Курсовая работа|Литература

Курсовая Восприятие Германии в литературных произведениях второй половины XIX века

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 36

Введение

Глава 1 Характеристика литературных произведений

  • Характеристика литературных произведений И.С. Тургенева
  • Характеристика литературных произведений Ф.М. Достоевского
  • Характеристика произведения Н.С. Лескова «Железная воля» 
  • Характеристика произведения И.А. Гончарова «Обломов» 

Глава 2.  Образа Германии в художественной литературе второй половины XIX века

2.1 Германия во второй половине XIX века. Особенности национального характера немца

2.2 Восприятие Германии в литературных произведениях второй половины XIX века

2.3 Специфическое отношение к  труду немецкого населения

2.4 Стереотипное восприятие немцев образованной общественностью на основе литературных произведений второй половины XIX века

Заключение

Список используемой литературы и источников

Россию и Германию связывает многовековая история политических, экономических и культурных отношений. Их корни уходят в далекое прошлое, а истоки датируются XVI веком. Так историк Оболенская С.В. в статье «Германия и немцы глазами русских», отмечает «На уровне повседневной жизни ни с одним из западноевропейских народов русские не имели, начиная с XVIII в., такого тесного, можно сказать, «домашнего» соприкосновения, как с немцами. Хозяйственная деятельность «русских немцев», их участие во всех сферах общественной и государственной жизни, повседневные контакты с ними постоянно ставили вопрос о различиях между немцами и русскими».Такое близкое взаимодействие, несомненно,  находит свое отражение в литературных произведениях обеих стран.

Важным аспектом работы является имагологический подход, при котором изучаются не только типологические и контактные связи, но и ставится специфическая задача художественно-эстетического изучения традиций, обычаев, уклада чужой страны.

Хотя сам термин «имагология» появился сравнительно недавно, следует заметить, что русская литература всегда развивалась в «имагологическом» ключе, для которого характерен «русский» взгляд на развитие событий и процессов, происходящих в мировом социуме, сопоставление России и других стран и народов. Поэтому наряду с исследованием специфических черт присущих немцу, в работе выдвигается проблема постижения «своего» национального образа, национальной идентификации России посредством литературных произведений.

Понятие «национальный характер» относится к достаточно сложным и дискуссионным в гуманитарных исследованиях, возможно, это обусловлено тем, что в современной психологии оно не считается «научным». Для противников концепции национального характера он представляется не чем иным, как «стереотипом», причем ложным и обидным. Однако, когда требуется объяснить то, что отличает представителей одного народа от другого, прибегают к данному термину.

Наиболее точно раскрывает содержание понятия, толкование данное доктором психологических наук Лебедевой Н.М. В данном случае «национальный характер – это то, что связывает отдельного индивида с его культурой. Общество внутри нас, существующее в виде однотипных для людей одной и той же культуры реакций на привычные ситуации в форме чувств и состояний, и есть наш национальный характер. При взрослении человек сознательно (и бессознательно) усваивает ценности своей культуры, психологические и поведенческие особенности, типичные и наиболее характерные для людей, принадлежащих к данной культуре».

На протяжении длительного времени ведется полемика и о понятии «стереотип», делаются попытки выявить пути формирования и распространения их в обществе, обсуждается вопрос о влиянии их на отношения между народами. Нет единого мнения и относительно правомерности использования самого слова «стереотип». Доктор исторических наук Павловская А. В., сравнивая понятие «стереотип» представленное в словарях, справочниках и энциклопедиях, делает вывод, что они в целом схожи. И представляет интегрированное определение «стереотип - это схематический, стандартизированный образ или представление о социальном явлении или объекте, обычно эмоционально окрашенные и обладающие большой устойчивостью. Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта...»

Актуальность выбранной темы определяется тем, что в современном мультикультурном обществе вопросы формирования и трансформации стереотипных представлений одного народа о другом являются крайне актуальными. Их освещение служит основанием для преодоления ложных представлений, затрудняющих развитие межнациональных контактов. А литература при всей своей условности способна живо воссоздать атмосферу человеческих отношений, менталитет, характеры, речь, стереотипы обыденного сознания, сформированные в той или иной национальной или социальной среде.

Предметом исследования является рассмотрение стереотипного восприятия образа немецкой нации в русской художественной литературе второй половины XIX века.

Объектом исследования служит русская художественная литература второй половины XIX века.

Цель исследовать наиболее характерные черты образа немца в художественных произведениях разных авторов, определение способов его создания, а также выявление его специфических особенностей.

Исходя из цели, объекта и предмета исследования были поставлены следующие задачи:

- Проанализировать художественные произведения И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и И.А. Гончарова;

- Рассмотреть, как менялись представление о Германии и немцах в последней трети XIX века;

- Определить взаимосвязь между образами немцев в художественных произведениях и выявить наиболее характерные черты немецкой нации.

 

Глава 1.   Характеристика литературных произведений второй половины XIX века

В течение длительного времени русские писатели открывают для себя различные черты характера своих культурных и географических соседей - немцев, с восторгом или же, напротив, неудовольствием повествуют о днях, проведенных в Германии, задумываются над тем, что представляет человек за границей, обращаются к типу "русских немцев". Мною будут рассмотрены произведения И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и И.А. Гончарова, в которых стереотипные представления русских о немцах выражены наиболее ярко.  

1.1 Характеристика литературных произведений И.С. Тургенева

Ивана Сергеевича Тургенева связывают с Германией крепкие узы. Приобщение Тургенева к миру немецкой культуры началось в московском пансионе Иоганна Фридриха Вайденхаммера в 1827 – 1829 гг. Здесь он овладел разговорным немецким языком и прочел первые книги на немецком языке. Также он достаточно долгое время жил в Германии, таким образом, он имел возможность посмотреть на немецкую культуру «изнутри» и наблюдать жизнь немецкого народа. Это делает произведения И.С. Тургенева еще более ценными в контексте рассмотрения образа немца. Что немаловажно И.С. Тургенев был первым русским писателем, который получил интернациональное признание и достиг мировой славы. Влияние Тургенева в Германии к концу его жизни было так велико, что немецкая пресса, по свидетельству П.В. Анненкова, «ядовито и насмешливо говорила о поклонении немцев «московской эстетике».

В 1960-х – начале 1970-х Тургенев написал ряд повестей, представляющих собой воспоминания о далеком прошлом. Первым произведением, написанным им в тот период, была повесть «Ася». Повесть написана в 1857 году в городе Занциг на берегу Рейна. Действие романа разворачивается за границей, в провинциальной Германии, где случайно встречаются русские туристы: молодой господин Н.Н. и девушка Ася со своим братом. Повесть, по признанию автора, представилась ему как судьба одной молоденькой незнакомой девушки, лицо которой он случайно увидел в окне в чужом городе. Основная ценность произведения заключается в том, что автор является современником описываемых событий, а также второстепенным персонажем является немка, вдова бывшего бургомистра Фрау Луизе.

Следующее, анализируемое мной произведение - повесть «Вешние воды», написанная в 1872 году. Действие снова происходит в Германии, в городе Франкфурт. Основное повествование ведется как воспоминания дворянина и помещика Санина о событиях 30-ти летней давности. Основная ценность произведения заключается в том, что автор долгое время прожил в городе Франкфурт и интересовался его историей, тем самым более объективно смог передать колорит города и особенности местных жителей. Кроме того, сохранились свидетельства современников о несомненной автобиографичности повети. Немецкий ученый Л. Фридлендер пишет «Многое, что Тургенев писал, если не всегда, то часто было связано с его жизнью, и связь эта была не только внутренняя, но и внешняя. Например, - начало «Вешних вод». Как там Санина, так и Тургенева, еще молодого человека, возвращавшегося из Италии домой, во Франкфурт-на-Майне, в кондитерской, испуганная красивая девушка попросила оказать помощь ее брату, упавшему в глубокий обморок. Тургенев поборол тогда свое вспыхнувшее увлечение девушкой скорым отъездом».  Благодаря тому, что действие происходит в Германии мы может увидеть отношение автора к этой стране, кроме того образ немца Клюбера раскрывает многие черты немецкого характера.

Далее речь пойдет о романе «Дворянское гнездо», написанном в 1858 году.  В этот год в России начинается трудный путь реформ. Уже объявлено, что крестьянам дадут свободу, но в тоже время остро стоял вопрос о земле. В этот кризисный для России момент Тургенев все больше ощущает необходимость жить в России, вернуться к истокам, заняться хозяйством. Между тем, он уже долгое время проживает за границей, где у него завязывается продолжительный роман со знаменитой французской певицей Полиной Виардо. В центре романа - история Лаврецкого, происходящая в 1842 г. в губернском городе О., эпилог рассказывает о том, что произошло с героями через восемь лет. Но в целом охват времени в романе гораздо шире - предыстории героев уводят в прошлый век и в разные города: действие происходит в имениях Лаврики и Васильевское, в Петербурге и Париже. Основная идея произведения заключается в первую очередь в осознании того, что дворянские гнезда претерпевают процесс распада. Тургенев критически освещает родословные Лаврецких и Калитиных, видя в них летопись крепостнического произвола. В "Дворянском гнезде", наряду с укладом жизни помещичьей семьи, показаны истоки и корни современных Тургеневу направлений в общественной мысли (дворянский либерализм, реформаторство, разночинский идеализм, западничество и т.д.). Судьбы главных героев романа включены в историко-культурную ситуацию российской жизни. Предыстории персонажей отражают связь времен с характерными для разных периодов чертами быта, национального уклада, нравов.

Следующим произведением Тургенева И.С., которое, несомненно, достойно внимания является комедия «Холостяк. Комедия написана в 1949 году заграницей. В рукописной редакции «Холостяка» отмечалось, что действие пьесы происходит в 1842 году, в Петербурге. Продолжая в «Холостяке» гоголевские традиции и предвосхищая пьесы из чиновничьего быта А. Н. Островского, Тургенев сумел показать, без сатирического пафоса, но с беспощадной трезвостью реалиста, своих героев в примитивной домашней обстановке, обусловленной социальным положением, низким культурным уровнем, аморальностью и карьеризмом, воспитанными в этих персонажах крепостническим государством и николаевской полицейско-бюрократической системой. Представленную в пьесе информацию, можно считать объективной. Именно в 1842 — 1843 г. Тургенев, поступив на службу в Особую канцелярию министерства внутренних дел, и, следовательно, имел возможность близко наблюдать тот самый петербургский чиновничий мир, который был показан им в комедии. Для изучения проблемы образа Германии и немца, произведение представляет особый интерес ведь здесь.

  1. Вормсбехер Г.Г. Российские немцы: у последней черты? // Общественные науки и современность.1999. №2. С.75-84.
  2. Гончаров И. А. Обыкновенная история; Обломов: Романы. – М.:Худож. Лит., 1986. – 496 С.
  3. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений: в 10 томах / Ф. М. Достоевский; под общ. ред. Л. П. Гроссмана и др. - М. : гос. изд-во художественной литературы, 1957. - Т.8. : Подросток: роман в трех частях. - 659 с.
  4. Достоевский, Ф. М. Избранные сочинения / Ф. М. Достоевский. - М. : ОГИЗ Гос. изд-во художественной литературы, 1947. - 484 с.
  5. Достоевский, Ф. М. Собрание сочинений: в 10 томах / Ф. М. Достоевский; под общ. ред. Л. П. Гроссмана и др. - М. : гос. изд-во художественной литературы, 1956. - Т.1. : Произведения 1846-1848. - 683 с.
  6. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений: в пятнадцати томах / Ф.М. Достоевский. - Л.: «Наука»,1989. – Т.4. Произведения 1862-1863. – 721.
  7. Жарких Е.В. Формирование национальных образов Германии в русском обществе в конце XIX – начале XX веков // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 2. С.86-89.
  8. Кубанев Н.А. Образ Америки в русской литературе: из истории русско-американских литературных и культурных связей конца XIX – первой половины XX века: автореф. дисс. … д. филол. н. М., 2001.
  9. Лебедева Н.М. Русский национальный характер // Трибуна русской мысли. №1. 2002. С.103-115.
  10. Лесков, Н. С. Избранные сочинения. / Н. С. Лесков. - М.: ОГИЗ Гос. изд-во художественной литературы, 1946. - 463 с.
  11. Никитин Д.Е. Религиозные мотивы в творчестве Гончарова // Нева. №6. 2012.С.199-223.
  12. Озмент С. Могучая крепость: Новая история германского народа/ Стивен Озмент; пер. с англ. М.Жуковой. М.: ACT: АСИ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. 539с.
  13. Оболенская С.В. Германия и немцы глазами русских (XIX век). М., 2000.
  14. Оболенская C.B. «Германский вопрос» и русское общество конца XIX века. / С. В. Оболенская // Россия и Германия. - Вып. 1. - Москва, 1998.
  15. Павловская А. В. Особенности национального характера, или зачем немцы моют улицы с мылом // Вокруг света. — 2003. — Т. 10. — С. 92–110.
  16. Павловская А.В. Проблемы изучения национального характера. Важность и трудности изучения проблемы. [Электронный ресурс]. - URL: http://nationalru/history/teoriya/pavlovskaya_a_v_problemy_izucheniya_nacionalnogo_haraktera/osnovnye_etapy_izucheniya_problemy_nacionalnogo_haraktera/ (Дата обращения: 16.05.2016).
  17. Павловская А. В. Этнические стереотипы в свете межкультурной коммуникации / / Вестн. МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. № 1.1988.
  18. Панягин А.А. Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении // Вестник Мордовского госуниверситета, 2008. № 3. С. 67-73.
  19. Патрушев А.И. Германская история: через тернии двух тысячелетий. М: Издательство Международного университета, 2007.
  20. Степанова В.В. Альтернативы исторического развития Германии в XIX веке: Учебное пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013.
  21. Тургенев И. С. Накануне / И. С. Тургенев. – М. : Директ-Медиа, 2010. – 278 с.
  22. Тургенев, И. С. Собрание сочинений: в десяти томах / И. С. Тургенев. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1962. - Т. 6.: Повести и рассказы 1854-1860. - 280 с.
  23. Тургенев, И. С. Собрание сочинений: в десяти томах / И. С. Тургенев. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1961. - Т. 2.: Рудин. Дворянское гнездо. - 251 с.
  24. Тургенев, И. С. Собрание сочинений: в десяти томах / И. С. Тургенев. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1962. - Т. 8.: Повести и рассказы 1870-1882. - 375 с.
  25. Тургенев, И. С. Собрание сочинений: в десяти томах / И. С. Тургенев. - М.: Гос. изд-во художественной литературы, 1962. - Т. 9.: Сцены и комедии 1843-1852. - 423 с.
  26. Фридлендер Л. Воспоминания о Тургеневе // Вестник Европы. 1906. № 10. С. 830 - 831.
  27. Хайек Ф.А. фон, Дорога к рабству: Пер. с англ. / Предисл. Н.Я. Петракова. — М.: "Экономика", 1992. — 176 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское