Введение
1 Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка
- Истоки формирования понятия «социокультурный мир ребенка»
3 Социокультурный мир ребенка и его социально-педагогическая характеристика
Заключение
Список использованной литературы
Ребенок в развитии может опережать сверстников, что находит отражение в его социокультурном мире. Сдерживать это развитие не следует, стимулируя его проявление с учетом индивидуальной предрасположенности. Важно позаботиться о среде, где бы он мог реализовать себя, свою культуру. Он может и отставать в развитии. В этом случае необходимо ускорить его формирование. Такая деятельность исключительно индивидуальна и зависит от причин задержки личностного, средового и (или) воспитательного характера. В каждом случае требуется свой подход к социокультурному развитию и воспитанию ребенка. К основным факторам, существенно влияющим на социокультурный мир ребенка, относятся:
- «возрастная» (усвоенная) культура;
- родители, воспитатели, старшие, сверстники;
- среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр.;
- целенаправленная деятельность по стимулированию формирования и развития социокультурного мира ребенка;
- личные усилия самого ребенка, проявляемые в различных видах его интеллектуально-творческой деятельности.
«Возрастная» (усвоенная) культура ребенка является результатом воздействия детской субкультуры, традиции которой передаются из поколения в поколение, среды, в которой жил и развивался ребенок, и его воспитания.
Целью работы является изучение социокультурного мира ребенка.
1 Особенности проявления и необходимость учета социокультурного мира ребенка
По итогам заседания координационного совета глав муниципальных образований и городских округов Архангельской области при Губернаторе Архангельской области, состоявшемся 27 августа 2016 года в деревне Кононовская Устьянского района, главам муниципальных образований, на территории которых нет уполномоченных по защите прав ребенка, было рекомендовано обеспечить создание данного института. На конец 2016 года уполномоченные по правам ребенка осуществляли свою работу в 12 муниципальных образованиях (городах Архангельске, Северодвинске, Котласе, Новодвинске, Приморском, Няндомском, Вельском, Онежском, Коношском, Котласском, Устьянском и Лешуконском районах), в Красноборском муниципальном районе в декабре 2016 года был назначен уполномоченный по правам ребенка, а в январе 2017 года в Холмогорском районе [5].
Не назначены уполномоченные по правам ребенка в следующих муниципальных образованиях: в городах Коряжма, Мирный, Северодвинск, Верхнетоемском, Вилегодском, Виноградовском, Каргопольском, Ленском, Мезенском, Плесецком, Пинежском, Шенкурском муниципальных районах.
Совместно с уполномоченными в муниципальных образованиях региональным уполномоченным проведены приемы граждан (два – в г. Северодвинске, один – в Приморском районе).
О важности развития института уполномоченных по правам ребенка в муниципальных образованиях региона свидетельствует отчетная информация, предоставленная региональному уполномоченному по итогам работы за 2016 год.
Необходимо отметить, что большое количество обращений в г. Архангельске, а также граждане активно обращаются к уполномоченным в Вельском и Коношском районах, г. Котласе [5].
К уполномоченным в муниципальных образованиях за 2016 год, из которых видно, что наиболее часто к уполномоченным обращаются родители, активны в решении вопросов, напрямую или косвенно связанных с детьми, близкие родственники и опекуны (попечители, приемные родители).
С появлением ребенка у супругов возникает нравственный долг отца и матери по отношению к своему ребенку, даже если его родители вместе не живут, браком не сочетались, поддерживали кратковременную несемейную связь. Как уже отмечалось, с 15 сентября 1990 года Российская Федерация является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Идеи названной выше Конвенции непосредственно касаются общечеловеческих проблем. Не случайно ее называют «Великой хартией вольности для детей», «Мировой Конституцией прав ребенка». Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое значение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное представление о подчиненном положении несовершеннолетнего в семье.Для каждого возраста имеет место своеобразие в формировании и проявлении субкультуры. Например, для подросткового возраста американский психолог Г.Э. Эриксон выделил типичные конфликты в формировании самосознания, характеризующие соответствующую субкультуру, как результат социального формирования личности:
- временная перспектива или расплывчатое чувство времени;
- уверенность в себе или застенчивость;
3) экспериментирование с различными ролями или фиксация одной роли;
- ученичество или паралич трудовой деятельности;
- сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация;
- отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета;
- идеологическая убежденность или размытость системы ценностей.
Родители, воспитатели, старшие, сверстники — это носители и трансформаторы культуры, во взаимоотношениях с которыми происходит становление и развитие социокультурного мира ребенка. Взаимодействие ребенка с ребенком является важнейшим фактором (источником) для подражания и стимулирования его социального развития. Матео Вежио (1406—1458), итальянский гуманист, писал, что дети больше всего воспитываются примерами, надо предохранить их от дурных товарищей и дурного общества. Народная мудрость гласит: «с кем поведешься, от того и наберешься».
Общение, взаимоотношения ребенка с другими людьми являются естественной формой его самопроявления. Начальное взаимодействие — «ребенок — родитель». Именно здесь в большей мере наблюдается взаимосвязь культуры взрослого человека с социокультурным миром ребенка. При этом в отношениях с матерью создаются наиболее благоприятные условия для социального развития, усвоения культуры. Она выступает главным защитником, опорой, удовлетворяет все потребности ребенка, что и определяет его связь с ней как с источником социокультуры. С возрастом он начинает выстраивать отношения и с другими людьми, которые вызывают его социальный интерес. Приоритетом чаще всего пользуются дети, сверстники. В детской среде быстрее формируются общие интересы, достигается взаимопонимание, проявляются увлечения. В дальнейшем интерес ребенка ко взрослым чаще всего снижается. Это объясняется многими причинами, и прежде всего нарушением взаимопонимания — «конфликт поколений», формированием извечной проблемы «отцы и дети». Одновременно усиливается интерес и стремление к взаимодействию со сверстниками, включение в сообщества, что характерно для подростков и юношества [2].
Среда жизнедеятельности, с которой непосредственно взаимодействует ребенок дома, на улице, в детском саду и пр. Человек развивается в определенной средовой обстановке. Среда — это своего рода фон, на котором формируется личность. Каждый фактор среды имеет свои социально-педагогические возможности — это семья; квартира, убранство квартиры; место расположения квартиры, дома, в котором живет ребенок (в городе, деревне); улица; люди, с которыми взаимодействует ребенок, окружающие его, представляющие своего рода пример старшего или сверстника, и многое другое. Социальная педагогика изучает факторы среды, влияющие на социальное формирование личности, и исследует возможности целесообразного использования их, профилактирования их негативного влияния.