В зависимости от возраста и квалификации футболистов находятся и средства их подготовки. Высококвалифицированные футболисты обладают одним уровнем физической, технической и тактической подготовленности, взрослые футболисты более низкой квалификации - другим уровнем, юные футболисты - третьим.
К сожалению, проводя занятия с юношами, некоторые тренеры копируют методы, применяемые в работе со взрослыми футболистами, стараясь брать за образец работу с командами мастеров. Такой опыт работы можно частично использовать в занятиях с квалифицированными футболистами, но переносить его в тренировку юношей младшего возраста недопустимо. Занятия без учета возрастных особенностей не только снижают эффективность в достижении желаемых результатов, но могут отрицательно сказаться и на здоровье занимающихся.
Спортивная подготовка в футболе строится как круглогодичный процесс, имеющий определенные временные промежутки, на которых решаются те или иные основные задачи учебно-тренировочного процесса. Как правило, структура спортивной подготовки имеет крупные стадии, которые, в свою очередь, для простоты управления учебно-тренировочным процессом, делятся на более мелкие структурные составляющие (этапы, периоды, циклы), на которых непосредственно решаются задачи становления спортивного мастерства футболиста, воспитания физических качеств и способностей, подготовка и участие в соревнованиях.
Одним из основных факторов, определяющих возможность достижения высоких спортивных результатов в футболе, является рациональное сочетание уровня развития физических качеств, функциональных показателей и техническая подготовка юных футболистов.
Цель курсовой работы – описать методику подготовки и проведения занятий по футболу у футболистов возрастной группы 12 – 15 лет.
Задачи работы:
1) дать характеристику процесса и описать учебно-воспитательные задачи темы;
2) изучить материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 – 15 лет;
3) описать особенности планирования учебно-тренировочного процесса по футболу в возрастной группе 12 – 15 лет;
4) осветить подготовку педагога физической культуры и спорта к занятиям по футболу с различными возрастными группами;
5) рассмотреть методы и средства проведения учебно-тренировочного процесса.
Объектом исследования выступает учебно-тренировочный процесс юных футболистов возрастной группы 12 – 15 лет.
Предметом исследования является практика организации тренировочного процесса юных футболистов 12 – 15 лет.
Курсовая работа включает введение, 5 пунктов, заключение, список использованных источников.
1 Характеристика и учебно-воспитательные задачи темы
Организация учебно-тренировочного процесса по футболу осуществляется на основе современной методики обучения и тренировки, освоения юными спортсменами высоких тренировочных и соревновательных нагрузок, достижения ими разностороннего физического развития.
Достижение задач, поставленных перед тренировками по футболу, предусматривает выполнение учебного плана, переводных контрольных нормативов; систематическое проведение практических и теоретических занятий; хорошо организованную систему отбора юных футболистов; регулярное участие в соревнованиях и контрольных играх; осуществление восстановительно-профилактических мероприятий; прохождение инструкторской и судейской практики; организацию систематической воспитательной работы; привитие юным футболистам навыков соблюдения спортивной этики, дисциплины, преданности своему коллективу; использование данных науки и пере6довой практики как важнейшее условие подготовки квалифицированных футболистов.
Задачи тренировок учебно-тренировочных групп 12 – 15 лет состоят в следующем:
- укрепить здоровье,
- совершенствовать всестороннюю физическую подготовку с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, ловкости и обшей выносливости;
- овладеть всем арсеналом технических приемов игры;
- совершенствовать индивидуальную и групповую тактику игры, овладеть основами командной (11х11) тактики игры;
- совершенствовать тактические действия в звеньях и линиях команды;
- развивать тактическое мышление,
- определить игровые наклонности юных футболистов (наличие определенных качеств и желание самого спортсмена выполнять функции вратаря, защитника, нападающего или игрока средней линии);
- участвовать в соревнованиях по футболу и выполнить требования II юношеского разряда (13-14 лет);
- воспитывать элементарные навыки судейства;
- изучить начальные теоретические сведения о методике занятий физическими упражнениями игроков в линиях команды, ознакомиться с тактическими схемами ведения игры.
В процессе обучения у учащихся воспитывается умение заниматься самостоятельно: выполнить упражнения по физической подготовке и по индивидуальной технике владения мячом [1, с. 123].
2 Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 – 15 лет
Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 – 15 лет представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Материально-техническое обеспечение к проведению занятий по футболу в возрастной группе 12 – 15 лет
1.
|
Комплект спорт. формы д\футб
|
10 шт.
|
2.
|
Мяч футбол
|
12 шт.
|
4.
|
Свисток
|
2 шт.
|
5.
|
Секундомер
|
1 шт.
|
6.
|
Мяч для игр на асфальте
|
3 шт.
|
Кроме того, в доступности тренера должен быть медицинский кабинет, оснащение которого представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Оснащение медицинского кабинета
1.
|
Динамометр
|
1 шт.
|
2.
|
Кушетка медицинская
|
1 шт
|
3.
|
Ростомер
|
1 шт.
|
4.
|
AND Medical Эл.измеритель арт. давления
|
1 шт.
|
5.
|
Мойка
|
1 шт.
|
6.
|
Напольные Эл. весы
|
2 шт.
|
Рекомендуется наличие в тренерской библиотеке следующих программных материалов:
- М.А.Годик, Г.Л. Борозновы и др. Футбол. Типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для ДЮСШ. СДЮШОР. - М.: Советский спорт, 2011.
- Мини – футбол (футзал): примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско – юношеских школ олимпийского резерва. С.А.Андреев, Э.Г. Алиев, В.С.Левин, К.А. Ерёменко. - М.: Советский спорт,2010.
- Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. В.П. Губин, П.В. Квашук, В.В.Краснощёков, П.Ф. Егоров, В.А. Блинов. - М.: Советский спорт, 2010 [2, с. 10].
3 Планирование учебно-тренировочного процесса по футболу в возрастной группе 12 – 15 лет
Учебно-тренировочный процесс по футболу в возрастной группе 12 – 15 лет можно подразделить на такие компоненты, как общая физическая подготовка и специальная физическая подготовка.
К общей физической подготовке (развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, устойчивости) относятся следующие упражнения:
Строевые упражнении. Команды для управления строем. Понятие о строе, шеренге, флангах, интервале, дистанции, направляющем, замыкающем о предварительной и исполнительной командах. Повороты на месте, размыкание уступами. Перестроение из шеренги в две, из колонны по одному, а колонну по два. Перемена направления движения строя. Обозначение шага на месте. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Повороты в движении.
Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибания и разгибания, вращения, махи, отведения и приведения, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для туловища. Упражнения на формирование правильной осанки различных исходных положениях – наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на обеих и одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями.
Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах – повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, приседание с партнером, переноска партнера на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения с набивными мячами, поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывания с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча. Упражнения на месте (стоя, сидя, лежа) и в движении. Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения с гантелями, штангой, мешками с песком: сгибание и разгибание рук, повороты и наклоны туловища, поднимание на носки, приседания. Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперед, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.