Курсовая работа|Социальная работа

Система социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 40

Введение

Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения в семье

1.1.   Природа и социально-психологическая сущность насилия

1.2.   Особенности и проблема домашнего насилия

Выводы по 1 главе

Глава 2. Система социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье

2.1. Социальная защита детей, подвергшихся насилию в семье

2.2. Работа специалиста по социальной работе с членами семьи, пережившими домашнее насилие

2.3. Социально-педагогическая деятельность по профилактике насилия в семье

Выводы по 2 главе

Заключение

Список используемой литературы и источнико

В нашей современной жизни проблема домашнего насилия становится особенно актуальной. Однако в России о проблеме семейного насилия стали говорить недавно. Специальных научных исследований ни супружеского насилия, ни жестокого обращения с детьми практически нет.

Представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, современные исследователи считают несостоятельным мифом общественного сознания. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных социально-экономических аспектов. В кризисных семьях, как правило, страдают в первую очередь женщины и в особенности дети. Их личностное развитие претерпевает ряд патологических изменений, сопровождающихся нервно-психическим напряжением, выраженной тревожностью, агрессивностью, неустойчивостью самооценки. Самостоятельно успешно преодолеть кризисные ситуации, как правило, как взрослым так и детям очень трудно. В результате они часто используют неконструктивные защитные техники вытеснения, избегания, ухода от решения, отказа от деятельности, принесшей неуспех, а также агрессивные формы замещения и экстрапунитивные реакции.

Кроме того, факт насилия может вызвать различные нарушения в психосоматической сфере личности, а именно: нарушение в познавательной сфере, расстройства аппетита, сна, злоупотребление наркотиками, алкоголизм; непроизвольное воспроизведение травматических действий в поведении; попытки самонаказания (например, самоистязание); множество соматических жалоб. Следовательно, нарушения, возникающие после насилия, затрагивают все уровни человеческого функционирования, которые приводят к стойким личностным изменениям. Помимо непосредственного влияния пережитого насилие может приводить к долгосрочным последствиям, зачастую валяющим на дальнейшую жизнь.

Работая с семьей, социальный педагог сталкивается с ее членами, пережившими жестокое обращение. Однако все больший размах преобретает насилие в семье в отношении детей, где виновниками плохого обращения являются родители (85%). Из них 60% женщины, 39% мужчины. Кроме того, по статистике из числа совершающих насилие родители или лица, их замещающие, плохо ухаживают за ребенком в 88%, совершающие физическое насилие 87%. Родные матери виновны в плохом обращении и уходе почти в 2 раза больше, чем отцы (75% против 41%).

Особым травматизмом является детское насилие, так как насилие, пережитое в детстве, является фактором-предикатором формирования пограничной личностной организации, характеризующейся диффузией идентичности, низким уровнем когнитивной оснащенности образа Я с высокой зависимостью от поля и значительным участием аффективных компонентов. Накопленный отрицательный опыт общения переносится на отношения подростка с социальным окружением, находя выражение в агрессии, направленной вовне, на окружающих людей, в том числе на родителей, или на собственную личность, проявляясь в склонности к суицидам.

В семье подросток усваивает поведенческие паттерны разрешения жизненных ситуаций и определенные ценностные представления. Например, семья с алкогольными проблемами повышает вероятность декомпенсации поведения у подростков и обусловливает социально-педагогическую запущенность, развитие инфантильных черт личности, невротические расстройства. Но вместе с тем она делает привычным сам стиль семейных отношений, формирующих незрелую личность, прибегающую в сложных ситуациях к суррогату межличностного взаимодействия (алкоголю, наркотику).

Цель исследования: выявление особенностей социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье.

Объект исследования: насилие в семье.

Предмет исследования: система социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье.

Задачи исследования:

  1. проанализировать и выявить социально-психологическую природу и сущность насилия;
  2. определить особенности домашнего насилия;
  3. выявить причины и виды жестокого обращения в семье;
  4. разобрать характер и стратегию работы социального работника по предупреждению насилия в семье;
  5. выявить особенности социально-педагогической деятельности по профилактике насилия в семье.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературных источников.

 

Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения в семье

1.1.Природа и социально-психологическая сущность насилия

Насилие - это сложный и многоаспектный феномен. Оно изучается различными науками: философией, историей, социологией, правом, психологией и другими науками.

В понимании феномена насилия есть два крайних подхода - широкий и узкий, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки.

В широком смысле под насилием понимается подавление человека во всех его разновидностях и формах - не только прямое, но и косвенное, не только физическое, но и экономическое, и политическое, и психологическое, и всякое иное. При этом подавлением считается любое ограничение условий личностного развития, причина которого заключена в других людях или общественных институтах. В узком смысле насилие обычно сводится к физическому и экономическому ущербу, которого люди наносят друг другу, и оно понимается как телесные повреждения, убийства. Ограбления, поджоги и т. п. Трудности, связанные с определением насилия, получают разрешение, если поместить его в пространство свободной воли и рассматривать как одну из разновидностей властно-волевых отношений между людьми.

Понятие насилия имеет достаточно конкретное и строгое содержание, его нельзя отождествлять с любой формой принуждения.

Механизм, технология насилия и состоит в том, что люди принуждаются к определенным поступкам или чаще всего удерживаются от определенных поступков с помощью прямого физического воздействия.

Будучи навязыванием воли одних другим, насилие может быть интерпретировано как разновидность отношений господства, власти. Власть есть господство одной воли над другой, применительно к человеческим отношениям ее можно определить как принятие решения за другого.

Вот как определяет насилие известный российский философ А.А. Гусейнов в своей статье «Понятие насилия»: «…насилие, как явствует уже из этимологии слова, есть применение силы, опора на силу, действие с помощью силы» насилие имеет место только во взаимоотношениях между людьми, поскольку они обладают свободной волей. В процессе насилия одни индивиды навязывают себя, свои цели и нормы другим, стремясь подчинить их себе [12, c.14].

Насилие представляет собой такой тип человеческих, общественных отношений, в ходе которых одни индивиды или группы людей подчиняют себе других, узурпируют их свободную волю.

Под насилием так или иначе подразумевают физическое воздействие, но не следует, делать ошибку, которую совершают многие, - забывать, что человек существо не только телесное, а и духовное и психологическими средствами человека, будь то ребенок или взрослый, можно измучить не меньше, чем физическим насилием.

Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, не редка - угроза его жизни или даже смерть.

Физическое насилие - нанесение родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, телесных повреждений. Которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Чаще всего физическое насилие применяется по отношению к детям, хотя известны случаи, когда выросшие дети бьют других членов семьи.

Физическое насилие включает в также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов» вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Инцест - кровосмешение, половая связь между близкими родственниками. Чаще всего это случаи, когда отцы или отчимы принуждают дочерей, а матери - сыновей несовершеннолетнего возраста к разным формам сексуальных отношений. И явление это тем страшней, что остальные родственники зачастую отказываются верить детям и умалчивают о происходящем.

К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он это не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд [20].

Психическое насилие. В случае психического насилия человек, осуществляющий насилие, может лишать свою жертву еды, сна, связывать, запирать в маленьком или темном помещении. В результате подобных действий человек теряет контроль над собственной жизнью, собственную волю и становится подвластным другому человеку и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиями.

По отношению к детям психическое насилие проявляется как постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является, оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям [25].

Нормативно-правовые документы

  1. Конституция Р.Ф. – М.: Лекс ЭСТ, 2004
  2. Семейный кодекс Р.Ф. – М.: Лекс ЭСТ, 2004
  3. Уголовный кодекс Р.Ф. – М.: Юр. книга, 2004
  4. Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье (законопроект) // Вестник Проекта «Новые возможности для женщин». Нет насилию в семье / Общественная экспертиза законопроекта «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» / ИЦНЖФ. М., №10, 1997. – С. 44–56.

Литература:

  1. Ажгихина Н. Кто защищает женщин. – М., 2008. – С. 32–34.
  2. Белолипецкая Е.В., Большакова О.Н., Голофаева М.И. Предотвращение насилия в семье – опыт регионов. – М., 2008. – С 88–92.
  3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  4. Билиннис А.А. Анализ проблем женщин, обращающихся в службу «телефон доверия». – М., 2009. – 65 с.
  5. Бочарова В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно-ориентированный подход. М., 2008.
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психотерапия. СПб., 2009.
  7. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 2009.
  8. Головнев И.Л. Основные черты насильственной преступности в семье // Социальные исследования. №4, 2003. – С. 18–22.
  9. Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации”. М., 2007.
  10. Гурко Т.А. Трансформация института семьи // Социологические исследования. 2009. № 10.
  11. Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия. // Насилие и социальные изменения. №11, 2007. – С. 32–35.
  12. Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья: стратегии выживания // Семья в России. 2008. № 3-4.
  13. Злобина О.Ю., Шевцова И.Я, Солодун Ю.В. Организация помощи семье в ситуации домашнего насилия. – Иркутск, 2004. – 68 с.
  14. Кон И.С. Дети России: насилие и защита. - СПб.: Дарк, 1997, 364 с.
  15. Лейкман Л.И. От теории к практике // Кризисный центр для женщин: опыт создания и работы. №5, 2004. – С. 56–61.
  16. Луковцева З.В. Сексуальное насилие: мифы, факты, современное состояние проблемы // Насилие и социальные изменения. - 2000 - № 1, 125с.
  17. Мартыненко А.В. Теория медико-социальной работы. - М.: Издательство Московской гуманитарно-социальной академии, 2002, 420 с.
  18. Мельниченко С.А. Предотвращение жестокости по отношению к женщинам и детям // Семья в России. №2, 2005. – С. 44–51.
  19. Мишина Т.М. Семейные конфликты и семейная психиатрия. Психологические проблемы психогигиены, профилактики и медицинской деонтологии. Л., 2009.
  20. Мэнделл Дж. Г. Групповая психотерапевтическая работа с детьми, пережившими насилие / Пер. с англ. - М.: Генезис, 1998, 290 с.
  21. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др. - М.: Весь Мир, 2003.
  22. Насилие и социальные изменнения / Под ред. Пиксаковой М.М., Синельникова А.М.: Литограф, 2008. – 95 с.
  23. Насилие в семье: особенности психологической реабилитации / Под ред. Н.М Платоновой, Ю.П. Платонова. - СПб.: Речь, 2004, 225 с.
  24. Николаева С.Б. Насилие над женщинами в семье // Региональная Политика. №8, 2009. – С. 19–22.
  25. Оптимальные модели организации деятельности центров социальной помощи семье и детям / Под ред. И. Матвиенко. – М., 2003. – 75 с.
  26. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
  27. Россия: насилие в семье – насилие в обществе / Под ред. Т.Ю. Забелиной. – М., 2002. – 109 с.
  28. Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / Под ред. Синельникова А. М. - М.: Университетская книга, 2001, 262 с.
  29. Социальная работа с женщинами, подвергшимися насилию / Под.ред. В.И. Жукова.: В 2 т. Т.2. – М.: Союз, 2008. – 303 с.
  30. Социальная работа с семьей / Под ред. Т.В. Шеляг. – М.: Институт социальной работы, 2008. – 89 с.
  31. Торохтий В.С. Психология социальной работы с семьей. М., 2006.
  32. Холостова Е.И. Настольная книга специалиста: социальная работа с семьей. М.; Тула, 2006.
  33. Шведова Н.О. О насилии в отношении женщин // Насилие и социальные изменения. - 2000 - №2-3, 123с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское