ВВЕДЕНИЕ
1 СКОМОРОШЕСТВО КАК ЧАСТЬ САМОБЫТНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
1.1 Особенности самобытной национальной культуры России
1.2 Понятие «скоморошество»
2 РАЗВИТИЕ СКОМОРОШЕСТВА В РОССИИ
2.1 Русское скоморошество в разные исторические периоды
2.2 Участие скоморохов в традиционной праздничной обрядности: свадебной, похоронной, календарной
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена важными для современного российского общества проблемами сохранения и развития различных аспектов национальной культуры, способствующих пониманию российской цивилизации в совокупности ее особенности и целостности.
Не зря национальная культура России всегда считалась душой народа. Основная ее особенность и привлекательность состоит в удивительном разнообразии, самобытности и неповторимости. Каждая нация, развивая собственную культуру и традиции, старается избегать подражания и униженного копирования. Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни. Во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно. Культура нашей страны поистине уникальна, ее нельзя сравнить ни с западным, ни с восточным направлениями.
Скоморошество, как важная часть смеховой и фольклорной культуры России в своем развитии положило начало современному театру и его роль нельзя недооценивать, т.к. скоморошество сочетало в себе музыку, пение, танцы, ряжения, актерскую игру, юмор и т.д.
Исследование русского скоморошества привлекало ученых начиная с XIX в., однако, во всей своей полноте, а также в свете культурологического подхода данное явление до сих пор остается еще недостаточно изученным.
Объектом исследования является национальная культура России.
Предмет исследования – скоморошество.
Цель настоящей курсовой работы заключается в комплексном исследовании русского скоморошества как самобытного национально-культурного явления.
Задачи работы:
- изучить особенности самобытной национальной культуры России;
- охарактеризовать понятие «скоморошество»;
- рассмотреть русское скоморошество в разные исторические периоды;
- определить участие скоморохов в традиционной праздничной обрядности: свадебной, похоронной, календарной.
При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и др.
Структурно, курсовая работа включает в себя введение, две главы, состоящие из четырех параграфов, заключение и список использованных источников.
1 СКОМОРОШЕСТВО КАК ЧАСТЬ САМОБЫТНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
1.1 Особенности самобытной национальной культуры России
Самобытность национальной культуры России проявляется, в первую очередь, национальным характером русского народа, который сформировался под воздействием исторических, политических и социально-культурных традиций, событий и тенденций, происходивших и существующих в стране.
Каждая нация имеет свою специфическую культуру, систему знаков, символов, обычаев и т.д. В обыденном сознании заметны психологические различия между народами. Стереотипные представления о психологических свойствах и культуру разных народов, которые распространены в обыденном сознании, всегда имеют ценностный, оценочный характер и осознанно и неосознанно соотносятся с отдельными представлениями о специфике своего народа и его культуры.
Национальный характер - это совокупность наиболее устойчивых, характерных для данной национальной общности особенностей восприятия окружающего мира и форм реакций на него. Национальный характер представляет собой, прежде всего, определенную совокупность эмоционально- чувственных проявлении, выражаясь в первую очередь в эмоциях, чувствах и настроениях - в предсознательных, во многом иррациональных способах эмоционально- чувственного освоения мира, а также в скорости и интенсивности реакций на происходящие события [12].
В истоках национального характера лежат прежде всего устойчивые психофизиологические и биологические особенности функционирования человеческих организмов, включая в качестве основных такие факторы, как реактивность центральной нервной системы и скорость протекания нервных процессов. В свою очередь, эти факторы связаны, по своему происхождению, с физическими (прежде всего, климатическими) условиями среды обитания той или иной национально-этнической группы. Общий, единый национальный характер является следствием, псхическим отражением той общности физической территории, со всеми ее особенностями, на которой проживает данная группа. Соответственно, например жаркий экваториальный климат порождает совершенно иные психофизиологические и биологические особенности, а вслед за ними и национальные характеры, чем холодный северный климат [14].
Разумеется, формирование современных национальных характеров представляет собой результат сложного историко-психологического процесса, продолжающегося уже в течение многих веков. Проживая в неодинаковых природных условиях, люди с течением времени постепенно приспосабливались к ним вырабатывая определенные общепринятые формы восприятия и реагирования на эти условия. Это играло адаптивную роль, способствуя развитию и совершенствованию человеческой деятельности и общения людей [6].
С усложнением способов социальной организации жизни, адаптивная роль и приспособительное значение национального характера, непосредственно связывавшего человека и его поведение с физическими условиями среды обитания, постепенно отходили на задний план. В развитых формах социальности, национальный характер оставляет за собой значительно более скромную функцию - своеобразной «эмоциональной подпитки» поведения представителей национально-этнических групп, как бы лишь чувственно расцвечивая те формы поведения, которые теперь уже носят вторично социально- и культурно-детерминированный и, потому, неизбежно более унифицированный характер, а также придавая эмоциональное разнообразие действию общих социальных факторов, их восприятию и реагированию на них. Понятно, что политик-русский или политик-азербайджанец достаточно по- разному исполняют свои, в общем-то, одинаковые социальные роли.
Под менталитетом понимают образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления и многое другое. Но, учитывая то, что менталитет - понятие, характеризующее не только нацию в целом - специфическим менталитетом обладают и различные социальные группы людей, можно сказать, что менталитет - это специфический способ восприятия и понимания действительности, определяемый совокупностью когнитивных стереотипов сознания, характерных для определенной группы людей [12].
Главным признаком понятия «менталитет» является его принадлежность определенной социальной или культурной группе. Таким образом, в нем изначально заложена потенциальная возможность быть противопоставленным менталитету другой группы. Параметрами противопоставления могут быть когнитивные и мыслительные схемы и модели, образы и ценностные ориентиры [12].
В структуре национального характера обычно различают ряд элементов:
- национальный темперамент - он бывает, например, «возбудимым» и «бурным», или, напротив, «спокойным» и «замедленным».
- национальные эмоции - типа «национальной восторженности» или, допустим, «национального скептицизма».
- национальные чувства - например, «национальную гордость», «национальную уничижительность» и др.
- первичные национальные предрассудки. Обычно это - закрепившиеся в эмоциональной сфере мифологемы касающиеся «роли», «предназначения» или «исторической миссии» нации или народа. Эти мифологемы могут касаться и взаимоотношений национально-этнической группы с нациями - соседями. С одной стороны, это «комплекс нацменьшинства». С другой стороны, это «национально-патерналистский комплекс», обычно проявляющийся в виде так называемого «имперского синдрома» или «синдрома великодержавности» (иногда именуемого «синдромом Большого брата»). Разновидностью национально-этнических предрассудков являются соответствующие стереотипы реагирования на происходящие события типа, например, «национального консерватизма», «национальной покорности» или, напротив, «национального бунтарства» и «национальной самоуверенности» [16].
Черты национального характера распределены между представителями нации неравномерно - от наличия всех этих черт до их полного отсутствия. В связи с этим, качества национального характера необходимо изучать, анализируя национальные традиции, обычаи, верования, культуру и историю.
Национальные особенности характера русских формировались на протяжении столетий, и основа уникального менталитета нации начала закладываться еще во времена средневековья, когда большинство русских жили в деревнях и вели коллективное хозяйство. Именно с тех веков для русских мнение общества и собственное положение в коллективе стало значить очень много. Также в то время начала формироваться и такая национальная черта русских, как беспрекословное уважение авторитетов и приверженность патриархальным традициям - от сплоченности коллектива и от наличия сильного лидера во многом зависело выживание и благополучие всей деревни, волости и др. [2]