом этапе жизни отношения внутри семьи дарят как радости, так и трудности. Семья учит научиться справляться со стрессом, понимать собственные эмоции и поведение, а также эффективно общаться, она может помочь укрепить собственное эмоциональное здоровье, а также связи с важными людьми.
В своем всеобъемлющем докладе “Влияние вовлеченности отца: обновленное резюме исследований доказательств” исследователи Сара Аллен, доктор философии, и Керри Дейли, доктор философии, определяют вовлеченного отца как человека, который “чувствителен, сердечен, близок, дружелюбен, поддерживает, близок, заботлив, ласков, ободряет, утешает и принимает.” Они классифицируют отцов как вовлеченных, если их ребенок развил сильную привязанность к ним.
Не все отцы имеют тот уровень вовлеченности, который они хотели бы иметь. То ли из-за жизненных обстоятельств, то ли из-за других факторов, некоторые отцы еще не вступили в свою роль важного, воспитывающего влияния на своих детей.
Что делает некоторых отцов более склонными к участию, чем других? Успех отца может определяться рядом факторов, в том числе следующими:
- Собственное воспитание отца (включая его отношения с родителями)
- Его культурная история
- Его биологическая история (например, психические заболевания, алкоголизм, здоровье)
- Его характеристики (занятость, возраст, личность и т.)
- Характеристики матери
- Контекстуальные факторы (отношения с матерью, общественные связи и т. д.)
- Особенности ребенка
Поскольку роль отца в западном обществе менее определена, чем роль матери, влияния, подобные перечисленным выше, по-видимому, оказывают более значительное влияние на то, насколько вовлечен отец.
Но гибкость роли отца также означает, что сдвиги во внешних факторах - например, когда мать начинает моделировать позитивное родительское поведение-могут усилить собственное родительское поведение отца.
Или, с другой стороны, если мать не в состоянии хорошо заботиться о ребенке, как это может быть в случае с послеродовой депрессией или болезнью, отец может не только вмешаться, чтобы помочь больше, но и собрать дополнительные ресурсы от членов семьи или сообщества.
Этот акт усиления поддержки может смягчить последствия неспособности матери установить контакт. В то же время это укрепляет уверенность отца в собственном воспитании и укрепляет его связь с ребенком.
Еще один фактор, который часто обсуждается, а иногда и неправильно понимается, - это социально-экономический статус. Стереотип невовлеченного отца с низким доходом распространен повсеместно. Но исследования развеивают этот стереотип. Майкл Лэмб, профессор психологии, который много писал о роли отца в развитии ребенка, заявил: “Наше исследование действительно разрушает стереотип отца с низким доходом. Эти отцы заботятся о своих детях, но могут не проявлять свою любовь обычными способами, и иногда отсутствие работы, плохое общение с мамой или даже собственный детский опыт могут помешать им принять участие".
Какой бы ни была основная причина, исследование ясно: при надлежащей поддержке даже отцы в сложных ситуациях могут оказывать положительное и воспитывающее влияние на жизнь своих детей. Младенцы в возрасте до 5 месяцев набирают более высокие баллы по показателям когнитивного развития, если у них есть высоко вовлеченные отцы.
Многие исследования подтвердили, что участие отца может оказывать мощное влияние на когнитивное развитие ребенка. Это начинает проясняться у младенцев в возрасте 5 месяцев, которые набирают более высокие баллы по показателям когнитивного развития, если у них есть высоко вовлеченные отцы.
Эти преимущества сохраняются по мере взросления детей. К 1 году дети, чьи отцы более вовлечены в процесс, имеют более высокие когнитивные функции. В возрасте 3 лет у них более высокий IQ. Как только дети достигают школьного возраста, преимущества вовлеченных отцов становятся еще более очевидными.
Дети, чьи папы являются активными участниками их жизни, добиваются большего успеха по всему спектру образовательных компетенций-от получения лучших оценок и лучшей успеваемости в школе до большей мотивации и большей ценности образования.
Одной из причин этого может быть то, как отцы обычно разговаривают со своими детьми—задают больше вопросов, используя слова "кто, что, когда, где и почему". Эти типы вопросов побуждают детей больше общаться, что может увеличить их словарный запас и улучшить их разговорные навыки.