ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность маркетинговых исследований
1.2. Значение методов маркетинговых исследований и их отличительные характеристики
1.3 Интернет как поле для маркетинговых исследований
ГЛАВА 2 КАЧЕСТВЕННЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: СУЩНОСТЬ, КЛАССИЧЕСКИЕ И ОНЛАЙН МЕТОДЫ
2.1. Сущность и особенности качественных исследований
2.2. Методы качественных исследований
2.3 Особенности качественных исследований онлайн
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Маркетинговые исследования являются критически важной частью рыночной системы, обеспечивающей организациям и предприятиям получение информации о нуждах потребителей, сведения, которые помогут определить, каким образом эти потребности можно удовлетворить наиболее эффективно. Исследования позволяют повысить качество принимаемых управленческих решений, предоставляя, объективную, точную и своевременную информацию для заказчика. Каждое конкретное решение предполагает предъявление уникальной потребности в информации.
Информация, которая может быть получена в результате проведения маркетингового исследования, способствует разработке адекватных стратегий, для развития и конкурентной борьбы на рынке.
Базовый принцип современного маркетинга можно сформулировать следующим образом: выявление потребностей рынка, разработка и реализация маркетинговых стратегий, обеспечивающих удовлетворение этих потребностей на более качественном уровне, чем у конкурентов. Стратегия предприятия в условиях непрерывно меняющейся рыночной среды должна строиться таким образом, чтобы предприятие могло сохранить или увеличить свою долю рынка за счет новых товаров, выхода на международные рынки, повышения качества и ассортимента товаров и услуг, обеспечения информационного обмена с потребителями при помощи рекламы и стимулирования сбыта.
Маркетинг является инструментом, позволяющим предприятию достичь желаемого результата.
В последние годы в маркетинге получили распространение Qualitative Research (качественные исследования). В этой связи представляет научный и практический интерес рассмотрение перспектив развития качественных исследований для продвижения в разработке будущего развития российского маркетинга.
Таким образом, актуальность выбранной нами темы не вызывает сомнений.
Цель исследования: провести анализ качественных методов маркетингового исследования.
Задачи:
- Провести теоретический анализ литературных источников по проблемам маркетинговых исследований и использования различных методов.
- Выявить особенности качественных методов исследования и их отличительные признаки.
Объект исследования: особенности качественных методов маркетинговых исследований.
Предмет исследования: специфика проведения качественных методов маркетингового.
ГЛАВА 1 МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Сущность маркетинговых исследований
На современном товарном рынке сложился достаточно сложно структурированный социальный и управленческий процесс, который, по мнению Филиппа Котлера направлен на удовлетворение нужд и потребностей как индивидов, так и групп, посредством создания, предложения и обмена товаров. Это процесс получил название маркетинга.
Маркетинг (от англ. market — рынок) — система управленческой, регулирующей и исследовательской деятельности, направленной на эффективное доведение товаров от сферы производства до сферы потребления, а также создание благоприятных условий для их продажи. К маркетингу можно отнести рыночную сферу деятельности, которая направлена на доведение товара от производства до конечного потребления.
По определению Американской маркетинговой ассоциации АМА, маркетинговые исследования – это управленческая функция, которая связывает производителей с рынком через информацию, которая используется для идентификации ночных возможностей и проблем, становки и оценки маркетинговой деятельности компании, для проведения мониторинга маркетинговой деятельности компании, а также для развития понимания маркетинга как процесса. АМА определяет процесс маркетинговых исследований следующим образом: маркетинговые исследования – это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга.
Ведущая международная профессиональная ассоциация исследователей общественного мнения и рынка (ESOMAR) определяет маркетинговые исследования так: «Систематический и целенаправленный сбор, анализ и распространение информации для повышения эффективности процесса выявления и решения маркетинговых проблем.
Сообщество рыночных исследований в Великобритании (Market Research Society – MRS)[5] дает свое определение маркетинговым исследованиям: «Способ обеспечения информацией тех, кто поставляет на рынок товары и услуги о нуждах и потребностях тех, кто эти товары и услуги покупает».
Б. А. Соловьев предлагает другое определение процесса маркетинговых исследований: «Систематический процесс сбора, обработки и анализа рыночных данных, который позволяет руководству компании выявлять рыночные возможности или проблемы и снижать степень риска, связанного с управленческими решениями».
Маркетинговые исследования имеют своей целью определение или решение проблемы.
Цели маркетинговых исследований определяются управленческой проблемой, возникшей перед топ-менеджментом компании. Они характеризуют тот информационный вакуум, который необходимо преодолеть для предоставления руководителям возможности решать маркетинговые задачи.
Задача маркетинговых исследований заключается в том, чтобы оценить информационные потребности и обеспечить руководство компании информацией: точной, надежной, обоснованной, современной и относящейся к делу.
Маркетинговое исследование представляет собой вид исследовательской деятельности, который призван удовлетворять информационные потребности маркетинга. Одним из базовых требований маркетинга является обеспечение «прозрачности» рынка и «предсказуемости» его развития.
При проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
Сбор вторичных данных обычно предшествует сбору первичных данных.
Вторичная информация это информация, существующая раньше и применяемая при проведении кабинетных маркетинговых исследований.
Сбор вторичных данных обычно предшествует сбору первичных данных.
Первичная информация в маркетинговых исследованиях - это данные, получаемые специально для целей конкретного исследования в результате обзорного анализа, наблюдения или эксперимента. Первичная информация это совершенно новая, нигде и никем не используемая ранее.
Каждая фирма самостоятельно ставит себе задачи маркетингового исследования, исходя из собственных интересов. Охват широкого спектра направлений маркетинговых исследований зависит от конкретных условий: ситуации на товарном рынке и маркетинговой стратегии фирмы и, разумеется, от специализации фирмы.
Значительная часть отечественных производственно-сбытовых и торговых предприятий проводит маркетинговые исследования следующего типа: оценка рыночной ситуации, краткосрочные и среднесрочные прогнозы основных параметров рынка, изучение поведения покупателей и конкурентов, характеристика уровня и динамики цен и т.п., а также оценка собственного потенциала.