Введение
Глава 1 Характеристика литературных произведений
- Характеристика литературных произведений И.С. Тургенева
- Характеристика литературных произведений Ф.М. Достоевского
- Характеристика произведения Н.С. Лескова «Железная воля»
- Характеристика произведения И.А. Гончарова «Обломов»
Глава 2. Образа Германии в художественной литературе второй половины XIX века
2.1 Германия во второй половине XIX века. Особенности национального характера немца
2.2 Восприятие Германии в литературных произведениях второй половины XIX века
2.3 Специфическое отношение к труду немецкого населения
2.4 Стереотипное восприятие немцев образованной общественностью на основе литературных произведений второй половины XIX века
Заключение
Список используемой литературы и источников
Россию и Германию связывает многовековая история политических, экономических и культурных отношений. Их корни уходят в далекое прошлое, а истоки датируются XVI веком. Так историк Оболенская С.В. в статье «Германия и немцы глазами русских», отмечает «На уровне повседневной жизни ни с одним из западноевропейских народов русские не имели, начиная с XVIII в., такого тесного, можно сказать, «домашнего» соприкосновения, как с немцами. Хозяйственная деятельность «русских немцев», их участие во всех сферах общественной и государственной жизни, повседневные контакты с ними постоянно ставили вопрос о различиях между немцами и русскими».Такое близкое взаимодействие, несомненно, находит свое отражение в литературных произведениях обеих стран.
Важным аспектом работы является имагологический подход, при котором изучаются не только типологические и контактные связи, но и ставится специфическая задача художественно-эстетического изучения традиций, обычаев, уклада чужой страны.
Хотя сам термин «имагология» появился сравнительно недавно, следует заметить, что русская литература всегда развивалась в «имагологическом» ключе, для которого характерен «русский» взгляд на развитие событий и процессов, происходящих в мировом социуме, сопоставление России и других стран и народов. Поэтому наряду с исследованием специфических черт присущих немцу, в работе выдвигается проблема постижения «своего» национального образа, национальной идентификации России посредством литературных произведений.
Понятие «национальный характер» относится к достаточно сложным и дискуссионным в гуманитарных исследованиях, возможно, это обусловлено тем, что в современной психологии оно не считается «научным». Для противников концепции национального характера он представляется не чем иным, как «стереотипом», причем ложным и обидным. Однако, когда требуется объяснить то, что отличает представителей одного народа от другого, прибегают к данному термину.
Наиболее точно раскрывает содержание понятия, толкование данное доктором психологических наук Лебедевой Н.М. В данном случае «национальный характер – это то, что связывает отдельного индивида с его культурой. Общество внутри нас, существующее в виде однотипных для людей одной и той же культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний, и есть наш национальный характер. При взрослении человек сознательно (и бессознательно) усваивает ценности своей культуры, психологические и поведенческие особенности, типичные и наиболее характерные для людей, принадлежащих к данной культуре».
На протяжении длительного времени ведется полемика и о понятии «стереотип», делаются попытки выявить пути формирования и распространения их в обществе, обсуждается вопрос о влиянии их на отношения между народами. Нет единого мнения и относительно правомерности использования самого слова «стереотип». Доктор исторических наук Павловская А. В., сравнивая понятие «стереотип» представленное в словарях, справочниках и энциклопедиях, делает вывод, что они в целом схожи. И представляет интегрированное определение «стереотип - это схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта...»
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современном мультикультурном обществе вопросы формирования и трансформации стереотипных представлений одного народа о другом являются крайне актуальными. Их освещение служит основанием для преодоления ложных представлений, затрудняющих развитие межнациональных контактов. А литература при всей своей условности способна живо воссоздать атмосферу человеческих отношений, менталитет, характеры, речь, стереотипы обыденного сознания, сформированные в той или иной национальной или социальной среде.
Предметом исследования является рассмотрение стереотипного восприятия образа немецкой нации в русской художественной литературе второй половины XIX века.
Объектом исследования служит русская художественная литература второй половины XIX века.
Цель исследовать наиболее характерные черты образа немца в художественных произведениях разных авторов, определение способов его создания, а также выявление его специфических особенностей.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать художественные произведения И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и И.А. Гончарова;
- Рассмотреть, как менялись представление о Германии и немцах в последней трети XIX века;
- Определить взаимосвязь между образами немцев в художественных произведениях и выявить наиболее характерные черты немецкой нации.
Глава 1. Характеристика литературных произведений второй половины XIX века
В течение длительного времени русские писатели открывают для себя различные черты характера своих культурных и географических соседей - немцев, с восторгом или же, напротив, неудовольствием повествуют о днях, проведенных в Германии, задумываются над тем, что представляет человек за границей, обращаются к типу "русских немцев". Мною будут рассмотрены произведения И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и И.А. Гончарова, в которых стереотипные представления русских о немцах выражены наиболее ярко.
1.1 Характеристика литературных произведений И.С. Тургенева
Ивана Сергеевича Тургенева связывают с Германией крепкие узы. Приобщение Тургенева к миру немецкой культуры началось в московском пансионе Иоганна Фридриха Вайденхаммера в 1827 – 1829 гг. Здесь он овладел разговорным немецким языком и прочел первые книги на немецком языке. Также он достаточно долгое время жил в Германии, таким образом, он имел возможность посмотреть на немецкую культуру «изнутри» и наблюдать жизнь немецкого народа. Это делает произведения И.С. Тургенева еще более ценными в контексте рассмотрения образа немца. Что немаловажно И.С. Тургенев был первым русским писателем, который получил интернациональное признание и достиг мировой славы. Влияние Тургенева в Германии к концу его жизни было так велико, что немецкая пресса, по свидетельству П.В. Анненкова, «ядовито и насмешливо говорила о поклонении немцев «московской эстетике».
В 1960-х – начале 1970-х Тургенев написал ряд повестей, представляющих собой воспоминания о далеком прошлом. Первым произведением, написанным им в тот период, была повесть «Ася». Повесть написана в 1857 году в городе Занциг на берегу Рейна. Действие романа разворачивается за границей, в провинциальной Германии, где случайно встречаются русские туристы: молодой господин Н.Н. и девушка Ася со своим братом. Повесть, по признанию автора, представилась ему как судьба одной молоденькой незнакомой девушки, лицо которой он случайно увидел в окне в чужом городе. Основная ценность произведения заключается в том, что автор является современником описываемых событий, а также второстепенным персонажем является немка, вдова бывшего бургомистра Фрау Луизе.
Следующее, анализируемое мной произведение - повесть «Вешние воды», написанная в 1872 году. Действие снова происходит в Германии, в городе Франкфурт. Основное повествование ведется как воспоминания дворянина и помещика Санина о событиях 30-ти летней давности. Основная ценность произведения заключается в том, что автор долгое время прожил в городе Франкфурт и интересовался его историей, тем самым более объективно смог передать колорит города и особенности местных жителей. Кроме того, сохранились свидетельства современников о несомненной автобиографичности повети. Немецкий ученый Л. Фридлендер пишет «Многое, что Тургенев писал, если не всегда, то часто было связано с его жизнью, и связь эта была не только внутренняя, но и внешняя. Например, - начало «Вешних вод». Как там Санина, так и Тургенева, еще молодого человека, возвращавшегося из Италии домой, во Франкфурт-на-Майне, в кондитерской, испуганная красивая девушка попросила оказать помощь ее брату, упавшему в глубокий обморок. Тургенев поборол тогда свое вспыхнувшее увлечение девушкой скорым отъездом». Благодаря тому, что действие происходит в Германии мы может увидеть отношение автора к этой стране, кроме того образ немца Клюбера раскрывает многие черты немецкого характера.
Далее речь пойдет о романе «Дворянское гнездо», написанном в 1858 году. В этот год в России начинается трудный путь реформ. Уже объявлено, что крестьянам дадут свободу, но в тоже время остро стоял вопрос о земле. В этот кризисный для России момент Тургенев все больше ощущает необходимость жить в России, вернуться к истокам, заняться хозяйством. Между тем, он уже долгое время проживает за границей, где у него завязывается продолжительный роман со знаменитой французской певицей Полиной Виардо. В центре романа - история Лаврецкого, происходящая в 1842 г. в губернском городе О., эпилог рассказывает о том, что произошло с героями через восемь лет. Но в целом охват времени в романе гораздо шире - предыстории героев уводят в прошлый век и в разные города: действие происходит в имениях Лаврики и Васильевское, в Петербурге и Париже. Основная идея произведения заключается в первую очередь в осознании того, что дворянские гнезда претерпевают процесс распада. Тургенев критически освещает родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола. В "Дворянском гнезде", наряду с укладом жизни помещичьей семьи, показаны истоки и корни современных Тургеневу направлений в общественной мысли (дворянский либерализм, реформаторство, разночинский идеализм, западничество и т.д.). Судьбы главных героев романа включены в историко-культурную ситуацию российской жизни. Предыстории персонажей отражают связь времен с характерными для разных периодов чертами быта, национального уклада, нравов.
Следующим произведением Тургенева И.С., которое, несомненно, достойно внимания является комедия «Холостяк. Комедия написана в 1949 году заграницей. В рукописной редакции «Холостяка» отмечалось, что действие пьесы происходит в 1842 году, в Петербурге. Продолжая в «Холостяке» гоголевские традиции и предвосхищая пьесы из чиновничьего быта А. Н. Островского, Тургенев сумел показать, без сатирического пафоса, но с беспощадной трезвостью реалиста, своих героев в примитивной домашней обстановке, обусловленной социальным положением, низким культурным уровнем, аморальностью и карьеризмом, воспитанными в этих персонажах крепостническим государством и николаевской полицейско-бюрократической системой. Представленную в пьесе информацию, можно считать объективной. Именно в 1842 — 1843 г. Тургенев, поступив на службу в Особую канцелярию министерства внутренних дел, и, следовательно, имел возможность близко наблюдать тот самый петербургский чиновничий мир, который был показан им в комедии. Для изучения проблемы образа Германии и немца, произведение представляет особый интерес ведь здесь.