ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общая характеристика художественной гимнастики как средства физической подготовки
1.1. Отличительные черты художественной гимнастики
1.2. Общая физическая подготовка в художественной гимнастике
1.3. Специальная физическая подготовка в художественной гимнастике
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3. Художественная гимнастика в системе физической подготовки девочек 15-16 лет
3.1. Психические особенности девочек 15-16 лет
3.2. Особенности физического развития девочек 15-16 лет
3.3. Роль художественной гимнастики в подготовке девочек 15-16 лет
Заключение
Список литературы
Актуальность темы. Художественная гимнастика – один из относительно самостоятельных видов гимнастики. На формирование её средств и методов существенное влияние оказали особенности женского организма и, главным образом, особенности женской моторики.
Специфичность художественной гимнастики заключается в особой технике типичных для нее упражнений, в использовании элемента танца и в особой методике применения музыки. Последнее расширяет возможности эстетического воспитания гимнасток, что и дало основание назвать этот вид гимнастики художественной [1].
Этот вид спорта многогранен. Однако, имея в виду, что художественная гимнастика по своей сути спорт весьма выразительный, речь пойдет о средствах, которыми эта выразительность достигается. Начнем с аксиомы: гимнастке, прежде чем выполнить какое-нибудь упражнение выразительно, нужно подготовиться физически, исполнять упражнение технически так, чтобы, как говориться, комар носа не подточил. Это как в жизни: человек, прежде чем научиться ходить, ползает, затем учится хорошо ходить, а потом уж задумывается о том, чтобы ходить красиво, элегантно.
Следовательно, много говорить о важности физической подготовки «художниц» нет смысла. Можно лишь подчеркнуть, что в наши дни, когда уровень мастерства в спорте вырос необычайно, никакой талант не поможет обладателю занять высшую ступень пьедестала почета, тем более международных турниров, если спортсмен не будет отдавать своему любимому виду спорта всего себя, трудясь до седьмого пота. В полной мере это относится и к художественной гимнастике. И может быть, более чем к какому – либо другому виду спорта, ибо тут, кроме физического совершенства, кроме технического мастерства, необходимо воспитывать и выразительность [2].
Как трудятся над этим «художницы», поскольку часов они проводят в спортивном зале, как скрупулезно отрабатывают каждое движение, каждый жест, как настойчиво всё это «увязывают» с музыкой, можно только догадываться. Ведь на состязаниях, когда видишь, с какой легкостью и непринужденностью спортсменки исполняют сложнейшие элементы, этого труда не видно. Мы лишь, глядя на них, нередко восхищенно произносим: «Это предельно грациозно!», тем самым, может быть невольно выражая самую сокровенную суть понятия выразительности движений. И, разумеется, это верно. Ведь выразительность движений – это не только их пластичность, музыкальность, вернее, слитность с музыкой, их законченность, но ещё и грациозность!
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что в ходе занятий художественной гимнастики за счет выполнения специфических двигательных упражнений происходит развитие основных двигательных качеств.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс по художественной гимнастике в спортивной секции.
Предмет исследования - развитие двигательных качеств девушек 15-16 лет средствами художественной гимнастики.
Цель исследования - изучить эффективность использования средств художественной гимнастики на занятиях в секции для девушек в возрасте 15-16 лет.
Задачи исследования:
- Рассмотреть отличительные черты художественной гимнастики как вида спорта
- Кратко охарактеризовать особенности общей и специальной физической подготовки в художественной гимнастике
- Рассмотреть роль художественной гимнастики в подготовке девочек 15-16 лет и оценить ее образовательно-воспитательный потенциал
- Сформулировать практические рекомендации по применению художественной гимнастики при физической подготовке девочек 15-16 лет.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования; изучение нормативно – правовых актов, ФГОСа); эмпирические (тесты; статистические методы).
Научная новизна. Выявили возможности художественной гимнастики в воспитании и физическом развитии девочек 15-16 лет.
Теоретическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для написания методических рекомендаций, учебных пособий, для разработки курса лекций и практических занятий по художественной гимнастике.
Практическая значимость. Могут быть использованы преподавателями физической культуры для организации физической подготовки девочек 15-16 лет.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Общая характеристика художественной гимнастики как средства физической подготовки
1.1. Отличительные черты художественной гимнастики
Основными средствами являются:
– упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. д.); – упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой); – элементы классического танца; – элементы народных танцев; – элементы историко-бытовых и современных танцев; – акробатические упражнения; – ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой); – элементы пантомимы; – элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения); – упражнения из других видов спорта.
Упражнения школьной программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимы, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики). Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.
Особенности урока художественной гимнастики в школе
Применение средств художественной гимнастики на уроках физкультуры в течение учебного года позволяет значительно повысить уровень развития быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств, ловкости, равновесия, координации движений [1].
Урок художественной гимнастики в школе оказывает значительное воздействие на сердечно-сосудистую систему. Средние значения пульса при исполнении в основной части урока упражнений с предметами составляют около 165 уд/мин.
В зависимости от структуры элементов, а также от их направленности как в педагогическом плане, так и по характеру воздействия на организм занимающихся школьный учебный материал можно условно разделить на 6 видов:
1) разновидности ходьбы, бега и скачки; 2) танцевальные шаги и их соединения; 3) упражнения для рук, туловища (наклоны, выпады), на равновесие; 4) упражнения с предметами; 5) прыжки на месте и с продвижением; 6) упражнения на расслабление для мышц рук, ног, туловища.
В подготовительную часть урока длительностью до 8 мин. входят упражнения 1-го вида, в основную (30 мин.) – 2, 3, 4 и 5-го видов, а в заключительную (7 мин.) – упражнения 6-го вида [3].
Подготовка к занятию и его проведение
Готовясь к занятию, учитель должен прежде всего определить его задачи, содержание, направленность. Начинающему учителю рекомендуется составлять конспект подробно в письменном виде, с указанием дозировки, размещения занимающихся, предопределяя возможные ошибки и пути их исправления. В дальнейшем, с приобретением педагогического опыта, можно не записывать полностью урок, но тщательно продумывать его построение. Однако план-конспект не должен превращаться в догму, исключать творческое начало. Практически это означает, что, сохраняя методическую последовательность, целенаправленность, учитель может усложнять, облегчать задания, вводить новые и т. д.
Важным условием правильной организации урока является продуманное, спланированное размещение занимающихся. Подготовительную часть рекомендуется проводить в движении колонной по кругу. При выполнении упражнений у опоры нужно расставлять школьниц так, чтобы они не мешали друг другу. При выполнении упражнений на середине зала лучше всего размещать школьниц в шахматном порядке, причем через 2–3 урока следует менять линии.