Курсовая работа|Уголовное право

Специалист как участник уголовного судопроизводства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 28

Введение

Глава 1. Правовые основания участия специалиста в процессуальных действиях

1.1. Понятие и сущность специальных знаний

1.2. Регламентация использования специальных знаний в уголовном процессе

Глава 2. Специалист как участник уголовного судопроизводства

2.1. Статус специалиста в уголовном судопроизводстве

2.2. Формы участия специалиста в  уголовном судопроизводстве

Глава 3. Заключения и показания специалиста как источник доказательств в уголовном процессе

Заключение

Список использованной литературы

Современное состояние преступности является одним из основных факторов, дестабилизирующих социально-экономическую ситуацию в государстве. Качественные изменения преступности проявляются в новых, ранее не известных способах совершения преступлений, росте сплоченности преступных групп, а также активном противодействии процессу расследования преступлений.

Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что ее эффективность напрямую зависит от используемых средств и методов, тем не менее, при расследовании преступлений помимо использования традиционных средств и методов криминалистики, требуется применение специальных знаний, в том числе и со стороны таких специфических участников уголовного процесса как «специалисты». Их правовой статус, как и доказательная сила их заключений и показаний вызывают в научной литературе существенные дискуссии. Исходя из этого, изучение статуса специалиста как участника уголовного процесса, как и смежных проблем, имеет ярко выраженную теоретическую им практическую значимость.

Степень изученности. Различные аспекты, связанные с изучением статуса специалиста как участника уголовного процесса нашли отражение в трудах целого ряда ученых. Среди них – О.В. Волколуп, А.А. Давлетов, О.Г. Дьяконова, А.В. Нестеров, О.С. Сергеева, С.В. Тетюев и др.

Объект настоящей работы – общественные отношения, связанные с использованием специальных знаний в уголовном судопроизводстве.

Предмет исследования – нормативная регламентация участия специалиста в уголовном судопроизводстве, правоприменительная практика по теме, научная и учебная литература.

Цель работы заключается в исследовании статуса специалиста как участника уголовного судопроизводства.

Задачи:

- исследовать понятие и сущность специальных знаний;

- проанализировать особенности регламентации использования специальных знаний в уголовном процессе;

- определить статус специалиста в уголовном судопроизводстве;

- охарактеризовать формы участия специалиста в  уголовном судопроизводстве;

- выявить особенности заключения и показаний специалиста как источник доказательств в уголовном процессе.

Методы исследования. В работе были использованы общенаучный диалектический метод познания, позволяющий рассматривать применение специальных знаний как сложную категорию, зависящую от экономических, правовых и социально-политических факторов в определенную историческую эпоху. Также были использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, сравнительно-правовой и формально-логический методы.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения, и списка использованной литературы. 

 

Глава 1. Правовые основания участия специалиста в процессуальных действиях

1.1. Понятие и сущность специальных знаний

Специалист - это лицо, обладающее специальными знаниями. Однако, в Уголовно-процессуальном кодексе (далее - УПК РФ[1]) не раскрывается понятие специальных знаний. Оно есть в только Федеральном законе от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»[2], однако оно раскрывается в нем в первую очередь применительно к экспертизе и статусу экспертов. Термин «специальные знания» в данном законе очерчивает круг областей человеческой деятельности, знания из которых могут быть использованы в процессе судопроизводства, в том числе уголовного судопроизводства. Данный Закон включает в круг специальных знаний знания в области науки, техники, искусства или ремесла.

В науке термин «специальные знания» раскрывается шире. Так, А.А. Эйсман под специальными познаниями понимает «такие знания, которыми располагает ограниченный круг специалистов, но... которыми не располагает адресат доказывания» (следователь, суд, участники процесса)[3].

По мнению Р.С. Белкина, под специальными знаниями понимаются «профессиональные знания в области науки, техники, искусства или ремесла, необходимые для решения вопросов, возникающих при расследовании и рассмотрении в суде конкретных дел»[4].

По мнению В.Я. Колдина, это «познания, приобретаемые посредством специального (профессионального) образования и опыта»[5].

Н.Н. Раскатова выделяет «специальные знания» и «специальные познания» как различные понятия. При этом к специальным знаниям автор предлагает относить знания, в том числе носящие правовой характер, связанные с нормами определенной отрасли права, выходящие за пределы профессиональной подготовки, предусматривающие возможность использования подобных знаний в форме консультаций специалистов по юридическим вопросам, которыми не обладают участники процесса, или в форме проведения экспертиз. Помимо правового характера таких знаний, как отмечает Н.Н. Раскатова, специальные знания экспертов и специалистов должны обладать еще и рядом важнейших признаков, которые дают возможность выделить их среди общего массива знаний, накопленных обществом на определенном этапе своего развития[6].

«Специальные познания» Н.Н. Раскатова определяет как совокупность теоретических знаний и практических навыков определенных лиц в разных сферах науки, техники, искусства, ремесел, выходящих за рамки правовых знаний, которыми должны обладать участники процесса. Подобные знания приобретаются путем получения специального образования и накопления опыта работы в соответствующих областях науки, техники, искусства, ремесла, и в связи с этим позволяют им решать некоторые вопросы, возникающие в ходе рассмотрений различных уголовных дел, которые не могут решить другие участники процесса13.

В.Д. Арсеньев и В.Г. Заблоцкий также различают специальные знания как комплекс сведений, полученных в процессе научной и практической деятельности в той или иной отрасли и отраженных в научной литературе, и специальные познания – знания, полученные конкретным лицами в процессе теоретического и практического обучения определенному виду деятельности, при котором они получили также требуемые навыки для ее осуществления[7].

Но большинство специалистов придерживаются мнения, согласно которому специальные знания» и «специальные познания» являются синонимами. В российском законодательстве используются оба эти понятия как равнозначные. На наш взгляд, с лингвистической точки зрения данные термины имеют различие, но для задач уголовного процесса целесообразно применять их как синонимы для единообразия понимания.

Исследуя различные походы к пониманию специальных знаний, можно сформулировать критерии, по которым специальные знания отличаются от общеобразовательных, общедоступных: выход специальных знаний за рамки общеобразовательной подготовки, житейского опыта; наличие особой подготовки, профессиональных навыков лиц, обладающих этими знаниями; возможность использовать специальные знания, которая обусловленная достаточным уровнем развития науки, техники, искусства и ремесла; возможность использовать эти знания в рамках конкретного дела[8].

На основании обзора подходов различных ученых к определению понятия специальные знания, их можно определить как систему теоретических знаний, практических навыков и умений в отдельных областях науки, техники, искусства или ремесла, не являющихся общедоступными и не входящих в систему общеобразовательной и юридической подготовки. Эти знания приобретаются в процессе специального обучения и получения профессионального опыта. Своевременное и эффективное применение специальных знаний служит важнейшим условием повышения качества уголовного судопроизводства, т.к. содействует оперативному раскрытию преступлений, обеспечивает объективность, полноту и всесторонность предварительного и судебного следствия, вынесение законного, обоснованного и справедливого приговора.

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (ред. от 21.07.2014) //Российская газета. - 25.12.1993. - № 237.
  3. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 31.05. 2001 г. N 73-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. – 04.06. 2001 г. - N 23. - Ст. 2291.
  4. О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 04.07.2003 N 92-ФЗ (ред. от 29.12.2010) // "Собрание законодательства РФ. - 07.07.2003. - № 27 (ч. 1). - Ст. 2706.
  5. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2017) //Собрание законодательства РФ - 10.06.2002. - № 23. - Ст. 2102.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // Собрание законодательства РФ. - 24.12.2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
  7. О судебной экспертизе по уголовным делам. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2010 № 28 // Российская газета. - N 296. - 30.12.2010.
  1. Научная литература
  1. Арсеньев В.Д., Заблоцкий В.Г. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 2013. – 405 с.
  2. Волколуп О.В., Чупилкин Ю.Б. Гарантии прав участников уголовного судопроизводства Российской Федерации: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и дополн. - Краснодар: Кубанский государственный университет, 2016. – 219 с.
  3. Давлетов А. А. Специалист в уголовном процессе: новые возможности и проблемы. Российская юстиция. - 2013. - № 9. - С. 38–42
  4. Дьяконова О.Г. Формы участия специалиста в судопроизводстве // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. - 2016. - № 8 (24). - С. 15-31.
  5. Исаева Л.М. Проведение и оценка результатов судебных экспертиз // Научный портал МВД России. - 2015. - № 3. - С. 45-49.
  6. Классен Н.А. Формы использования специальных знаний при осуществлении защиты по уголовным делам // Уголовный процесс. - 2013. - № 1. - С. 50-53.
  7. Ковалева А.В.. О Возможности участия специалиста при обеспечении доказательств // Актуальные проблемы российского права. – 2019. - №. 3 (100). - С. 107-117.
  8. Колдин В.Я. Организация работы экспертных учреждений в условиях изменившегося законодательства о сроках проведения судебных экспертиз // Медицинская экспертиза и право. - 2011. - № 1. - С. 15-19.
  9. Конин В.В. Осмысление и оценка заключения эксперта в уголовном судопроизводстве // Уголовное судопроизводство. - 2015. - № 4. - С. 16-19.
  10. Нестеров А.В. О соотношении понятий специальных знаний и познаний эксперта // Эксперт-криминалист. - 2012. - № 1. - С. 11-13.
  11. Петрухина О.А. Особенности участия специалиста в расследовании экологических преступлений // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2018. - № 1-2.- С. 86-93.
  12. Раскатова Н.Н. Судебно-почерковедческая экспертиза документов в гражданском процессе как форма использования специальных знаний: автореф. дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2005. – 30 с.
  13. Семенов Е.А. Заключение специалиста как источник доказательств / Е.А. Семенов // Адвокатская практика. - 2015. - № 2. - С. 15-17.
  14. Сергеева О.С. К вопросу о процессуальных полномочиях специалиста в уголовном судопроизводстве // Юридический вестник Самарского университета. – 2016. - Выпуск. 2. - №. 4. – С. 105-112.
  15. Сергеева О.С. К вопросу о разграничении функций эксперта и специалиста в уголовном судопроизводстве // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - №. 6 (14). - 2016. - С. 50-56. 
  16. Сорокотягина Д.А., Сорокотягин И.Н. Теория судебной экспертизы. – М.: Феникс, 2014. – 355 с.
  17. Степанов В., Шапиро Л. Показания специалиста в уголовном судопроизводстве // Уголовное право. - 2015. - № 4. - С. 81-84.
  18. Тетюев С.В. Справочно-консультационная деятельность специалиста в уголовном судопроизводстве: проблемы правовой регламентации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. -2016. - № 19 (152). – 2016. - С. 55-59.
  19. Уголовный процесс / Под ред. К.Ф.Гуценко. Издание 5-е, переработанное и дополненное.- М.: ИКД Зерцало-М, 2012. – 439 с.
  20. Эйсман А.А. Экспертиза как доказательство состояния опьянения // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2011. - № 13. - С. 40-49.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Уголовное право
2017 год 39 стр.
Курсовая Судебная экспертиза на стадии возбуждения уголовного дела
Telesammit
Курсовая работа Уголовное право
2015 год 40 стр.
Курсовая Понятие и цели уголовного наказания
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское