Введение
1 Этапы становления и теоретические основы таможенной процедуры беспошлинной торговли
1.1 Этапы становления таможенной процедуры беспошлинной торговли
1.2 Понятие и сущность таможенной процедуры беспошлинной торговли
2 Применение таможенной процедуры беспошлинной торговли в рамках ЕАЭС
2.1 Порядок применения таможенных пошлин, налогов и ограничений при помещении товаров под таможенную процедуру беспошлинной торговли
2.2 Владелец магазина беспошлинной торговли
2.3 Магазин беспошлинной торговли, требования к его обустройству
3 Проблемы применения таможенной процедуры и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Актуальность темы обусловлена необходимостью определения содержания и особенностей правового регулирования беспошлинной торговли в условиях Евразийского экономического союза.
Реализация цели исследования была достигнута посредством сравнительного анализа нормативно-правового регулирования беспошлинной торговли в периоды до и после образования Евразийского экономического союза на основе анализа соответствующего таможенного законодательства.
Методологический потенциал исследования включает методы системного и сравнительного анализа, исторический метод, методы систематизации и формализации.
Цель работы – анализ института беспошлинной торговли в действующем законодательстве и научных исследованиях в целях определения специфики его развития в условиях интеграции, а также определения направлений его совершенствования.
- Определены теоретические и организационно-правовые аспекты института беспошлинной торговли в условиях Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
- Произведен анализ действующей нормативноправовой базы регулирования статуса владельцев магазинов беспошлинной торговли, сделан вывод о наличии двух уровней регулирования беспошлинной торговли: на наднациональном (уровень ЕАЭС) и национальном (уровень государства-члена ЕАЭС) уровнях.
- Определена потребность в регламентации организации беспошлинной торговли для иностранных дипломатических представительств, приравненных к ним представительств международных организаций, иных категорий лиц.
- Сделан вывод о многообразии использования понятия беспошлинной торговли в современной науке, нормативно-правовом массиве и практической экономической деятельности.
- Применительно к характеристике беспошлинной торговли как сегменту экономического рынка высказаны доводы о его специфике, имеющей территориальные и потребительские пределы, а также закрытости и монополизированности в современных условиях.
Для решения этих задач в рамках курсовой работы была использована учебная литература, периодические издания, законодательные акты, материалы юридической практики, справочные материалы Федеральной таможенной службы (далее – ФТС России), а также интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 Этапы становления и теоретические основы таможенной процедуры беспошлинной торговли
1.1 Этапы становления таможенной процедуры беспошлинной торговли
Идея торговли на границе, чтобы не платить пошлины, реализовывались в 17-18 веке в европейских странах. Однако торговые точки такого формата, как мы привыкли видеть, появились в 50-60-х годах 20 века.
Идея торговли на границе, чтобы не платить пошлины, реализовывались в 17-18 веке в европейских странах. Однако торговые точки такого формата, как мы привыкли видеть, появились в 50-60-х годах 20 века.
Идея магазина беспошлинной торговли принадлежит ирландцу Чарльзу Фини. Его первыми покупателями стали матросы. Но бизнес настолько быстро развивался, что ассортимент товаров расширили, и фирма начала реализовывать продукцию туристам.
Эта история начала в 1956 году. Ирландец Чарльз Фини, родившийся и выросший в США, служил в ВВС во время Корейской войны. В конце 1950-х годов у него появился бизнес - он стал продавать матросам беспошлинный алкоголь.
Тогда масштаб идеи под названием Duty Free Shoppers еще никто не понимал. Но темп роста бизнеса просто поражал. Вслед за матросами продавать беспошлинные товары стали туристам. А затем компания Фини и его компаньона Боба Миллера стала заключать соглашения с другими странами о праве на такую торговлю. Особенно помогла договоренность с Гонконгом. Уже в 1964 году в компании работали более 200 сотрудников в 27 странах мира.
Снятие запрета на туризм в Японии подарило бизнесу миллионы новых клиентов. Чарльз договорился с гидами, чтобы они рекомендовали посещение магазина Duty Free перед вылетом. Также был расширен и ассортимент, например, в продаже появились сумки. В конце 1990-х годов. миллиардный гигант был продан компании LVMH. Фини стал миллиардером, но все свое состояние он тратил на благотворительность. У него самого было лишь несколько миллионов долларов. Увидев Чарльза в метро в поношенном свитере, никто не мог сказать, что этот человек построил империю.
Сейчас у него расписан план по буквальной раздаче всех своих денег различных благотворительным организациям. И мало кто знает, что империю Duty Free основал величайший филантроп XX века.
Изначально О’Реган планировал открыть в аэропорту обычный магазин, но в процессе его создания выяснилось, что формально магазин будет находиться на нейтральной территории, из-за чего ни одно государство не сможет предъявить ему своих налоговых требований. Предприниматель сыграл на этом, сделав основной упор в ассортименте именно на те товары, которые облагались (и по сей день облагаются) самыми высокими акцизными сборами – алкоголь, табак и парфюмерия. Свободный от налогов, он установил в своем магазине беспрецедентно низкие цены на все товары.
С развитием индустрии беспошлинной торговли в Duty Free стали так же появляться часы, ювелирные украшения, одежда и аксессуары. Такой выбор обусловлен тем, что в большинстве своем покупатели, посещающие магазины в аэропорту, находятся в приподнятом настроении, забывают о ежедневной рутине и совершают покупки под влиянием эмоций. Впоследствии различные страны и авиакомпании стали вводить ограничения на возможность приобретения товаров в Duty free. Так, например, в США вы можете купить в Duty Free беспошлинных товаров не более чем на 400 долларов, остальные же товары будут облагаться пошлиной.
С появлением Евросоюза, путешествуя по Европе, не стоит забывать, что перелетая из Германии во Францию, или из Бельгии в Голландию, вы находитесь в пределах территории, где действуют единые законы и пошлину придется оплатить. А наиболее богатым ассортиментом могут похвастаться магазины в аэропортах Вьетнама. Выбор, представленный в Duty Free Ханоя или Хошимина, поражает своим разнообразием и невероятно низкими ценами.
В наше время индустрия беспошлинной торговли продолжает активно развиваться и является одним из наиболее перспективных направлений торговли.
Рынок беспошлинной торговли в последние десятилетия активно развивается как в России, так и в большинстве стран мира. С учетом туристической и деловой активности современного человека, глобализационных процессов в мире данное направление торговли совершенствуется, расширяя как перечень предлагаемых товаров, так и виды услуг в рамках беспошлинной торговли.
В настоящее время вопросы теоретико-правового статуса владельцев магазина беспошлинной торговли приобретают особую актуальность в связи с изменениями в таможенном законодательстве Евразийского экономического союза. Данные изменения связаны с условиями получения статуса владельца магазина беспошлинной торговли, а также особенностями функционирования магазинов беспошлинной торговли.
Беспошлинная торговля развивается, расширяя не только ассортимент предлагаемых товаров, но и места торговли (торговля осуществляется не только в международных аэропортах, но и на вокзалах, а также на бортах воздушных лайнеров).
Нормативно-правовая база беспошлинной торговли в РФ в условиях Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) составляет наднациональный и национальный уровни и включает в себя такие нормативные акты, как: Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), целый ряд актов Евразийской экономической комиссии в области регламентации правового статуса владельцев магазинов беспошлинной торговли и их деятельности; Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 289-ФЗ), гражданское законодательство РФ, регламентирующее создание и деятельность юридических лиц (владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только юридическое лицо), иные нормативно-правовые акты РФ, а также обширную ведомственную базу Федеральной таможенной службы (ФТС России) в области регламентации процедуры беспошлинной торговли.
Таможенный кодекс ЕАЭС, вступивший в силу с 1 января 2018 г., несет много понятийных новелл в области таможенного регулирования [1] и впервые содержит понятие «деятельности в сфере таможенного дела» (статья 397 ТК ЕАЭС). Под ней понимается деятельность лиц, связанная с оказанием определенных услуг, контролируемая таможенными органами и регулируемая ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной ТК ЕАЭС, регулируемая законодательством государств-членов ЕАЭС [2].
Подобную деятельность осуществляют юридические лица, создаваемые на основе законодательства государств-членов ЕАЭС и вносимые таможенным органом в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
1.2 Понятие и сущность таможенной процедуры беспошлинной торговли
Условия включения таможенным органом юридических лиц, претендующих на осуществление деятельности в сфере таможенного дела, в соответствующие реестры и основания исключения из них определяются главой 54 ТК ЕАЭС. Организационно-правовому статусу владельца магазина беспошлинной торговли посвящены глава 60 ТК ЕАЭС и глава 30 289-ФЗ.
Согласно ст. 425 ТК ЕАЭС владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в магазине беспошлинной торговли товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, определенным лицам. Последние указаны в п. 2 ст. 243 ТК ЕАЭС [2].
Обратим внимание на то, что в ТК ЕАЭС вводится возможность совершать покупки в магазинах беспошлинной торговли и при поездках внутри ЕАЭС, между государствами-членами.
Магазинами беспошлинной торговли (МБТ) являются специально определенные и обустроенные сооружения или помещения, включающие торговые залы и склады, а также подсобные помещения (при наличии) (п. 1 ст. 426 ТК ЕАЭС).
Подобный магазин считается учрежденным со дня, следующего за днем включения лица в реестр владельцев МБТ. Функционирование МБТ заканчивается со дня, следующего за днем исключения владельца МБТ из соответствующего реестра.
Требования к расположению, обустройству и оборудованию МБТ, в том числе их техническому оснащению, а также правила реализации товаров в подобных торговых пунктах устанавливаются на уровне национального законодательства.
Характеризуя институт беспошлинной торговли, нельзя не обратить внимание на сложность данного понятия и использование его в различных значениях. В первую очередь, это таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров ЕАЭС, согласно которой такие товары находятся и реализуются в розницу в МБТ без уплаты в отношении иностранных товаров ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с ее условиями [2].