Актуальность исследования. Патриотизм является важнейшим источником жизнедеятельности нации, народа, государства, личности. Невозможно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества в периоды войн и других испытаний, обеспечении национальной безопасности.
Наша история свидетельствует о том, что преодоление трудных периодов ее развития всегда начиналось с обретения большей частью народа патриотических духовных ценностей. Судя по всему, нынешний период не является исключением.
Ситуация, складывающаяся в России, показывает, что проблема целенаправленного патриотического воспитания населения страны, особенно молодежи, сегодня становится особенно актуальной. Чрезвычайно важна эта проблема и для Министерства внутренних дел России. Среди основных причин, актуализирующих ее, можно назвать следующие:
Во-первых, кардинально меняется традиционная система ценностей в нашей стране. Это приводит к ликвидации прежнего механизма социализации поколений, падению в шкале ценностей молодежи значения таких понятий, как «честь», «долг», «дисциплина», «самоотверженность», «патриотизм». Эти понятия вытесняются такими как «деньги», «богатство», «престиж», «выгода», «успех любой ценой» и т. п. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа службы в правоохранительных органах.
Во-вторых, стремительное нарастание бездуховности в обществе, проявляющейся во многих формах, в частности, в агрессивном невежестве, в девальвации духовных ценностей, в резком снижении интереса к российской культуре, искусству и самообразованию. Одним из грозных симптомов внутренней духовной деградации общества является то, что в нем нет неприятия цинизма и вседозволенности «новорусской элиты», а такие прежние духовные ценности, как «служение народу», «защита правопорядка и законности» воспринимаются как нечто совершенно банальное, декларативное и не затрагивающее глубинных чувств большинства социально активных граждан нашей страны.
В-третьих, большинство населения России, и особенно молодежь, оказались не готовыми к сменам ориентиров в развитии страны. Отсюда, как реакция на современное состояние общественной жизни -апатия, нигилизм, агрессивность, цинизм, появление антипатриотических настроений, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, и, прежде всего, правоохранительным органам. В этих условиях совершенно очевидной встает проблема формирования и эффективного функционирования системы патриотического воспитания, прежде всего, молодежи, формирования у нее личностных и гражданских качеств, соответствующих подлинно демократическим принципам российского общества.
В-четвертых, объективные и субъективные процессы в стране существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм зачастую стал перерождаться в национализм, национальную и конфессиональную нетерпимость, сепаратизм и экстремизм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма и патриотизма.
В динамике формирования патриотического сознания доминирует комплекс противоречий, который нельзя не учитывать при организации воспитательной работы с населением страны, сотрудниками органов внутренних дел. Эти противоречия развиваются на трех основных уровнях: во-первых, противоречия общесоциологического плана, связанные с характером развития всей системы общественных отношений; во-вторых, противоречия функционирования и развития отдельных социальных слоев, групп российского общества; в-третьих, внутриличностные противоречия, которыми определяются диалектика экзистенциальных противоречий, из которых собственно и состоит духовная жизнь личности.
В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем, связанных с воспитанием патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Отсюда необходимость единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России и соответствующей этой политике государственной системе патриотического воспитания граждан страны, способной консолидировать и координировать эту многоплановую работу.
Система эта должна быть ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения России, определять основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских людей к служению Отечеству. Именно служению Отечеству, а не только его защите. Главной целью системы патриотического воспитания граждан РФ является создание условий, способствующих формированию патриотических чувств и обеспечивающих решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочнению единства и дружбы народов страны, укреплению законности и правопорядка.
Вокруг идеи патриотизма разгорелись жаркие дискуссии в российском обществе. Думается, вполне обоснованно можно утверждать, что в основе общенациональной идеи может лежать только чувство патриотизма, ибо в нашем нестабильном, далеком от согласия обществе никакая другая идея не может выражать интересы всего или большей части народа и обеспечить возрождение и расцвет России.
Государство, если оно хочет занять достойное место в мире, обязано культивировать в обществе патриотизм.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Предмет исследования - патриотизм и духовно-нравственная культура как основа профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Цель настоящей работы – провести комплексный научный анализ патриотизма и духовно-нравственной культуры как основы профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:
1) рассмотреть нравственно-этический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД;
2) изучить сущность духовно-нравственной культуры в профессиональной деятельности ОВД;
3) проанализировать значение патриотического воспитания сотрудников ОВД.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ документов.
Теоретическую базу исследования составили научные работы ученых правоведов, исследующих проблемы патриотизма и духовно-нравственной культуры в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, чьи труды были внимательно изучены нами в процессе написания данной работы.
Нормативную и эмпирическую базу исследования составили различные источники информации, значительное место среди которых занимают нормативные правовые акты: Конституция РФ, ФЗ «О полиции», Кодекс профессиональной этики сотрудников ОВД, иные нормативные и правовые акты органов государственной власти и общественных объединений, международные правовые акты.
Научная новизна данной работы состоит в том, что с позиции комплексного анализа исследуются актуальные проблемы патриотизма и духовно-нравственной культуры в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и предложены пути их преодоления.
Прaктичecкaя знaчимocть рaбoты зaключaeтcя в тoм, чтo рaзрaбoтaнныe рeкoмeндaции мoгут быть иcпoльзoвaны при рeшeнии иccлeдoвaтeльcкиx зaдaч в учeбнoм прoцecce.
Глава 1. Нравственно-этический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД
- 1. Профессиональное общение сотрудников ОВД и его особенности
Умение профессионального общения сотрудника правоохранительных органов - это владение речемыслительными действиями в соответствии с поставленной целью в условиях правоприменительной и правоохранительной деятельности на основе имеющихся знаний и навыков.
В профессии сотрудника органов внутренних дел общение занимает немаловажную роль. Примерно 80% деятельности составляет общение (в том числе с гражданами)[1].
Общение - это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.
При выполнении своих профессиональных функций сотрудники ОВД вступают в общение с разными категориями граждан: с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми и обычными людьми. Сотрудник полиции обязан постоянно соблюдать служебный этикет, т.е. совокупность правил поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Вежливое отношение к гражданам, лояльность, выдержка положительно оцениваются окружающими и, как правило, вызывают ответное поведение, что способствует разрядке конфликтной ситуации.
Нередко в силу специфики профессиональной деятельности общение с гражданами принимает конфликтный характер, что, безусловно, оказывает негативное влияние на результаты всей деятельности. Учитывая данное обстоятельство, сотрудникам ОВД следует выбирать оптимальный вариант собственного поведения в каждой конкретной ситуации и находить индивидуальный подход в общении с гражданами.
Во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и граждан важную роль играют социальные нормы, приоритетными из которых в данном взаимодействии признаются нормы права и морали.
Как известно современная психология представляет собой обширную систему знаний о поведении человека и групп людей. Имеющиеся в ее распоряжении психотехнологии позволяют решать многие практические вопросы, в том числе в сфере правоохранительной практики. Однако следует отметить, что совершенно по-новому проблема совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД рассматривается в настоящее время. Реалии таковы, что на первое место в сегодняшнем настоящем выходят вопросы связанные не просто с профессиональной осведомленностью и подготовленностью сотрудников ОВД, а с их профессиональной компетентностью и профессиональной культурой. Исследования и практика показывают, что не все сотрудники правоохранительных органов, и более того многие молодые милиционеры не обладают достаточной коммуникативной компетентностью, что выступает фактором, негативно влияющим на имидж органов внутренних дел, снижает результативность их деятельности[2].
Осуществляемая в большинстве случаев работниками органов внутренних дел задача эффективной борьбы с преступностью в современной России все более актуализируется в связи с усложнением криминогенной обстановки и изменением качественных характеристик преступности. Это обстоятельство ставит под угрозу не просто состояние стабильности общества, но и создает реальную опасность утраты тех демократических ценностей, которые утверждены в нашей стране за последние годы. В этих условиях изучение различных сторон правоохранительной деятельности с целью ее улучшения становится одной из наиболее важных и неотложных социальных и научных проблем, требующих системного осмысления и такого подхода к её разрешению, который смог бы обеспечить безопасность общества без ущерба для стабильного экономического роста и развития социума по прогрессивному социально-политическому пути.
К сотруднику правоохранительных органов как представителю власти, наделённому определённым кругом правовых полномочий, предъявляются довольно высокие требования как в морально-этическом, так и в психологическом плане.
Сотрудники правоохранительной сферы не могут считаться подготовленными к практической деятельности, не обладая необходимыми профессионально значимыми качествами личности, а также соответствующей мотивацией на службу. Именно им приходится иметь дело с наиболее сложным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти[3].
Перед правоохранительными органами общество ставит определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. В связи с этим к личности сотрудников предъявляются определенные требования, обусловленные наличием особых властных полномочий, прав и обязанностей применять власть от имени закона. Нестабильность экономических преобразований, непосредственно влияя на характер осуществления правоохранительной деятельности, профессионально-личностные характеристики и Я-концепцию сотрудников, может менять ценностные ориентации и создавать психологическую неустойчивость в коллективах подразделений правоохранительной системы.
В силу специфики правоохранительной деятельности, сотрудникам полиции приходится часто взаимодействовать с различными категориями граждан, находить общий язык с лицами, не склонными к контактам с представителями правоохранительных органов. Выполняя служебные и оперативные задачи, сотрудникам полиции часто приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемные вопросы, находить выход в экстремальной ситуации, противостоять не просто преступникам, а хорошо вооруженным и организованным преступным группам.
Противостоять криминальным элементам, успешно решать поставленные задачи, поддерживать и усиливать положительный имидж сотрудника полиции у населения, по нашему мнению, могут и современные специалисты органов внутренних дел; не все, но те у кого сформировано высокое чувство ответственности, любовь к работе и Родине, кто не формально, а с душой и систематически стремиться повысить свою профессиональную культуру[4].
Именно в этой связи, к сотрудникам полиции, обществом и государством выдвигаются высокие требования, как к личности, так и к качеству и результативности их профессионального труда. В этой связи сотрудник полиции должен уметь:
- адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;
- грамотно осуществлять рефлексивное управление;
- качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;
- эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;
- четко управлять ходом развития общения с гражданами;
- грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;
- умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.
Таким образом, с одной стороны, имеется насущная проблема формирования коммуникативной компетентности у сотрудников полиции в процессе их профессиональной подготовки; с другой стороны, не все методические рекомендации по формированию у сотрудников подразделений и служб ОВД профессиональных умений и навыков, необходимых элементов профессиональной (в том числе и коммуникативной) компетентности, реализуемы в условиях служебной подготовки (обучения без отрыва от профессиональной деятельности).