Курсовая работа|Физическая культура

Скоростно-силовая подготовка школьников 16-17 лет, занимающихся в секции по легкой атлетике

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 67

Введение

Глава 1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей

1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях

1.2. Характеристика легкой атлетики как вида спортивной подготовки

1.3. Особенности развития скоростно-силовых качеств у старшеклассников средствами легкой атлетики

Глава 2. Экспериментальное исследование скоростно-силовых способностей старшеклассников

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Результаты исследования

Глава 3. Разработка методики скоростно-силовой подготовки школьников 16-17 лет посредством занятий легкой атлетикой

3.1. Средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств

3.2. Педагогические возможности легкой атлетики

3.3. Методические указания к организации занятий по скоростно-силовой подготовке юных легкоатлетов

Заключение

Список литературы

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения сегодня выступают на первый план в государственных программах образования, здравоохранения, социальной политики и др. Актуальность данной проблемы обусловлена стремительным увеличением числа заболеваний, снижением возраста многих болезней сердечнососудистой, опорно-двигательной, нервной и других систем. Характер питания, злоупотребление фаст-фудами, синтетическими продуктами питания, содержащими большое число искусственных добавок, увлечение компьютерными играми, общением в социальных сетях, снижение физической активности – это далеко не полный список факторов, негативно влияющих на здоровье детей и подростков [4].

В связи с этим большое значение уделяется профилактике заболеваний, вызванным неправильным образом жизни, укреплению организма с целью повышения сопротивляемости неблагоприятным воздействиям.

Физическому развитию подростков в профилактической и спортивной медицине принадлежит одна из ведущих ролей. Занятия спортом активизируют все системы организма, формируя физическую силу, иммунную защиту, стабильно-позитивный эмоциональный фон. При этом одним из эффективных средств развития физических качеств и комплексного оздоровления организма выступают занятия легкой атлетикой. Легкоатлетические направления и нагрузки очень разнообразны, благодаря чему каждый может выбрать форму, наиболее предпочтительную именно для него.

Анализ физической подготовленности и взаимосвязи уровня технической и физической подготовленности спортсменов высокой квалификации позволяет предположить, что техничность исполнения упражнений во многом зависит от уровня развития координационных способностей, показателей общей работоспособности и характеристик физических качеств организма. При этом важным физическим качеством легкоатлетов является силовая выносливость, скоростно-силовые способности и координация движений.

В современном спортивном образовании существенно повысились требования к уровняю физической подготовки спортсменов. К тому же, согласно требований государственных образовательных стандартов, значительно  усилена роль физического воспитания школьников – как в общеобразовательных школах, так и в учреждениях дополнительного спортивного образования. В связи с этим возникает необходимость модернизации образовательного процесса в детско-юношеских спортивных школах и секциях легкой атлетики.

Планируя занятия спортом с подростками, необходимо помнить, что от правильного распределения нагрузки, организации и режима занятий во многом зависит уровень оздоровительного воздействия. Поскольку неправильно построенное занятие может принести больше вреда, чем пользы [3].

Отсюда вытекает противоречие:

  • с одной стороны, занятия легкой атлетикой являются разносторонним, эффективным, доступным способом оздоровления организма подростка;
  • с другой – существует риск неправильной организации оздоровительных занятий, приносящей вред состоянию растущего организма.

Исходя из этого, целью нашей работы стало изучение особенностей организации и методики проведения занятий по легкой атлетике с целью развития скоростно-силовых качеств подростков с учетом их возрастных и физиологических особенностей.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза о том, что правильно спланированные и методически грамотно организованные занятия легкой атлетикой могут оказать существенное, комплексное оздоровительное воздействие на организм подростка, развивая его физические качества, в том числе – уровень скоростно-силовых показателей.

Объект исследования: скоростно-силовые качества подростков.

Предмет исследования: подбор наиболее эффективных методик развития скоростно-силовых качеств подростков средствами легкой атлетики.

Методы исследования:

  • теоретический анализ литературы и обобщение данных по проблеме исследования;
  • экспериментальное изучение влияния легкой атлетики на общее здоровье и физические качества подростков;
  • практическая разработка методических указаний к организации занятий легкой атлетикой для развития скоростно-силовых качеств.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации и сравнительном описании воздействия легкой атлетики на развитие скоростно-силовых показателей и общее физическое развитие подростка.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применять полученные результаты в практике работы тренеров, спортивных медиков, педагогов и других специалистов, занимающихся организацией спортивных занятий в секциях легкой атлетики и других спортивных направлений.

 

Глава 1. Общая характеристика скоростно-силовых способностей

1.1. Понятие о скоростно-силовых способностях

В любом спорте первоочередное значение играют физические характеристики спортсменов. При этом, в каждом направлении физического развития имеются определенные критерии и нормы, требования к наличию и тренировке тех или иных качеств.

Под физическими  качествами человека понимают совокупность биологических, физиологических и психических свойств человека, выражающие его готовность и способность осуществлять активную двигательную деятельность [12].

К главным показателям физического развития можно отнести силу, выносливость, гибкость, ловкость, координацию движений, быстроту и точность выполнения действий и т. д. (Рис. 1)

Рис. 1. Структура силовых и скоростно-силовых показателей

Следует отметить, что физические качества могут проявляться  только во время реализации конкретных двигательных задач, посредством осуществления определенных двигательных действий. Данные действия могут выполняться разными людьми по-разному и с разной степенью точности и эффективности. У  одних людей наблюдается высокий темп выполнения, другие обладают высокой точностью движений, третьи отличаются повышенной выносливостью и работоспособностью.  Подобные показатели зависят как от врожденных, возрастных или индивидуальных особенностей, так и от особенностей тренировки того или иного свойства в течение жизни и деятельности [11].

Если врожденные физические способности человека определяются соответствующими задатками, то приобретенные связаны с социально-экологической  средой. Одна отдельно взятая физическая способность не может  выразить в полном объеме  физические качества человека. Более значимым показателем является относительно стабильное, постоянно проявляющееся сочетание нескольких физических характеристик.

Так, для подготовки легкоатлетов играет роль сочетание силы и скорости (бег), координации движений и ловкости (метание), способность к концентрации и скоростно-ритмовые показатели (прыжки).

Физические способности и их совокупность развиваются под воздействием целенаправленных тренировок. При этом под процессом развития физических способностей понимают единство наследственного и педагогически направляемого изменения функциональных возможностей органов и структур организма [9].

Исследования физиологов, анатомов и спортивных медиков позволяют констатировать, что:

- в основе развития физических качеств лежит динамика физических способностей;

- развитие физических способностей связано с врожденными задатками, определяющими индивидуальные возможности функционального развития отдельных органов и систем организма;

- формирование определенных физических качеств достигается посредством решения разнообразных двигательных задач, а развитие способности к осуществлению разнообразных двигательных заданий обеспечивает разностороннее, комплексное развитие физических качеств;

- возможность качественного совершения разнообразных двигательных действий с необходимой активностью свидетельствует о гармоничном развитии физических качеств личности[6].

Сила и быстрота выполнения движений, наряду с ловкостью и выносливостью, являются базовыми физическими качествами человека и имеют большое значение в двигательной активности. Так, ни одно движение не может быть выполнено без проявления определенных силовых способностей, степень развития которых определяет его качественную сторону.

     Рассматривая понятие силы, исследователи классифицируют его по трем признакам:

- биомеханическому;

- физиологическому;

- педагогическому.

На сегодняшний день в физиологии спорта под силой рассматривается способность человека преодолевать внешние сопротивления или противодействовать им посредством мышечных усилий [1]. В зависимости от характера взаимодействия и динамики совершения работы мышц выделяют основные разновидности силовых способностей:

-собственно-силовые, проявляющиеся в статических режимах напряжения мышц и поддержании заданных поз человека;

- скоростно-силовые, выражаемые в форме совершения определенных мышечных усилий в быстрых движениях;

- силовая выносливость, характеризующаяся способностью к длительному поддержанию силовых усилий при статическом напряжении, либо в многократном повторении силовых нагрузок [17].

 Под скоростно-силовыми качествами на сегодняшний день понимают способность человека к проявлению максимальных усилий в короткий промежуток времени при сохранении оптимальной амплитуды движений. Скоростно-силовые связываются экспертами не с производным силы и быстроты, а с самостоятельны целостным  показателем, двигательным качеством человека, требующим адекватных, присущих конкретной личности, средств и методов развития.

В большинстве упражнений на развитие скоростно-силовых качеств отягощением служит собственная масса тела. При этом нагрузка в этих упражнениях дозируется количеством повторений, а также длительностью работы и отдыха.

Выполнение любого движения или сохранения какой-либо позы тела человека обусловлено согласованной работой мышц. Величина развиваемого при этом усилия связана с характеристикой силы мышц.

В процессе совершения тех или иных движений мышцы могут проявлять силу:

- при уменьшении длины,

- при удлинении мышцы,

- без изменения длины,

- при изменении и длины и напряжения мышц.

Первые два режима характерны для динамической, третий – для статической, четвертый – для статодинамической работы мышц.

В любом режиме сила может реализовываться в медленном или быстром темпе. Это качество является основной характеристикой мышечной работы, обозначаясь как скоростно-силовые способности.

Скоростно-силовые способности выступают своеобразным комплексом из собственно-силовых и скоростных способностей. Они определяют, каким образом и с какой скоростью развивается максимальное мышечное напряжение в определенный отрезок времени. В основе скоростно-силовых способностей лежат физиологические особенности и функциональные свойства нервно-мышечного взаимодействия, позволяющие совершать действия, где параллельно со значительными мышечными нагрузками предполагается высокая скорость движений.

Другими словами, скоростно-силовые способности характеризуют способность человека к проявлению усилий максимальной мощности в короткий промежуток времени, при сохранении оптимальной амплитуды движений [9]. При этом степень проявления скоростно-силовых способностей зависит как от показателей мышечной силы, так и от способности человека к мобилизации всех функциональных возможностей организма.

В структуру скоростно-силовых способностей входят:

− быстрая сила, отражающая непредельное напряжение мышц в упражнениях со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины;

− взрывная сила, характеризующая способность достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время в процессе выполнения упражнения [8].

При этом общей характеристикой скоростно-силовых способностей может выступать динамический режим, отражающий одновременно способность организма выполнять движения в быстром темпе, преодолевая противодействующие и уступающие эффекты.

В ходе выполнения упражнений, связанных с перемещением собственного тела, основное значение имеет относительная сила, характеризующаяся показателями данного организма с учетом показателей его веса, роста, мышечной массы, наличия жировых отложений и т.д.

Относительность понятия скоростно-силовых способностей связано с тем, что наличие большой силы не указывает на способность человека к быстрому ее проявлению. Именно в данном случае определяющую роль играет скоростно-силовой показатель.

  1. Антонов, С. В. Критерии и методы оценки специальной физической подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов на этапах годичной подготовки: автореф. дис. ... кан. пед. наук / Антонов С. В. - М., 2001. - 25 с.
  2. Арзуманов С. Г.Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов. Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 660 с.
  3. Базовые виды спорта: легкая атлетика. / Щенникова М.Ю. [и др.].: СПб., 2010 С. 99-102
  4. Балахничев В.В. Бегай. Прыгай. Метай. М.: изд-во «Человек», 2012. 212 с.
  5. Балахничев, В. В. Управление и программирование тренировочного процесса в скоростно-силовых видах легкой атлетики: метод. пособие / В. В. Балахничев, Е. П. Врублевский. - Смоленск, 2005. - 74 с.
  6. Бобровник В. И. Факторная структура специальной подготовленности прыгунов в длину высокой квалификации // Теория и методика физического воспитания и спорта. — 2004. — № 1. — с. 51–56.
  7. Бобровник В. И. Совершенствование системы спортивной подготовки легкоатлетов-прыгунов. // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. — Харьков: ХДАДМ, 2003. — № 3. — с. 103–114.
  8. Богданов, Г. П. Бег на уроках в IV-VI классах. Физическая культура в школе. М., 1984. c. 35-40,
  9. Бондарчук А. П. Перенос тренированности в легкоатлетическом спорте. — К., 1999. — 332 с.
  10. Врублевский, С. П. Управление тренировочным процессом женщин в скоростно-силовых видах легкой атлетики / С. П. Врублевский // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 6. - С. 2-5.
  11. Гойхман П. Н. Лёгкая атлетика в школе. Физкультура и спорт. М.: 1972. 200 с.,
  12. Грецов Г. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика. М.: 288 с.
  13. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка. М.: Астрель: АСТ, 2003. 1578 с.,
  14. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г
  15. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000
  16. Жилкин А. И. Легкая атлетика. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 464 с.
  17. Ковальчук Г.И., Лопина Н.Г., Скуренок Т.В. Типология спортивно-технической подготовленности прыгунов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.
  18. Ковган П.И. Взаимосвязь двигательных установок и биомеханических параметров систем движений прыгунов в длину с разбега во время отталкивания // Вестник БГУ. 2015. №3.
  19. Колот А. В. Лекция «Методика тренировки в пр. В длину» 2006. Киев. 20 с.
  20. Креер В. А., Попов В. Б. Легкоатлетические прыжки. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 186 с.
  21. Курамшин Ю.Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения: СПб.: 1998. 464 с.
  22. Лапутин А. Н. Обучение спортивным движениям. Киев: 1986. 213 с., Макаров А. Н. Прыжки в длину способом "согнув ноги". М., 2000. 21 с.
  23. Лопатин В. В. Малый толковый словарь русского языка. М.: 2008., Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2012
  24. Лебедева, Т. Р. Должная динамика годовых объемов тренировочных нагрузок для молодых перспективных прыгуний в длину и тройным / Т. Р. Лебедева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2012. - №2 (4). - С. 36-43.
  25. Легкая атлетика: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Под редакцией Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. — М.: Физкультура и спорт, 1989. — 671 с.
  26. Лях В. И., Зданевич А. А. Физическая культура. М.: изд. Просвещение. 2010.
  27. Макаров А. Н. Обучение и тренировка в прыжка. Легкая атлетика. М.: Просвещение, 1990. С. 122-163
  28. Макаров А. А. Легкая атлетика. М.: Просвещение, 1987. 304 с.
  29. Макаров А.А., Масленников С.М. Прыжки в длину способом «согнув ноги». М.:. 2000. 21 с.
  30. Мироненко И.Н. Эволюция двигательных действий в прыжковых локомоциях человека // Современный взгляд на подготовку легкоатлетов: материалы Междунар. конф. М., 2006. С. 127-147
  31. Оганджанов, А. Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов - прыгунов: монография / А. Л. Оганджанов. - М.: Физическая культура, 2005. - 200 с.
  32. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. — К.: Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
  33. Попов В. Б. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. М.: изд. Терра-Спорт 2001. 128 с.
  34. Пьянзин, А. И. Модель ранжирования специальных тренировочных средств в прыжковых видах легкой атлетики / А. И. Пьянзин // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 3. - С. 28-30.
  35. Смурыгина Л. В., Кожбахтеев Ш. Х. Анализ средств общей и специальной физической подготовки прыгунов в длину на этапе начальной специализации // Молодой ученый. — 2017. — №7. — С. 204-205.
  36. Солодков А.С. Физиология спорта. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2004. 231 с.
  37. Раджапов У. Р., Зайниддинов Т. Б., Рахимов А. У. Методика обучения прыжкам в длину // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 697-701. — URL https://moluch.ru/archive/111/27336/ (дата обращения: 19.03.2019).
  38. Руденик, В.В. Совершенствование двигательной структуры отталкивания у прыгунов в длину высокой квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук / В.В. Руденик; АФВиС РБ. - Минск, 1998. - 20 с.
  39. Холодов Ж.К. Легкая атлетика в школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1993. 128 с.
  40. Черкашин, В. П. Индивидуализация тренировочного процесса юных спортсменов в скоростно-силовых видах легкой атлетики / В. П. Черкашин. - Волгоград: ВГАФК, 2000. - 240 с.
  41. Шестаков, М. П. Динамика показателей физической и технической подготовленности как основа управления тренировочным процессом в годичном цикле прыгунов в длину: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шестаков М. П. - М., 2007. - 23 с.
  42. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М: изд. Педагогика. 1989, 560с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Физическая культура
2015 год 42 стр.
Курсовая Физическое развитие детей
diplomstud
Курсовая работа Физическая культура
2015 год 25 стр.
Курсовая Психологическая подготовка к соревнованиям по тяжелой атлетике
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское