Актуальность темы заключатся в том, что конкурентоспособность товара в маркетинге является самым важным критерием для увеличения доли рынка и формирования долгосрочного успеха в отрасли. Конкурентоспособность товара в маркетинге означает его возможность противостоять конкурентам в долгосрочной перспективе и привлекать потребителей к товару меньшими усилиями (ресурсами) компании. Высокий уровень конкурентоспособности предприятия помогает достичь значимых побед, построить сильный бренд даже на высококонкурентном рынке.
Взаимосвязь понятий конкурентоспособности и качества товара очевидна: высокое качество товара повышает конкурентоспособность, а низкое качество снижает данный показатель. Только необходимо четко понимать значение слова «качество товара».
Качество как фактор конкурентоспособности товара необходимо рассматривать с точки зрения целевой аудитории компании. Качественный товар не означает «лучший на рынке, совершенный во всем». Качественный товар - продукт, который наилучшим образом соответствует потребностям целевого рынка. Для одного потребителя «качественный товар» может означать «самый быстрый», а для другого «самый дешевый».
При создании конкурентоспособного продукта первым шагом следует изучить потребности целевого рынка и определить критерии, по которым потребитель считает товар качественным. Затем, создав «идеальный по качеству» продукт, следует на регулярной основе следить за соблюдением критериев качества, за эволюцией потребностей целевого рынка.
Объект исследования - АО «Нижегородский молочный завод №1».
Предмет исследования - методика проведение маркетингового исследования по определению конкурентоспособности товара.
Цель работы - анализ конкурентоспособности товара на примере выпускаемой продукции АО «Нижегородский молочный завод №1».
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические основы конкурентоспособности товара;
-ознакомиться с методикой опроса при маркетинговом исследовании;
-проанализировать рынок молочной продукции Нижегородской области;
-дать организационно-экономическую характеристику АО «Нижегородский молочный завод № 1»;
-провести маркетинговое исследование покупательских предпочтений при выборе молочной продукции;
-сделать выводы и сформировать предложения по результатам проведенного анализа.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников и Приложения.
В первой главе описаны теоретические основы конкурентоспособности товара, методики проведения опроса и проведен краткий анализ рынка молочной продукции Нижегородской области.
Во второй главе дана организационно-экономическая характеристика АО «Нижегородского молочного завода № 1», проведено социологическое исследование (анкетирование), обобщены полученные результаты и представлены рекомендации.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
1.1 ИССЛЕДОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТОВАРА
В рыночных условиях, когда существует широкий выбор различных товаров, каждое предприятие, производящее товары или оказывающее услуги, заинтересовано в обеспечении их конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара – это необходимое условие его коммерческого успеха на конкурентном рынке [1].
Товар является главной составляющей на рынке. Он обладает потребительской стоимостью и определенными характеристиками качества, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками.
Определяющие позиции на рынке выявляются посредством конкуренции и соперничества товаров в условиях рыночной системы, они позволяют определить отличия данного товара от товара-конкурента по степени соответствия конкретной общественной потребности и по затратам на ее удовлетворение. Следовательно, чтобы устоять на рынке, товар должен обладать высокой конкурентоспособностью.
В условиях рыночной экономики конкурентоспособность товар - это главный фактор успеха компании. Она предполагает основные сочетания, такие как: качество, цена, дизайн и возможность после продажного обслуживания. Так, конкурентоспособность предприятия является важной составляющей, особенно для производителей. Существует несколько факторов, определяющих конкурентоспособность.
Обычно ее рассматривают, как способность товаров быть проданными.
Чтобы удовлетворить различные потребности, покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства которых и способны удовлетворить эту потребность. Поэтом конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества
товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.
Конкурентоспособность товара определяется совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособным, если значительно повысить его стоимость за счет придания товарам новых свойств, не представляющих существенного интереса для основной группы его покупателей[2].
Конкурентоспособность товара - комплекс потребительских стоимостных характеристик товара, определяющих его предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными товарами других отечественных и зарубежных предприятий.
Существует много факторов, определяющих конкурентоспособность товара. Современному предпринимателю, чтобы выжить и процветать, необходимо постоянно следить за поставщиками, потребителями и другими силами, определяющими конкуренцию.
Конкурентоспособность товара позволяет судить о возможностях фирмы создавать, выпускать и сбывать товары или услуги и является определяющим фактором конкурентоспособности фирмы, т.е. её сравнительного преимущества по отношению к другим фирмам отрасли.
Конкурентоспособность фирмы складывается из следующих компонентов[3]:
- конкурентоспособности продукции;
- интеллектуального и производственного потенциала;
- завоеванных позиций на рынке;
- финансового потенциала;
- имиджа;
- отношения к ней покупателей.
Вполне очевидно, что конкурентоспособность продукции, в свою очередь, тесно связана с каждым из перечисленных факторов.
Конкурентоспособность отражает соответствие товара рыночным условиям и конкретным требованиям потребителя, его способность выдерживать конкуренцию с аналогичными товарами в условиях данного рынка.
Покупатели стремятся приобрести тот продукт, который в наибольшей степени удовлетворит их потребностям. Поэтому конкурентоспособность – относительное понятие, привязанное к конкретному рынку и времени продажи. Чтобы продукция считалась конкурентоспособной, она должная по функционалу превосходить товары конкуренты конкретного сегмента рынка.
Можно сказать, что конкурентоспособность – это характеристика товара при соответствии требованиям рынка, заключающаяся в более высоком соотношении качества товара и затрат на его приобретение (соотношение «цена – качество»), чем у товаров-конкурентов. То есть у конкурентного товара коэффициент полезности на единицу затрат по приобретению выше, чем у товаровзаменителей, при этом он полностью устраивает потребителя по своим качественным характеристикам.
В определении конкурентоспособности значительный вес приобретает индивидуальная оценка товара потребителем. Это означает, что потребитель в цене товара оплачивает не только расходы на его производство, но и на потребление, т.е. товар имеет как цену производства, так и цену потребления. Поскольку за конкурентоспособными товарами стоят их производители, то можно утверждать не только о конкурентоспособности конкретного товара, но и о компании, которая его произвела.
Важнейшая составляющая конкурентоспособности – это качество производимой продукции. Взаимозависимость конкурентоспособности от качества является проблемой не только для России, но и для всего мира. Большинство потребителей при покупке товара обращают внимание в первую очередь на его качество, а не на цену. Качество продукции, выпускаемой в России, во многом сказалось на темпах роста экономического развития – отечественные товары попросту не в состоянии конкурировать с западными. Качество и конкурентоспособность товара – это показатель производственных возможностей государства, наглядно демонстрирующий возможность производителей создавать и сбывать товары. Качество – синтетический показатель, отражающий различные факторы: от уровня развития экономики страны до способности хозяйствующих субъектов организовывать и управлять качественной производственной деятельность. Более того, мировой опыт доказывает, что в условиях ожесточённой конкуренции в открытой рыночной экономике – именно качество является преимуществом, которое позволяет товару выжить на рынке.