Дипломная работа|Машиностроение

Дипломная Совершенствование технологического процесса упрочнения деталей военной автомобильной техники

Пояснительная записка 56 страниц, 21 рисунок, 2 таблицы, 24 источника.
Ключевые слова: технологический процесс, поверхностное упрочнение, трибоэлектрическая обработка, трибосистема, износостойкость, шероховатость, твердость.
Объектом исследования является технологический процесс упрочнения поверхностей деталей ВАТ трибоэлектрической обработкой.
Цель дипломной работы – на основе анализа научно-технической литературы дать практические рекомендации по применению метода трибоэлектрической обработки для упрочнения поверхностей деталей ВАТ.
В дипломной работе проведен анализ дефектов деталей ВАТ, относящихся к классу валов; рассмотрены существующие методы поверхностного упрочнения деталей; обоснован выбор метода трибоэлектрической обработки.
Исследован метод трибоэлектрической обработки, разработан технологический процесс упрочнения деталей ВАТ, произведен выбор технологического оборудования и оснастки для проведения поверхностного упрочнения методом ТЭО. Определены оптимальные технологические режимы обработки, повышающие эксплуатационные свойства деталей ВАТ.
Разработаны практические рекомендации по повышению физико-механических и триботехнических свойств деталей ВАТ.
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 54

Цена: 1 800
Купить работу

 

Реферат

 

Введение

1

Анализ технологического процесса упрочнения деталей военной автомобильной техники

1.1

Анализ дефектов деталей военной автомобильной техники

1.2

Технологический процесс упрочнения деталей ВАТ

2

Анализ методов поверхностного упрочнения

2.1

Термическая и химикотермическая обработка

2.2

Поверхностное пластическое деформирование

2.3

Создание специальных покрытий

2.4

Поверхностная упрочняющая обработка комбинированными методами

2.5

Высокоэнергетические методы поверхностного упрочнения

2.6

Обоснование выбора метода упрочняющей обработки детали

3

Трибоэлектрическая обработка поверхностей деталей ВАТ

3.1

Физические основы трибоэлектрической обработки

3.2

Область применения ТЭО

3.3

Основные преимущества трибоэлектрической обработки

3.4

Оборудование для трибоэлектрической обработки

3.5

Технологическая оснастка, применяемая для ТЭО

3.6

Влияние режимов ТЭО на шероховатость и механические свойства поверхности

3.6.1

Влияние величины подачи на шероховатость при ТЭО

3.6.2

Влияние числа проходов при ТЭО на шероховатость

3.4.3

Влияние режимов обработки на триботехнические свойства

4

Совершенствование технологического процесса упрочнения деталей ВАТ трибоэлектрической обработкой

4.1

Предлагаемый технологический процесс упрочнения деталей ВАТ

4.2

Технологическая оснастка для трибоэлектрической обработки

4.3

Практические рекомендации по применению трибоэлектрической обработки для упрочнения поверхностей деталей ВАТ

 

Заключение

 

Список использованных источников

 

Приложение

Важнейшей задачей предприятий оборонного комплекса является увеличение срока службы, повышение надежности и эффективности эксплуатации военной автомобильной техники (ВАТ). Надежность и долговечность большинства изделий современной ВАТ в значительной степени зависит от работоспособности и срока службы многочисленных узлов трения машин и их агрегатов. Надежность трибосистем определяется главным образом износостойкостью подвижно сопряженных деталей, которая в свою очередь зависит от эксплуатационных свойств материалов этих деталей. А для деталей узлов трения определяющим для надежности и работоспособности трибосистемы является структура и свойства поверхностных слоев. Следовательно, повышение износостойкости деталей узлов трения является актуальной научной задачей современного машиностроения.

Наиболее ответственными деталями военной автомобильной техники являются валы, такие как коленчатый вал, распределительный вал, первичный вал коробки передач и др. Анализ технических условий на капитальный ремонт ВАТ показывает что, величина износа большинства деталей находится в пределах от 0,1 до 2,5 мм, т.е. повысить срок службы деталей трибосистем можно за счет применения поверхностной упрочняющей обработки [1].

В течение последних десятилетий в науке и технике разработаны различные методы повышения износостойкости деталей узлов трения. Основа всех методов базируется на положениях трибологии, рассматривающих механизмы трения и изнашивания как процессы контактного фрикционного взаимодействия, деформирования поверхностного слоя и усталостное разрушение с отделением частиц износа.

Вследствие этого одни методы являются способами поверхностного упрочнения деталей путем изменения структуры, другие предусматривают нанесение износостойких покрытий. Все известные способы упрочнения имеют свои достоинства и недостатки, ограничивающие область их применения.

Одним из наиболее перспективных методов поверхностного упрочнения путем изменения структуры является трибоэлектрическая обработка, позволяющая существенно повысить физико-механические и триботехнические свойства поверхностных слоев различных материалов.

Формирование упрочненного слоя при трибоэлектрической обработке происходит в результате термомеханического воздействия на локальных участках поверхности обрабатываемой детали. Понимая процесс влияния параметров трибоэлектрической обработки, и варьируя ими, можно формировать поверхностные слои деталей военной автомобильной техники с заранее заданными эксплуатационными свойствами.

Предмет исследования – повышение эксплуатационных свойств деталей военной автомобильной техники.

Объект исследования – технологический процесс упрочнения поверхностей деталей ВАТ трибоэлектрической обработкой.

Цель дипломной работы - на основе анализа научно-технической литературы дать практические рекомендации по применению метода трибоэлектрической обработки для упрочнения поверхностей деталей ВАТ.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить причины отказов деталей трибосистем и провести анализ типового технологического процесса упрочнения деталей ВАТ.
  2. Проанализировать известные способы поверхностного упрочнения и обосновать выбор метода трибоэлектрической обработки для повышения эксплуатационных свойств деталей ВАТ.
  3. Рассмотреть физические основы метода ТЭО, применяемое оборудование и технологическую оснастку, исследовать влияние режимов трибоэлектрической обработки на шероховатость и механические свойства поверхности.
  4. Разработать практические рекомендации по назначению оптимальных технологических режимов ТЭО для упрочнения поверхностей деталей ВАТ.

 

1 Анализ технологического процесса упрочнения деталей военной автомобильной техники

  • Анализ дефектов деталей военной автомобильной техники

Номенклатура деталей военной автомобильной техники достаточно широка и разнообразна. Конструкция и технические требования, предъявляемые к деталям, входящим в узлы и агрегаты ВАТ, соответствуют их эксплуатационным условиям. Детали выполняют различные функции и работают в определенных режимах.

Наиболее ответственными деталями военной автомобильной техники являются детали, относящиеся к классу валов. Деталь принадлежит к классу валов, если соотношение длины детали к ее диаметру превышает 1,5.

В механизмах военной автомобильной техники применяют валы различной конструктивной формы: бесступенчатые (гладкие), ступенчатые с прямой геометрической осью (первичный вал коробки передач, распределительный вал) и ступенчатые с ломаной геометрической осью (коленчатый вал), предназначенные для передачи крутящих моментов и монтажа на них различных деталей и механизмов (рис. 1.1) [1].

Рисунок 1.1 – Детали ВАТ, относящиеся к классу валов

а – вал первичный делителя передач; б – распределительный вал;

в – вал вторичный коробки передач; г – коленчатый вал

Валы, как правило, сложны по конструкции и представляют собой сочетание различных поверхностей: гладких цилиндрических, шлицевых, шпоночных, резьбовых и др. Анализ технических условий на капитальный ремонт деталей ВАТ показал, что большая часть поверхностей, подверженных в процессе эксплуатации деформациям и изнашиванию относится к цилиндрическим поверхностям, из них наружные составляют 37%; внутренние – 23%; резьбовые – 30%; другие – 10% [2].

Основное количество отказов деталей узлов и агрегатов автомобилей вызвано изнашиванием рабочих поверхностей – до 50%, 17,7% связано с повреждениями, 7,8% вызвано трещинами и 24,5% другими причинами  (рис. 1.2). Неисправности в узлах трения ВАТ возникают в связи с естественным изнашиванием деталей. Различают три основных вида изнашивания: механическое, молекулярно-механическое и коррозионно-механическое (рис. 1.3) [3].

Рисунок 1.2 – Причины отказов деталей ВАТ с величиной предельного износа

  1. Байбарацкая, М.Ю. Технология производства бронетанкового вооружения и техники [Текст]: учебник для курсантов вузов Минобороны РФ: в 2 ч. Ч.2 / М.Ю. Байбарацкая [и др.]; Минобороны РФ. – Омск: ОАБИИ, 2015. – 274с.
  2. Дюмин, И.Е. Ремонт автомобилей [Текст] / И.Е. Дюмин, Г.Г. Трегуб. – М.: Транспорт, 1999. – 280 с.
  3. Машков, Ю.К. Трение и модифицирование материалов трибосистем [Текст] / Ю.К. Машков, К.Н. Полещенко, С.Н. Поровознюк, П.В. Орлов. – : Наука, 2000. – 280 с.
  4. Марков, А.Б. Ремонт ВГ и КМ в 2 ч. Ч.2 [Текст]: учебник для ВВУЗ. – Омск: ОАБИИ, 2014. – 280с.
  5. Машков, Ю.К. Трибология конструкционных материалов [Текст]: учеб. пособие / Ю.К. Машков. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996. – 304 с.
  6. Коротаев, Д.Н. Поверхностное электроискровое модифицирование в технологиях изготовления и ремонта деталей военной техники: монография [Текст] / Д.Н. Коротаев, В.Р. Эдигаров, Б.Ш. Алимбаева. – Омск: ОАБИИ, – 196 с.
  7. Коротаев, Д.Н. Технологические возможности формирования износостойких наноструктур электроискровым легированием: монография [Текст] / Д.Н. Коротаев. – Омск: СибАДИ, 2009. – 256 с.
  8. Байбарацкая, М.Ю. Технология производства бронетанкового вооружения и техники [Текст]: учебник для курсантов вузов Минобороны РФ: в 2 ч. Ч.1 / М.Ю. Байбарацкая [и др.]; Минобороны РФ. – Омск: ОАБИИ, 2015. – 264с.
  9. Гадалов, В.Н. Локальное избирательное нанесение электрофизических покрытий на металлообрабатывающий инструмент [Текст] / В.Н. Гадалов, Д.Н. Романенко, И.М. Горякин // Упрочняющие технологии и покрытия. – 2008. – № 4. – С. 20 – 24.
  10. Ворошнин, Л.Г. Перспективы развития химико-термической обработки (материалы лекций) [Текст] / Л.Г. Ворошнин // Упрочняющие технологии и покрытия. – 2008. – №1. – С. 5 – 8.
  11. Гурьев, A.M. Фазовый состав и механизм образования диффузионного слоя при борировании сталей в условиях циклического теплового воздействия [Текст] / A.M. Гурьев, Б.Д. Лыгденов, О.А. Власова и др. // Упрочняющие технологии и покрытия. – 2008. – №1. – С. 39 – 42.
  12. Паульс, В.Ю. Влияние параметров термоэлектрической обработки на поверхностное упрочнение легированных сталей [Текст] / В.Ю. Паульс, В.Н Кусков, Н.И. Смолин // Материаловедение. – 2006. – №12. – С. 50 – 53.
  13. Бровер, А.В. Проявление эффектов локальной пластической деформации в поверхностных слоях стали при обработке концентрированными потоками энергии [Текст] / А.В. Бровер // Упрочняющие технологии и покрытия. – 2006. – № 7. – С. 34 – 39.
  14. Сидоров, А.И. Восстановление деталей машин напылением и наплавкой [Текст]/ А.И. Сидоров. – М.: Машиностроение, 1987. – 192с.
  15. Машков, Ю.К. Комбинированное фрикционно-электрическое модифицирование стальных поверхностей трения [Текст] / Ю.К. Машков, В.Р. Эдигаров, М.Ю. Байбарацкая, З.Н. Овчар // Трение и износ. – 2006. –  Т.27. – №1.
  16. Макаренко, Н.Г. Технологические процессы способов метода электрохимикомеханической обработки [Текст] / Н.Г. Макаренко, А.А. Шаргаев, С.А.  Беляев // Вестник сибирского отделения академии военных наук Российской Федерации. –  –  № 46 – С. 40 – 45.
  17. Аскинази, Б.М. Упрочнение и восстановление деталей машин электромеханической обработкой [Текст] / Б.М. Аскинази – М.: Машиностроение, 1989. – 200с.
  18. Эдигаров, В.Р. Технологии и оборудование комбинированных способов электромеханической обработки [Текст]: монография/ В.Р. Эдигаров. – Омск: ОАБИИ, 2014-280с.
  19. Рыкалин, Н.Н. Лазерная обработка материалов [Текст] / Н.Н. Рыкалин, А.А. Углов, А.Н. Кокора. – М.: Машиностроение, 1975. – 296 с.
  20. Бровер, Г.И. Модифицирование поверхностного слоя сталей лазерным легированием [Текст] / Г.И. Бровер., Л.Д. Дьяченко, Е.А. Кацнельсон // Упрочняющие технологии и покрытия. – 2007. – №3. – C. 16 – 49.
  21. Гитлевич, А.Е. Электроискровое легирование металлических поверхностей [Текст] / А.Е. Гитлевич, В.В. Михайлов, Н.Я. Парканский, В.М. Ревицкий. – Кишинев: Штиинца, 1985. – 198 с.
  22. Пальянов, А.А. Повышение износостойкости углеродистой стали методом трибоэлектрического поверхностного упрочнения [Текст]: дис. канд. техн. наук. – Омск, 2002.
  23. Эдигаров, В.Р. Влияние режимов поверхностного фрикционно-электрического модифицирования на структуру, механические и эксплуатационные свойства сталей [Текст]: дис. канд. техн. наук. – Омск, 2006.
  24. Патент 171239 В24В39/04 опубликован 25.05.2017 г.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Машиностроение
2021 год 40 стр.
Разработка технологического процесса изготовления крышки

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское