Введение
1.Франса де Вааля и его творчество о мораль
1.1 Жизнь и творчество Франса де Вааля
1.2 Франс де Вааль и его мораль.
2 . Истоки морали. В поисках человеческого у приматов
2.1 Анализ называния исследуемой книги
2.2 Анализ авторской позиции
2.3 Критика анализируемого источника
Заключение
Список использованных источников
На протяжении многих лет всемирно известный биолог Франс де Вааль изучал жизнь шимпанзе и обезьян бонобо. В процессе исследований он выявил явные зачатки этического поведения в сообществе приматов. По мнению автора, мораль — не сугубо человеческое свойство, и ее истоки нужно искать у животных. Эмпатия и другие проявления своего рода нравственности присущи и обезьянам, и собакам, и слонам, и даже рептилиям.
Помимо увлекательного рассказа об этических формах поведения в мире приматов автор поднимает глубокие философские вопросы, связанные с наукой и религией. Как и когда возникла мораль? Какое влияние оказала религия на формирование этики? Что происходит с обществом, где роль религии снижается, и прав ли герой Достоевского Иван Карамазов, говоря: «Если Бога нет, я имею право грабить ближнего своего»?
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике — старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. Этим и будет обоснована актуальность данного исследования.
Цель работы – исследовать истоки морали по книге Франса де Вааля.
Для достижения поставленной цели представляется необходимым обеспечить решение следующих важнейших задач:
- проанализировать жизнь и творчество Франса де Вааля;
- охарактеризовать истоки морали. В поисках человеческого у приматов.
Методом достижения поставленных цели и задач является изучение учебной и научной литературы по теме.
1. Франса де Вааля и его творчество о мораль
1.1 Жизнь и творчество Франса де Вааля
Франс де Ваал (Frans de Waal) – американский этолог нидерландского происхождения, профессор психологического факультета университета Эмори (Атланта, США) специалист по поведению приматов. Также он является членом Американской Национальной Академии Наук (United States National Academy of Sciences), Нидерландской Королевской Академии Наук (Royal Netherlands Academy of Sciences), почетным профессором ряда западных университетов.
Статьи де Ваала выходят в самых авторитетных научных журналах, таких как Science, Nature и Scientific American. В США и Европе он получил ряд престижных премий, как за научную, так и за литературную деятельность. В 2007 году де Ваал вошел в сотню самых влиятельных людей мира по версии журнала Time.
Книги и статьи де Ваала ранее не переводились на русский или украинский языки, поэтому выход книги на русском языке в 2014 году, помимо всего прочего изданной в оригинале в 2013 году, не может не радовать.
Писать книги де Ваал начал с 80-х годов прошлого века. Он шел против основного течения науки того периода. В научном мире господствовали пессимистические представления об исключительном макиавеллизме в животном мире –об агрессивной борьбе за власть, тотальном господстве сильных особей над теми, кто послабее, «законе джунглей».
Эмпатия и сострадание, как и мораль в целом, считались исключительно человеческой прерогативой. Подобная тенденция наметилась еще в XIX веке, несмотря на работы Чарльза Дарвина, в которых ничего подобного не утверждалось.
Основатель теории эволюции написал книгу «О выражении эмоций у человека и животных», в которой рассматривались социальные эмоции и эмпатия. Тем не менее, возобладала иная линия, представленная Томасом Генри Хаксли, карикатуру на которого можно увидеть слева.
У нас он известен как Гексли. За фанатичную приверженность идеям Дарвина, понятым Хаксли по-своему, его называли «бо́льшим дарвинистом, чем сам Дарвин» и «бульдогом Дарвина» (Darwin’s bulldog). По мнению де Ваала, русский анархист Петр Кропоткин понял Дарвина значительно лучше, чем Хаксли. Кропоткин, наблюдая животных в естественных условиях в Северной Азии, написал работу о кооперации как факторе прогресса, воспользовавшись обширными материалами своих наблюдений.
Де Ваал называет господствующий до недавнего времени (а в обыденных представлениях об эволюции и поведении животных господствующий и поныне) подход «теорией лакировки». Животные оказываются агрессивными эгоистами; соответственно, человек, эволюционировавший от обезьяноподобных предков, также не блещет моральными добродетелями.
Его «природа» оказывается неприглядной, а моральное поведение – результатом Божественного (в виде, к примеру, Десяти Заповедей), или общественного (в виде морального воспитания, наказания за неподобающее поведение) вмешательства. Иначе говоря, вмешательство в любом случае носит «сверхъестественный характер».
Суть «теории лакировки» в том, что цивилизованность и нравственность – это лишь позолота, тонкий слой чего-то внешнего на нашей животной (а значит, эгоистичной) природе. Фактически, это идея первородного греха, высказанная другим языком, не августиновским, а сциентистским.
Хаксли называл себя «научным кальвинистом», чем недвусмысленно продемонстрировал свою приверженность идее «онаучненного» первородного греха (как известно, Жан Кальвин был большим поклонником идеи первородного греха; также он утверждал, что Бог, создавая человека, заранее предопределяет, будет ли он после смерти страдать в аду или обретет райское блаженство).
Во времена повсеместного господства «теории лакировки», в 1989 году де Ваал издает книгу Peacemakingamong Primates (с английского можно несколько некорректно перевести как «Миротворчество среди приматов»), в которой ставит под сомнение «теорию лакировки».
Он обращает внимание не столько на многочисленные конфликты обезьян, чем и без него занималось множество этологов, сколько на то, что шимпанзе, например, мирятся после ссоры.
Взгляд на природу как на сражение гладиаторов ошибочно, показывает де Ваал – приматы всеми силами стараются избежать конфликта, а если это не удается, они мирятся по окончании драки. Множество данных говорит также о том, что шимпанзе и бонобо испытывают благодарность как к себе подобным, так и к людям, которые чем-то помогли им.
Сам де Ваал – атеист, но его книга отнюдь не является атеистической. Вопрос бытия Бога он вслед за Алленом де Боттоном (книга «Религия для атеистов») называет неинтересным. Религия не обязательно является врагом науки (по крайней мере, пока она не претендует на высказывание истинностных суждений о естественном мире). Враг науки согласно де Ваалу – это догматизм любого рода, излишняя уверенность в своей правоте. Де Ваал предлагает термин «серийный догматизм».
Он указывает, что некоторые ныне яростные атеисты ранее были не менее яростными верующими. Не так важно, во что человек верит, важно, открыт ли он новому, готов ли корректировать свою систему представлений в случае появления новых фактов. Ученому следует всегда рассматривать свои утверждения как гипотезы, и никогда – как несомненные истины, и это касается отнюдь не только религиозных положений.
Де Ваал вступает в полемику с непримиримыми атеистами вроде Ричарда Докинза, солидаризуясь со Стивеном Джеем Гулдом. Последний, будучи атеистом, не считал науку и религию принципиально несовместимыми и конфликтующими, за что уже после смерти в 2002 году был раскритикован «новыми атеистами».
Позиция де Ваала примирительная – наука и религия вполне могут мирно сосуществовать при условии отказа на выход за границы своей компетентности.