Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации рекламной деятельности на предприятии
1.1 Понятие рекламной деятельности, её особенности
1.2 Виды рекламы
1.3 Управление рекламной деятельностью
Глава 2. Организация рекламной деятельности розничной сети магазинов бытовой техники и электроники
2.1. Характеристика организации
2.2 Анализ видов рекламы
2.3 Анализ эффективности рекламы
Глава 3. Предложения по совершенствованию рекламной деятельности
3.1 Мероприятия по совершенствованию рекламной деятельности
3.2 Оценка экономической эффективности разработанных мероприятий
Заключение
Список источников
Приложение 1
Актуальность темы исследования обусловлена постепенным насыщением рынка бытовой техники и электроники магазинами и товарами. Покупательская способность снижается в связи с высокими ценами на товары (из-за роста курсов валют) и снижением доходов граждан. Две эти разнонаправленные тенденции вынуждают розничные торговые сети искать все возможные пути для повышения объемов реализации и привлечения клиентов. Рекламная деятельность является одним из наиболее эффективных методов привлечения клиентов, поэтому торговые предприятия стараются сделать ее уникальной и эффективной.
Объект исследования – ООО «Эльдорадо».
Предмет исследования – система рекламной деятельности магазина розничной сети бытовой техники и электроники.
Цель работы – исследование системы рекламной деятельности магазина розничной сети бытовой техники и электроники для разработки по итогам анализа системы мероприятий по ее совершенствованию.
Задачи работы:
- Изучить понятие рекламной деятельности, её особенности;
- Рассмотреть виды рекламы;
- Описать особенности управления рекламной деятельностью современных предприятий;
- Привести характеристику работы ООО «Эльдорадо»;
- Провести анализ особенностей применяемых видов рекламы;
- Исследовать эффективность используемой рекламы;
- Разработать мероприятия для улучшения системы рекламной деятельности магазина розничной сети бытовой техники и электроники ООО «Эльдорадо»;
- Оценить экономическую эффективность разработанных мероприятий.
Работа включает введение, основную часть и заключение. Основная часть содержит три главы. Первая глава носит теоретический характер и включает понятие рекламы, особенности управления рекламной деятельностью, актуальные виды рекламы. Вторая глава – аналитическая. В работе проведен анализ деятельности магазина «Эльдорадо», исследована его рекламная деятельность. Третья глава носит проектный характер. Мероприятия проектной главы направлены на формирование эффективной рекламной деятельности компании. Также оценена эффективность рекламных мероприятий.
Работа основана на материалах научной и учебной литературы, а также на данных периодических изданий по вопросам рекламной деятельности. Информационной базой работы являются материалы ООО «Эльдорадо».
Методы исследования: ретроспективный анализ, графический метод, исследование мнения потребителей методом опроса, анализ литературных источников.
Практическая значимость работы заключается в возможности применить разработанные мероприятия в практике работы ООО «Эльдорадо».
Глава 1. Теоретические аспекты организации рекламной деятельности на предприятии
1.1 Понятие рекламной деятельности, её особенности
Рекламой принято считать значимое и яркое явление современной общественной жизни, оказывающее серьезное воздействие и на экономические, и на духовные процессы, в определенной мере направляющее формирование широкого круга ценностных ориентаций населения – от потребительских предпочтений до нравственных установок.[1]
Верзина Е.Н. отмечает, что понятие «реклама» появилось в употреблении приблизительно в 1655 году. Происхождение данного термина идет от латинского глагола кричать, выкрикивать, оглашать. Производители книг начали применять его для информирования о будущих изданиях, а хозяева торговых лавок применяли при озаглавливании коммерческой информации (1660).
Термин «реклама» сохранился во многих западноевропейских языках и – в силу влияния французской культуры – применяется в России. Однако в романских языках (французском, итальянском, испанском) к этому понятию примыкает понятие публичный, общественный, гласный. Таким образом, уже в обозначении данного явления отмечается массовость рекламного послания.[2]
Английский язык с начала XIX века для обозначения рекламы широко использует глагол извещать, который имеет латинское происхождение, т.е. обращать на что-либо внимание, что подчеркивает информативность рекламы (вXV – XVI столетиях данный глагол означал просто сообщение о чем-либо).
В русском языке такого четкого разделения нет: русское понятие «реклама» включает в себя и рекламную деятельность как действие, и сообщение, рекламу как продукт рекламной деятельности.[3]
Таким образом, этимологический анализ позволяет установить, что массовая направленность, эмоциональная насыщенность и содержательная информативность являются первостепенными и достаточно очевидными характеристиками рекламы.
Спиридонова Г.В. отмечает, что в основе исследований конкретных рынков и выделением основ формирования рекламной стратегии с учетом специфики продуктов современных компаний в современной теории и практике рекламы и маркетинга отводится системному анализу. Системную концепцию предложили в рекламном менеджменте как основу универсального подхода к оценке коммуникационной среды, возможности исследования и сопоставления возможностей и рисков внутренней и внешней среды современных предприятий. Содержание системного подхода раскрывается в особенностях подходов изучения и исследования объектов как систем, в данном случае коммуникационных социально-экономических систем. Данный подход направляет анализ на изучение целостности объекта, на определение многообразных типов связей сложного и объединение их в единую теоретическую картину.[4]
По мнению Новаторова В.Е. современным деятелям российского рынка приходится сталкиваться с рекламой не только изделий, но товаров многих других классов, типов и видов. В рекламировании нуждаются общественно полезные идеи и проекты (научные, технические, культурные), территории и места (целые регионы и отдельные города, промышленные зоны, места хозяйственной застройки, санаторно-курортные зоны, природные заповедники, места проведения значимых спортивных игр и чемпионатов), организации (промышленные предприятия, торговые фирмы, учебные заведения, учреждения искусства и пр.) и даже отдельные лица (политические кандидаты, звезды шоу-бизнеса, выдающиеся спортсмены, крупные ученые, деятели культуры и искусства и др.). Фактически реклама, как универсальный инструмент, связывающий производителя, продавца и потребителя, нужна всем и каждому. Рыночной экономики без рекламы, не бывает. Новаторов В.Е. отмечает, что становится понятным возрастающий, если не сказать всеобщий, интерес к рекламной деятельности многих субъектов формирующегося российского рынка: предпринимателей и бизнесменов, производителей и продавцов, менеджеров и маркетологов, промоутеров и тех, кто непосредственно планирует и организует многогранный рекламный процесс. За годы рыночных преобразований деятелями российского рынка, в частности, специалистами – рекламщиками, накоплен довольно значительный позитивный опыт. Он просматривается при анализе практики использования различных рекламных средств.[5]
В России 13.03.2006 был принят Федеральный закон РФ № 38-ФЗ «О рекламе»[6], который отменил предыдущий закон «О рекламе». Действующий закон определил, что рекламой является информация, которая распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Машкин Н.А., отмечает, что с точки зрения закона рекламная деятельность должна определяться как деятельность юридических и физических лиц по предоставлению рекламных услуг, направленных на создание, распространение рекламы и доведение рекламы до потребителя.[7]
По мнению Горлова С.Ю. целью рекламной деятельности в контексте идеи управления является проектирование целевой аудитории (ЦА) и реализации проекта (осуществлении цели) в формах «потребитель» и «покупатель».[8]
Данные формы обусловлены сложившимся и повсеместно признанным в экономике, менеджменте и маркетинге пониманием рекламной деятельности как включенной в более сложную систему деятельности «про изводство - потребление». Заметим, что для брендинга такой формой ЦА будет «клиент», а для PR — «общественность».
Понимаемая как коммуникация, рекламная деятельность «связывает» различия (производителей-хозяйственников и население-народ) в общности по основанию (понятию) «потребность» (общее) и переоформляет общее в единое (ЦА). Рекламная деятельность в данном случае организует большие группы людей как интегральное функциональное место «потребитель», обеспечивающее и реализующее систему производствен ной деятельности. Сама же рекламная деятельность осуществляется как сервисная и исторически представлена в форме агентского бизнеса.
При такой трактовке рекламной деятельности собственно проектирование ЦА превращается в социологически-статистический результат маркетинговых исследований потребительского поведения.
Проектируемая ЦА замещается в маркетинговых исследованиях собственно на функциональную позицию ЦА. При этом вопрос о структуре ЦА как социального объекта не принимается во внимание и, как правило, не рассматривается ни в теории, ни в практике рекламного образования.
При помощи своих средств (рекламных технологий) рекламная деятельность создает свою среду (рекламную среду), «втягивая», или организуя, различные социальные общности в качестве материала собственной деятельности. Фокус гуманитарного самоопределения человека (человек как возможность, а не как место или материал) и собственно человеческий потенциал замещаются на предметно-вещественное самоопределение и «потребительскую культуру». Потребительское самоопределение происходит при помощи создаваемого, транслируемого и воспроизводимого рекламой мифа о естественном (натуральном) характере человеческих потребностей, развиваемых рекламой в искусственные и обеспечивающие развитие.