Курсовая работа|Литература

Тема героя-денди в творчестве Ш. Бодлера

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2010 | Страниц: 33

Введение

  1. Возникновение и развитие дендизма в XVIII – XІX вв

1.1. Дендизм: возникновение, развитие и основные принципы

1.2. Дендизм как форма жизни

  1. Отражение идей дендизма в литературе XІX века

2.1. Общая характеристика развития идей дендизма в литературе

2.2. Трактовка принципов дендизма в творчестве Ш. Бодлера

Заключение

Список литературы  

Исследование литературного дендизма связано с многочисленными и важными аспектами изучения развития литературы, ее взаимосвязей с другими национальными литературами внутри целостной общекультурной среды Дендизм XIX века является отправной точкой процессов, ведущих в XX и XXI век Вместе с тем, дендизм и его влияние на литературную традицию остается малоизученным

Необходимость исследования литературного дендизма осознана еще в первой половине XIX века французскими и британскими авторами.

С тех пор созданы работы, рассматривающие европейский дендизм с точки зрения культурологии, психологии, социологии, истории, искусствоведения, философии, лингвистики и  в меньшей степени  в аспекте литературы

Среди исследований, посвященных западноевропейскому литературному дендизму XIX века, стоит особо выделить содержащие богатый исследовательский материал и продуманную методологию исследования работы Ж -А Барбе д'Оревильи «Одендизме и Джордже Браммелле» (1845), Ш Бодлера «Поэт современной жизни» (1863), С Франсуа (Francois S «Le dandysme et Marcel Proust De Brummell au Baron de Charlus», 1956), Э Моэр (Moers E «The Dandy Brummell to Beerbohm», 1960), Э Карассю (CarassusE «Le mythe du dandy», 1971), T A Бернетта (Burnett TAJ «The rise and fall of regency dandy The Life and Times of Scrope Berdmore Davies», 1981), Ф Кобланс (Coblence F «Le dandysme, obligation d'incertitude», 1988), X Гнюг (GnugH «Kult der Kalte Die Klassische Dandy im Spiegel der Weltliteratur», 1988), А П Скуратовской «Дендизм у Бальзака Персонажи и ситуации» (2002)

Актуальность темы исследования связана с возрастающим вниманием к важным социокультурным феноменам, таким как дендизм, с необходимостью их изучения в историко-литературном контексте, вызванной отсутствием общей картины динамики литературного процесса XIX века с точки зрения развития дендизма и его влияния на культуру в целом

Понимание феномена дендизма должно способствовать воссозданию адекватной картины мираписателей, прояснению спорных моментов, связанных с литературными произведениями и их героями, а в более широкой перспективе  изучению сущности и динамики литературных и культурных процессов, включающих современность.

Целью данной курсовой работы является раскрытие темы героя-денди в творчестве Ш. Бодлера.

Объект: творчество Ш. Бодлера.

В качестве предмета данного исследования выступает герой-денди в творчестве Ш. Бодлера.

Задачами исследовательской работы являются:

  1. Изучить дендизм как явление, его возникновение, развитие и основные принципы.
  2. Изучить дендизм как форму жизни.
  3. Дать общую характеристику развития идей дендизма в литературе.
  4. Дать трактовку принципов дендизма в творчестве Ш. Бодлера.

Цели и задачи исследования определили структуру данного исследования, которое состоит из введения, двух глав и заключения.

Список литературы состоит из 15 источников.

 

1. Возникновение и развитие дендизма в XVIII – XІX вв.

1.1. Дендизм: возникновение, развитие и основные принципы

Известно, что дендизм – специфически английский феномен. Самый знаменитый денди всех времён и народов англичанин Джордж Брайан Браммелл (1778–1840) имел прозвище Beau, что означает «щёголь, красавчик». Браммелл был современником романтиков и кумиром самого лорда Байрона, который говорил: «В XIX веке есть три великих человека – Браммелл, Наполеон и я».

Денди как городской тип появляется на рубеже в XVIII–XIX веков, когда человек мог выделиться независимо от социального происхождения, что, собственно, и подтверждает пример Браммела. Однако для подобного продвижения требовалась незаурядная воля, харизма, сильный характер.

Эту предрасположенность обеспечивала культурная ситуация рубежа XVIII–XIX веков, когда воцарилась романтическая эстетика. Именно романтизм возвёл на пьедестал свободную творческую личность и санкционировал её право диктовать свою волю толпе[1].

«Что создаёт из человека денди? – спрашивал Барбе д'Оревильи, первый биограф Браммелла. – Дендизм – это вся манера жить, а живут ведь не одной только материально видимой стороной».

Такие установки во многом восходят к кодексу аристократического поведения, строго предписывающему праздность. У денди «La spezzatura» проявляется, прежде всего, в общем стиле лёгкого и непринуждённого обращения, в культе досуга и изысканных развлечений. Из них на первом месте – салонная беседа, в которой денди касается понемножку всех злободневных тем, демонстрируя свою эрудицию. Даже если познания или мнения денди по какому-либо предмету окажутся весьма основательными, они должны быть упакованы в форму занимательных историй или остроумных парадоксов.

В дендистском костюме «La spezzatura» всё призвано свидетельствовать о том, что ансамбль сложился сам собой, без особых усилий.

Надев костюм, денди забывает о нём и держится в высшей степени свободно и естественно. В его движениях сквозит лёгкость и грациозность, в беседе – отточенная гладкость, скольжение от одной темы к другой.

В идеале дендистские манеры – это искусство демонстрировать ежеминутную «гибкость переходов», соединять сухость и аффектацию, высокомерие и почтительность. Однако за внешней лёгкостью и грацией денди стоят весьма жёсткие принципы. Вся жизнь настоящего денди регламентируется изощрённой системой правил поведения.

Правила дендизма исследованы и сформулированы О.Б. Вайнштейн и, по её мнению, сводятся к следующему.

Первое правило гласит: «Nil admirari» («ничему не удивляйся»), сохраняй бесстрастие при любых обстоятельствах. Отсюда пресыщенность, симптом романтической мировой скорби здесь соединяется с философским идеалом полного владения собой.

Этот аспект дендизма воплощён во втором правиле, дополняющем первое: «Сохраняя бесстрастие, поражайте неожиданностью». Задача состоит в том, чтобы «ум, привыкший к игу правил, не мог, рассуждая логически, этого предвидеть». Более того, идеологи дендизма советуют воздерживаться от банальных, предсказуемых жестов, преодолевая примитивное желание нравиться: необходимо, прежде всего, удивлять, чтобы тебя запомнили. Этому правилу прилежно следует, к примеру, Пелэм, герой классического романа Бульвера-Литтона[2].

Третье правило дендизма гласит: «Оставайтесь в свете, пока вы не произвели впечатление; лишь только оно достигнуто, удалитесь». Для истинного денди очень важно соблюдать это правило, ибо главный стилистический приём дендизма – максимальная экономия выразительных средств. Денди в идеале никогда не может быть навязчив, зануден или утомителен: он лаконичен, его импровизации мгновенны, его коронный жанр – афоризм.

Для многих денди завести роман считалось чуть ли не обязательным атрибутом светского времяпрепровождения, но не более того. Говорить о настоящих, искренних чувствах здесь невозможно.

Основное правило дендизма – это отсутствие особых правил, это определённое позиционирование себя в обществе и, прежде всего, независимость.

Из-за этого и возникают проблемы коммуникации между денди и собственно обществом, в котором он находится. Но следует отметить, что конфликт для денди – один из возможных стилей общения. Денди может дойти до определённой точки и совершенно спокойно вернуться назад. Поэтому он весьма уверенно идёт к этой точке и строго чувствует момент остановки. Поэтому часто конфликт денди с обществом не явный, открытый, а внутренний для самого денди: уже своей непохожестью на остальных, нежеланием идти в ногу с большинством, сливаться с ним денди бросает обществу вызов, однако, по сути, он равнодушен. Он не играет активной роли в общественной жизни, скорее, он исполняет лишь свою собственную роль, поэтому способен с лёгкостью остановиться, уйти от этого общества. Итак, денди – это особый человек в обществе, со своими манерами одеваться, с определённым кодексом поведения, нарушать который неприемлемо. Не зная правил дендизма, порой трудно объяснить поступки не только обычных людей, но и литературных героев, с которыми мы встречаемся на страницах романов XIX века.

Переживаемые современным обществом социокультурные явления имеют много общего с явлениями различных исторических эпох.

1.2. Дендизм как форма жизни

Первоначально дендизм, похоже, был лишь феноменом модного общества.

Развитие модернизма привело к глубокому расколу в художественной жизни, особенно во Франции. Проникнутая духом античности еще до утверждения христианства, Франция имела в античном наследии более глубокие корни, чем другие страны к северу от Альп. В XIX веке она склоняется к романтизму, и в импрессионизме и натурализме, скажем, Золя наблюдается поворот к специфическому современному искусству. Одновременно с этим сохраняется тенденция претендовать на эстетическую законченность искусства, и, по сравнению с романтизмом и реализмом, эта тенденция обостряется до предела. Группа парнасских поэтов превратила лирику в утонченное и эстетическое искусство формы, противопоставило искусству на службе современной жизни искусство на службе красоты (культ прекрасного во имя самого прекрасного, принцип L'art pour l'art). Символисты реализовали этот принцип за счет герметического художественного мастерства, где магия языка высвечивает за банальной внешней реальностью более глубокую действительность. Эти художники и поэты ощущали себя противниками своего времени, представителями высокого эзотерического и аристократического искусства. С этих позиций они увидели английский дендизм, познакомились с ним. В Англии он, будучи общественным явлением, стал и предметом литературы. В модных новеллах, которые получили широкое распространение в английской литературе 1825-1835 гг., с особой симпатией изображается денди. Пелем Булвера-Литтона  денди. Бреммель представлен Рассельтоном. Впрочем, он присутствует и в новелле Листера "Granby". Как общественное явление и как предмет литературы дендизм становится известным во Франции довольно рано (но уже после Анри Байе, в творчестве и самом облике которого заметны черты денди). Решающую роль играет здесь феномен Байрона и связанные с ним импульсы, что намечается в двадцатых годах XIX столетия и приводит к англомании. Дендизм становится позицией уже и многочисленных французских художников и поэтов. Они пытаются теоретически «зафиксировать» саму сущность дендизма. Они устремляют взгляды на Бреммеля и, как и Байрон, считают его культурно-аристократической личностью, которая отстаивает себя в обществе и реализует свое «я» благодаря особой манере держать себя. Первое толкование этого феномена дает Барбе д'Орвийи в 1845 году в своей книге «О дендизме и Джордже Бреммеле». Опираясь на этот труд, Бодлер дает классическое определение дендизму и его истокам: «Дендизм предпочитает появляться в переходный период, когда демократия еще не всемогуща, а аристократия расшатана лишь отчасти. В таком водовороте времени становится возможным то, что деклассированные, внушающие омерзение праздные люди, не лишенные все же изначальной силы, приходят к мысли о необходимости создания своего рода новой аристократии, которая будет менее подвержена «разрушению», так как основывается на самом драгоценном и неистребимом, что не достигается трудом или деньгами,  на дарах неба. Денди - это последний порыв героизма в период заката». Таким образом как бы зафиксированы истоки и цели позиции, которую ее представители в XIX веке называли дендизмом. Денди - это не щеголь, не человек моды. Это культурно-аристократическая личность, которая утверждает себя в идущем ко дну обществе и, будучи не в силах одолеть судьбу времени, выступает его оппонентом благодаря мощи своего «я» и эстетической утонченности вкуса. Для этой цели он избирает более формальную область моды, ибо только здесь он может одержать верх над этим обществом[3].

Когда говоришь о таком денди, на ум приходит все тот же Бреммель. Он, правда, не был деклассированным элементом, но происхождения был буржуазного. Можно сказать, что в воздействии буржуазии на дворянство была и его доля. А это прибавило последнему нравственной глубины, возможно, и эстетической сублимации, простого вкуса без придворной роскоши. Ясно, однако, и то, что для Бреммеля речь прежде всего шла о личном воздействии, что он хотел стать покорителем мира моды. Он демонстрирует абсолютное превосходство. Якобы бесцельная эстетическая завершенность его внешнего образа дает превосходство и способствует победе. Он проявляет превосходство и как человек (сдержанный, соблюдающий дистанцию, не поддающийся каким-либо чувствам или внешним впечатлениям, всегда в позиции nil admirari.

Как представитель этого дендизма Бреммель никогда не был превзойден. Только для него пребывание и господство в мире моды стало исключительно содержанием жизни. Только он господствовал абсолютно. Все последующие денди духовного склада принадлежали миру культуры, эстетической культуры, прежде всего  литературы. Как художники-творцы они находились в оппозиции к обществу своего времени. У них были черты денди. Частично они довольствовались тем, что выделяли отдельные черты из общего облика Бреммеля, частично - модифицировали черты общего облика в соответствии со своими особыми устремлениями. Существовал также и скрытый дендизм. Только анализ поведения и действия показывал, что здесь присутствуют основы дендизма. Особенно это относится к Германии, где предпосылок для оппозиции обществу в духе денди было недостаточно потому, что немецкий художник больше живет своей личной внутренней жизнью, чем в реальной связи с обществом. Дендизм обусловлен тут заимствованием западной, прежде всего, французской, культуры. Он воспринимается как элемент культуры и не выставляет напоказ свою сущность. Так, например, Штефан Георге не только «берет свое начало»в лирике французских символистов, но и воспринимает их дендизм. Эрнст Юнгер является "учеником" французской литературы, а потому - наследником французского дендизма. В своем определении дендизма он следует за Барбе д'Орвийи и Бодлером. Он говорит о романтическом дендизме, "при котором в безбрежной демократии утонченный дух нравится самому себе". В романе "Гелиополис" Юнгера денди говорит себе: «Я стал денди, который к несерьезному относится серьезно, а над серьезным посмеивается. Я с охотой избегаю даже незначительной затраты сил. Мне наскучили примерки, и у меня появились куклы моего размера, с которыми и работают портные». То, что для Юнгера денди является не только литературным героем, подтверждается самим его обликом, тем, что именно он выделяет и приветствует в позиции человека в своих произведениях: величие и аристократическую дистанцию, олицетворяемые его героем, позицию трезвого (холодного) зрителя, опыт мира - как лишь спектакль, пристрастие к маскам и маскировке, желание провоцировать  т. е. типичный для денди образ поведения. Дендизм лучше демонстрировать на примере соответствующих характерных черт, чем на примере схожего с Бреммелем целого образа. Это черты отчасти внешнего вида, отчасти - внутренней позиции.

  1. Барт Р. Дендизм и мода // Р.Барт. Система моды. М.: Изд-во Сабашниковых, 2003. С. 393399.
  2. Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005.  640 с.
  3. Вайнштайн О. Б. Поэтика дендизма // Иностранная литература.   № 3.  С. 296307.
  4. Денди: мода, литература, стиль жизни. М.: Новое литературное обозрение, 2005.  640 с.
  5. Дендистские манерьг из истории светского поведения // Homo Historicus К 80-летию ЮЛ Бессмертного. В 2 книгах. – M.:  Наука 2003.  Книга II.  С. 224244.
  6. Индивидуальный стиль в романтической поэтике // Историческая поэтика: Литературные эпохи и типы художественного сознания / Отв. ред. П. А. Гринцер. М.: Наследие, 1994.  С. 392.
  7. Манн О. Дендизм как консервативная форма жизни // Волшебная гора, № 7. М., 1998. – С. 82.
  8. Семенова C. Об истоках дендизма как социокультурного мотива у русских писателей // Русская литература. СПб.: Наука, 2006.  № 4.  С. 173183.
  9. Семенова А. С. Дендизм и романтизм // Филологические записки. Сб ст / Ред -сост А. М. Новожилова, РГПУ им А И Герцена. – СПб: ЛЕМА, 2007. – С. 6064.
  10. Семенова А. С. Личность эпохи Просвещения и образ денди. К постановке проблемы // Философский век. Альманах. Вып. 34. Человек в философии Просвещения / Отв. ред Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. – СПб: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2008. – С. 158165.
  11. Три этюда о денди // Иностранная Литература. – 2004. № 6. –С. 269293.
  12. Феномен «общей собственности» в культуре романтизма // Научная конференция. Москва 12-15 мая 1993 г. (Материалы). М.: РГТУ, 1993.  С. 4248.
  13. Философский век. Альманах. Вып. 34. Человек в философии Просвещения / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей, 2008.  210 с.
  14. Уваров Д. В. Социально-философский аспект моды в явлении «дендизм» // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – М., 2006. – 367 с.
  15. Эстетика дендизма // XIX век как литературная и культурная эпоха -М.МГУ, 1999. С. 2628.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское