ВКР|Основы психологии семьи и семейного консультирования

Психологическое консультирование в семье

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 127

Цена: 1 500
Купить работу

ВВЕДЕНИЕ

  1. МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1.         Психологическая характеристика семьи на этапе ее формирования  

1.2.         Психологические трудности молодых супругов

1.3.         Методологические основы семейного психологического консультирования  

1.4. Организационные и методические аспекты психологического консультирования семьи

1.5. Возможности практической психологии в определении психологических проблем супругов

  1. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ НА ЭТАПЕ ФОРМИРОВАНИЯ

2.1. Программа исследования: цель, гипотезы, задачи, методы исследования 

2.2 Психодиагностическое исследование внутрисемейных отношений молодых супругов

2.3. Программа консультативной работы с супружескими парами

2.4. Анализ результатов эффективности программы

2.5. Рекомендации прикладного характера

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы. В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление конфликтности и деструктивных тенденций. Как следствие неуклонно увеличивается число разводов и неполных семей, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. В связи с этим проблема взаимоотношений в супружеских парах стоит очень остро. Все более актуальной в настоящее время становится потребность семьи в профессиональной психологической помощи. Несомненно, что семья нуждается в такой помощи на любом этапе своего существования.

Семья как сиcтема стремится к постоянству и стабильности, но одновременно, в ней действует закон развития. Каждая семья в cвоем развитии проходит определенные стадии, в процессе которых происходит формирование основ нравственности, норм поведения, традиций, взглядов на жизнь и т.д.

В жизненном цикле современных семей на разных этапах происходят кризисы, которые характеризуются усложнением межличностных отношений, разрушением традиционной структуры семьи, изменением общепринятых норм поведения и сопровождаются увеличением количества разводов. Особые трудности испытывает молодая семья. Молодое cупружество является наиболее сложным этапом в жизни семьи, поскольку в этот период актуализируются проблемы психологической и бытовой адаптации супругов, решаются вопроcы распределения ролей, происходит формирование индивидуальных моделей поведения, выработка систем ценностей. В силу этих причин молодые семьи сегодня нуждаются в психологической помощи. Одной из наиболее эффективных ее форм является психологическое консультирование.

 Семья - это сообщество, основанное на супружеском союзе и

родственных cвязях, объединенных духовно, общностью быта и взаимной

 моральной ответственностью. Семья как сиcтема стремится к постоянству и стабильности, но одновременно, в ней действует закон развития. Каждая семья в cвоем развитии проходит определенные стадии, в процессе которых происходит формирование основ нравственности, норм поведения, традиций, взглядов на жизнь и т.д.

Работа с молодыми супругами обуславливается необходимостью оказания им грамотной, квалифицированной поддержки. Потребность данной категории семей в таком сопровождении вызвана тем, что процесс формирования внутрисемейных отношений и ценностей в первый год супружеской жизни протекает весьма интенсивно и напряженно и сопровождается определенными трудностями. Этот начальный этап является важным для дальнейшего существования семьи и ее развития. По статистике около половины всех заключенных браков распадается после первого года совместной жизни.

Одним из эффективных видов помощи молодым семьям может стать психологическое консультирование, так как «это сложившаяся практика оказания действенной психологической помощи людям, основанная на убежденности в том, что каждый физически и психически здоровый человек в состоянии справиться почти со всеми возникающими в его жизни психологическими проблемами» [45, С. 504].

Разработанность исследуемой проблемы. Проблемы молодой семьи стали объектом внимания ученых сравнительно недавно. Существует ряд исследований, непосредственно посвященных проблемам молодой семьи, готовности молодежи к браку. Среди них работы И.В. Дубровиной, В.П. Меньшутина, Н.Н. Обозова, а также, Г. Навайтис, Н.Н. Посысоева, Т.В. Румянцевой, и др. Большинство психологов и социологов, исследующих семейные отношения, подчеркивают важность начального периода развития семьи.

Цель исследования: изучение психологических особенностей

процесса формирования молодой семьи, разработка программы консультативной работы с молодыми семьями в этот период жизни.

Объект исследования: жизненный цикл семьи.

Предмет исследования: особенности психологического консультирования семьи на этапе формирования.

Гипотезы исследования:

1.Мы предполагаем, что семьи, находящиеся на этапе их формирования, ввиду несформированности своей семейной системы, сталкиваются с трудностями в межличностном общении, конфликтностью, несогласованностью семейных ценностей и ролевых ожиданий.

  1. Мы предполагаем, что программа консультативной работы, включающая в себя индивидуальное психологическое консультирование, психологическое просвещение и групповой тренинг с молодыми супругами может способствовать снижению конфликтности, улучшению межличностного общения между супругами, удовлетворенностью браком, согласованию семейных ценностей и ролевых ожиданий.

Задачи исследования:

  1. Изучить психологическую литературу по теме исследования.
  2. Провести психодиагностическое обследование в группе испытуемых.
  3. Разработать и апробировать программу консультативной работы с молодыми супругами.
  4. Проанализировать результаты проведенного исследования.
  5. Разработать рекомендации прикладного характера.

Новизна исследования: в процессе исследования уточнены психологические особенности  консультирования семьи на стадии формирования.

Научная и практическая значимость исследуемой проблемы

состоит в разработке и апробации программы консультативной работы

семьи  на этапе формирования.

Результаты исследования подвергались качественному анализу и

математико - статистической обработке с вычислением t–критерия Стьюдента.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

1.     МОЛОДАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

1.1.         Психологическая характеристика семьи на этапе ее формирования

Семья - это стройная, гармоничная система. У семьи есть свои законы, этапы развития, жизненные циклы.

В отечественной психологии широко используется периодизация развития семьи, предложенная В.А. Сысенко [54]. Согласно этой периодизации, термин «молодая семья» понимается довольно расширенно: «совсем молодые браки» – от 0 до 4 лет стажа и «молодые браки» - от 5 до 9 лет. С появлением ребенка семья переходит на следующую стадию независимо от сроков ее существования, поскольку отношения в ней меняются.

Формирование молодой семьи происходит в первые три года после заключения брака, в которой оба супруга не достигли возраста 30 лет и состоят в первом браке [16, С. 15].

Важность начального периода развития семьи подчеркивает большинство психологов и социологов, исследующих супружеские отношения (О.А. Добрынина, Н.С. Калмыкова, М.С. Мацковский, Н.Н. Обозов, В.А. Сысенко, Т.М. Трапезникова А.Г. Харчев и др.).

Многие исследователи выделяют в качестве первого периода развития семьи первые год - два совместной жизни. На значимость именно этого отрезка жизненного цикла семьи указывает уже тот факт, что, по разным источникам, за это время распадается от 20% до одной трети всех семей [цит. по 17, С. 35].

Категория «адаптация», как считает В.А. Сысенко, является центральной в психологии брачно-семейных отношений. Психологический аспект адаптации охватывает «приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями данного общества и с собственными потребностями и интересами» [54, С. 51].

Т.Б. Карцева, оценивая брак как «одно из поворотных событий в жизни человека», указывает, что речь идет об изменении «всей ситуации развития личности, ведет к смене ролей, изменению круга лиц, включенных во взаимодействие с ним, спектра решаемых проблем и образа его жизни» [46, С. 87]. Совершение таких этапных жизненных событий, включающих как позитивные, так и негативные по своей модальности, приводит к перестройке всей системы «Я» и весьма болезненно переживается личностью.

До брака у молодого человека существует уже сложившийся «образ Я». После заключения брака супруги оказываются в ситуации невозможности жить по-прежнему, что усиливает неустойчивость состояния и неудовлетворенность.

В период адаптации, считают С.Г. Шуман и В.П. Шуман [46], как у стабильных, так и у нестабильных семей имеет место рассогласование потребностей в отдельных сферах семейной жизни: у стабильных пар оно незначительное, у нестабильных - значительное. Молодые семьи являются очень нестабильными образованиями, чувства к супругу несут как мощный позитивный, так и негативный заряд (велика амбивалентность чувств). Для многих семей также характерны крайности в поведении и в чувствах.

Выделив ряд отличий семьи от других малых групп, Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина [46] считают, что брачно-семейную адаптацию следует рассматривать как постепенный процесс приспособления супругов друг к другу и к семейной жизни, результатом которого должно быть формирование устойчивого семейного уклада, распределение бытовых и психологических ролей, выработка приемлемого стиля общения друг с другом, выработка приемов разрешения и профилактики конфликтов и разногласий, определение взаимоотношений с микроокружением по типу открытой или закрытой группы.

Это определение, на наш взгляд, является наиболее удачным,

поскольку достаточно полно рассматривает содержательный аспект брачно-семейной адаптации как целостного процесса.

Основу концепции брачно-семейной адаптации, предложенной В.А. Сысенко [54], составляют особенности характеров супругов и вытекающие отсюда их адаптационные возможности. Автор выделяет четыре группы людей по степени и уровню адаптации: высокоадаптированные, среднеадаптированные, низкоадаптированные, дезадаптированные личности.

К общим адаптационным особенностям он относит:

  • способность к сотрудничеству;
  • способность к общению;
  • способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей;
  • способность к самоконтролю и самопознанию;
  • умение выбрать адекватный тип поведения в зависимости от условий и обстоятельств.

Развитие этих способностей в значительной мере, по мнению автора, определяет успешность брачно-семейной адаптации. Однако необходимо учитывать, что каждая супружеская пара вырабатывает свой неповторимый стиль взаимоотношений, компенсирует нередко самые нежелательные характеристики друг друга, противостоит негативным тенденциям.

В.А. Сысенко определяет структуру адаптации личности в сфере брачно-семейных отношений следующим образом:

  • адаптация физиологическая, в том числе сексуальная;
  • адаптация к темпераменту, характеру партнера;
  • адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к

разделению труда в брачном союзе;

  • адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера;
  • адаптация к основным ценностям жизни, «жизненной философии», пониманию цели и смысла жизни партнера.

Некоторые характеристики брачно-семейной адаптации рассматриваются в исследованиях по социальной перцепции. В работах этого направления отмечается факт значительных изменений особенностей межличностного восприятия молодыми супругами на протяжении адаптационного периода, который продолжается 1,5-2 года. Выбор будущего супруга определяется действием ряда факторов, среди которых отметим, прежде всего, представление об идеальном партнере, более или менее осознаваемый образ которого имеется у каждого. Идеальный образ регулирует отношения в супружеской паре 0,5-1,5 года. Затем снижается напряженность эмоционального подъема, отрицательные характеристики партнера перемещаются в центр, сопоставляются с начальным образом. В этой ситуации большое значение имеет то, какую линию поведения выберут супруги: будут ли они по-прежнему ориентироваться на несуществующий образ, стремиться «подогнать» под него своего партнера или же, напротив, начнут корректировать не партнера, а свой образ его, приближаясь тем самым к действительности. Адекватность представления о партнере по брачному союзу обеспечивает согласованность между ожидаемым и реальным поведением своего партнера, что важно для реализации целей адаптации в семье.

Н.Н. Посысоев [44, С. 156] отводит особое значение в период молодого супружества процессу формирования внутрисемейной коммуникации. Рассмотрим его более подробно.

Формирование внутрисемейной коммуникации, по мнению автора, предполагает решение следующих задач:

- установление правил взаимодействия между супругами;

- определение границ семьи, т. е. отделение семьи от того, что в семью не входит.

Установление правил взаимодействия между супругами включает:

- установления приемлемой для обоих членов пары дистанции в общении, или степени эмоциональной близости;

- выработку способов решения конфликтов в случае несогласия супругов друг с другом.

Определение оптимальной дистанции в общении зависит от способности каждого из партнеров найти свои собственные границы.

Если к моменту вступления в брачные отношений у человека не сформирована зрелая идентичность, он неосознанно старается усилить свое «Я» посредством «слияния» с партнером. При «слитном взаимодействии» двое пытаются стать единым целым: отказываются от учета собственных взглядов и интересов в угоду партнеру и требуют такого же поведения от партнера. Достаточно быстро «слитные взаимоотношения» переходят во взаимное разочарование: при малейшем отклонении поведения партнера от ожидаемого супруги испытывают панику и воспринимают случившееся как предательство; «слитным парам» трудно прийти к соглашению.

Таким образом, задачи установления оптимальной дистанции в общении и выработки правил поведения в случае конфликтов при слитном взаимодействии оказываются невыполнимыми.

Если партнеры оказываются достаточно зрелыми, между ними возникает интимность. Под интимностью понимается многоплановое чувство, куда входит переживание близости с другим человеком без переживания потери в себе; способность довериться другому человеку без «смешивания» себя с ним. Семейная интимность предполагает общую «историю» и традиции: переживания и воспоминания супругов; особый язык, намеки, ласковые прозвища и т. п. Интимность, тем не менее, подразумевает установление дистанции в общении, т. е. определение того, какие из важных жизненных областей (сфера переживаний, различные виды деятельности, межличностные отношения и т. п.) и в какой степени могут быть доступны другому.

Таким образом, установление правил взаимодействия включает установление необходимой степени близости; определение того, какие жизненные области супруги разделяют друг с другом, а какие остаются исключительно их личным делом; и приемлемое для себя и партнера соотношение конвенционального (брачного) и межличностного (семейного) компонентов в поведении.

Следующая важная задача - выработка способов разрешения конфликтов. Найденные пути примирения могут не устраивать одного из супругов или обоих, в результате супруги могут пытаться манипулировать друг другом с помощью болезней, слабостей или с помощью силы. Эти манипуляции могут стать привычными способами взаимодействия пары и явиться одной из основных причин недовольства браком. Психологическая помощь семье в этом случае обязательно должна включать выявление наиболее типичных способов разрешения конфликтов, степени их манипулятивности и замену их на менее деструктивные взаимодействия.

Определение границ семьи. Границы семьи - это гласные и негласные договоренности между членами семьи относительно того, кто и что может позволить себе делать в семье и вне ее (кто может приглашать гостей и каких, кто может задерживаться на работе, с кем можно встречаться вне семьи и т. п.).

Для молодой пары определение границ семьи в первую очередь означает переопределение своих отношений с родительскими семьями. Теперь роли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены.

Одной из наиболее часто встречающихся психологических проблем на этой стадии брака является проблема взаимодействия молодых супругов с родительскими семьями. В некоторых семьях недостаточно зрелый супруг, эмоционально зависимый от родителей, продолжает вести себя, преимущественно ориентируясь на нормы, критерии и правила, существовавшие в родительской семье. Это мешает выработке молодой семьей своих собственных правил и норм. Психологическая помощь здесь должна быть направлена на уменьшение степени близости одного из молодых супругов с родительской семьей и переориентацию его на близость со вторым супругом.

Другой вариант - когда проблема исходит от родителей, которым трудно снизить степень своего участия в жизни выросшего ребенка. Часто подобная родительская помощь имеет явно манипулятивный характер и может принимать различные формы (дорогие подарки, деньги на покупку каких-либо вещей, выполнение какой-либо домашней работы в молодой семье и т. п.). Если молодой супруг принимает такую помощь, родители считают, что имеют право вмешиваться в жизнь молодой семьи. Такая ситуация обладает большим конфликтным «потенциалом», т. к. каждому из молодоженов в ней трудно высказать свои претензии друг другу и родительской семье без чувства вины и ощущения собственной неблагодарности.

В подобных ситуациях психологическая работа может быть направлена на осознание всеми участниками ситуации манипулятивного характера их взаимодействий. В итоге супруги должны определить, в какие области жизни молодой семьи родители могут вмешиваться, а в какие - нет.

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Класс, 2007.-208 с.
  2. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы. - М.: Самара.: Бахрах, 2002.-212 с.
  3. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Половая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов. // Психология семьи. - М.: Самара.: Бахрах, 2002.-230 с.
  4. Алешина Ю. Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. // Вопросы психологии. - 2004. - №4.- С.15-17.
  5. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М., 2007.-204 с.
  6. Андреева Г.Н. Социальная психология. - М.: Просвещение, 2009.-226 с.
  7. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.:

Речь, 2006. - 244 с.

  1. Андреева Т.В. Психология современной семьи. Монография. - СПб: Речь, 2005.-238 с.
  2. Афанасьева Т.М. Семья. - 2-е изд.,- М.: Просвещение, 2008.- 198 с.
  3. Бейкер К. Теория семейных систем М.Боуена. // Вопросы психологии. - 2007. - №6. С.17-21.
  4. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - СПб: Речь, 2003.-256 с.
  5. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. – СПб.: Речь, 2006. – 276 с.
  1. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. – М.,
  2. – 176 с.
  3. Витек К. Проблемы семейного благополучия. М.: Аспект Пресс,

2006.- 176 с.

  1. Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности. // Вопросы психологии. - 2009. - №2. С.18-23.
  2. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 2005. - №5.- С15-19.
  3. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические

исследования семьи: проблемы и перспективы. // Психологический журнал. - 2004. - №4. С 34-37.

  1. Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учебное пособие - М.: Просвещение, 2010.- 240 с.
  2. Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. М.: Просвещение, 2011.- 256 с.
  3. Дружинин В.Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб.: Питер, 2011.
  4. Дымнова Т. И. Зависимость характеристик супружеской семьи от родительской //Вопросы психологии. - 2008. - № 2. С.17-26.
  5. Захаров А.И. Психологические особенности диагностики оптимизации взаимоотношений в конфликтной семье. // Вопросы психологии. - 2005. - №3. С17-23.
  6. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни. // Вопросы психологии. - 2003. - №3. С 80-84.
  7. Карелин А.Г. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: «Юрайт», 2000.- 416 с.
  8. Карабанова O.A. Психология семейных отношений. СПб.: Питер, 2010.-122с.
  9. Карцева Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен. // Психологический журнал. - 2008. - Т. 9. - №5.- С.26-32.
  10. Качанова О. И. Семейные кризисы и пути их преодоления. // Молодой ученый. - 2011. - Т.2. - №10. С.13-17.
  11. Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. М.:

Просвещение, 2012.- 24 с.

  1. Киселева Л.В. Социально-психологические причины конфликтов в молодых семьях и пути их разрешения. Студенческий гений - 2005: Сборник статей / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. - Нижний Новгород: НФ МГЭИ, 2005.- 26с.
  2. Клюева Н.В. Психолог и семья. - Ярославль: Академия развития, 2007.-160 с.
  3. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М.: Просвещение, 2008.-208 с.
  4. Красовский В.П. Анализ брачных отношений (самооценка и

требования к партнеру). // Вопросы психологии. - 2003. - №5. С. 53-58.

  1. Кузнецов А. В. Успешность совместной деятельности и эффективность межличностного восприятия. //Вестник МГУ,сер.14, психология. - 2006. - №1. С. 32-38.
  2. Ларкина Э.И. Психология семьи и семейная терапия. Курс лекций. - Н. Новгород: НФ МГЭИ, 2010. – 152 с.
  3. Левкович В. П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 2007. - №4. С. 13-30.
  4. Лидере А.Г. Семья как психологическая система.- М., 2004.- 84 с.
  5. Малкина-Пых И. Г. Справочник практического психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-208с.
  6. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия. Справочник семейного психолога. - М.: Изд-во Эксмо, 2011.- 992с.
  7. Михалкина А.А., Наумова Е.В. Проблема межличностных отношений в супружеских парах. Студенческий гений - 2005: Сборник статей / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. - Нижний Новгород: НФ МГЭИ, 2005.- 39 с.
  8. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.:МОДЭК - 358с.
  9. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы /

Пер. с англ. О. Очкур, А. Шишко. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.-960 с.

  1. Обозов Н. Н., Обозова А. Н. Три подхода к исследованию

психологической совместимости. // Вопросы психологии. - 2004. - №2. С.23.

  1. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - СПб.: Речь, 2006.-360с.
  2. Основы психологии семьи и семейного консультирования: / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.- 328 с.
  3. Панова О.В. Влияние согласованности семейных ценностей и ролевой адекватности супружеской пары на удовлетворенность браком. Студенческий гений - 2005: Сборник статей / Под ред. А.И. Аспидова, А.Н. Штефана. - Нижний Новгород: НФ МГЭИ, 2005.- 45с.
  4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. // Под ред. Е.Г.Силяевой. М.: Издательский центр «Академия», 2010.-192 с.
  5. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
  6. Сатир В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика -Пресс, 2012.- 192 с.
  7. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2006.- 296 с.
  8. Семья в психологической консультации: опыт и проблемы

психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалёва. - М.: Педагогика, 2009.- 208 с.

  1. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. – 350 с.
  2. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. М:, 2008.- 660 с.
  3. Соловьева А.В. Семья как фактор профессионального самоопределения молодежи // Научные исследования в образовании, №5, 2008.- С. 58-60.
  4. Сысенко В.В. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия.

М., 2005.-221 с.

  1. Черников А.В. Введение в семейную психотерапию. Интегративная модель диагностики. Тематическое приложение к журналу «Семейная психология и семейная терапия» за 2004 год. - М., 2004.- 89с.
  2. Филиппова Ю.В. Семейная идентичность и трансформация семейных ценностей в современной России. // Под ред. Т.Г. Стефаненко. М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 192 с.
  3. Хейли Дж., Эриксон М. Возникновение семьи. // Психология и психотерапия семейных конфликтов. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара, 2008.- 752 с.
  4. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
  5. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: учебное пособие для вузов. –

М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007. - 768 с.

  1. Шостром Э. Терапевтическая психология. Основы консуль-тирования и психотерапии. СПб., 2010. - 256 с.
  2. Шутценбергер А.А. Психодрама /пер. с фр. Г.Бутенко и К.Бутенко. – М.: Психотерапия, 2007. - 448 с.
  3. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапия. - М. - СПб.: Фолиум, 2006.- 63с.
  4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008.- 63 с.
  5. Эллис А., Драйден У. Практика рационально–эмоциональной поведенческой терапии. – СПб.: «Речь», 2002. – 295 с.
  6. Юнацкевич П. И., Кулганов В. А. Как выйти из невроза? Практические советы психолога. – М.: Велби, 2013. – 122 с.
  7. Ягнюк К.В. Психологическая помощь: информация для потенциального пользователя // «Журнал практической психологии и психоанализа», № 3, 2005.http://www.yagniuk.ru..: 2007.-15-21с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2017 год 85 стр.
ВКР Взаимосвязь гендерной идентичности и ролевых ожиданий супругов
Telesammit
ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2019 год 54 стр.
ВКР Взаимосвязь развития эмоциональной сферы ребенка и детско-родительских отношений
ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2018 год 71 стр.
Личностные особенности как фактора психологической готовности к браку
antiplagiatpro
ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2021 год 77 стр.
Взаимосвязь включенности в отцовство и личностных характеристик мужчины
romaos
ВКР Основы психологии семьи и семейного консультирования
2016 год 41 стр.
Психологическое консультирование по проблемам неполноценности женщин в отношении мужчин
gotovoe

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское