Курсовая работа|Конституционное право

Правовое положение лиц, содержащихся под стражей

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 62

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ

  • 1. Понятие и структура правового положения лиц содержащихся под стражей
  • 2. Международно - правовые стандарты правового положения лиц, находящихся в изоляции от общества
  • 3. Содержание правового положения лиц, содержащихся под стражей, по действующему законодательству Российской Федерации

Глава II. ПРАКТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ЛИЦ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ, В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

  • 1. Актуальные проблемы реализации права на получение образования в местах лишения свободы
  • 2. Вопросы содержания и медицинского обслуживания лиц, содержащихся под стражей в учреждениях уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
  • 3. Деятельность государственных органов и общественных организаций по обеспечению прав и законных интересов лиц содержащихся под страже

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Содержание под стражей - один из институтов уголовно-процессуального права. Лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений, в порядке, установленном Уголовно-процессуального кодекса РФ (УПК РФ)[1], подвергаются задержанию либо заключению под стражу. Российское законодательство предусматривает систему гарантий, исключающих унижение достоинства лиц, заключенных под стражу, ориентирует на максимальное приведение условий и порядка содержания и обращения с ними в соответствие с международными стандартами.

Равенство заключенных под стражу перед законом и судом, уважение человеческого достоинства, неприменение пыток, соблюдение общепризнанных норм международного права, право на судебную защиту, на получение юридической помощи и ряд других основаны на положениях Конституции РФ и имеют прямое действие.

Существенно расширены права подозреваемых и обвиняемых, отменены ограничения в переписке, получении посылок и передач, в свиданиях с родственниками, иными лицами и др.

В УПК РФ нашли также отражение руководящие правила обращения с заключенными, содержащиеся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г.[2], Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.[3], Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными 1955 г.[4], Своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, 1989 г.[5] и др.

В соответствии с международными соглашениями, участницей которых является Россия, гражданину, оказавшемуся в местах лишения свободы, должны быть предоставлены достойные условия содержания под стражей. Не допускается пребывание лиц, лишенных свободы, в условиях переполненных людьми помещений, недостаточных запасов продуктов питания, неподобающего медицинского обслуживания, отсутствия возможностей для физических упражнений и отдыха, плохого санитарно - гигиенического состояния помещений, недостаточной защиты от неблагоприятных погодных условий.

Таким образом, актуальность данной работы объясняется особым ограниченным статусом лиц, содержащихся под стражей, и требованиями защиты их прав от ущемлений и ограничений.

Целью работы выступает анализ правового положения лиц, содержащихся под стражей.

Для реализации данной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

- рассмотреть структуру правового статуса лиц, содержащихся под стражей;

- дать характеристику международных стандартов в данной области;

- обозначить содержание правового статуса лиц, содержащихся под стражей.

Объектом работы выступают общественные отношения, возникающие при содержании человека под стражей. Предметом – нормы права, устанавливающие права и обязанности лиц, содержащихся под стражей.

Изучением темы правового статуса лиц содержащихся под стражей занимались такие авторы как: Пантелеев Б.В., Бабушкин А.В., Давыдов Д., Смирнов Л.Б., Чеботарева И.Н., Смирнов А.В., Айвар Л.К., Трунова И.Л.

В том числе труды данных специалистов положены в основу работы.

Методология и методика исследования основывается на общенаучных методах, таких как диалектический, логический, функциональный и частно-научных методах: конкретно-социологический, сравнительно-правовой, формально-юридический, исторический.

Цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава работы посвящена общим положения правового регулирования статуса лиц, содержащихся под стражей. Во второй главе более конкретно рассмотрены права лиц, содержащихся под стражей, в частности право на образование, медицинскую помощь, юридическую защиту.

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ СОДЕРЖАЩИХСЯ ПОД СТРАЖЕЙ

§1. Понятие и структура правового положения лиц содержащихся под стражей

Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых по своей сущности является мерой государственного принуждения, применяемой в связи с совершенным преступлением от имени государства и реализуемой государственными органами в целях обеспечения следственного и судебного производства.

Содержание под стражей связано с существенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации[6]. Поэтому при его применении установлены конституционные гарантии, согласно которым арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению (ч. 2 ст. 22 Конституции РФ).

Содержание под стражей реализуется в двух формах:

задержания подозреваемых в совершении преступлений (ст. 122 УПК РФ);

избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 89 УПК РФ).

Вторая форма не является мерой уголовного наказания, поэтому условия содержания под стражей должны отличаться от условий отбывания наказания в виде лишения свободы. Они должны быть в максимальной степени приближены к условиям свободы. Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что «обвиняемые в случае, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужденных, и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц».

Порядок и условия содержания под стражей, правовой статус подозреваемых и обвиняемых регламентируются Уголовно-исполнительным кодексом, Федеральным законом Российской Федерации от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[7]. Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»[8], регулирующим деятельность уголовно-исполнительной системы Минюста России, а также законами Российской Федерации, регламентирующими создание и основы функционирования мест содержания под стражей в Пограничных войсках и в федеральной службе безопасности.

Кроме того, имеются нормативные правовые акты, конкретизирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: постановления Правительства Российской Федерации о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; акты министерств и ведомств, имеющие в своей подчиненности места содержания под стражей.

Так, ст. 16 Федерального закона РФ от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей принятие Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Министерством обороны РФ, Федеральной пограничной службой РФ по согласованию с Генеральным прокурором РФ Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет собой социально значимую сферу деятельности государства. Поэтому она должна подчиняться основополагающим идеям, или принципам. В ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» устанавливается, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлении.

Указанные принципы определяют содержание норм указанного Федерального закона, иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также влияют на правоприменительную практику обращения с подозреваемыми и обвиняемыми.

Правовое положение содержащихся под стражей подозреваемых и обвиняемых определяется совокупностью их субъективных прав, свобод и обязанностей. В разные годы его изучали В.П. Артамонов, В.Ф. Бычков, Л.И Даньшина, А.П. Евграфов, А.Ф. Кистяковский, П.И. Люблинский, С.М. Малиновкин, В.Н. Машков, О.Н. Миндадзе, В.А. Михайлов, И.Л. Петрухин, С.В. Познышев и другие исследователи, которые подчеркивали, что заключение под стражу не есть уголовное наказание, а содержащиеся под стражей лица остаются невиновными до тех пор, пока обвинительный приговор суда не вступит в законную силу. Поэтому ограничение их прав является вынужденным, обусловленным необходимостью достижения целей, поставленных при применении предварительного заключения и поддержания порядка в местах содержания под стражей.

Выступая в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина в России, Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 49) признает каждого обвиняемого в совершении преступления невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Это означает, что в соответствии с п. 2а ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах[9], участником которого является Россия, обвиняемым должен быть предоставлен режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц. По Закону о содержании под стражей одним из основных требований этого режима является соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых.

В систему общегражданских прав и свобод подозреваемых и обвиняемых входят конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, права и свободы, устанавливаемые отраслевым законодательством (в том числе уголовно-процессуальные), естественные права и свободы, права и свободы, закрепленные в нормах и принципах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся частью ее правовой системы, а также права и свободы, устанавливаемые нормативными правовыми актами Министерства юстиции, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, Министерства обороны Российской Федерации и других ведомств, в ведении которых находятся места содержания под стражей.

В отечественном правоведении используются различные классификации конституционных прав и свобод граждан. Одна из них основана на структуре, применяемой в международных правовых актах, включающей права: гражданские (личные), политические, культурные, социальные и экономические[10]. Другая подразделяет права и свободы на гражданские, политические и личные[11].

К числу гражданских прав Конституция РФ относит право: на частную собственность, имущество, свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на благоприятную окружающую среду, свободный труд, охрану здоровья, медицинскую помощь, отдых, жилище, образование, социальную защиту, социальное обеспечение, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. № 237. 1993. С. 7.
  2. Всеобщая Декларация прав человека, принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН // Российская газета 5.04.1995. С. 8. - http://www.consultant.ru (Дата обращения 05.12.2016 г.).
  3. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10.12.1994 // Российская юстиция. 1995. № 4. С. 56. - http://www.consultant.ru (Дата обращения 05.12.2016 г.).
  4. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными. Утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Советская юстиция. 1992. № 2. С. 19. - http://www.consultant.ru (Дата обращения 05.12.2016 г.).
  5. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме от 09.12.1988 // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1989. С. 90.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // http://www.consultant.ru (Дата обращения 15.01.2017 г.).
  7. Европейские пенитенциарные правила (Приняты 11.01.2006 на 952-ом заседании представителей министров) // http://www.consultant.ru (Дата обращения 05.02.2017 г.).
  8. Уголовно-процессуальный Кодекс РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ (ред. от 01.03.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
  9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 21.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 13.01.199. № 2. Ст. 198.
  10. Гражданский Кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 21.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  11. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства: Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 23.08.2004.№ 34. Ст. 3534.- http://www.consultant.ru (Дата обращения 10.04.2017 г.).
  12. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 17.07.1995. № 29. Ст. 2759.- http://www.consultant.ru (Дата обращения 10.01.2017 г.).
  13. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Собрание законодательства РФ. 03.06.2002. № 22. Ст. 2031. Ст. 23. // http://www.consultant.ru (Дата обращения 101.2017 г.).
  14. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ: Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 03.02.2015) // Парламентская газета. № 110-111. 15.06.2002. С. 4.
  15. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 28.12.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.08.1993. № 33. Ст. 1316. - http://www.consultant.ru (Дата обращения 10.01.2017 г.).
  16. О выборах Президента Российской Федерации: Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Парламентская газета. № 8-9. 16.01.2003. С. 10.
  17. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. № 45. 26.02.2014. С. 23.
  18. Об оружии: Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 16.12.1996. № 51. Ст. 5681.
  19. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.
  20. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. № 39. Ст. 4465. // http://www.consultant.ru (Дата обращения 10.02.2017 г.).
  21. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. № 263. 23.11.2011. С. 44.
  22. Об утверждении Правил оказания лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, а также приглашения для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций при невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы: Постановление Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 // Собрание законодательства РФ. 01.2013. № 1. Ст. 61. -  http://www.consultant.ru (Дата обращения 19.02.2017 г.).
  23. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 (ред. от 21.07.2016) (Зарегистрировано в Минюсте России 08.11.2005 № 7139) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 14.11.2005. № 46. С. 56. // http://www.consultant.ru (Дата обращения 15.01.2017 г.).

Статьи из журналов и сборников

  1. Белик В.Н. Новый Уголовно-исполнительный кодекс России: организационно-правовые аспекты защиты прав и свобод осужденных к уголовным наказаниям // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 7. С. 84 - 89.
  2. Гришко А.Я. Уголовно-исполнительный закон: декларации и реалии, необходимость в обновлении // Омбудсмен. 2014. № 2. С. 4 - 9.
  3. Давыденко А.В. О юридической помощи осужденным, отбывающим наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Адвокат. 2015. №» 7. С. 25 - 30.
  4. Давыденко А.В. Законные интересы осужденных: правовые аспекты реализации // Адвокат. 2014. № 2. С. 37 - 44.
  5. Давыдов Д. Осужден, но не отлучен // ЭЖ-Юрист. 2013. № 6. С. 5.
  6. Железнов Б.Л. Механизм государственной защиты основных прав и свобод // Вестник ТИСБИ. 2002. № 3. С. 19 - 24.
  7. Минязева Т.Ф. Права осужденных и лиц, содержащихся под стражей // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2014. № 6. С. 12 - 15.
  8. Параносенков П.М. Правовые основы деятельности полиции Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 5. С. 68 - 70.
  9. Пантелеев Б.В., Бабушкин А.В. Ухудшение положения заключенных под стражу и осужденных в РФ в 2004 - 2006 годах (предварительный доклад) // За волю! 2008. № 14. С. 23.
  10. Смирнов Л.Б. Проблемы правового статуса осужденных к лишению свободы в контексте требований Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. № 2. С. 5-7.
  11. Чеботарева И.Н. Право на защиту лица, задержанного по подозрению в совершении преступления // Уголовное судопроизводство. 2011. № 1. С. 8 - 11.

Монографии

  1. Азаров В.А. Проблемы теории и практики охраны имущественных интересов личности в уголовном судопроизводстве. Омск, 2005. – 203 с.
  2. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015. – 313 с.
  3. Бриллиантов А.В., Курганов С.И. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.В. Бриллиантова. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: Проспект, 2016. – 576 с.
  4. Информационно-справочное пособие для осужденных / отв. за изд. К.Косилов; Центр правовой информации работников авиационной отрасли. — Владивосток, 2014. – 174 с.
  5. Общая теория прав человека / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1996. – 301 с.
  6. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / под ред. В.И. Селиверстова — М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. – 450 с.
  7. Комментарий к Федеральному закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» / Под ред.: А.С.Михлина, В.И.Селиверстова. — М.: Юриспруденция, 2015. – 270 с.
  8. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Постатейный / Под общ. ред. проф. А.В. Смирнова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2014. – 520 с.
  9. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.К. Айвар, В.Л. Гейхман, А.Я. Гришко и др.; под ред. И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2015. - 448 с.
  10. Контроль за соблюдением прав человека в закрытых учреждениях России: сб. ст. / Под ред. Л. Н. Виноградова. Российский исследовательский центр по правам человека. – М.: Фолиум, 2006. – 170 с.
  11. Теория оперативно-розыскной деятельности /И. З. Федоров; Науч. рук. В. А. Михайлов; Академия управления МВД России. - М., 2013. – 320 с.
  12. Уголовно-исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Л.К. Айвар, Ф.С. Бражник, М.Г. Детков и др.; под ред. И.Л. Трунова. М.: Эксмо, 2013. - 768 с.
  13. Упоров И.В. Пенитенциарная политика в России в XVII — XX вв.: историко-правовой анализ тенденций развития / И.В.Упоров. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2012. – 360 с.
  14. Цоколова О.И., Сурыгина Н.Е. Порядок заключения и содержания под стражей на стадии предварительного расследования. М., 2003. – 98 с.

Интернет-документы

  1. Официальные статистические данные ФСИН России // http:www:fsin.ru // news/detail (Дата обращения 21.01.2017 г.).
  2. Обеспечение прав человека в УИС // Сайт Федеральной службы исполнения наказаний России: http://www. ru /phtml?cid=140 (Дата обращения 21.01.2017 г.).

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конституционное право
2012 год 29 стр.
Курсовая Правовое положение беженцев, переселенцев и иностранных граждан
Курсовая работа Конституционное право
2012 год 27 стр.
Курсовая Правовое положение беженцев, переселенцев и иностранных граждан
Курсовая работа Конституционное право
2017 год 30 стр.
Конституционно-правовое регулирование местного самоуправления
bugalter

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское