Введение
1 Теоретические аспекты таможенных правонарушений
1.1 Ведение специальной таможенной статистики
1.2 Сущность нарушений в таможенной деятельности, и основные статистические методы в анализе таможенных правонарушений
2 Практическое использование статистических показателей для анализа таможенных правонарушений за 2009 г.
2.1 Статистический анализ деятельности таможенных органов в России за 2009 г.
2.2 Методология выявлений правонарушений в таможенной деятельности на примере Нижегородской таможни
Заключение
Список использованной литературы
Определение нарушения таможенных правил закреплено в статье 230 Таможенного кодекса ТС. Там содержится закрытый перечень объектов нарушений таможенных правил, которыми являются:
- порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (включая применение таможенных режимов);
- порядок таможенного контроля;
- порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ;
- порядок обложения таможенными платежами и их уплаты;
- порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими.
Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС. Статьи таможенного кодекса содержат жесткие предписания, согласно которым все товары и транспортные средства подлежат таможенному контролю. Может быть предусмотрена лишь возможность освобождения от применения отдельных форм таможенного контроля.
Общее правило, закрепленное в ТК ТС, гласит, что в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом. Одним из исключений из этого правила является законодательство об ответственности за нарушения таможенных правил. ТК ТС устанавливает следующие виды взысканий за нарушения таможенных правил: предупреждение; штраф; отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданного таможенным органом на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом ТС; конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил; конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
В связи с этим важное значение имеет правильное определение момента обнаружения нарушения таможенных правил. Под ним следует понимать день, когда должностному лицу таможенного органа стали известны данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил. На практике должностные лица таможенных органов момент обнаружения нарушения таможенных правил часто определяют как день, когда должностное лицо таможенного органа должно было узнать о правонарушении, или день составления протокола о нарушении таможенных правил, который не всегда совпадает с моментом обнаружения правонарушения.
Актуальность работы состоит в том, что таможенное дело в Российской Федерации играет огромное значение в становлении государства. Значимость деятельности таможенной системы обусловлена тем обстоятельством, что самым стабильным источником доходной части федерального бюджета России являются таможенные налоги и сборы. Поэтому одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективной работы таможенных органов, что подразумевает предотвращение таможенных правонарушений.
Целью курсовой работы является анализ таможенных правонарушений в России и Нижегородской таможни. Соответственно задачами работы являются:
- раскрыть виды и сущность таможенных правонарушений;
- рассмотреть ответственность за правонарушения;
- проанализировать статистику таможенных правонарушений в РФ.
Объектом исследования является правонарушения в таможенной деятельности.
Предметом исследования является анализ статистических показателей таможенных правонарушений.
1 Теоретические аспекты таможенных правонарушений
1.1 Понятие специальной таможенной статистики
Таможенная статистика является одним из элементов таможенного дела в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенных органов, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, неторговым оборотом, валютным контролем и т.д. Она является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей. В целях обеспечения решения возложенных на таможенные органы задач указанными органами ведется специальная таможенная статистика в порядке, который устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Данные специальной таможенной статистики, а также методы выявлений таможенных правонарушений, используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.
Специальная таможенная статистика является ведомственной, ее организация и ведение в настоящее время находятся в исключительной компетенции ГТК РФ. Информация по специальной таможенной статистике в открытых публикациях не представляется и используется для анализа результатов деятельности таможенных органов и выработки управляющих воздействий внутри таможенной системы.
В настоящее время не все направления специальной таможенной статистики одинаково хорошо разработаны методологически. К наиболее разработанным относятся: статистика таможенных платежей; статистика валютного контроля; статистика таможенных правонарушений.
Правовую основу статистики таможенных платежей составляют Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Объектами изучения статистики таможенных платежей являются все пошлины, налоги и сборы, взимание которых возложено на таможенные органы.
Целью статистики таможенных платежей является обеспечение руководства ГТК РФ, других органов законодательной и исполнительной власти информацией о поступлении таможенных платежей в федеральный бюджет.
Задачи статистики таможенных платежей определены в соответствии с ее целью:
- сбор и систематизация информации о начислении, взимании и поступлении таможенных платежей в федеральный бюджет;
- информационная поддержка контроля правильности начисления, взимании и поступлении таможенных платежей в федеральный бюджет;
- анализ динамики поступления таможенных платежей, оценка их доли в федеральном бюджете и контроль выполнения плановых заданий;
- изучение структуры и структурных сдвигов таможенных платежей по их видам;
- выявление системных и внешних, по отношению к таможенной системе, факторов, влияющих на поступление таможенных платежей в федеральный бюджет.
Статистическое наблюдение построено на документальной основе. Отчетность по статистике таможенных платежей так же, как и по другим направлениям специальной таможенной статистики, регламентируется ежегодным приказом ГТК РФ.
Правовую основу статистики валютного контроля составляют Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле».
Объектом изучения статистики валютного контроля являются потоки российской и иностранной валюты, пересекающие границу Российской Федерации в торговом и неторговом обороте, а также соответствующие потоки товаров и услуг.
Цель статистики валютного контроля - обеспечение руководства ФТС РФ, других органов законодательной и исполнительной власти информацией о валютных потоках, пересекающих границу Российской Федерации в торговом и неторговом обороте.
Основные задачи статистики валютного контроля:
- сбор и систематизация информации таможенно-банковского валютного контроля;
- информационная поддержка валютного контроля конкретных сделок;
- анализ динамики, структуры и сбалансированности товарных и валютных потоков;
- анализ влияния макроэкономических и внешних факторов на сбалансированность товарных и валютных потоков.
При формировании информационной базы статистики валютного контроля источниками исходных данных служат первичные документы таможенного и банковского контроля, а информация, содержащаяся в первичных документах, образует систему первичных показателей и признаков по каждой сделке.