Курсовая работа|Культурология

Развитие анимационно-рекреационного потенциала исторического Арзамаса Нижегородской области

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 63

ВВЕДЕНИЕ

Глава I.  Теоретические основы изучения проблемы анимационно-рекреационного потенциала в трудахсовременных авторов

1.1. Анимационно-рекреационная деятельность, как объект научного исследования

1.2. Особенности анимационно-рекреационной деятельности в России

1.3. Опыт анимационно-рекреационного потенциала в исторических зонах Нижегородской области

Выводы по главе І

Глава ІІ. Развитие анимационно-рекреационного потенциала исторического Арзамаса Нижегородской области

2.1. Социально-экономическая характеристика Арзамаса Нижегородской области

2.2. г. Арзамас Нижегородской области, как анимационный объект

2.3. Рекомендации по развитию анимационно-рекреационного потенциала г. Арзамаса Нижегородской области

Выводы по главе ІІ

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность темы. Современное общество в ходе политических, социально-экономических, культурных преобразований остро нуждается в новых формах досуга. Одним из новых направлений досуговой деятельности и является анимация.

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (лат. anima – ветер, воздух, душа; animatus – одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность.

Сегодня анимация – это одно из средств стимулирования полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой деятельности человека. Анимация представляет собой целостный процесс взаимодействия аниматоров с людьми в досуговой сфере на основе соединения формального руководства и неформального лидерства специалиста, осуществляющего взаимодействие. В результате такого взаимодействия удовлетворяются релаксационно-оздоровительные, культурно-творческие, образовательные потребности и интересы участников данного процесса.

Анимационная деятельность – это инновационная деятельность по вовлечению участников образовательного, социального или культурного процесса в активные, творческие, взаимообогащающие межличностные отношения. Это уникальная область деятельности, которая отличается широким разнообразием связей с действительностью, сложностью взаимоотношений компонентов своей внутренней структуры, носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов людей.

Удаленность от «столичных городов» – Москвы, Санкт-Петербурга – основных поставщиков туристов, обусловливает возможные стратегии развития туризма в этой местности, в том числе необходимость развития города и района как самостоятельного туристского центра, пре- доставляющего в значительной степени самодостаточный туристский продукт. Базой для создания такого туристского продукта является полноценный анимационно-рекреационный потенциал.

Новизна направления деятельности и составляет актуальность написания курсовой работы на заданную тему.

Таким образом, анимационная деятельность – это деятельность, направленная на удовлетворение релаксационно-оздоровительных, культурно-образовательных, культурно-творческих потребностей и интересов человека посредством совместного специфического процесса взаимодействия между ним и специалистом в сфере анимации. Реализация потребностей и интересов участников анимационного процесса предполагает наличие культурно-досугового комплекса, в структуре которого главными составляющими компонентами являются: субъект организации досуга, объект, среда. Анимационная деятельность осуществляется в результате совместного специфического процесса взаимодействия данных структурных компонентов. Предметом анимационной деятельности являются анимационные программы, анимационные мероприятия. Систематизация подобных программ и мероприятий, должна учитывать особенности структуры культурно-досугового комплекса, что в конечном итоге способствует достижению эффективных результатов в удовлетворении потребностей человека в досуге.

Существенный вклад в исследование досуга осуществили М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Б. Рассел, Д. Рисман и другие зарубежные ученые. Теорию досуга анализировали социологи, педагоги, рекреологи, культурологи из разных стран мира.

Системный анализ концепций, моделей, подходов к досугу как предмета научных исследований сделали М. Каплан, Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс; российские - Г. Евтеева, Н. Кострова, И. Новикова, А. Орлов, Б. Титов, В. Ядов и другие ученые.

Целью написания курсовой работы является изучение вопроса о развитии анимационно-рекреационного потенциала исторического Арзамаса Нижегородской области.

Объектом исследования стал туристическо-рекреационный и анимационный потенциал г. Арзамас и его туристическая инфраструктура.

При написании работы автор поставил перед собой ряд задач:

- изучить анимационно-рекреационную деятельность как объект научного исследования и выявить особенности анимационно-рекреационной деятельности в России;

- раскрыть опыт анимационно-рекреационного потенциала в исторических зонах Нижегородской области.

На основании теоретических знаний и анализу первой главы работы:

 - дать социально-экономическую характеристику городу АрзамасуНижегородской области и выявить возможности г. Арзамаса Нижегородской области, как анимационного объекта;

- разработатьрекомендации по развитию анимационно-рекреационного потенциала г. Арзамаса Нижегородской области.

Теоретической и методологической основой исследования являются методы системного анализа, статических сопоставлений, экономико-математического моделирования, экспертных оценок, анализа документов.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения приложений и списка использованной литературы.

 

Глава I. Теоретические основы изучения проблемы анимационно-рекреационного потенциала в трудах современных авторов

1.1 Анимационно-рекреационная деятельность, как объект научного исследования

Каждая новая область знаний, особенно если она имеет прикладной характер, требует разработки теоретического основания. Не исключением является и анимация в туризме. Рассмотрев анимационную деятельность не только как новую область знаний, но и как культурную практику, то ее теоретической основой будет выступать прикладная Культурология, предметом изучения которой является досуга как форма деятельности в свободное время. Досуговая деятельность выполняет важные для общества и личности социокультурные функции, главными из которых являются рекреационная и культуротворческая. Реализация этих функций на данный момент невозможна без применения современных методик и технологий организации культурно-досуговых практик. Она сочетает в себе активные формы и культурное наполнение деятельности человека в свободное время и выступает катализатором культурно-рекреационных процессов.

Несмотря на значительный задел мировой научной мысли, тема анимации, (т.е. активного, одухотворяющего, культурного досуга) в трудах зарубежных и отечественных ученых освещена недостаточно. Это объясняется тем, что в ХХ в. (кроме последних двух десятилетий) необходимость акцента на активных формах досуга остро не стояла. В конце ХХ - начале ХХI в. - социокультурная ситуация в мире кардинально изменилась. Вследствие быстрого развития научно-технического прогресса снизилась физическая активность во всех сферах жизни, что негативно отразилось на психофизическом и духовном состоянии человека. Гиподинамия, стрессы, ожирение - с одной стороны, привыкание к социокультурной и коммуникативной бездействия - с другой, стали признаками повседневной жизни людей цивилизованных стран. Социокультурная пассивность уже привела к снижению общего уровня культуры, низкого уровня самореализации индивида, неудовлетворенности большинства его духовных потребностей. [9]

Задача усиления анимационной составляющей, в первую очередь, досуговой деятельности, ускоряет рекреацию и культурное развитие человека.

Наглядным примером культурно-рекреационной эффективности организации досуга стала анимация в туризме. Используя туристический сегмент, аниматоры предложили своеобразную модель комплексного отдыха, сущность которого заключается в сочетании активных, культротворческих и коммуникативных форм специально организованной досуговой деятельности. Правда, на сегодня анимация только формируется как самостоятельная отрасль туризма. Этот процесс осложняется недостаточно разработкой ее теоретического основания, отсутствием новых методик и технологий внедрения анимации в практику туристической деятельности.

Особенно требует научного подхода туристическая сфера России. Несмотря на наличие широкого спектра природных и культурных ресурсов, удачное географическое расположение, духовность и гостеприимство народа, страна не стала объектом массового туристического интереса. Причина такого состояния - в отсутствии современной туристической инфраструктуры, недостаточном спектре высококачественных услуг и уровнем научно-методического обеспечения туризма. При ограниченном сочетании теории с практикой анимация может стать стимулятором интереса к России как туристической страны, важным фактором влияния на расширение культурно-рекреационных и экономических возможностей российского туризма. [9]

Анимация в туризме базируется на теоретических основах культурно-досуговой деятельности.

Существенный вклад в исследование досуга осуществили М. Вебер, Т. Веблен, Э. Дюркгейм, Б. Рассел, Д. Рисман и другие зарубежные ученые. Теорию досуга анализировали социологи, педагоги, рекреологи, культурологи из разных стран мира. [12]

Системный анализ концепций, моделей, подходов к досугу как предмета научных исследований сделали М. Каплан, Дж. Келли, С. Паркер, Дж. Шиверс; российские - Г. Евтеева, Н. Кострова, И. Новикова, А. Орлов, Б. Титов, В. Ядов и другие ученые. [12]

Одной из самых популярных концепций досуга является концепция американского исследователя М. Каплана, который предлагает классифицировать досуга на такие модели: [12]

- гуманистическая модель, в которой досуг рассматривается как цель, как созерцание и удовольствие;

- терапевтическая модель, трактует досуг как средство, инструмент достижения жизненных целей;

- количественную модель, в которой досуг отождествляется со свободным временем;

- институциональную модель, рассматривает разное отношение к досугу в зависимости от взглядов на религию, образование, политику, культуру;

- эпистемилогическую модель, которая связывает досуговую деятельность, ее содержание с эстетическими взглядами на жизнь;

- социологическую модель, характеризующая досугкак совокупность определенных элементов, противоположных работе и таких, которые определяют досуговая деятельность как добровольную и творческую.

Представляется, немаловажна чисто рекреационная концепция Дж. Шиверс, в которой она предлагает рассматривать рекреацию как:[12]

- досуг (во время которого происходят процессы восстановления и самовыражения);

- результат основной мотивации (побуждения к действиям, которые приводят к получению удовольствия);

- свободу выбора (добровольное участие в любой гедонистический деятельности);

- активную деятельность во время отдыха;

- добродетель (рекреационная поведение полезная и благотворная).

Российский социолог и рекреолог А. Орлов выделил четыре направления изучения рекреации: [9]

  • идеалистический (рекреация - это игра),
  • реалистичный (игра - для детей, рекреация - для взрослых),
  • прагматический (в основе которого психология рекреационной поведения),
  • экспериментальный (рекреация как регенерация энергии как конструктивная деятельность в процессе досуга).

В фундаментальной работе «Досуг в зарубежных странах» (2004) исследователь И. Петрова впервые в отечественной науке осуществила основательный анализ досуговой сферы зарубежных стран, в результате которого автор пришел к выводу, что в современном мире сложились три школы досуга: французская, американская и немецкая.[7]

Не смотря на значительный объем научных работ по досуговой проблематики в зарубежной и отечественной литературе, тема анимации в туризме начинает интересовать ученых лишь в начале XXI в. Катализатором этого интереса стала анимационная практика как важная составляющая туристической деятельности. Важно осуществить целенаправленный анализ результатов научных исследований с целью выделения в отдельный блок тех, что в совокупности могли бы составить теоретическую основу нового направления культурно-рекреационной деятельности - анимации в туризме.[7]

  1. Ариарский М.А. Прикладная культорология / М.А. Ариарский - 2-е изд.. – CПб.: Эго, 2001. – 287с.
  2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. — М: Издательский центр «Академия», 2011. — 192 с.
  3. Байлик С.И. Вступление в анимацию гостеприимства: учеб.пособие / С. И. Байлик. – Х.: Прапор, 2006. – 160 с.
  4. Биржаков М. Б. Введение в туризм. Изд. 6-е, перераб. и доп. СПб., 2004. – 180 с.
  5. Бренд Нижегородской области: предпосылки и концепция формирования. Нижний Новгород, изд. НИСОЦ, 2012: – 108 с.
  6. Власова Т. И. Анимационный менеджмент в туризме :учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Власова, А.П. Шарухин, Н.И. Панов. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
  7. Гальперина Т.И. Режиссура курортно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации: Учеб.пособие /Т.И. Гальперина. – М.: Советский спорт, 2006. – 168 с.
  8. Гаранин Н.И. Менеджмент туристской и гостиничной анимации: учеб.пособие. /Н. Гаранин, И. Булыгина. – М.: Советский спорт, 2003. – 128 с.
  9. Драгтчевич-Шешич М. Культура / М. Драгтчевич-Шешич, Б. Стойкович. – Новосибирск, 2000. – С. 14.
  10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М.: Изд-во МГУК; ИПО «Профиздат», 2002. – 288 с.
  11. Журавлева М.М. Анимация в рекреации и туристской деятельности: курс лекций. Иркутск: ООО «Мегапринт», 2011 г. - 135 с.
  12. Искакова В.С. Проблема понятия туристско-рекреационного потенциала в аспекте современного образования // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 1 – С. 54-55.
  13. История Нижегородской области. Книга для чтения. Составитель С.А. Орлов, 4-е издание. – Арзамас: АГПИ, 2004.
  14. Квартальнов В.А. Теоретические основы становления и развития системы непрерывного профессионального образования в сфере туристической деятельности. – М., 2000. – 382 с.
  15. Курило Л.В. Теория и практика анимации:.1. Теоретические основы туристской анимации: Учебное пособие /Л.В. Курило; Российская международная академия туризма. – М.: Советский спорт, 2006. – 295 с.
  16. Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014. 371 с.
  17. Кусков, А. С. Основы туризма/А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. — М.: Кнорус, 2011.
  18. Мифтахова, Л. Т. Туристско-рекреационные ресурсы Самарской области как ядро формируемого туристско-рекреационного кластера/Л.Т. Мифтахова//Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2013. — № 11 (109). — С. 43–49.
  19. Можаева, Н.Г. Туризм / Н.Г. Можаева, Е.В. Богинская. - М.: ГАРДАРИКИ, 2007. – 230 с.
  20. Приезжева Е.М. Анимация в туристском обслуживании: рабочая тетрадь / Е.М. Приезжева; Российская международная академия туризма. 2-е изд., пересм. – Химки: РМАТ, 2010. – 124 с.
  21. Пядушкина И.И. Анимация в социально-культурном сервисе и туризме :учеб.пособ. /И.И. Пядушкина. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2011. – 192 с.
  22. Рекреационная география Нижегородской области: учебное пособие / А.Е. Асташин, Н.И. Февралёва. – Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. – 223 с.
  23. Стеченко Д. Н. Стратегические аспекты регионального развития туризма // Туризм и региональное развитие: Материалы II Международной научно-практической конференции. Смоленск, 2002. - С. 165-166.
  24. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб.пособие / Ю.А. Стрельцов. – М.: МГУКИ, 2002. – 186 с.
  25. Тарасов Л.В. Социокультурная анимация в XXI веке: концепция развития социально-поддерживающих гражданских инициатив в России: монография. – М.: Русаки, 2012. – 223 с.
  26. Тарасов, Л. В. Социокультурная анимация: истоки, традиции, современность: монография / Л. В. Тарасов. – М.: Одухотворение, 2008. – 132 с.
  27. Третьякова Т.Н. Анимационная деятельность в социально-культурном сервисе и туризме. — М.: Академия, 2008 — 191 с.
  28. Фадина Н. В. Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационного потенциала / Н.В. Фадина, О.А. Байкова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 269-271.
  29. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25. 06. 2002 г. №73-ФЗ.
  30. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация. – М.: МГУКИ, 2000.
  31. Арзамас-Сити. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.arzamas-city.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
  32. Арзамасцы.РФ. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.newarzamas.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
  33. Гостиничное дело. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://dw6.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
  34. Нижегородский туристско-информационный центр. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://nnwelcome.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
  35. Новости Нижнего Новгорода онлайн. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://gorky.tv/. – Дата доступа: 13/05/2015.
  36. Официальный сайт органов местного самоуправления Арзамасского муниципального района Нижегородской области. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.arz.omsu-nnov.ru/. – Дата доступа: 13/05/2015.
  37. Профилакторий «Морозовский». Электронный ресурс. – Режим доступа: http://morozovskiy.com/. – Дата доступа: 13/05/2015.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2017 год 50 стр.
Курсовая Зарождение досуговых форм и их развитие (праздники и игрища)
Telesammit
Курсовая работа Культурология
2015 год 44 стр.
Курсовая Историко-культурный потенциал Тюменской области
Alcofribas
Курсовая работа Культурология
2016 год 27 стр.
Стратегия развития культуры в Пензенской области
Курсовая работа Культурология
2023 год 16 стр.
Развитие генеалогии

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское