Курсовая работа|Социальная работа

Курсовая Решение проблемы неполной семьи в системе социальной работы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 34

Введение

1 Понятие, особенности и проблемы неполной семьи

1.1 Понятие о неполной семье, ее основные характеристики

1.2 Типы психологических взаимоотношений детей и родителей в неполной семье

2 Направления и методы социальной работы с неполной семьей

2.1 Социальная работа с материнской семьей

2.2 Социальная работа с отцовской семьей

2.3 Совершенствование социальной работы с неполными семьями

Заключение

Список литературы   

С давних времен считается, что семья – это ячейка общества. Однако, сегодня мы можем видеть, как в современной России у молодежи ценность семьи находится далеко не на первых местах. Молодые люди не хотят жениться, многие девушки не хотят выходить замуж. В обществе «процветают» внебрачные отношения. Мы можем видеть много семей, состоящих из матери и ребенка.

Данное обстоятельство побудило меня изучить особенности неполной семьи. Актуальность данной работы заключается в том, что именно в семье закладываются основные нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья дает детям представление о жизненных целях и ценностях, о том, что  нужно знать и как следует себя вести. Семейное воспитание строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных отношений детей и родителей между собой. Речь идет не только о естественных чувствах любви и доверия, но и об ощущении внутри семьи безопасности, защищенности, возможности делиться переживаниями. В процессе семейного общения передается жизненный опыт старших поколений, их уровень культуры и образцы поведения.

Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время число и доля неполных семей, а также число и доля детей, проживающих в них, неуклонно растет. И в последнее время проблемам семьи и детей на государственном уровне стало уделяться большое внимание.

Между тем отечественная практика успела уже накопить достаточно богатый опыт социальной работы с этой категорией социально уязвимых семей. Исследованием данного вопроса в России и за рубежом занимались М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, П.Д.Павленок, А.Л.Чернецкая,  Л.А.Байбородова,  С.И. Голод,  А.С.   Макаренко,  А.А. Клецин, Э. Ивер-Жалю, В.Я. Титаренко, И. Грегори, Т.А. Гурко, К.Е. Пикхарт,                             С.К. Нортова-Бочавер,    М.И. Несмеянова, Н.В. Малярова, Н.Е. Ершова, 3. Матейчек, И. Лангмеер, Н.А. Гартман. Сегодня этот опыт нуждается в тщательном осмыслении и соединении с теоретическими основами социальной работы.

А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, кото- рая не имеет отца или матери.

Цель данной курсовой работы – изучить особенности и проблемы неполной семьи и подходы к их решению в системе социальной работы.

Задачи курсовой работы:

1) изучить понятие о неполной семье, ее основные характеристики;

2) описать социально-психологические особенности формирования личности ребенка в неполной семье;

3) исследовать типы психологических взаимоотношений детей и родителей в неполной семье;

4) рассмотреть методы социальной работы с материнской семьей;

5) осветить методы социальной работы с отцовской семьей;

6) охарактеризовать направления овершенствования социальной работы с неполными семьями.

 Объект исследования: неполная семья.

Предмет исследования: направления решения проблем неполной семьи в социальной работе.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения,  списка использованных источников.

 

1 Понятие, особенности и проблемы неполной семьи  

1.1 Понятие о неполной семье, ее основные характеристики

Всякая деятельность имеет свой объект. Применительно к социальной работе, объект – это ее клиент. В Национальном стандарте РФ по социальному обслуживанию населения под клиентом понимается гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляют социальные услуги. Среди направлений социальной работы особо можно выделить социальную работу с неполной отцовской семьей. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений: изменяются моральные нормы в области взаимоотношений полов, распространяются добрачные связи, изменяются традиционные семейные роли мужчины и женщины.

Монородительская, или неполная семья состоит из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми); разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми); вдовы (вдовца) с ребенком или детьми. Очевидно, что неполные семьи больше подвержены воздействию негативных факторов. В подобных семьях роли и функции обоих родителей вынужден выполнять один. В норме семье присущи определенные функции: репродуктивная, воспитательная, хозяйственно-бытовая, экономическая, досуговая, социально-статусная. В неполных семьях эти функции могут искажаться, что сказывается на статусе членов семьи, процессе социализации ребенка, формировании системы его ценностей, мировоззрения. Одной из проблем в таких семьях является одиночество, потенциально ему подвержены все ее члены. Кроме того, в отцовских неполных семьях к перечисленным проблемам добавляется отсутствие материнской ласки, без которой воспитание детей тоже не может быть полноценным.

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми [12, с. 65 - 69]. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В настоящее время в России по данным Госкомстата в 2012 насчитывалось более 40 млн. семей. Количество неполных семей (в результате развода, овдовения, рождения ребенка у несостоящей в браке женщины и т.д.) составляет 12% с преобладанием неполных семей, в которых ребенка воспитывает одна мать (примерно 14 таких семей на одну неполную семью, в которой ребенка воспитывает один отец).

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. [12, с. 74].

Семейная жизнь испокон веков сложилась так, что родительские обязанности делятся между матерью и отцом, и при этом делятся неравномерно, но серьезные проблемы в воспитании ребенка обусловлены возникновением всё большего числа неполных семей и сейчас не являютcя редкоcтью одинокая мать, разведенные родители.

А. С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная cемья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери.

Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

  • изменяются моральные нормы при взаимоотношении полов;
  • увеличение добрачных связей;
  • изменяются семейные роли мужчины и женщины;
  • семья утрачивает свою репродуктивную функцию;
  • молодые люди не подготовлены к браку;
  • высокие требования к брачному партнеру;
  • алкоголизм и наркомания.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.

Но если в семье только один родитель? Каковы социально-психологические последствия воспитательного влияния такой семьи на формирование личности ребенка? Ответы на эти вопросы лежат не на поверхности, как может показаться на первый взгляд. Однако многое в психическом развитии и личностном становлении ребенка зависит не только от наличия одного либо двух родителей. Принципиально важно как складываются отношения между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного воспитания, отмечают, что полная семья сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться каждому одинокому родителю.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать особенности материнско-детских отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:

  • нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
  • недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
  • затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
  • формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.

Математические способности — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка первые два года жизни. Поэтому очень важно, в каком возрасте ребенок был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.

Приведенные выше примеры влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят о наличии каких-либо жестких механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений запоминаются порой на бессознательном уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье или человека, его заменяющего, сказывается на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности достаточного общения с отцом мальчики в последующем часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский тип поведения, либо у них создается искаженное представление о мужском поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния в детстве может привести к возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от состава семьи и влияния матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает мать, поддерживая благоприятную семейную атмосферу понимания, доверительности и душевной близости, то отец выполняет функции нормативного контроля и осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание быть сильным и смелым, развивает способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет свои, присущие только ей характерные черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс психического развития и личностного становления ребенка.

Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.

Таким образом, для уcтранения негативных пcиxологичеcких и cоциальныx причин, деформирующиx развитие личноcти, мешающих нормальной адаптации детей из не-полных xемей в общеxтве, необходимо создание для них комплекcной cлужбы помощи и поддержки. Оcуществлять такую поддержку должны профеccиональные пcихологи и социальные педагоги всеми доступными им методами.

  1. Работа с неполными семьями / авт.-сост. Н. А. Сохранная.- Минск: Красико — Принт, 2006.- 176с. ISBN 985–405–366–0
  2. Алексеева, Л. С. Неполные семьи в трудной жизненной ситуации / Л. С. Алексеева // Отечественный журнал социальной работы.- 2009.- № 2.- С. 26–31.
  3. Иванова, Н. П. Неполная семья: особенности социализации детей / Н. П. Иванова // Социальная педагогика.- 2011.- № 6.- С. 115–121.
  4. Богданова, Н.А. Семья, как персональная микросреда развития ребёнка/ Н.А. Богданова// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 1 / Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 388 с. – с. 152 – 156.
  5. Грищенко, Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Грищенко. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 240 с.
  6. Ильин, В.А. Археология детства: Психологические механизмы семейной жизни/ В.А. Ильин. – М.: Независимая фирма «Класс», 2002.– 208с.
  7. Казарян, М.Ю. Вопросы эмоционального состояния детей в неполных семьях/ М.Ю. Казарян, А.И. Сайфугалиева// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с. – с. 77 – 88.
  8. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова и др.; под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Издательский центр Академия, 2003. – 320с.
  9. Никулина, О.М. Социально-психологическая помощь семье в России/ О.М. Никулина// Психологические проблемы современной российской семьи/ Материалы второй Всероссийской научной конференции. В 3-х частях. – часть 2/ Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. – М., 2005. – 360 с. – с. 93 – 99.
  10. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.К. Гребёнкина, Е.М. Аджиева, О.В. Ерёмкина и др.; под. ред. В.А. Сластёнина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Издательский центр Академия, 2007. – 160 с.
  11. Социальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Никитина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 272 с.
  12. Тимошко, Е. Партнёрство во взаимодействии родителей и школы/ Е. Тимошко// Воспитательная работа в школе. – 2008. – №6. – с. 61- 68.
  13. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд./ Э.Г. Эйдемиллер, В. Юс-тицкис. – СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
  14. Гончарова О. С. Психолого-педагогические условия успешного воспитания ребёнка в неполной семье [Текст] / О. С. Гончарова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.).  — Уфа: Лето, 2012.
  15. Радецкая К. В. Особенности формирования личности ребенка в неполной семье [Текст] / К. В. Радецкая // Молодой ученый. — 2013. — №6. — С. 721-724.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское