Актуальность исследования. Культуру творят люди, а их мировоззрение, мировосприятие, чувства, вкусы формируются в конкретных социальных, экономических и общественных условиях. На складывающуюся культуру любого народа определенное воздействие оказывает географическая среда, а также нравы, традиции, все культурное наследие, доставшееся от предыдущих поколений. Поэтому историю культуры следует изучать на основе и в связи с историческим процессом данной страны и ее народа. Многие современные явления невозможны без знания истории, анализа исторических источников и конечно изучения русской культуры, каждый этап которой имеет свои особенности.
Воспитание на народных традициях помогает вернуть ребёнку природную духовность и нравственность, направить по пути духовного совершенствования, предполагает приобщение к культуре, художественному творчеству наравне с общим образованием. Исключительно велико влияние народного искусства на познавательную функцию детей, оно способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений.
В детской среде за последние годы произошли кардинальные изменения, вызванные новыми реалиями общественной жизни. Они видят мир иным, чем предыдущие поколения. Музыка, которую дети слышат вокруг, определяет их вкус, формирует духовные склонности. Поэтому так важно раскрыть перед детьми взаимосвязь между наследием прошлого и современностью, показать и помочь осмыслить развитие традиций и жанров, научить отбирать истинные ценности. Кроме того, в современных условиях возникает потребность в переосмыслении ценностных ориентаций, в передаче их подрастающему поколению, в использовании нравственного потенциала народной культуры в творческом развитии личности. В процессе приобщения детей к ценностям народной культуры решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка. Сложность и важность решения таких задач определяют актуальность выбранной темы исследования.
Степень научной разработанности темы. Исторические факты, которые касаются развития обрядовой культуры, изложены в работах Т. И. Баклановой, Г. П. Блиновой, А. С. Каргина, А. Ф. Некрыловой. В них содержатся необходимые определения и термины.
Особенности традиционной календарной обрядности проанализированы в исследованиях Н.Н.Кравцова, С. Г. Лазутина, Круглова Ю. Г., Панкеева И., Капицы Ф. С., Руднева В. А., . Наиболее полно русский земледельческий календарь описан в исследованиях Забелина И., Топоркова А. А. Обряд Ивана Купалы, его стилевые особенности подробно описаны в работах фольклористов, филологов. Наиболее значимые исследования Т. И. Баклановой, Чичерова В. И., Проскурина А. А.
Методике работы с детским фольклорным коллективом посвящены работы М. С. Осеневой, Стуловой Г. П., Колесникова С. В.
Объект исследования – традиционная календарная обрядность.
Предмет исследования – постановка обряда Ивана Купалы.
Цель - изучить обряд Ивана Купалы, как составляющее русской обрядовой культуры, и возможность его использования в детском фольклорном коллективе.
Задачи:
1) изучить исторические условия формирования обрядов;
2) описать традиционную календарную обрядность;
3) рассмотреть особенности обряда Ивана Купалы;
4) проанализировать возможность постановки обряда Ивана Купалы в детском фольклорном ансамбле.
Методы исследования:
- Реферирование
- Сбор и анализ эмпирического материала
- Наблюдение (не включенное)
- Анализ практического опыта.
Теоретическая и практическая значимость. Собран и систематизирован материал по традиционной календарной обрядности. Проанализирован практический опыт с детским фольклорным ансамблем. Работа может быть рекомендована:
- руководителям детских фольклорных ансамблей в качестве методической разработки;
- педагогам ДМШ и ДШИ, преподающим дисциплины по специальности «Музыкальный фольклор»;
- студентам средних и высших учебных заведений, изучающим методику работы с детьми на фольклорном материале.
База исследования – Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 12» г. Белово.
Апробация результатов исследования. Результаты были апробированы в ходе наблюдения и анализа практической работы детского фольклорного ансамбля «Горница» муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 12»г. Белово.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя по два параграфа, заключения, списка литературы, приложений.
РЕФЕРАТ
Глава I называется «Традиционная обрядовая культура».Параграф первый называется «Исторические условия формирования обрядов».В этом параграфе рассматривается определение «обряда» с точки зрения разных авторов, таких как: Т. И. Баклановой, Г. П. Блиновой, А. С. Каргина, А. Ф. Некрыловой. Во втором параграфе «Традиционная календарная обрядность» рассматриваются все главные праздники по циклам: осенние, зимние, весенние, летние.
Глава II называется «Обряд Ивана Купалы в современной концертной практике». Параграф 2.1. «Обряд Ивана Купалы». В этом параграфе рассматривается обряд Ивана Купала, его особенности, значение и место в годовом цикле календарных обрядов. Параграф 2.2. «Постановка обряда Ивана Купалы в детском фольклорном ансамбле» (на примере работы детского фольклорного ансамбля «Горница» Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 12» г. Белово). В параграфе дается краткая характеристика детского фольклорного ансамбля «Горница», рассматриваются их цели обучения и задачи. Описывается практический опыт постановки фрагментов обряда Ивана Купалы, приводятся основные методы работы.
В заключении подводятся основные итоги исследования.
An abstract
Chapter I is called "Traditional ritual culture". The first section is called "Historical conditions of formation of ceremonies". In this paragraph, the definition of "rite" from the point of view of different authors, such as: T. I. Baklanova, G. p. Blinova, A. S. Kargina, A. F. Nekrylova. In the second section "Traditional calendar ritual" all the main holidays are considered in cycles: autumn, winter, spring, summer.
Chapter II is called "the Ritual of Ivan Kupala in modern concert practice." Paragraph 2. 1. "Ritual Of Ivan Kupala." This section discusses the ritual of Ivan Kupala, its features, value and place in the annual cycle of calendar ceremonies. Paragraph 2. 2. "Staging of the ritual of Ivan Kupala in the children's folklore ensemble" (on the example of the children's folklore ensemble "Gornitsa" of the Municipal budget institution of additional education "Children's school of arts № 12"). Belovo.) The paragraph gives a brief description of the children's folklore ensemble "Gornitsa", discusses their learning goals and objectives. The practical experience of Ivan Kupala's rite fragments is described. the main methods of work are given.
In conclusion, the main results of the study are summarized.
Глава I. ТРАДИЦИОННАЯ ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА
1.1 Исторические условия формирования обрядов
Истоки народной художественной культуры, в том числе праздников и обрядов, необходимо искать в глубокой древности. Они тесно переплетаются с трудом и бытом наших далеких предков, находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, верованиях, обычаях, традициях, и т.д. В том или ином виде они сохранились до наших дней, передаваясь из поколения в поколение.
Народы каждой страны на протяжении многовековой истории создавали свои обычаи, обряды ритуалы, всегда стремились торжественно отметить наиболее важные события своей жизни.
Обычаи праздники и обряды уходят своими корнями в глубокую старину и крепко связаны с трудом и укладом жизни народа. Понять сущность и смысл обрядности, как и любого другого общественного явления можно лишь исходя из объективных причин ее возникновения и проследив историю ее развития. Нам важно также определить такие функции выполняли обряды в прошлом, в каком виде существовали и как видоизменялись, т.е. подойти к вопросу с точки зрения истории. Русские праздники и обряды представляют богатейший материал для изучения того, как именно во время массовых празднеств, хорового пения, хороводов, игр непосредственно выражаются коллективные эмоции людей, обеспечивается связь поколений, преемственность национальных традиций.
Блинова Г. Н. считает, что нельзя рассматривать обряды и обычаи как пережитки предшествующих эпох. Каждый из них органически связан с основами общественного строя вслед за изменениями, которых меняются социальный смысл, назначение и функции праздников и обрядов [5, с. 45].
Обрядность как общественное явление появилось в эпоху первобытно общинного строя, который охватывает очень большой период истории. Во все времена, начиная с первобытнообщинного строя, люди отмечали торжественными ритуальными действиями наиболее выдающиеся события своей жизни.
Таким образом, праздник и обряд в первобытном обществе – своеобразный урок для следующих поколений средство передачи определенных сведений и трудовых навыков. Он помогал в конкретно – образной форме раскрыть ошибки предшественников и указывал правильные пути для достижения конечной цели, становясь формой закрепления успехов и передачи опыта.
Обрядность – составная часть культуры, отражавшая духовную сущность народа, его мироощущение в различные периоды исторического развития, сложное и многообразное явление, выполняющее функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование, своеобразная реакция человека на жизненные условия, специфическая форма выражения народных устремлений и чаяний [5, с. 125].
Термин «обряд» происходит от глагола обрядить, «обряжать» - украшать. Обряд является своего рода перерывом в обыденной жизни, ярким пятном на фоне повседневности. Он обладает удивительным свойством воздействовать на эмоциональный мир человека и одновременно вызвать у всех присутствующих сходное эмоциональное состояние, способствующее утверждению в сознании той основной идеи, ради которой он совершается. Ритуал – порядок совершения обряда, последовательность условно-символических действий, выражающих основную идею праздника, внешнее проявление человека. Обычай – это то что принято делать в той или иной ситуации у того или иного народа. Обряд – это строго определённые обычаями те или иные действа [9, с. 89].
Первые элементы обрядности возникли задолго до появления христианской религии из потребностей людей в торжественно-радостные и торжественно-скорбные моменты жизни собираться вместе и определенным образом выражать охватившие их чувства. В этом состоит социально-психологическая природа обрядности.
Обряд – общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе условно-символических действий, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемыми событиями личной или общественной жизни. Это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также внешняя сторона религиозной жизни и верований человека. В каждый обряд вкладывается своё содержание, но он всегда представляет собой условное действие, цель которого – выразить в символической форме конкретные представления и определенные социальные идеи [3, с. 345].
Обряд является одним из способов существования традиций. В комплексе общественных традиций проявляются как одна их форм закрепления, сохранения и передачи определенных общественных отношений от одного поколения к другому. Крестьянский быт, нравы и обычаи деревни, развитие земледельческого труда на Руси – всё это нашло своё отражение и художественное воплощение в народных обрядах. Изучение народной поэзии и музыки, народных праздников, игр позволяет получить представление об их сущности, функциях и динамике. Причины возникновения и эволюции обрядов вытекают из экономических и социальных условий жизни. В процессе общинного труда постепенно складывались определенные отношения человека к роду, к общине, к другому человеку, отношения мужчины и женщине, родителей к детям, заложившие основы морали [3, с. 267].
Ранее было отмечено, что праздники и обряды в первобытном обществе – своеобразный урок для поколений, средство передачи определённых сведений и трудовых навыков. Условно-символическая деятельность, предшествовавшая деятельности реальной или следовавшая за ней, носила мистический характер, являясь выражением зависимости человека от окружающего мира и неразгаданных сил природы. Огромное значение ритуальных действий состояло в том, что они в наглядной форме демонстрировали идею общности членом первобытного коллектива, способствовали укреплению единства первобытной общины, формированию определенных норм и правил поведения. Обряды и праздники явились одной из форм передачи от одного поколения к другому сложившихся моральных норм. В этот период развития общества обряды и праздники были обязательными для всех. Нарушение устоявшихся традиций и обрядов считалось величайшим злом, ибо они играли огромную роль в организации усилий рода, или племени в борьбе с силами природы.
Обряды и праздники постоянно развивались от простого к сложному, что было обусловлено множеством факторов. Уже в рабовладельческом обществе усиливаются их эмоциональная и идейная стороны, появляются различного рода клятвы, присяги, в которых сконцентрированы моральные требования общества к своим членам, выражен нравственный идеал. Таким образом, праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления науки о нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. Вместе с тем, праздники и обряды являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность.
Выше мы говорили, что праздники и обряды являются частью традиции, способом ее материализации, поэтому они становятся реально ощутимой силой, характерной формой быта, проявлением образа жизни. Блинова Г. Н. пишет, что традиция – это общественное явление, которое отражает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядок, нормы поведения, особая форма общественных отношений, выражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного мнения [5, с. 37]. Всеобщность и массовость, устойчивость и повторяемость способствует их длительному сохранению. Именно это обеспечивает связь поколений и преемственность в развитии человеческой культуры. Таким образом, говоря, о социальном назначении праздников и обрядов еще раз подчеркнем, что в процессе возникновения и становления праздников и обрядов главную роль сыграли материальные и духовные потребности человека.
С возникновением классового общества праздники и обряды приобрели новое содержание. По мере того как усложнялась общественная жизнь каждый господствующий класс осознавая силу эмоционального психологического воздействия на людей использовал их на людей использовал их в своих целях для укрепления своего могущества вкладывая в старые обряды новое содержание. Закреплению этого содержания способствовали различные религии. Понять смысл и символику русских народных праздников и обрядов невозможно, если не связывать их с древними верованиями наших далеких предков.
Одним из первых выводов сделанных человеком в процессе практической деятельности быт тот, что для достижения цели(успешной охоты или хорошего урожая) он должен действовать точно так же, как действовал тогда, когда хороший результат был уже достигнут. Конечно, это не было логическим умозаключением. Эта идея передавалась от старшего поколения к младшему путем совершения магических обрядов и символических действий. Так сложилась система древних обрядов и празднеств, которые помогали людям ориентироваться в окружающем мире, передавать накопленные навыки от старшего поколения к младшему, ознаменовывать начало или завершение тех или иных работ (охоты, сева, уборки урожая и т.п.).
Причины возникновения и эволюции обрядов вытекают из экономических и социальных условий жизни. В процессе общинного труда постепенно складывались определённые отношения человека к роду, к общине, к другому человеку отношения мужчины к женщине, родителей к детям, заложившие основы морали. Обряды и праздники явились одной из форм передачи моральных ценностей от одного поколения к другому.
Таким образом, диктовали нормы поведения людей задолго до появления науки о нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности человека.
В заключении необходимо подчеркнуть, что понятия «традиция, праздник, обряд» в обыденной жизни имеют тенденцию к расширению их объёмов и довольно часто подменяются одно другим. Тем не менее, их разведение и определение содержания от более широкого к более узкому, представляется нам правомерным, так как позволяет свободно оперировать ими в ходе наших рассуждений и отличать одно от другого.