Человеческая жизнь, и в особенности жизнь индивидуальная, личная бывает достаточно сложной. Восприятие своей жизни, как нечто глубокого, личного, любой человек не терпит, чтобы его «учили жить». Действуя в любых ситуациях «как необходимо», он хочет сохранить за собой право быть самим собой.
Интенсивность жизни современного человека такова, что ему часто даже некогда задуматься, чего он хочет от жизни, так ли он живет. Власть над жизнью приобретают дела, а сам человек незаметно оказывается только ответчиком за то, сколько он успел сделать. Его жизнь как бы начинает распадаться на две неравные части: большая часть – труд, общественные дела, за вычетом которых остается скромный отрезок времени, именуемый личной жизнью.
Молодежь вступает во взрослую жизнь, умело поставит физический опыт, но не подозревают, что и психология людей имеет свои закономерности, что поступки и характер другого человека можно понять и объяснить. Психология может способствовать осознанию своей жизни, как индивидуальной и неповторимой.
Особенность психологии людей и суть их личной жизни состоят в преодолении противоречий внешнего и внутреннего мира, в поисках разнообразных способов их разрешения. О личной жизни трудно говорить, так как она строится людьми разного типа, представляет собой индивидуальное решение каждой жизненной судьбы, индивидуальное определение своего места в обществе, особое отношение к его ценностям, особый способ их реализации или отрицания.
Стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первый – выбор основного для человека направления, способа жизни, определения её главный целей, этапов их достижения и соподчинения этих этапов. Стратегия, возникая сначала, как замысел жизни, как ее смысл, как идеальный план, затем требует реализации на практике. А на практике люди сталкиваются, что открывает дорогу для реализации их замысла, и с тем, что ему противоречит, что может увести в сторону. Намерения человека и встречные требования, часто образуют противоречия между тем, чего хочет человек, и тем, что предлагает ему жизнь. Поэтому второй признак стратегии – это решение противоречий жизни, достижение своих жизненных планов и целей.
В основном люди живут жизнью, как будто не имеющей ни каких примечательных черт, но, тем не менее, она интересна и увлекательна, поскольку люди ведут свой жизненный поиск, открывают для себя постоянно нечто новое. Каждая находка на этом пути добывается с трудом, но приносит несказанную радость, наводит на новые мысли, предположения, догадки. Это третий признак стратегии жизни, который состоит в творчестве, в созидании ценности своей жизни, в соединении своих потребностей со своей жизнью в виде её особых ценностей. Ценность жизни, состоящая в интересе, увлеченности, удовлетворенности и новом поиске, и есть продукт определенного поиска жизни, когда они определяются самим человеком.
Стратегия является некоторым универсальным законом, способом самоосуществления человека в различных сферах его жизни. Поскольку каждый строит свою жизнь сам, стратегия жизни является индивидуальным достоянием, индивидуальным открытием каждого. В итоге каждый человек имеет такую жизнь, которую он построил сам. Принципиальное различие состоит в том, что один действительно строит свою жизнь, и даже достаточно сознательно, другой только использует то, что есть в наличии (и в жизни и в нем самом). Поэтому признавая каждого личностью, мы предполагаем, что далеко не каждый может стать субъектом, строителем, творцом своей жизни. [1]
Рано или поздно каждый человек явно или подсознательно задается вопросом ради чего, он живет, к чему стремиться, чего хочет от жизни, что было бы, если его не было или если бы он принял в жизни другие решения и так далее.
Актуальность исследования связана с тем, что на современном этапе жизни общества, происходящие в нем изменения, всей системы политической и экономической системы все больше приводят человека к рассуждениям и анализу происходящего, построении перспектив на будущее. Это в свою очередь приводит к осознанию значения смысла. Кроме того у подрастающего поколение с развитие личности происходит осмысление своего внутреннего мира, своего внутреннего стержня, нравственных и этических проблем личности и мотивационно – смысловых образований.
Объект исследования: смысл жизни.
Предмет исследования: особенности существования и поиска смысла жизни.
Цель исследования: изучение смысла жизни, особенностей его определения и поиска.
Задачи:
- Раскрыть понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе.
- Определить наличие оптимального смысла жизни как основного показателя его существования
- Изучить понимание смысла жизни личностью в современном мире
- Проанализировать поиск смысла жизни в онтогенезе
Методы исследования:
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, методы диалектический метод, методы анализа и синтеза, методы обобщений и дедукции.
Структура работы. Курсовая работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Исследование особенностей смысла жизни в психологической науке
1.1. Понятие смысла жизни в отечественной и зарубежной литературе
К настоящему времени создано много разных подходов к проблеме поиска и анализа смысла жизни. Рассмотрим более общее определение понятия «смысл жизни». Смысл жизни определяется как особое психическое образование, имеющее свою структуру и содержание. Смысл жизни – это «механизм», чья работа имеет «судьбоносное» значение для человека.
Мыслители и философы вкладывают в понятие «смысл жизни человека» разное содержание: кто-то считает, что смысла жизни нет, кто-то вкладывает в него все негативное, (страдание); третьи предполагают нечто «положительное» (счастье) и так далее.
В психологии смысл жизни исследуется в основном с позиции анализа влияния и факторов, способствующих формированию смысла жизни в индивидуальном развитии, и как сформировавшийся смысл жизни влияют на жизнь, деятельность и сознание личности.
Смысл жизни в психологии определяется как генеральная линия жизни, задающая высокую планку активной жизнедеятельности человека, помогающая ему не сломаться на крутых виражах судьбы, максимально использовать собственные резервы, направляя их на преобразование обстоятельств и собственной личности. Так Ю.Б. Гиппенрейтер вкладывал в понятие смысла жизни особенности процесса, которые направлены на полную координацию и интеграцию мотивационной сферы личности [4].
Фрейд полагал, что смысл человеческой жизни означает быть счастливым и получать от нее различные удовольствия и наслаждения. По его мнение, главное нужно не допускать болезней и несчастий.
Э. Фромм, последователь Фрейда, считал, что жизнь должна иметь смысл. Люди тянутся ко всему с позитивной направленностью (любви, верности, счастью) [18].
В концепции В. Франкла феномен смысла жизни выступает определяющим звеном. Стремление к реализации и поиску смысла жизни рассматривается им как врожденная мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным мотиватором развития личности. Отсутствие смысла является причиной большинства психических заболеваний, включая специфические «ноогенные неврозы», и разные виды девиантного поведения. Однако смысл жизни любого человека уникален. Вместе с тем существуют и смысловые универсалии – ценности, которые представляют собой обобщенные типичные смыслы [22]. Человек, по В. Франклу, не может потерять смысл жизни ни при каких обстоятельствах, смысл жизни может быть найден всегда. В. Франкл полагает, что человек способен обрести смысл жизни тремя путями:
1) в деле, направленном на достижение социально-значимых целей;
2) в переживании гуманистических ценностей;
3) заняв определенную позицию по отношению к обстоятельствам своей жизни [21].
Общепризнанно, что смыслы укоренены в бытии, они существуют в объективной действительности, однако их реализация как объективно существующего онтологического смысла всегда субъективна. Как указывает Д.А. Леонтьев, что придает жизни смысл, может лежать и в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Вместе с тем это вопрос не познания, а признания, человек не изобретает или интеллектуально конструирует смысл своей жизни, а находит его посредством конкретных действий [11].
В.Э. Чудновский видит два определения смысла жизни как психологического феномена [26]:
1) суть, главное, основное в данном предмете, явлении;
2) личностная значимость для человека этой сути, этого главного, основного.
Однако определение смысложизненной «доминанты» выступает всего лишь одним аспектом процесса поиска смысла жизни. Достаточно важно понять, уровень «продуктивности» этой доминанты, в какой мере она помогает позитивному росту личности. В связи с этим разумно полагаться на адекватность смысла жизни в качестве одной из основных его характеристик.
В.Э. Чудновский полагает, что проблема смысла жизни заключается в проблеме осознания человеком собственных возможностей, постановке реальных целей [24].
В литературе по проблеме смысла жизни чаще всего акцентируется позитивное значение данного феномена в жизни человека. Но факты говорят о том, что смысл жизни играет как конструктивную, так и деструктивную роль в развитии личности. В связи с этим достаточно актуальной выступает проблема адекватности смысла жизни. Это – проблема условий, при которых смысл жизни как психологическое образование может выполнить свою основную функцию – дать человеку почувствовать удовлетворение жизнью, а в высших своих проявлениях достичь ощущения счастья.
Мы считаем важным отметить в нашей работе основные характеристики адекватности смысла жизни по В.Э. Чудновскому:
- Реалистичность смысла жизни, то есть соответствие смысла жизни наличным объективным условиям, нужным для его осуществления и индивидуальным возможностям человека.
- Конструктивность смысла жизни (позитивное влияние на личность).
В.Э. Чудновский называет два возраста, когда подобные вопросы о смысле жизни человек особенно часто задает себе: старость, когда они звучат как «отчет» о прожитой жизни; и молодость, когда все впереди, и человек строит свои планы на будущее. Впрочем, данные вопросы могут возникнуть перед человеком всегда, в самые различные периоды жизни [26].
Установлено, что жизнь человека имеет позитивную сторону: жизнь хороша и интересна – в ней люди могут быть счастливыми и радостными. Счастье приносит брак, рождение ребенка, взаимная любовь между противоположными полами, окончание вуза. Мы предпочитаем теории, которые признают смысл жизни человека.
В. Франкл описал очень подробную характеристику потребности человека в поиске смысла жизни. По его мнению, поиск цели своего существования свойственен думающим людям, обеспечившим к тому же все свои базовые потребности. Смысложизненные ориентации каждого человека – это набор свойственных только данной личности ценностей и целей, которые она выбрала как основополагающие своего существования. Особенность данной потребности заключается в уникальности её понимания каждым человеком, а, следовательно, невозможно определить готовые клише наиболее успешных целей существования, что и создаёт трудности их изучения и развития. Наиболее же остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ [21].