Есть мнение, что антикризисные мероприятия необходимо принимать, когда финансовое положение действующего на рынке экономического субъекта становится уже печальным, а перспектива наступления состояния банкротства – реальной.
Исходя из этого, они совсем игнорируют проведение диагностики наступления банкротного состояния на ранних этапах ее появления и делают акцент исключительно на «лечение» кризиса. Но существует также мнение о том, что такой подход неприемлемым. Так, допустим, в своей книге «Справочник кризисного управляющего» профессор Уткин Эдуард Андреевич писал: «Подобный подход – это все равно что «ставить телегу впереди лошади». Основное в кризис-менеджменте – это обеспечение условий, когда финансовые трудности не могут быть постоянными и стабильными. Речь о банкротстве при этом подходе быть не должно, т.к. должен быть налажен менеджерский механизм устранения появляющихся проблем до того, пока они не приняли необратимый вид.
Цель выпускной квалификационной работы – изучить антикризисное управление и разработать рекомендации по выходу из кризиса на примере деятельности ПАО «Сбербанк».
Достижение указанной выше цели настоящего исследования предполагает решение следующих его задач:
1) раскрыть сущность и понятие антикризисного управления;
2) исследовать виды и причины кризисных ситуаций на предприятии;
3) рассмотреть особенности разработки управленческих решений в области антикризисного управления на предприятии;
4) проанализировать политику антикризисного управления в ПАО «Сбербанк Россия;
5) разработать мероприятия для выхода из кризиса;
6) обобщить полученные в ходе написания данной работы ее результаты.
Объект исследования – ПАО «Сбербанк».
Предмет исследования – совершенствование антикризисного управления ПАО «Сбербанк».
Методы исследования: метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод маржинального (предельного) анализа, метод графических изображений, метод научной абстракции, нормативный, экономико-математический.
Научная значимость настоящего исследования заключается в том, что в процессе раскрытия темы, вынесенной в его заглавие, рассмотрены труды большого числа известных ученых-экономистов, занимающихся аспектами оптимизации деятельности отечественных предприятий и организаций.
- Теоретические основы антикризисного управления на предприятии
1.1 Понятие антикризисного управления
Антикризисное управление - процедуры, направленные на оздоровление финансово-хозяйственной деятельности компании, позволяющие вывести её из кризисного состояния.
Процесс имеет 2 специфические особенности:
- Антикризисное управление подразумевает борьбу с проблемными ситуациями путем комплексных и глобальных способов их анализа. Для многих фирм они довольно схожи и имеют общие характеристики. Данный подход можно определить, как управление кризисными ситуациями в глобальном плане.
- Антикризисное управление всегда имеет какие-то конкретно направленные действия с определенной спецификой. Такой способ можно назвать узким.
В глобальном смысле антикризисное управление можно понимать, как действия, направленные на сбережение и усиление позиций компании на рынке. Оно имеет место в тех случаях, когда существует повышенный риск. Оно может быть использовано любой компанией, независимо от ее положения на рынке и специфике деятельности, а также уровня развития.
Если говорить об этом понятии в узком плане, оно подразумевает предупреждение состояния банкротства компании, а также возобновления финансовых возможностей. Антикризисное финансовое управление предприятиями основывается на определенных фактах:
- необходимо проводить комплексные меры подготовки к кризисам;
- кризисами можно управлять, замедлять, убирать и т.д.;
- кризисы можно спрогнозировать, ждать или инициировать;
- последствия кризисов можно минимизировать, если ускорить процесс выхода их них и, таким образом, привести убытки к наименьшему числу.
Антикризисное управление базируется на ряде принципов:
- ежеминутная опасность изменения положения предприятия в негативную сторону. Равновесие компании в финансовом плане крайне нестабильно;
- выявление кризисных ситуаций и эффектов в состояние фирмы на ранних этапах возникновения. Как известно, появление кризиса – это прямая опасность для существования и продолжения деятельности фирмы в целом, а также огромных финансовых потерь владельцев, поэтому необходимо определять возможность появления кризиса заранее для того, чтобы вовремя предпринять все необходимые защитные действия;
- быстрота влияния на проявления кризиса. Как только возникли первые признаки кризиса, то с каждым новым днем его опасность будет только расти, а потери от него увеличиваться и расширяться. Соответственно, для того, чтобы минимизировать финансовые потери, а также максимально ускорить процесс будущего восстановления, необходимо предпринимать защитные меры как можно быстрее;
- использование всех доступных способов для избежания длительного кризиса в компании. Когда фирмы занимается предотвращением и борьбой с кризисом, то необходимо использовать только реальные возможности предприятия, которые имеются на данных момент;
- правильность и четкость влияния на кризисные процессы при наличии серьезной и реальной опасности. Любые меры по борьбе с банкротством связаны с денежными убытками. Важным моментом здесь является сопоставимость опасности от кризиса для фирмы, уровню реальных финансовых потерь. Если этого не будет, то компания, либо потеряет слишком много денег неоправданно, либо планируемый результат не будет достигнут.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
- кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
- к кризисам можно и необходимо готовиться;
- кризисы можно смягчать;
- управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
- -кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
- управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
В антикризисном управлении можно выделить 2 уровня: предотвращение кризисной ситуации и действенная борьба с уже возникшим кризисом. Любой сотрудник компании, который занимает руководящую должность, обязан быть в состоянии бороться с кризисами, знать, какие действия помогут их преодолеть. Кризисы могут появляться по разным причинам, их уровень и сила могут быть разными. Однако причина появления одна – ошибки в деятельности менеджеров.
Есть огромный набор различных способов определений состояния компании, чтобы выяснить, где и в чем ее ослабленные места, каким образом предвидеть банкротство. Благодаря методам горизонтального и вертикального исследований можно определить состав и базовые характеристики баланса компании, а метод коэффициентов позволяет определить слабые зоны. Для того чтобы получить анализ состояния компании в целом, можно использовать метод коэффициентов, а сравнительный метод дает возможность исследовать деятельность конкурентов на рынке.
Сущность антикризисного управления в том, что при помощи определенных методов определить угрозу кризиса, после чего провести усиление позиций организации и улучшения ее финансового положения, чтобы избежать банкротства или успешно преодолеть кризисную ситуацию.