Введение
1.Теоретические основы разработки и реализации стратегии прямой вертикальной интеграции
1.1. Стратегии интеграции в комплексе стратегий развития предприятия
1.2.Вертикальная интеграция – основной тип стратегии интегрированного роста. Типы вертикальной интеграции и ее сущность
2.Практика реализации стратегий прямой вертикальной интеграции
2.1. Рынок услуг по хранению зерна
2.1.1.Общая характеристика рынка
2.1.2. Характеристика бизнес-групп, использующих в своей деятельности стратегии прямой вертикальной интеграции
2.2.Пивоваренная компания «Балтика»
2.3.Деятельность ОАО «Евролайн»
Заключение
Список литературы
Стратегия - это общая концепция того, как достигаются цели организации, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого организационные ресурсы[1]
Актуальность проведенного в работе исследования объясняется тем, что в современных условиях рассчитывать на успех в долгосрочной перспективе могут только те предприятия, которые, наряду с решением тактических задач, занимаются и вопросами стратегического развития; ведь стратегия предприятия представляет собой программу действий, определяющую развитие фирмы и соответствующее ему управление. По существу, стратегия — это набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Стратегия организации может быть представлена в описательном виде или в виде комплекса четких заданий, включающих в себя различные показатели, формулировки и численные значения конкретных результатов работы на каждом этапе развития. Чаще всего стратегия разрабатывается в смешанном виде, при этом она содержит и количественные показатели, и словесные формулировки.
Цель работы – исследование стратегии прямой вертикальной интеграции.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы разработки и реализации стратегии прямой вертикальной интеграции;
- изучить практику реализации этой стратегии на примере компаний, работающих на рынке услуг по хранению зерна, а также на примере пивоваренной компании «Балтика» и ОАО «Евролайн».
1.Теоретические основы разработки и реализации стратегии прямой вертикальной интеграции
1.1. Стратегии интеграции в комплексе стратегий развития предприятия
Все стратегии развития делятся на четыре типа, которые отражены на рисунке 1.
- Стратегия роста характеризуется высокими темпами наращивания объемов производства, измеряемыми десятками процентов в год. Стратегии этого типа используются организациями, работающими в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией.
- Стратегия ограниченного роста также характеризуется увеличением объема производства, но невысокими темпами, измеряемыми процентами или долями процентов в год. Стратегии этого типа применяются организациями, работающими в сложившихся отраслях со стабильной технологией.
- Стратегия сокращения масштабов (или стратегия последнего средства) предполагает установление целей ниже достигнутого в прошлом уровня, снижение объемов производства. Она используется как антикризисная стратегия при ухудшении показателей деятельности организации, а также при осложнении общей экономической ситуации в стране. Кроме того, фирма может прибегнуть к стратегии сокращения при необходимости перегруппировки, концентрации своих сил после длительного периода роста перед новыми наступлениями на позиции конкурентов.
- Комбинированная стратегия представляет собой любое сочетание указанных выше типов стратегий: роста, ограниченного роста и сокращения. Чаще всего комбинированную стратегию используют многопрофильные или многоотраслевые компании, применяя разные стратегические решения для различных направлений деятельности.
Рисунок 1 – Классификация стратегий развития
Два первых типа стратегий (роста и ограниченного роста) могут реализовываться с помощью трех общих подходов: концентрированного, диверсифицированного и интегрированного роста, что отражено на рисунке.
Концентрированный рост предполагает расширение фирмы путем развития продукта и (или) рынка без изменения ее отраслевой принадлежности.
К группе стратегий концентрированного роста относятся:
- Стратегия усиления позиций на рынке, при которой организация направляет свои силы на то, чтобы завоевать на данном рынке с данным продуктом лучшие позиции, ориентируясь преимущественно на разнообразные маркетинговые инструменты. Данная стратегия может успешно использоваться в том случае, если существующие рынки не полностью насыщены продукцией, производимой организацией, и есть реальная возможность добиться увеличения доли продаж своей продукции, в том числе за счет вытеснения с рынка более слабых конкурентов. Выбор стратегии оправдан, если существуют перспективы роста спроса на продукцию организации, а увеличение масштабов производства позволяет получить стратегические преимущества (эффект экономии на масштабах).
- Стратегия развития рынка состоит в поиске новых рынков или сегментов рынка для производимого продукта. Она успешно применяется, если отрасль развивается быстрыми темпами и выявляются новые рынки с недорогими и надежными каналами сбыта, есть ресурсы и возможности для расширения коммерческих операций, имеется запас производственных мощностей.
- Стратегия развития продукта направлена на производство нового продукта той же отрасли, который будет реализовываться на уже освоенном организацией рынке. Данная стратегия предполагает модификацию (улучшение) производимой продукции и может применяться при условии, что основные конкуренты предлагают продукцию лучшего качества по сопоставимой цене, отрасль характеризуется быстрыми темпами развития и быстрыми технологическими изменениями. Данная стратегия может использоваться и в том случае, если продукция организации имеет хорошую репутацию, что вызывает у потребителей желание попробовать новую модификацию товара.
Для сельскохозяйственной организации примерами стратегии усиления позиций на рынке могут быть активизация маркетинговой и сбытовой деятельности на существующем рынке, расширение собственной розничной торговой сети, снижение себестоимости продукции на основе внедрения передовых технологий, позволяющее использовать дифференцированное ценообразование.
Примерами стратегии развития рынка выступают освоение новых географических рынков для сбыта сельскохозяйственной продукции или нахождение новых потребителей для сбыта продукции (реализация сельскохозяйственной продукции как сырья для косметической и фармацевтической индустрии)
Примерами использования стратегии развития продукта могут служить освоение производства новых видов сельскохозяйственных культур и внедрение достижений селекции.
Преимуществом стратегий концентрированного роста является то, что внимание организации сосредоточено на одной сфере деятельности, что дает возможность повышать эффективность работы благодаря опыту, глубокому знанию бизнеса и рынка, большим масштабам деятельности. Таким образом, облегчается создание конкурентных преимуществ. Однако при использовании стратегий концентрированного роста могут возникать проблемы при переходе отрасли в стадию зрелости в связи с замедлением темпов роста и снижением прибыльности. Ухудшение положения организации происходит и при появлении товаров-субститутов.
Группа стратегий интегрированного роста объединяет стратегии развития бизнеса, предполагающие расширение организации путем добавления новых структур. При этом меняется положение организации внутри отрасли. О.С. Виханский считает, что интегрированный рост может осуществляться как путем приобретения собственности, так и путем расширения организации изнутри[2]. Другие авторы разделяют все стратегии роста на стратегии внутреннего роста (расширение компании за счет реинвестирования доходов предыдущих лет и заемного капитала в существующий бизнес) и стратегии внешнего роста (за счет объединения с другой организацией). При этом относят интеграцию исключительно ко второму типу роста, исходя из перевода смысла слова «интеграция» как объединение. Таким образом, О.С. Виханский использует слово «интеграция» в широком смысле, а другие авторы — в узком.