Русские праздники и обряды представляют богатейший материал для изучения того, как именно во время массовых празднеств, хорового пения, хороводов, игр непосредственно выражаются коллективные эмоции людей, обеспечивается связь поколений, преемственность национальных традиций и т.д.
Изучение народной поэзии и музыки, народных праздников, игр позволяет получить представление об их сущности, функциях и динамике.
Жизнь русского народа сопровождалась праздниками, к ним приурочено и огромное большинство народных сказаний, поверий, обычаев. На протяжении столетий они передавались из поколения в поколение, постоянно дополняясь все новыми деталями. Праздники были формой общественной жизни, совпадающей с важнейшими моментами производственного года охотника, пастуха или земледельца.
Объект исследования – культура России.
Предмет исследования – народные праздники и обряды земледельческого календаря в культуре России.
Цель исследования – выявить место народных праздников и обрядов земледельческого календаря в культуре России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить возникновение и эволюцию народных праздников и обрядов;
- определить основные исторические этапы становления русской народной культуры и русских народных праздников как ее составной части;
- выявить место русского земледельческого календаря в культуре России;
- выявить место календарных праздников и обрядов славян в культуре России.
1 Возникновение народных праздников и обрядов, их социальное назначение
1.1 Возникновение и эволюция народных праздников и обрядов
Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.
Народы каждой страны на протяжении многовековой истории создавали свои обычаи, обряды и всегда стремились отмечать самые важные события своей жизни.
Обычаи, праздники и ритуалы уходят своими корнями в древность и прочно связаны с работой и образом жизни людей. Наши предки устраивали празднества после удачной охоты, перед началом весенних полевых работ, после сбора урожая. Люди празднуют весну, лето, осень и зиму, с особыми празднествами и церемониями, посвященными им, поклоняясь деревьям, цветам, оригинальной природе, заботе о будущем урожае, процветании рода и так далее.
Что лежит в основе праздников и ритуалов? Что определяет их содержание и направленность? Какова их роль во влиянии на личность? Правильный ответ на эти вопросы, понимание сущности и смысла ритуалов, как и любого другого социального явления, может быть основан только на том, что объективные причины его возникновения и прослеживание истории его развития. Важно также определить, какие функции ритуалов выполнялись ранее, в какой форме они были и как видоизменялись, то есть подойти к вопросу исторически.
Конечно, невозможно рассматривать обряды и обычаи как напоминание о прошлом укладе. Каждый из них (каким бы странным или диким он нам ни казался) органично вливается в основы общественного строя после тех изменений, которые меняют социальный смысл, назначение и назначение праздников и ритуалов.
Рассматривая процесс зарождения и развития праздников и обрядов в разные эпохи, анализ их основных задач поможет прояснить их внутренние закономерности, даст ключи к решению актуальной проблемы возрождения народной духовной культуры, несмотря на огромный разрыв во времени, разделяющий нас.
Ритуалы как социальное явление зарождаются в эпоху первобытнообщинного строя, который охватывает очень долгую историю.
Благодаря работе человека, который исследовал мир животных. Работы начинаются с изготовления инструментов. Судя по многочисленным раскопкам, это были примитивные охотничьи орудия. Вид трудовой деятельности, охота поощрялись первобытными людьми в группе совместных действий, поскольку труд не являлся индивидуальным делом того или иного человека, он строился на кооперации и разделении трудовой деятельности. Таким образом, она носила общественный характер, что оказало огромное влияние на развитие общественного сознания.
Общение с людьми, в процессе работы вызывало потребность в артикулированной речи, что способствовало улучшению работы человеческого мозга, согласованности действий человека. Однако развитие артикулированной речи – это очень длительный процесс, в который были вовлечены другие языковые средства коммуникации, способные объединить людей, работающих над собой, и они вместе работают в нужном направлении. Одним из способов примитивного общения были ритуалы и святые.
Численные памятники искусства, восходящие к эпохе палеолита, а именно с тех пор, как на Земле появился человек разумный (мудрец), показывают, что люди, совершавшие обряды, находились на первом этапе своего развития. Даже сегодня мы можем видеть древние рисунки сохранившихся камней, в основном изображения животных (мамонтов, бизонов, оленей, медведей, лошадей и т. д.). Эти рисунки – уникальные памятники искусства, идеи и верования древних народов. Первобытные художники воспроизводят реалии повседневной жизни с большой случайностью, потому что эти образы использовались в древних ритуалах: при нанесении ударов мамонтом по раскрашенному камню, медведем, вырезанным из глины, или нанесении ран на изображение бизона, первобытные люди верят, что эти действия, которые они придумали от природы, обеспечат счастье в будущей охоте. Эта вера дает силу и объединяет людей.
Когда они охотились, первобытные люди не могли обсуждать свои удачные и неудачные моменты, вычленять и восстанавливать память о решающих движениях и толчках, потому что вербальная и логическая память была им еще доступна: во всех первобытных обрядах мы сталкиваемся, прежде всего, с двигательной и зрительной памятью.
В Доклассовый период в истории человечества общественное сознание еще не было развито, что открывает возможность абстрактного мышления, а сознание человека, весьма примитивное, не вполне разделилось на различные формы. В то же время целесообразно обеспечить, чтобы первобытный человек в процессе трудовой деятельности испытывал в той или иной мере способность выявлять существующие связи между явлениями, понимать их взаимовлияние и встречаемость, знать причины и следствия.
Одной из обнаруженных людьми связей была связь между деятельностью и ее результатом. «Первый вывод, к которому пришел человек во время работы», – пишет Ю. Семенова, « она заключается в том, что для того, чтобы получить желаемый результат, он должен действовать именно так, как когда такой результат был достигнут».
Конечно, это не абстрактное теоретическое обобщение, а едкое практическое, эмпирически выведенное правило, по которому человек следует своей повседневной жизни, передавая ее молодому поколению не в виде абстрактных рассуждений, а с помощью конкретных примеров, воздействуя на эти объекты или их условные образы, которые были ему доступны в то время и фактически являлись материальными носителями конкретной информации.
Мы видим, что процесс удовлетворения материальных потребностей приводит человека к познанию материальных явлений, обеспечивающих это удовлетворение, и в то же время формирует определенные духовные потребности, в ответ на которые рождаются ритуалы–совокупность магических символических действий, своего рода коллективные повторяющиеся действия, наделяющие традицию силой. Древние обряды приветствовали в какой–то мере потребности первобытного человека в знаниях, в получении определенных знаний, в передаче накопленных трудовых навыков, и тем самым способствовали отбору и укреплению правильных трудовых практик и отсеиванию как приростных, так и приростных, ненужных действий. Мы вправе говорить об их значении в формировании и совершенствовании правильного образа действий, их влиянии на определенное развитие выпускника трудовой деятельности.
Таким образом, праздник и обряд в первобытном обществе–это своего рода урок для будущих поколений, средство приобщения к определенным знаниям и трудовым навыкам. Они помогли конкретно и образно сформулировать выявленные ошибки своих предшественников и указали, как правильно согласовать конечную цель, став своеобразным закреплением успеха и передачей опыта.
Некоторые исследователи считают, что такие символические действия, не способствуя достижению результата, не оказывают реального положительного влияния на результат человеческой деятельности. Конечно, мы должны принять во внимание тот факт, что символическое действие, предшествующее или следующее за реальным действием, в большинстве случаев было мистической фигурой и являлось выражением зависимости человека от природы: в этом отношении оно, конечно, не оказывало прямого влияния на результат работы (особенно охоты).
Однако нельзя обойти вниманием и косвенное, опосредованное влияние этих символических действий на результат действия, которое выражалось в психологической подготовке группы людей, своеобразных производственных упражнениях. Воспроизводимость этих ритуальных действий, говорит о том, что они были необходимы человеку, удовлетворенному тем или иным способом, он должен передать знания, умения и навыки мысленно, готовым к охоте (или другим профессиям) людям, понимание потенциальной опасности, так как ничто так не способствует возбуждению желаемых чувств группы людей, как значимая цель, ставшая органической потребностью группы.
Еще раз отметим, что когда обряд совершается, то это не разрозненные индивиды, готовые действовать с первой неудачи, а тесная группа первобытных людей, которые заранее координировали свою деятельность, сосредоточивались на одном объекте деятельности, овладевали общим настроением, боролись с возбуждением и обеспечивали себе победу. Все это способствовало успешному исходу охоты, которую замечали наши далекие предки, а позднее привело к тому, что постепенно подобные символические действия, принявшие ритуальную форму, переросли в большой традиционный праздник.