Курсовая работа|Философия

Патриотизм и духовно-нравственная культура как основа профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: неизвестно

Год: 2020 | Страниц: 54

Введение

Глава 1. Нравственно-этический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД

  • 1. Профессиональное общение сотрудников ОВД и его особенности
  • 2. Этика в профессиональной деятельности сотрудников ОВД

Глава 2. Духовно-нравственная культура в профессиональной деятельности ОВД

  • 1. Духовно-нравственная культура: понятие, признаки, особенности
  • 2.Роль духовно нравственной культуры в профессиональной деятельности ОВД

Глава 3. Патриотизм как ключ к профессионализму

  • 1. Патриотизм и его место в современном мире
  • 2. Патриотическое воспитание сотрудников ОВД
  • 3. Патриотизм как основа профессиональной деятельности сотрудников ОВД

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность исследования. Патриотизм является важнейшим источником жизнедеятельности нации, народа, государства, личности. Невозможно переоценить его роль в истории России, в утверждении национальной гордости и достоинства, защите Отечества в периоды войн и других испытаний, обеспечении национальной безопасности.

Наша история свидетельствует о том, что преодоление трудных периодов ее развития всегда начиналось с обретения большей частью народа патриотических духовных ценностей. Судя по всему, нынешний период не является исключением.

Ситуация, складывающаяся в России, показывает, что проблема целенаправленного патриотического воспитания населения страны, особенно молодежи, сегодня становится особенно актуальной. Чрезвычайно важна эта проблема и для Министерства внутренних дел России. Среди основных причин, актуализирующих ее, можно назвать следующие:

Во-первых, кардинально меняется традиционная система ценностей в нашей стране. Это приводит к ликвидации прежнего механизма социализации поколений, падению в шкале ценностей молодежи значения таких понятий, как «честь», «долг», «дисциплина», «самоотверженность», «патриотизм». Эти понятия вытесняются такими как «деньги», «богатство», «престиж», «выгода», «успех любой ценой» и т. п. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа службы в правоохранительных органах.

Во-вторых, стремительное нарастание бездуховности в обществе, проявляющейся во многих формах, в частности, в агрессивном невежестве, в девальвации духовных ценностей, в резком снижении интереса к российской культуре, искусству и самообразованию. Одним из грозных симптомов внутренней духовной деградации общества является то, что в нем нет неприятия цинизма и вседозволенности «новорусской элиты», а такие прежние духовные ценности, как «служение народу», «защита правопорядка и законности» воспринимаются как нечто совершенно банальное, декларативное и не затрагивающее глубинных чувств большинства социально активных граждан нашей страны.

В-третьих, большинство населения России, и особенно молодежь, оказались не готовыми к сменам ориентиров в развитии страны. Отсюда, как реакция на современное состояние общественной жизни -апатия, нигилизм, агрессивность, цинизм, появление антипатриотических настроений, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, и, прежде всего, правоохранительным органам. В этих условиях совершенно очевидной встает проблема формирования и эффективного функционирования системы патриотического воспитания, прежде всего, молодежи, формирования у нее личностных и гражданских качеств, соответствующих подлинно демократическим принципам российского общества.

В-четвертых, объективные и субъективные процессы в стране существенно обострили национальный вопрос. Патриотизм зачастую стал перерождаться в национализм, национальную и конфессиональную нетерпимость, сепаратизм и экстремизм. Во многом утрачено истинное значение и понимание интернационализма и патриотизма.

В динамике формирования патриотического сознания доминирует комплекс противоречий, который нельзя не учитывать при организации воспитательной работы с населением страны, сотрудниками органов внутренних дел. Эти противоречия развиваются на трех основных уровнях: во-первых, противоречия общесоциологического плана, связанные с характером развития всей системы общественных отношений; во-вторых, противоречия функционирования и развития отдельных социальных слоев, групп российского общества; в-третьих, внутриличностные противоречия, которыми определяются диалектика экзистенциальных противоречий, из которых собственно и состоит духовная жизнь личности.

В этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем, связанных с воспитанием патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Отсюда необходимость единой государственной политики в области патриотического воспитания граждан России и соответствующей этой политике государственной системе патриотического воспитания граждан страны, способной консолидировать и координировать эту многоплановую работу.

Система эта должна быть ориентирована на все социальные слои и возрастные группы населения России, определять основные пути развития системы патриотического воспитания граждан, ее основные компоненты, позволяющие формировать готовность российских людей к служению Отечеству. Именно служению Отечеству, а не только его защите. Главной целью системы патриотического воспитания граждан РФ является создание условий, способствующих формированию патриотических чувств и обеспечивающих решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочнению единства и дружбы народов страны, укреплению законности и правопорядка.

Вокруг идеи патриотизма разгорелись жаркие дискуссии в российском обществе. Думается, вполне обоснованно можно утверждать, что в основе общенациональной идеи может лежать только чувство патриотизма, ибо в нашем нестабильном, далеком от согласия обществе никакая другая идея не может выражать интересы всего или большей части народа и обеспечить возрождение и расцвет России.

Государство, если оно хочет занять достойное место в мире, обязано культивировать в обществе патриотизм.

          Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Предмет исследования - патриотизм и духовно-нравственная культура как основа профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Цель настоящей работы – провести комплексный научный анализ патриотизма и духовно-нравственной культуры как основы профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Достижение указанной цели представляется возможным с помощью следующих задач:

1) рассмотреть нравственно-этический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД;

2) изучить сущность духовно-нравственной культуры в профессиональной деятельности ОВД;

3) проанализировать значение патриотического воспитания сотрудников ОВД.

Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Методологией данного исследования являются положения общенаучного диалектического метода познания. Кроме того, были использованы частно-научные и специальные методы: исторический, сравнительно-правовой, логико-юридический, системно-структурный, формально-логический, а также анализ документов.

Теоретическую базу исследования составили научные работы ученых правоведов, исследующих проблемы патриотизма и духовно-нравственной культуры в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, чьи труды были внимательно изучены нами в процессе написания данной работы.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили различные источники информации, значительное место среди которых занимают нормативные правовые акты: Конституция РФ, ФЗ «О полиции», Кодекс профессиональной этики сотрудников ОВД, иные нормативные и правовые акты органов государственной власти и общественных объединений, международные правовые акты.

Научная новизна данной работы состоит в том, что с позиции комплексного анализа исследуются актуальные проблемы патриотизма и духовно-нравственной культуры в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел и предложены пути их преодоления.

Прaктичecкaя знaчимocть рaбoты зaключaeтcя в тoм, чтo рaзрaбoтaнныe рeкoмeндaции мoгут быть иcпoльзoвaны при рeшeнии иccлeдoвaтeльcкиx зaдaч в учeбнoм прoцecce.

 

Глава 1. Нравственно-этический аспект профессиональной деятельности сотрудников ОВД

  • 1. Профессиональное общение сотрудников ОВД и его особенности

Умение профессионального общения сотрудника правоохранительных органов - это владение речемыслительными действиями в соответствии с поставленной целью в условиях правоприменительной и правоохранительной деятельности на основе имеющихся знаний и навыков.

В профессии сотрудника органов внутренних дел общение занимает немаловажную роль. Примерно 80% деятельности составляет общение (в том числе с гражданами)[1].

Общение - это способ бытия человека в условиях взаимных отношений, взаимодействия с другими людьми. В процессе общения люди обмениваются информацией - мыслями, идеями и эмоциями, в результате чего между людьми устанавливается определенная форма взаимоотношений и взаимовлияния, направленная на достижение определенного делового целесообразного результата.

При выполнении своих профессиональных функций сотрудники ОВД вступают в общение с разными категориями граждан: с потерпевшими, свидетелями, подозреваемыми, обвиняемыми и обычными людьми. Сотрудник полиции обязан постоянно соблюдать служебный этикет, т.е. совокупность правил поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям. Вежливое отношение к гражданам, лояльность, выдержка положительно оцениваются окружающими и, как правило, вызывают ответное поведение, что способствует разрядке конфликтной ситуации.

Нередко в силу специфики профессиональной деятельности общение с гражданами принимает конфликтный характер, что, безусловно, оказывает негативное влияние на результаты всей деятельности. Учитывая данное обстоятельство, сотрудникам ОВД следует выбирать оптимальный вариант собственного поведения в каждой конкретной ситуации и находить индивидуальный подход в общении с гражданами.

Во взаимоотношениях сотрудников органов внутренних дел и граждан важную роль играют социальные нормы, приоритетными из которых в данном взаимодействии признаются нормы права и морали.

Как известно современная психология представляет собой обширную систему знаний о поведении человека и групп людей. Имеющиеся в ее распоряжении психотехнологии позволяют решать многие практические вопросы, в том числе в сфере правоохранительной практики. Однако следует отметить, что совершенно по-новому проблема совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ОВД рассматривается в настоящее время. Реалии таковы, что на первое место в сегодняшнем настоящем выходят вопросы связанные не просто с профессиональной осведомленностью и подготовленностью сотрудников ОВД, а с их профессиональной компетентностью и профессиональной культурой. Исследования и практика показывают, что не все сотрудники правоохранительных органов, и более того многие молодые милиционеры не обладают достаточной коммуникативной компетентностью, что выступает фактором, негативно влияющим на имидж органов внутренних дел, снижает результативность их деятельности[2].

Осуществляемая в большинстве случаев работниками органов внутренних дел задача эффективной борьбы с преступностью в современной России все более актуализируется в связи с усложнением криминогенной обстановки и изменением качественных характеристик преступности. Это обстоятельство ставит под угрозу не просто состояние стабильности общества, но и создает реальную опасность утраты тех демократических ценностей, которые утверждены в нашей стране за последние годы. В этих условиях изучение различных сторон правоохранительной деятельности с целью ее улучшения становится одной из наиболее важных и неотложных социальных и научных проблем, требующих системного осмысления и такого подхода к её разрешению, который смог бы обеспечить безопасность общества без ущерба для стабильного экономического роста и развития социума по прогрессивному социально-политическому пути.

К сотруднику правоохранительных органов как представителю власти, наделённому определённым кругом правовых полномочий, предъявляются довольно высокие требования как в морально-этическом, так и в психологическом плане.

Сотрудники правоохранительной сферы не могут считаться подготовленными к практической деятельности, не обладая необходимыми профессионально значимыми качествами личности, а также соответствующей мотивацией на службу. Именно им приходится иметь дело с наиболее сложным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной деятельности, противоборство и враждебное отношение к представителям власти[3].

Перед правоохранительными органами общество ставит определенные цели и задачи, направленные на ликвидацию преступности в стране. В связи с этим к личности сотрудников предъявляются определенные требования, обусловленные наличием особых властных полномочий, прав и обязанностей применять власть от имени закона. Нестабильность экономических преобразований, непосредственно влияя на характер осуществления правоохранительной деятельности, профессионально-личностные характеристики и Я-концепцию сотрудников, может менять ценностные ориентации и создавать психологическую неустойчивость в коллективах подразделений правоохранительной системы.

В силу специфики правоохранительной деятельности, сотрудникам полиции приходится часто взаимодействовать с различными категориями граждан, находить общий язык с лицами, не склонными к контактам с представителями правоохранительных органов. Выполняя служебные и оперативные задачи, сотрудникам полиции  часто приходится сталкиваться с необходимостью решать проблемные вопросы, находить выход в экстремальной ситуации, противостоять не просто преступникам, а хорошо вооруженным и организованным преступным группам.

Противостоять криминальным элементам, успешно решать поставленные задачи, поддерживать и усиливать положительный имидж сотрудника полиции у населения, по нашему мнению, могут и современные специалисты органов внутренних дел; не все, но те у кого сформировано высокое чувство ответственности, любовь к работе и Родине, кто не формально, а с душой и систематически стремиться повысить свою профессиональную культуру[4].

Именно в этой связи, к сотрудникам полиции, обществом и государством выдвигаются высокие требования, как к личности, так и к качеству и результативности их профессионального труда. В этой связи сотрудник полиции должен уметь:

  • адекватно ориентироваться в ситуациях профессионального общения;
  • грамотно осуществлять рефлексивное управление;
  • качественно устанавливать психологический контакт с гражданами, представляющими профессиональный интерес;
  • эффективно оказывать правомерное психологическое воздействие;
  • четко управлять ходом развития общения с гражданами;
  • грамотно и уверенно выступать на публике, вести дискуссии;
  • умело владеть психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.

Таким образом, с одной стороны, имеется насущная проблема формирования коммуникативной компетентности у сотрудников полиции в процессе их профессиональной подготовки; с другой стороны, не все методические рекомендации по формированию у сотрудников подразделений и служб ОВД профессиональных умений и навыков, необходимых элементов профессиональной (в том числе и коммуникативной) компетентности, реализуемы в условиях служебной подготовки (обучения без отрыва от профессиональной деятельности).

  1. Агеев А.И. Будущее России: в тисках истории, хаоса и сценариев // Мир России. - 2010. - N 1. - С.126-162.
  2. Аминов И.И. Психологическое изучение собеседника в профессиональном общении сотрудника органов внутренних дел. М., 2000.
  3. Андреев А.Л. Общество, государство и силовые структуры в социально-историческом развитии России // Россия и совр. мир. - 2005. - N 3. - С.55-72.
  4. Асцатурова В.Е. Диалектика взаимодействия морального и правового сознания в деятельности сотрудников правоохранительных органов в современной России: социально-философский анализ. М., 2007.
  5. Асямов С.В., Пулатов Ю.С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел: Учебное пособие. – Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2000.
  6. Ахиезер А.С. Нравственность в России и противостояние катастрофам // Обществ. науки и современность. - 2007. - N 6. - С.26-37.
  7. Беленько И.А. Формирование умений профессионального общения у курсантов юридических вузов МВД России. Челябинск, 2005.
  8. Беляева Е.В., Зеленкова И.Л. Этика: Учебное пособие и Практикум. - Мн.: НТООО “ТетраСистемс”, 2003.
  9. Бондаренко В.М. Новый взгляд на будущее России // Социол. исслед. - 2010. - N 12. - С.122-126.
  10. Букреев В.И., Римская И.Н. Этика права: От истоков этики и права к мировоззрению. М., 2000.
  11. Васильев Ф.П. Какая полиция нам нужна? // Рос. юстиция. - 2011. - N 6. - С.41-44.
  12. Гончаров И.В. Создание в России полиции: переименование или изменение содержания? // Рос. юстиция. - 2010. - N 2. - C.60-62.
  13. Горохова В.В. Формирование патриотизма и гражданственности у курсантов и слушателей Московского университета МВД России. // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - №6 . - С. 5-6.
  14. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации: (Социологический анализ). - М., 2000.
  15. Девятова С.В. Современная Россия и стратегия ее развития до 2020 года / С.В.Девятова, В.И.Купцов // Соц.-гуман. знания. - 2010. - N 1. - С.3-22.
  16. Жукова Е.И. Социокультурные аспекты профессиональной идентичности сотрудников органов внутренних дел. Саратов, 2010.
  17. Заварзина Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел. Спб., 2002.
  18. Иванова С.Ю. Патриотизм в культуре современной России. Ставрополь, 2004.
  19. Егоршин А.П. Этика деловых отношений. - Н/Новгород : НИМБ, 2005.
  20. Егорышев С.В. Профессиональная этика. - М. : ЦОКР МВД России, 2005.
  21. Зарубина Е.В. Этикетные правила общения сотрудников органов внутренних дел с различными категориями граждан. // Правоохранительные органы. - 2007.- №2. -с.19-27.
  22. Кобликов А.С. Юридическая этика. - 3-е изд. изм. - М. : Норма, 2007.
  23. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. - Орел : ОрЮИ МВД России, 2008.
  24. Кондоурова О.П. Психологический тренинг профессионального общения сотрудников полиции общественной безопасности с гражданами. М., 2001.
  25. Кудрявцев Л.Д. Современное общество и нравственность / Рос. акад. наук. - М.: Наука, 2000.
  26. Магомадов Л.А. Социально-философский анализ патриотизма как духовной основы личности сотрудников ОВД. Краснодар, 2006.
  27. Малиновский А.А. Кодекс профессиональной этики: понятие и юридическое значение. // Журнал российского права. - 2008.- №4. -с.39-45.
  28. Маслова И.С. Формирование патриотического мировоззрения у сотрудников ГИБДД МВД России : учебное пособие. - Орел : ОрЮИ МВД России, 2009.
  29. Небратенко Г.Г. Возрождение российской полиции: история и современные перспективы // История государства и права. - 2011. - N 9. - С.22-24.
  30. Полетухин Ю.А. Профессиональная этика сотрудников ОВД: Курс лекций. – Челябинск, 2001.
  31. Правовые и организационные проблемы деятельности органов внутренних дел в современных условиях: учебное пособие / сост. : Н.П. Печников. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009.
  32. Пушкарев С.А. Правовые ценности в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Ростов – на – Дону, 2009.
  33. Сокова З.К. Профессиональная этика: Курс лекций. – М., 2000.
  34. Такасаева К.Р. Морально-психологические факторы профессиональной деформации личности сотрудника ОВД. М., 2001.
  35. Чудинова И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения // Соц.-гуман. знания. - 2003. - N 5. - С.3-19

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Философия
2015 год 23 стр.
Курсовая Нравственное сознание
diplomstud
Курсовая работа Философия
2013 год 34 стр.
Курсовая Принципы верификации и фальсификации
Svetlana
Курсовая работа Философия
2013 год 31 стр.
Курсовая Особенности русского национального характера
Курсовая работа Философия
2013 год 27 стр.
Курсовая Идеальное государство Платона

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское