ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2 Общая характеристика и структура действующего оперативно-розыскного закона
1.3 Конституционные принципы осуществления оперативно-розыскной деятельности в России
2 ПРАВООТНОШЕНИЯ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Анализ оперативно-розыскных отношений
2.2 Классификация правоотношений в сфере оперативно-розыскной деятельности
2.3 Целесообразность представления видов правоотношений в сфере ОРД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вступление в силу 18 августа 1995 года ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности», открытого комплексного нормативно – правового акта высшей юридической силы можно считать важным событием в системе практических мер, осуществленных в целях совершенствования правовой основы борьбы с преступностью.
Современная криминальная ситуация в стране не оставляет никаких сомнений в том, что успешное противодействие преступности, особенно его организованным формам, возможно за счет максимального объединения усилий и потенциала оперативных и следственных служб.
Поэтому все более актуальной темой становится эффективное применение оперативно – розыскного законодательства и исследование правоотношений в его применении, вынужденного постоянно адаптироваться к происходящим в стране, серьезным экономическим, политическим и правовым «метаморфозам». В этих условиях важную роль играет поднятие проблемы с научной точки зрения на профессиональную и психологическую подготовленность сотрудников правоохранительных органов, уполномоченных осуществлять оперативно – розыскную деятельность и на виды правоотношений, которые возникают в их работе. Она может быть разрешена, в частности, за счет «вооружения» сотрудников этих органов точными и выверенными разъяснениями сути, назначения, деталей нормативных предписаний, составляющих основу оперативно – розыскной деятельности.
Объект исследования – оперативно-розыскная деятельность.
Предмет исследования – взаимоотношения при ведении оперативно-розыскной деятельности.
Цель работы – виды правоотношения в оперативно-розыскной деятельности.
Гипотеза изучения видов оперативно-розыскной деятельности выдвигается как отсутствие общей классификации правоотношений в оперативно-розыскной деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие оперативно-розыскной деятельности;
- Ознакомиться с общей характеристикой и структурой действующего оперативно-розыскного закона;
- Узнать о конституционных принципах осуществления оперативно-розыскной деятельности в России;
- Проанализировать оперативно-розыскные отношения;
- Исследовать целесообразность представления видов правоотношений в сфере ОРД;
- Изучить классификацию правоотношений в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Информационной базой для проведения исследования послужили источники учебной литературы, статьи периодических изданий, нормативно-правовые документы и акты.
В курсовой работе применялись теоретические и эмпирические методы исследования, среди которых можно выделить: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ и индукцию.
Структура курсовой работы определяется логикой исследования и поставленными задачами. Она состоит из введения, 2 глав, 6 параграфов, заключения и списка литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об оперативно-розыскной деятельности [2], в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств (ст. 1 Закона).
Оперативно-розыскная деятельность является одной из форм правоохранительной деятельности и наравне с другими ее видами (следственной, судебной и др.) ее целью является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативно-розыскная деятельность – своего рода аналог следственной деятельности. Подтверждением тому является схожий характер мероприятий, например: опрос (оперативно-розыскное мероприятие) – допрос (следственное действие), обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – обыск и выемка, отождествление личности – опознание, исследование предметов и документов – экспертиза и т. д.
Вместе с тем оперативно-розыскная деятельность отличается от следственной деятельности: ее можно осуществлять негласно, до возбуждения уголовного дела; при проведении мероприятий не требуется соблюдения формальностей, обязательных для следственных действий; оперативно-розыскная деятельность, как видно из ее названия, носит оперативный характер.
К задачам оперативно-розыскной деятельности относятся [11]:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- получение информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
К оперативно-розыскным мероприятиям относятся: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент (ст. 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности») [2]. В ходе проведения перечисленных мероприятий органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, используют информационные системы, видео и аудиозапись, кино и фотосъемку, а также иные технические средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей. В законе установлен строгий запрет на применение технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются: наличие возбужденного уголовного дела, поручение следователя, органа дознания, прокурора или определение суда по уголовным делам, находящимся в производстве, полученная информация о признаках готовящегося преступления или уже совершенном, о лицах, участвующих в совершении или подготовке преступления, лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства Российской Федерации, и др [3].
К органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, относятся органы внутренних дел, органы федеральной службы безопасности, федеральные органы налоговой полиции, пограничной службы, таможенные органы, службы внешней разведки, органы Министерства юстиции.
За оперативно-розыскной деятельностью осуществляется контроль со стороны органов прокуратуры, органов исполнительной власти, самих руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Результаты оперативно-розыскных мероприятий во многих случаях являются основаниями для возбуждения уголовного дела и производства следственных действий. Как свидетельствует практика, наиболее сложные преступления (совершаемые организованными преступными группировками, связанные с коррупцией и др.) невозможно раскрыть посредством только следственных действий.