Введение
Глава 1. Правовые основы регулирования социальной защиты
1.1. Становления муниципальной службы в РФ
1.2. Нормативно-правовая основа регулирования социальной защиты персонала организации, учреждения, муниципальных служащих
1.3. Правовое значение социальной защиты
Глава 2. Гарантии социальной защиты персонала организации, учреждения, муниципальных служащих
2.1. Применение поощрений к персоналу организации, учреждения, муниципальным служащим
2.2. Социальное страхование персонала организации, учреждения,муниципальных служащих
2.3. Время отдыха персонала организации, учреждения, муниципальных служащих
Актуальность темы исследования. Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
Муниципальная служба является важнейшей частью публичного управления, которое в современной России выходит на качественно новый уровень. Административная, муниципальная, военная, судебная, жилищно-коммунальная и другие реформы, проводимые сегодня в государстве, не могут быть успешно реализованы без согласованной работы муниципальных служащих. Именно от них в первую очередь зависит эффективная деятельность органов государственной власти и местного самоуправления.
Особую актуальность работе придает то обстоятельство, что в настоящее время муниципальная служба находится в процессе реформирования. Вместе с тем это отчасти усложняет написание работы, так как законодательство в данной области становится все более объемным и при этом увеличивается число пробелов и коллизий: нормативные правовые акты, принятые до начала реформы и в процессе ее проведения, зачастую не согласуются друг с другом.
Углубленное изучение данной темы имеет не только важное теоретическое, но и большое практическое значение, поскольку хорошее знание законодательства о муниципальной службе позволит увереннее работать в органах государственной власти и местного самоуправления.
Работа преследуют несколько целей:
1) изучение и обсуждение законодательства о муниципальной службе;
2) ознакомление с историей становления и развития муниципальной службы в России;
3) изучение и дальнейшее обобщение правового регулирования, организации и функционирования социальной защиты муниципальных служащих;
4) усвоение теоретических основ системы работы государственной и муниципальной службы, обсуждение наиболее дискуссионных теоретических положений;
5) выявление тенденций в законотворческом процессе в области права обеспечения муниципальной службы;
7) рассмотрение судебных решений и конкретных ситуаций из практики, а также разработка проектов нормативных правовых актов и документов.
Объектом исследования – общественные отношения в сфере социальной защиты персонала организации, учреждения, муниципальных служащих.
Предмет исследования социальная защита муниципальных служащих.
Исходя из поставленных целей, следует выделить следующие задачи исследования:
1) изучении исторического аспекта в отношении муниципальной службы;
2) рассмотрение правового значения социальной защиты.
3) исследование роли гарантий в обеспечении стабильности кадров государственной и муниципальной службы;
4) анализ механизма реализации каждой из гарантий как государственного, так и муниципального служащего;
5) разработка рекомендаций по совершенствованию законодательства, закрепляющего систему гарантий государственного и муниципального служащего и порядок осуществления каждой из них.
Методологической базой исследования является всеобщий диалектический метод познания. Использованы также общие, специальные и частноправовые методы исследования: анализ, синтез, системный подход, структурно-функциональный подход, конкретно-социологический, статистический, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Структура работы: работа состоит из введения трех глав, в каждой из которых содержится по три параграфа, заключения и списка литературы.
Глава 1. Правовые основы регулирования социальной защиты
1.1. Становления муниципальной службы в РФ
В любом обществе и государстве служба является разновидностью социальной, общественно-политической деятельности и выступает как необходимое условие нормальной жизнедеятельности людей. Служба возникла ещё до появления государства, её зарождение и формирование связано с процессом становления и развития общества.
Службу следует отличать от иных видов социальной деятельности (производства продукции, оказания бытовых услуг и т.п.). Как особый вид социальной деятельности служба характеризуется, прежде всего, тем, что её непосредственным объектом воздействия является человек: его воля, свобода, интересы и т.д.
Служба представляет собой управленческую деятельность. Её цель - организация исполнения задач, функций, как государственных, муниципальных, так и иных, негосударственных, общественных, частных организаций, учреждений, предприятий. Отличительной особенностью службы как вида социальной деятельности является также и то, что она выступает необходимым средством обеспечения иных видов социальной деятельности.
Возникновение и развитие службы связано с формированием особой социальной категории людей - служащих. В их деятельности материализуется служба. Эта деятельность осуществляется профессионально, на основе специальных знаний и навыков, в различных формах, с использованием различных методов.
Таким образом, можно заключить, что служба - это профессиональная деятельность особой категории лиц (служащих) по организации исполнения задач, функций и полномочий государственных, муниципальных, общественных и иных социальных структур.
Служба выступает необходимым элементом внутренней структуры каждого органа, организации, учреждения, предприятия. Поэтому многообразие организационных государственных, муниципальных и иных социальных структур, функционирующих в обществе, обусловливает подразделение службы на виды.
Служебная деятельность в современном обществе подразделяется на несколько основных видов: государственную, муниципальную и др. При этом следует иметь в виду, что в РФ государственная служба включает лишь службу в государственных органах. Муниципальная служба - новый вид службы в РФ. Её формирование связано с процессом становления и развития местного самоуправления в нашей стране как одной из форм публичной власти в государстве. Специфика местного самоуправления как местной (муниципальной) публичной власти во многом обусловливает особенности муниципальной службы - одного из важнейших институтов местного самоуправления.
Муниципальные служащие - один из самых многочисленных контингентов в системе публичной власти государства и общества. Развитие муниципальной службы требует не только создания прочной правовой базы, но и решения вопросов подготовки и переподготовки муниципальных служащих, формирования правового статуса муниципального служащего на основе нормативных правовых актов о муниципальной службе, понимания природы и особенностей власти местного самоуправления, его задач, функции в государстве и обществе в целом.
Вместе с тем, следует учитывать, что муниципальная служба - это один из видов служебной деятельности, и ей свойственны те черты, которые характеризуют службу как социальный институт.
Понятие «муниципальная служба» - сравнительно новое для нашего законодательства. До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, так как служащие местных органов государственной власти (советов и их исполнительных комитетов) являлись государственными служащими.
Учреждение муниципальной службы как нового вида служебной деятельности, обособление её от государственной службы обусловлено формированием в России местного самоуправления как специфического уровня власти, самостоятельной формы осуществления народом принадлежащей ему власти. Вместе с тем, первые законы о местном самоуправлении не использовали понятие «муниципальная служба».
Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Понятия «государственный служащий» и «муниципальный служащий» были по существу равнозначными. Согласно такому взгляду, муниципальный служащий - это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.
Конституция РФ, к сожалению, не использует понятия «муниципальная служба», «муниципальный служащий». Одно из первых упоминаний о муниципальных служащих в федеральном законодательстве встречается в Федеральном законе от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ныне утратившем силу. В ст. 22 этого закона закреплялись гарантии деятельности кандидатов, находящихся на государственной или муниципальной службе.
В результате произведённых теоретических и прикладных исследований в настоящее время на законодательном уровне полностью закреплён статус муниципального служащего. В ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий определяется как «гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета». На первый план сейчас выходит проблема развития института муниципальной службы и эффективного управления её человеческими ресурсами.
Современное состояние кадрового корпуса органов муниципального управления позволяет сделать вывод о том, что такая модель управления возможна в форме карьерной стратегии. Карьерная стратегия представляется как способ деятельности, способствующий продвижению и развитию субъекта в профессиональной и социальной жизни. «Стратегия вовлечённости» индивида в процесс совершенствования деятельности обусловлена естественным стремлением приспосабливаться к постоянно изменяющейся внешней среде. Карьерный процесс в этом смысле может быть обозначен как алгоритм практического использования человеческих ресурсов института муниципальной службы.