Содержание под стражей - один из институтов уголовно-процессуального права. Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в порядке, установленном Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ)[1], подвергаются задержанию либо заключению под стражу. Российское законодательство предусматривает систему гарантий, исключающих унижение достоинства лиц, заключенных под стражу, ориентирует на максимальное приведение условий и порядка содержания и обращения с ними в соответствие с международными стандартами.
Равенство заключенных под стражу перед законом и судом, уважение человеческого достоинства, неприменение пыток, соблюдение общепризнанных норм международного права, право на судебную защиту, на получение юридической помощи и ряд других основаны на положениях Конституции РФ и имеют прямое действие.
Существенно расширены права подозреваемых и обвиняемых, отменены ограничения в переписке, получении посылок и передач, в свиданиях с родственниками, иными лицами и др.
В УПК РФ нашли также отражение руководящие правила обращения с заключенными, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.[2], Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.[3], Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г.[4], Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 г.[5] и др.
В соответствии с международными соглашениями, участницей которых является Россия, гражданину, оказавшемуся в местах лишения свободы, должны быть предоставлены достойные условия содержания под стражей. Не допускается пребывание лиц, лишенных свободы, в условиях переполненных людьми помещений, недостаточных запасов продуктов питания, неподобающего медицинского обслуживания, отсутствия возможностей для физических упражнений и отдыха, плохого санитарно - гигиенического состояния помещений, недостаточной защиты от неблагоприятных погодных условий.
Таким образом, актуальность данной работы объясняется особым ограниченным статусом лиц, содержащихся под стражей, и требованиями защиты их прав от ущемлений и ограничений.
Целью работы выступает анализ правового положения лиц, содержащихся под стражей.
Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- рассмотреть структуру правового статуса лиц, содержащихся под стражей;
- дать характеристику международных стандартов в данной области;
- обозначить содержание правового статуса лиц, содержащихся под стражей.
Объектом работы выступают общественные отношения, возникающие при содержании человека под стражей. Предметом – нормы права, устанавливающие права и обязанности лиц, содержащихся под стражей.
Изучением темы правового статуса лиц содержащихся под стражей занимались такие авторы как: Пантелеев Б.В., Бабушкин А.В., Давыдов Д., Смирнов Л.Б., Чеботарева И.Н., Смирнов А.В., Айвар Л.К., Трунова И.Л.
В том числе труды данных специалистов положены в основу работы.
Методология и методика исследования основывается на общенаучных методах, таких как диалектический, логический, функциональный и частно-научных методах: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический.
Цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава работы посвящена общим положения правового регулирования статуса лиц, содержащихся под стражей. Во второй главе более конкретно рассмотрены права лиц, содержащихся под стражей, в частности право на образование, медицинскую помощь, юридическую защиту.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ
§1. Понятие и структура правового положения лиц содержащихся под стражей
Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых по своей сущности является мерой государственного принуждения, применяемой в связи с совершенным преступлением от имени государства и реализуемой государственными органами в целях обеспечения следственного и судебного производства.
Содержание под стражей связано с существенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации[6]. Поэтому при его применении установлены конституционные гарантии, согласно которым арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).
Содержание под стражей реализуется в двух формах:
задержания подозреваемых в совершении преступлений (ст. 122 УПК РФ);
избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 89 УПК РФ).
Вторая форма не является мерой уголовного наказания, поэтому условия содержания под стражей должны отличаться от условий отбывания наказания в виде лишения свободы. Они должны быть в максимальной степени приближены к условиям свободы. Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «обвиняемые в случае, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных, и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц».
Порядок и условия содержания под стражей, правовой статус подозреваемых и обвиняемых регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом, Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[7]. Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[8], регулирующим деятельность уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также законами Российской Федерации, регламентирующими создание и основы функционирования мест содержания под стражей в Пограничных войсках и в федеральной службе безопасности.
Кроме того, имеются нормативные правовые акты, конкретизирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: постановления Правительства Российской Федерации о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; акты министерств и ведомств, имеющие в своей подчиненности места содержания под стражей.
Так, ст. 16 Федерального закона РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей принятие Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной пограничной службой РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет собой социально значимую сферу деятельности государства. Поэтому она должна подчиняться основополагающим идеям, или принципам. В ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» устанавливается, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлении.
Указанные принципы определяют содержание норм указанного Федерального закона, иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также влияют на правоприменительную практику обращения с подозреваемыми и обвиняемыми.
Правовое положение содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых определяется совокупностью их субъективных прав, свобод и обязанностей. В разные годы его изучали В.П. Артамонов, В.Ф. Бычков, Л.И Даньшина, А.П. Евграфов, А.Ф. Кистяковский, П.И. Люблинский, С.М. Малиновкин, В.Н. Машков, О.Н. Миндадзе, В.А. Михайлов, И.Л. Петрухин, С.В. Познышев и другие исследователи, которые подчеркивали, что заключение под стражу не есть уголовное наказание, а содержащиеся под стражей лица остаются невиновными до тех пор, пока обвинительный приговор суда не вступит в законную силу. Поэтому ограничение их прав является вынужденным, обусловленным необходимостью достижения целей, поставленных при применении предварительного заключения и поддержания порядка в местах содержания под стражей.
Выступая в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина в России, Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 49) признает каждого обвиняемого в совершении преступления невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Это означает, что в соответствии с п. 2а ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах[9], участником которого является Россия, обвиняемым должен быть предоставлен режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц. По Закону о содержании под стражей одним из основных требований этого режима является соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.
В систему общегражданских прав и свобод подозреваемых и обвиняемых входят конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, права и свободы, устанавливаемые отраслевым законодательством (в том числе уголовно-процессуальные), естественные права и свободы, права и свободы, закрепленные в нормах и принципах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся частью ее правовой системы, а также права и свободы, устанавливаемые нормативными правовыми актами Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны Российской Федерации и других ведомств, в ведении которых находятся места содержания под стражей.
В отечественном правоведении используются различные классификации конституционных прав и свобод граждан. Одна из них основана на структуре, применяемой в международных правовых актах, включающей права: гражданские (личные), политические, культурные, социальные и экономические[10]. Другая подразделяет права и свободы на гражданские, политические и личные[11].
К числу гражданских прав Конституция РФ относит право: на частную собственность, имущество, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на благоприятную окружающую среду, свободный труд, охрану здоровья, медицинскую помощь, отдых, жилище, образование, социальную защиту, социальное обеспечение, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.