Актуальность темы. Современное общество в ходе политических, социально-экономических, культурных преобразований остро нуждается в новых формах досуга. Одним из новых направлений досуговой деятельности и является анимация.
Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (лат. anima – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.
Сегодня анимация – это одно из средств стимулирования полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой деятельности человека. Анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с людьми в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса.
Анимационная деятельность – это инновационная деятельность по вовлечению участников образовательного, социального или культурного процесса в активные, творческие, взаимообогащающие межличностные отношения. Это уникальная область деятельности, которая отличается широким разнообразием связей с действительностью, сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры, носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов людей.
Удаленность от «столичных городов» – Москвы, Санкт-Петербурга – основных поставщиков туристов, обусловливает возможные стратегии развития туризма в этой местности, в том числе необходимость развития города и района как самостоятельного туристского центра, пре- доставляющего в значительной степени самодостаточный туристский продукт. Базой для создания такого туристского продукта является полноценный анимационно-рекреационный потенциал.
Новизна направления деятельности и составляет актуальность написания курсовой работы на заданную тему.
Таким образом, анимационная деятельность – это деятельность, направленная на удовлетворение релаксационно-оздоровительных, культурно-образовательных, культурно-творческих потребностей и интересов человека посредством совместного специфического процесса взаимодействия между ним и специалистом в сфере анимации. Реализация потребностей и интересов участников анимационного процесса предполагает наличие культурно-досугового комплекса, в структуре которого главными составляющими компонентами являются: субъект организации досуга, объект, среда. Анимационная деятельность осуществляется в результате совместного специфического процесса взаимодействия данных структурных компонентов. Предметом анимационной деятельности являются анимационные программы, анимационные мероприятия. Систематизация подобных программ и мероприятий, должна учитывать особенности структуры культурно-досугового комплекса, что в конечном итоге способствует достижению эффективных результатов в удовлетворении потребностей человека в досуге.
Существенный вклад в исследование досуга осуществили М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Б. Рассел, Д. Рисман и другие зарубежные ученые. Теорию досуга анализировали социологи, педагоги, рекреологи, культурологи из разных стран мира.
Системный анализ концепций, моделей, подходов к досугу как предмета научных исследований сделали М. Каплан, Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс; российские - Г. Евтеева, Н. Кострова, И. Новикова, А. Орлов, Б. Титов, В. Ядов и другие ученые.
Целью написания курсовой работы является изучение вопроса о развитии анимационно-рекреационного потенциала исторического Арзамаса Нижегородской области.
Объектом исследования стал туристическо-рекреационный и анимационный потенциал г. Арзамас и его туристическая инфраструктура.
При написании работы автор поставил перед собой ряд задач:
- изучить анимационно-рекреационную деятельность как объект научного исследования и выявить особенности анимационно-рекреационной деятельности в России;
- раскрыть опыт анимационно-рекреационного потенциала в исторических зонах Нижегородской области.
На основании теоретических знаний и анализу первой главы работы:
- дать социально-экономическую характеристику городу АрзамасуНижегородской области и выявить возможности г. Арзамаса Нижегородской области, как анимационного объекта;
- разработатьрекомендации по развитию анимационно-рекреационного потенциала г. Арзамаса Нижегородской области.
Теоретической и методологической основой исследования являются методы системного анализа, статических сопоставлений, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, анализа документов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения приложений и списка использованной литературы.
Глава I. Теоретические основы изучения проблемы анимационно-рекреационного потенциала в трудах современных авторов
1.1 Анимационно-рекреационная деятельность, как объект научного исследования
Каждая новая область знаний, особенно если она имеет прикладной характер, требует разработки теоретического основания. Не исключением является и анимация в туризме. Рассмотрев анимационную деятельность не только как новую область знаний, но и как культурную практику, то ее теоретической основой будет выступать прикладная Культурология, предметом изучения которой является досуга как форма деятельности в свободное время. Досуговая деятельность выполняет важные для общества и личности социокультурные функции, главными из которых являются рекреационная и культуротворческая. Реализация этих функций на данный момент невозможна без применения современных методик и технологий организации культурно-досуговых практик. Она сочетает в себе активные формы и культурное наполнение деятельности человека в свободное время и выступает катализатором культурно-рекреационных процессов.
Несмотря на значительный задел мировой научной мысли, тема анимации, (т.е. активного, одухотворяющего, культурного досуга) в трудах зарубежных и отечественных ученых освещена недостаточно. Это объясняется тем, что в ХХ в. (кроме последних двух десятилетий) необходимость акцента на активных формах досуга остро не стояла. В конце ХХ - начале ХХI в. - социокультурная ситуация в мире кардинально изменилась. Вследствие быстрого развития научно-технического прогресса снизилась физическая активность во всех сферах жизни, что негативно отразилось на психофизическом и духовном состоянии человека. Гиподинамия, стрессы, ожирение - с одной стороны, привыкание к социокультурной и коммуникативной бездействия - с другой, стали признаками повседневной жизни людей цивилизованных стран. Социокультурная пассивность уже привела к снижению общего уровня культуры, низкого уровня самореализации индивида, неудовлетворенности большинства его духовных потребностей. [9]
Задача усиления анимационной составляющей, в первую очередь, досуговой деятельности, ускоряет рекреацию и культурное развитие человека.
Наглядным примером культурно-рекреационной эффективности организации досуга стала анимация в туризме. Используя туристический сегмент, аниматоры предложили своеобразную модель комплексного отдыха, сущность которого заключается в сочетании активных, культротворческих и коммуникативных форм специально организованной досуговой деятельности. Правда, на сегодня анимация только формируется как самостоятельная отрасль туризма. Этот процесс осложняется недостаточно разработкой ее теоретического основания, отсутствием новых методик и технологий внедрения анимации в практику туристической деятельности.
Особенно требует научного подхода туристическая сфера России. Несмотря на наличие широкого спектра природных и культурных ресурсов, удачное географическое расположение, духовность и гостеприимство народа, страна не стала объектом массового туристического интереса. Причина такого состояния - в отсутствии современной туристической инфраструктуры, недостаточном спектре высококачественных услуг и уровнем научно-методического обеспечения туризма. При ограниченном сочетании теории с практикой анимация может стать стимулятором интереса к России как туристической страны, важным фактором влияния на расширение культурно-рекреационных и экономических возможностей российского туризма. [9]
Анимация в туризме базируется на теоретических основах культурно-досуговой деятельности.
Существенный вклад в исследование досуга осуществили М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Б. Рассел, Д. Рисман и другие зарубежные ученые. Теорию досуга анализировали социологи, педагоги, рекреологи, культурологи из разных стран мира. [12]
Системный анализ концепций, моделей, подходов к досугу как предмета научных исследований сделали М. Каплан, Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс; российские - Г. Евтеева, Н. Кострова, И. Новикова, А. Орлов, Б. Титов, В. Ядов и другие ученые. [12]
Одной из самых популярных концепций досуга является концепция американского исследователя М. Каплана, который предлагает классифицировать досуга на такие модели: [12]
- гуманистическая модель, в которой досуг рассматривается как цель, как созерцание и удовольствие;
- терапевтическая модель, трактует досуг как средство, инструмент достижения жизненных целей;
- количественную модель, в которой досуг отождествляется со свободным временем;
- институциональную модель, рассматривает разное отношение к досугу в зависимости от взглядов на религию, образование, политику, культуру;
- эпистемилогическую модель, которая связывает досуговую деятельность, ее содержание с эстетическими взглядами на жизнь;
- социологическую модель, характеризующая досугкак совокупность определенных элементов, противоположных работе и таких, которые определяют досуговая деятельность как добровольную и творческую.
Представляется, немаловажна чисто рекреационная концепция Дж. Шиверс, в которой она предлагает рассматривать рекреацию как:[12]
- досуг (во время которого происходят процессы восстановления и самовыражения);
- результат основной мотивации (побуждения к действиям, которые приводят к получению удовольствия);
- свободу выбора (добровольное участие в любой гедонистический деятельности);
- активную деятельность во время отдыха;
- добродетель (рекреационная поведение полезная и благотворная).
Российский социолог и рекреолог А. Орлов выделил четыре направления изучения рекреации: [9]
- идеалистический (рекреация - это игра),
- реалистичный (игра - для детей, рекреация - для взрослых),
- прагматический (в основе которого психология рекреационной поведения),
- экспериментальный (рекреация как регенерация энергии как конструктивная деятельность в процессе досуга).
В фундаментальной работе «Досуг в зарубежных странах» (2004) исследователь И. Петрова впервые в отечественной науке осуществила основательный анализ досуговой сферы зарубежных стран, в результате которого автор пришел к выводу, что в современном мире сложились три школы досуга: французская, американская и немецкая.[7]
Не смотря на значительный объем научных работ по досуговой проблематики в зарубежной и отечественной литературе, тема анимации в туризме начинает интересовать ученых лишь в начале XXI в. Катализатором этого интереса стала анимационная практика как важная составляющая туристической деятельности. Важно осуществить целенаправленный анализ результатов научных исследований с целью выделения в отдельный блок тех, что в совокупности могли бы составить теоретическую основу нового направления культурно-рекреационной деятельности - анимации в туризме.[7]