Курсовая работа|Культурология

Курсовая Русское скоморошество как самобытное национально-культурное явление

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 28

ВВЕДЕНИЕ

1 СКОМОРОШЕСТВО КАК ЧАСТЬ САМОБЫТНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

1.1 Особенности самобытной национальной культуры России

1.2 Понятие «скоморошество»

2 РАЗВИТИЕ СКОМОРОШЕСТВА В РОССИИ

2.1 Русское скоморошество в разные исторические периоды

2.2 Участие скоморохов в традиционной праздничной обрядности: свадебной, похоронной, календарной

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена важными для современного российского общества проблемами сохранения и развития различных аспектов национальной культуры, способствующих пониманию российской цивилизации в совокупности ее особенности и целостности.

Не зря национальная культура России всегда считалась душой народа. Основная ее особенность и привлекательность состоит в удивительном разнообразии, самобытности и неповторимости. Каждая нация, развивая собственную культуру и традиции, старается избегать подражания и униженного копирования. Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни. Во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно. Культура нашей страны поистине уникальна, ее нельзя сравнить ни с западным, ни с восточным направлениями.

Скоморошество, как важная часть смеховой и фольклорной культуры России в своем развитии положило начало современному театру и его роль нельзя недооценивать, т.к. скоморошество сочетало в себе музыку, пение, танцы, ряжения, актерскую игру, юмор и т.д.

Исследование русского скоморошества привлекало ученых начиная с XIX в., однако, во всей своей полноте, а также в свете культурологического подхода данное явление до сих пор остается еще недостаточно изученным.

Объектом исследования является национальная культура России.

Предмет исследования – скоморошество.

Цель настоящей курсовой работы заключается в комплексном исследовании русского скоморошества как самобытного национально-культурного явления.

Задачи работы:

  • изучить особенности самобытной национальной культуры России;
  • охарактеризовать понятие «скоморошество»;
  • рассмотреть русское скоморошество в разные исторические периоды;
  • определить участие скоморохов в традиционной праздничной обрядности: свадебной, похоронной, календарной.

При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и др.

Структурно, курсовая работа включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников.

 

1 СКОМОРОШЕСТВО КАК ЧАСТЬ САМОБЫТНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ

1.1 Особенности самобытной национальной культуры России

Самобытность национальной культуры России проявляется, в первую очередь, национальным характером русского народа, который сформировался под воздействием исторических, политических и социально-культурных традиций, событий и тенденций, происходивших и существующих в стране.

Каждая нация имеет свою специфическую культуру, систему знаков, символов, обычаев и т.д. В обыденном сознании заметны психологические различия между народами. Стереотипные представления о психологических свойствах и культуру разных народов, которые распространены в обыденном сознании, всегда имеют ценностный, оценочный характер и осознанно и неосознанно соотносятся с отдельными представлениями о специфике своего народа и его культуры.

Национальный характер - это совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной нацио­нальной общности особенностей восприятия окружаю­щего мира и форм реакций на него. Национальный харак­тер представляет собой, прежде всего, определенную совокупность эмоционально- чувственных проявлении, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях - в предсознательных, во многом иррациональных способах эмоционально- чувственного освое­ния мира, а также в скорости и интенсивности реак­ций на происходящие события [12].

В истоках национального характера лежат пре­жде всего устойчивые психофизиологические и био­логические особенности функционирования челове­ческих организмов, включая в качестве основных такие факторы, как реактивность центральной нерв­ной системы и скорость протекания нервных процессов. В свою очередь, эти факторы связаны, по своему происхождению, с физическими (прежде всего, кли­матическими) условиями среды обитания той или иной национально-этнической группы. Общий, единый национальный характер является следствием, псхическим отражением той общности физической территории, со всеми ее особенностями, на которой проживает данная группа. Соответственно, например жаркий экваториальный климат порождает совершенно иные психофизиологические и биологиче­ские особенности, а вслед за ними и национальные характеры, чем холодный северный климат [14].

Разумеется, формирование современных нацио­нальных характеров представляет собой результат сложного историко-психологического процесса, про­должающегося уже в течение многих веков. Прожи­вая в неодинаковых природных условиях, люди с те­чением времени постепенно приспосабливались к ним вырабатывая определенные общепринятые формы вос­приятия и реагирования на эти условия. Это играло адаптивную роль, способствуя развитию и совершен­ствованию человеческой деятельности и общения лю­дей [6].

С усложнением способов социальной организации жизни, адаптивная роль и приспособительное значение национального характера, непосредственно связывав­шего человека и его поведение с физическими условия­ми среды обитания, постепенно отходили на задний план. В развитых формах социальности, национальный характер оставляет за собой значительно более скромную функцию - своеобразной «эмоциональной подпит­ки» поведения представителей национально-этнических групп, как бы лишь чувственно расцвечивая те формы поведения, которые теперь уже носят вторично социально- и культурно-детерминированный и, потому, неиз­бежно более унифицированный характер, а также при­давая эмоциональное разнообразие действию общих социальных факторов, их восприятию и реагированию на них. Понятно, что политик-русский или политик-азер­байджанец достаточно по- разному исполняют свои, в об­щем-то, одинаковые социальные роли.

Под менталитетом понимают образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления и многое другое. Но, учитывая то, что менталитет - понятие, характеризующее не только нацию в целом - специфическим менталитетом обладают и различные социальные группы людей, можно сказать, что менталитет - это специфический способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов сознания, характерных для определенной группы людей [12].

Главным признаком понятия «менталитет» является его принадлежность определенной социальной или культурной группе. Таким образом, в нем изначально заложена потенциальная возможность быть противопоставленным менталитету другой группы. Параметрами противопоставления могут быть когнитивные и мыслительные схемы и модели, образы и ценностные ориентиры [12].

В структуре национального характера обычно различают ряд элементов:

  • националь­ный темперамент - он бывает, например, «возбуди­мым» и «бурным», или, напротив, «спокойным» и «замедленным».
  • национальные эмоции - типа «национальной восторженности» или, допустим, «национального скептицизма».
  • национальные чувства - например, «национальную гордость», «национальную уничижительность» и др.
  • первичные национальные предрассудки. Обычно это - закрепившиеся в эмоциональной сфере мифологемы касающиеся «роли», «предназначения» или «историче­ской миссии» нации или народа. Эти мифологемы мо­гут касаться и взаимоотношений национально-этниче­ской группы с нациями - соседями. С одной стороны, это «комплекс нацменьшинства». С другой стороны, это «национально-патерналистский комплекс», обычно про­являющийся в виде так называемого «имперского син­дрома» или «синдрома великодержавности» (иногда именуемого «синдромом Большого брата»). Разновидно­стью национально-этнических предрассудков являются соответствующие стереотипы реагирования на проис­ходящие события типа, например, «национального кон­серватизма», «национальной покорности» или, напро­тив, «национального бунтарства» и «национальной самоуверенности» [16].

Черты национального характера распределены между представителями нации неравномерно - от наличия всех этих черт до их полного отсутствия. В связи с этим, качества национального характера необходимо изучать, анализируя национальные традиции, обычаи, верования, культуру и историю.

Национальные особенности характера русских формировались на протяжении столетий, и основа уникального менталитета нации начала закладываться еще во времена средневековья, когда большинство русских жили в деревнях и вели коллективное хозяйство. Именно с тех веков для русских мнение общества и собственное положение в коллективе стало значить очень много. Также в то время начала формироваться и такая национальная черта русских, как беспрекословное уважение авторитетов и приверженность патриархальным традициям - от сплоченности коллектива и от наличия сильного лидера во многом зависело выживание и благополучие всей деревни, волости и др. [2]

  1. Аргов, А.В. Скоморошество как средство восстановления справедливости в памятниках русского фольклора / А.В. Аргов // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. – 2014. - № 3. – С. 265-272
  2. Аристов, А.Г. Особенности национального характера русских / А.Г. Аристов. - М.: Психонаука, 2017. - 156 с.
  3. Беловинский, Л.В. Культура русской повседневности / Л.В. Беловинский. - М.: Норма, 2016. - 716 с.
  4. Будник, Г.А. Культурология: Учеб.-метод. пособие / Г.А. Будник, Т.В. Королева / ФГБОУВО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2018. – 152 с.
  5. Власова, З.И. Скоморохи и фольклор / З.И. Власова. - СПб.: Алетейя, 2001. - 524 с.
  6. Галустова, О.В. ВПС: Этнопсихология. Конспект лекций / О.В. Галустова. - М.: Приор, 2015. - 160 c.
  7. Лебедева, Н.М. Этнопсихология. учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.М. Лебедева. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 491 c.
  8. Любимов, П.А. Русский менталитет: особенности и крайности / П.А. Любимов. - М.: Юрайт, 2017. - 167 с.
  9. Мандель, Б.Р Этнопсихология: учеб. пособие / Б.Р Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 376 c.
  10. Мещеряков, А.Г. Этнопсихология: учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта, 2014. - 320 c.
  11. Петрухин, В.Я. Скоморохи / В.Я. Петрухин // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н.И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М. : Межд. отношения, 2012. - С. 18–20.
  12. Платонов, Ю.П. Этнопсихология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ю.П. Платонов. - М.: ИЦ Академия, 2015. - 240 c.
  13. Ромодин, А.В. Магия народных музыкантов: практика, образы, способы воздействия / А.В. Ромодин // Вопросы инструментоведения. - 2014. - № 5. - С. 68–71.
  14. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект- Пресс, 2016. - 312 c.
  15. Стяглова, А.С. Русское скоморошество как самобытное национально-культурное явление / А.С. Стяглова // Культура и образование: традиции и инновации. – 2017. - № 3. – С. 114-123.
  16. Сурков, А.И. Этнопсихология. Практикум. 2- е изд., перераб и доп / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 224 c.
  17. Телегин Б.В. Этнопсихология: Учебник для студентов вузов. 5- е изд., испр. и доп. / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект-Пресс, 2014. - 352 c.
  18. Яшников, Е.А. Этнопсихология. 4-е изд., испр. и доп. / Т.Г. Стефаненко. - М.: Аспект-Пресс, 2017. - 368 c.
  19. Большой толковый словарь по культурологии Н.Я. Марра [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/fc/slovar-204-2.htm (дата обращения: 10.02.2020).
  20. Ковалев, П.А. Скоморошество [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://podskazki.info/skomoroshestvo/ (дата обращения: 10.02.2020).
  21. Краткая литературная энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/default.asp (дата обращения: 10.02.2020).
  22. Морган, А. Скоморохи Хранители Народной Культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/tradition/skomorohi-hraniteli-narodnoi-kultury.html (дата обращения: 10.02.2020).
  23. Толковый словарь русского языка В. Даля [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://gufo.me/dict/dal (дата обращения: 10.02.2020).
  24. Толковый словарь С.И. Ожегова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://slovarozhegova.ru (дата обращения: 10.02.2020).
  25. Фаминцын, А.С. Скоморохи на Руси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bookre.org/reader?file=722828 (дата обращения: 10.02.2020).
  26. Шанский, Н.М. Скоморох / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская // Краткий этимологический словарь русского языка. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.slovorod.ru/etym-shansky/ (дата обращения: 10.02.2020).
  27. Энциклопедии, словари, справочники онлайн [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.вокабула.рф/словари/ (дата обращения: 10.02.2020).
  28. Юдин, А. Русская народная культура [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://svitk.ru/004_book_book/7b/1786_yudin-russkaya_kultura.php (дата обращения: 10.02.2020).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2015 год 26 стр.
Курсовая Национальный менталитет в экономических отношениях
diplomstud
Курсовая работа Культурология
2017 год 50 стр.
Курсовая Зарождение досуговых форм и их развитие (праздники и игрища)
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское